Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 14:43, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Культурология".
Каждый самобытный культурно-исторический тип эволюционирует от этнографического состояния к государственному и от него - к цивилизации. Вся история, по мнению Н. Я. Данилевского доказывает, что цивилизация не передается от одного культурно-исторического типа к другому. Из этого не следует что они не оказывают взаимного влияния друг на друга, однако, такое воздействие не может рассматриваться как прямая передача. По Данилевскому, "народы каждого культурно-исторического типа не вообще трудятся, результаты их труда остаются собственностью всех других народов, достигших цивилизационного периода своего развития, и труда этого повторять незачем" (Россия и Европа. С. 128). Под периодом цивилизации Н. Я. Данилевский понимал "время, в течении которого народы составляющие тип… проявляют преимущественно свою духовную деятельность во всех тех направлениях, для которых есть залоги в их духовной природе…" (Россия и Европа. С. 106).Н. Я. Данилевский выделяет следующие основание культурной типологии: направление культурной деятельности человека. Всю социально-культурную деятельность он подразделяет на 4, не сводимых один к другому, разряда:
1.
2.
3.
4.
В соответствии с разрядами культурной деятельности человека Н. Я. Данилевский различал культурные типы: культуры первичные, одноосновные, двухосновные и четырех основные. В основе истории и философии Н. Я. Данилевского лежит идея отрицания единства человечества, единого направления процесса: "общечеловеческой цивилизации не существует и не может существовать, потому что это была бы только не возможная и вовсе не желательная неполнота… Общечеловеческого не только нет в действительности, но и желать быть им - значит довольствоваться общим местом, бесцветностью, отсутствием оригинальности, одним словом, довольствоваться невозможною неполнотою" (Россия и Европа. С. 508).Не сомневаясь в биологическом единстве человечества, Н. Я. Данилевский настаивает на самобытности, "самодостаточности" культуры, создаваемых народами. Подлинными творцами истории выступают не сами народы, а созданные ими достижения зрелого состояния культуры, которые подобны "многолетним одноплодным растениям", живущим много лет, но цветущим и плодоносящим только раз в жизни.
22. Типология Ясперса. В отличие от популярной в Европе в первой половине ХХ века теории культурных циклов, немецкий философ, ярчайший представитель экзистенциализма, Карл Ясперс (1883 - 1969) предполагал единое происхождение человечества и единую историю культуры. Критикуя метод О. Шпенглера, Ясперс утверждал, что он позволяет лишь истолковывать явления духовной жизни, стили в искусстве или типы "настроений", однако не дает возможности установить законы. Кроме того, Ясперс обращал внимание на неправомерность биологических аналогов, которые широко используются в Шпенглеровской концепции культурных типов, в следствии чего история приобретает фактический характер. Он также отвергал и материалистическое толкование истории марксизмом, утверждая, что в истории культуры значительную роль играют не экономические факторы, а духовные. Таким образом, полемизирую с К.Марксом, Ясперс отстаивает приоритет “духовной составляющей”в истории культуры, а в полемике со Шпенглером утверждает ее единство, приходя в конечном итоге к пониманию истории культуры как линейного процесса, имеющего смысловое завершение. История - это “процесс между истоками и целью” (Ясперс К. Истоки истории и ее цель //Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С.54).Рисуя схему мировой истории, К.Ясперс выделяет 4 гетерогенных периода: “Человек четыре раза как бы отправляется основой основы. Сначала от доистории, от едва доступной нашему постижению прометеевской эпохи (возникновение речи, орудий труда, умения пользоваться огнем), когда он только становится человеком. Во втором случае от возникновения великих культур древности. В третьем - от осевого времени, когда полностью формируется подлинный человек в его духовной открытости миру.В четвертом - от научно-технической эпохи, чье преобразующее воздействие мы испытываем на себе”” (Смысл и назначение истории. С.53). Периоды, выделяемые К.Ясперсом, можно представить в виде схемы:Описывая и прогнозируя историко-культурный процесс, К.Ясперс представляет его в виде “двух дыханий”: “первое ведет от прометеевской эпохи через великие культуры древности к осевому времени со всеми его последствиями. Второе начинается с эпохи науки и техники, со второй прометеевской эпохи в истории человечества, и, быть может, приведет через образования, которые окажутся аналогичными организациям и свершениям великих культур древности, к новому еще далекому и невидимому второму осевому времени, к подлинному становлению человека” (Смысл и назначение истории. С.53).
23.Типология Баховен.По наличию мужского и женского начала в культуре.Швейцарский историк права Иоганн Якоб Баховен (1815-1887) считал, что на заре человеческой истории кровные узы можно было проследить только по материнской линии. Следовательно, можно говорить о существовании матриархального типа культуры. Для этого типа культуры естественно равенство людей. Безусловная материнская любовь, не делающая никаких различий между детьми, несмотря на их заслуги, достижения или неудачи, является тем ценностным основанием, на котором и существует данный тип культуры.Для патриархального типа культуры характерно деятельное начало: стремление человека прилагать усилия к изменению природного окружения, преобладание рационального мышления и приоритет подчинения законам.
24.Дихотомия "Восток-Запад".Деление культур на восточные и западные фиксирует не только их территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностей ориентации, основных мировоззренческих установок, общественно-экономических и политических структур. Считается, что "Запад" подразумевает европейскую и американскую культуру, "Восток" - страны Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Северной Африки. Западная культура ориентирована на ценности технологического развития, динамичный образ жизни, совершенствование культуры и общества. Идея значимости личности, приоритет инициативы и творчества закрепляется в конституционных формах. Для социодинамики западной культуры характерны волнообразность, рывки, неравномерность. Процесс перехода к новому протекает как логика устаревших ценностных систем, общественно-экономических и политических структур.На Востоке новое не отвергает и не разрушает старое, традиционное, а ограничено вписывается в него.Западная культура нацелена вовне, тогда как для восточной культуры характерна погруженность во внутренний мир человека. Если западная культура пошла по пути создания техники и технологий, опосредующих отношения с природой, то для восточной культуры характерно стремление к гармонии с природой, развитие естественным образом.
19Материальная, духовная, художественная культура.Деление на материальную и духовную культуру фиксирует принципиальные различия между двумя типами деятельности. Оно осуществляется, исходя не только из различий производственных “продуктов”, но и по внутренним характеристикам самой деятельности, по совокупности условий и связей, образующих эту деятельность. Наряду с материальной принято выделять еще два специфических слоя, это - духовная и художественная культура. Каждый слой культуры обладает своим внутренним строением.
Структура материальной культуры
В рамках материальной деятельности следует выделить практически-преобра-
По характеру объекта (природа, и люди) она имеет двоякую направленность. Материальная культура направленности имеет две области, образованные плодами практически-преобразовательной и практически-коммуникативной деятельности людей. Каждая из низ дифференцирована.I раздел материальной культуры - вещественные плоды материального производства, предназначенные для человеческого потребления, ткпс технические сооружения, оснащающие материальное производство. Это так называемая “материальная культура” - все сохранившееся от прошлых эпох наследие - орудия труда, оружие, постройки, бытовой инвентарь, одежда, плоды сельского хозяйства, ремесленного, промышленного производства. Это и “производственно-техническая” культура - все исторически сформировавшиеся, динамичные, постоянно обновляющиеся способы (технологии) производственной деятельности общественного человека.II Подразделение материальной культуры - культура воспроизводства человеческого рода, способы поведения человека в сфере интимных отношений. Сфера естественно-родового отношения мужчины и женщины в известной мере характеризует степень общей культуры человека. Таким образом, выделение двух областей материальной культуры обусловлено строением самого фундамента общественной жизни. Однако производство и воспроизводство материальной жизни нуждается, в свою очередь, в двояком материальном обеспечении:
1) они нуждаются в оптимальных физических качествах человека, необходимых и для воспроизводства человека и осуществления трудовой деятельности.
2) поскольку вся материальная практика человека имеет социальный характер, она требует социально-организационного обеспечения.Так выделяются еще две области материальной культуры - физическая культура и культура социально-политическая (многообразие учреждений и практических действий, которые составляют реальное “тело” общественного бытия, то, как обычно называют “социальной материей”).Духовная культура включает 4 раздела деятельности:
I. Проективный вид деятельности.
Он предшествует материальной практике, предполагая ей идеальные модели будущих конструкций (результаты этой деятельности: идеальные модели, проекты и чертежи технических сооружений, конструкций, машин; модели социальных преобразований, проекты новых форм политического устройства, новых социальных институтов и учреждений, объектом такого проектирования становится и сам человек, когда он разрабатывает модели воспитания, изменения и совершенствования своей природы, своего будущего). В этой сфере духовная культура реализуется вектор активности, направленности в будущее, разрабатывается идеал.II. Эта область духовной культуры охватывает плоды познавательной деятельности человека. Она выступает в виде совокупности знаний о природе, обществе, человеке, его внутреннем мире. Знания являются важнейшим структурным элементом в этой области духовной культуры.Можно выделить знания человека: потенциальное знание; знание – опознание; знание – воспоминание; знание – понимание; знание – оценка; знание - убеждение.III. Строение этого раздела Духовной культуры связанного с ценностно-ориентационной деятельностью, еще более своеобразно. Мир человека - это всегда мир ценностей, он наполнен для него смыслом и значениями.В мире человека обнаруживаются различные виды ценностей (см. об этом выше).IV. Область духовной культуры - духовное общение людей во всех конкретных формах его проявления. Формы эти определяются особенностями предмета коммуникации:1)другой человек - непосредственный партнер в общении; 2)общение возможно в группе (семья, круг друзей, коллектив); 3)специфическая форма общения - опосредованное общение между людьми разных поколений, эпох, культур через объективированные результаты духовной деятельности (речи, книги, произведения искусства и т.д.).
Художественная культура особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности (художественного восприятия, мышления, творчества, переживания и т.п.).
Художественная культура имеет особые функции материального воплощения, духовна в своей основе, имеет как правило, изобразительный характер. Это особая целостная структура, в которой материальное и духовное органически соединяются. Эта органичность, неизвестная другим формам духовной деятельности, и позволяет выделить художественную культуру как особый самостоятельный и центральный слой культуры, который в плотную подходит, с одной стороны к слою материальной культуры (близость архитектуры к технике), а с другой - к слою культуры духовной (близость ,………литературы к науке). Внутреннее строение художественной культуры исследовано пока не достаточно. Чаще всего художественную культуру сводят к коммуникативной схеме “художник-искусство-публика”. Это некая самоуправляемая схема, где элементами являются “художественное производство - художественные ценности - художественное потребление”. В художественной культуре человеческая деятельность представлена всеми своими видами, которые не ,,,,,,,, сливаются, отождествляются в самом искусстве, но, специфически преломленные, входят в художественную культуру, окружающую искусство своими институтами.
Выделяются 4 вида деятельности в художественной культуре:
Преобразовательная деятельность внедряется в художественную культуру в форме художественного производства.
Коммуникативная деятельность входит в нее в виде потребления произведений искусства, поскольку восприятие произведений искусства есть своего рода общение публики с автором или его ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,
Ценностно-ориентационная деятельность специализируется на оценках произведений искусства.
Познавательная деятельность проявляется в виде специфического интереса к искусству, изучаемого в рамках искусствоведческих наук.Таким образом, феномен культуры обязан в своем происхождении, бытии и функционировании деятельности субъекта (человечества, народов социальных групп, индивидов). При всем многообразии конкретных форм проявления культура выступает как некое целое, система.III. Задачи, метод, основания типологии культуры.Типология культуры решает задачи упорядоченного описания и объяснения разнородного по составу множества объектов культуры. Типология культуры - метод научного познания, в основе которого лежит расчленение социокультурных систем и объектов и их группировка с помощью обобщенной идеализированной модели или типа; результат типологического описания и сопоставления. В научном сообществе как более или менее равноправные существуют различные основания для типологии культуры. Основаниями выступают определенные совокупности показателей, включающие в себя значимые характеристики исследуемых культур в соответствии с поставленными задачами. Прерогативой исследователя является выбор основания для типологии, причем таких оснований может быть несколько. Современное культурологическое знание представлено различными типологиями, классификациями культур. Это не означает, что одни из них более правильны, чем другие. Смысл заключается в том, что сами исследовательские задачи диктуют необходимый набор показателей, которые и выступают основанием для той или иной типологии культуры. “В сегодняшней познавательной парадигме исследовательские намерения рассматриваются как значимый фактор, влияющий на весь ход научной работы, включая получаемые данные и их интерпретацию. Поэтому невозможна “объективная” классификация культур “самих по себе”, каковыми они являются “на самом деле”” (Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., 1994. С. 204).Весьма плодотворными с научной точки зрения являются основания для выделения типов культур, сложившиеся в рамках этнографии: антропологическая, по хозяйственно-культурным типам и лингвистическая классификации.Антропологическа