Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 14:43, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Культурология".
8,9. Социологическая школаЭто направление объединяет ученых, которые ищут истоки и объяснение культуры в общественной природе и организации человечества.Основные представители: Томас С. Элиот (1888-1965), П.А.Сорокин (1889-1968), А.Вебер (1868-1958), Т.Парсонс (1902-1979).Т.С.Элиот - англо-американский поэт и критик модернистского направления - делил общество на духовную элиту и непросвещенную массу, отмечая, что только малочисленная духовная элита способна на культурное созидание. Под культурой он понимал "образ жизни данного народа, живущего в одном месте"; считал, что культура "есть больше, чем собрание искусств, обычаев, религиозных верований".Питирим Александрович Сорокин - русско-американский социолог, историк - разделял теорию духовной элиты как ведущей силы общества и подчеркивал неразрывную связь общесоциальных процессов с развитием культуры. П.Сорокин выделил 3 возможных типа культуры:а) чувственный (sensate), в котором преобладает эмпирически-чувственное восприятие и оценка действительности;б) идеациональный (ideational), где преобладают сверхчувственные ценности, поклонение некоему Абсолюту;в) идеалистический (idealistic), представляющий некий синтез "чувственного" и "идеационального" типов, где чувство уравновешивается интеллектом, вера - наукой, эмпирическое восприятие - интуицией.
А.Вебер - немецкий экономист и социолог - выдвинул оригинальную теорию расчленения истории на три взаимосвязанных, но протекающим по разным законам, процесса: социальный (формирование социальных институтов), цивилизационный (поступательное развитие науки и техники, ведущее к унификации цивилизации), культурный (творчество, религия, искусство и философия).Толкотт Парсонс - американский социолог, создатель теории действия и системно-функциональной школы в социологии. Т.Парсонс считал, что все духовные и материальные достижения людей являются результатом общественно обусловленных действий на уровне двух систем: социальной и собственно культурной. В основе первой и более "низкой" из них - социальной - лежат совместные действия людей, движимых целями своего биологического самосохранения в условиях определенной общественной среды. Для второй, более высшей - культурной системы, которая уже лишена биологической обусловленности, характерны символичность (то есть наличие таких символических механизмов регуляции как язык и системы других символов); нормативность (т.е. зависимость человека от общепринятых ценностей и норм); волюнтаристичность (известная иррациональность и независимость действий человека от условий окружающей среды, но зависимость от субъективных определений ситуации).
10,11,12. Символическая школа.Это самая "молодая" из современных культурологических школ, сложившихся в результате могучего развития средств массовой информации. Главные представители Эрнст Кассирер (1874-1945), К. Леви-Строс (род. 1908), Ю.М.Лотман (1922-1993).Э.Кассирер - немецкий философ - в основу своей концепции культуры кладет человеческую способность к массовой, систематической и постоянной символизации, т.е. подходит к культуре преимущественно с позиций семиотики.Символические формы - это, по Кассиреру, те средства, которые отделяют человека от мира и одновременно соединяют человека с миром; символические формы позволяют человеку упорядочить окружающий его мир, упорядочить хаос, в виде которого этот мир поначалу предстает перед человеком; символические формы дают представления о предметной действительности; действительность человека (шире - социума) всегда опосредована сферой символических форм; в основе развития символических форм лежит деятельность человека, его способность создавать и развивать орудия труда и в связи с этим формировать новые потребности (которые носят чисто человеческий характер и отличают человека от остального биологического мира). На представленной схеме-рисунке сфера символических форм проникает как в космос, так и внутрь социума и каждого человека, потому что, по Кассиреру, культура, которая является системой символических форм, позволяет человеку упорядочить не только внешний космос, но и внутренний микрокосм.Клод Леви-Строс - французский этнолог, культуролог и философ, "отец структурализма" - задается вопросом о том, что представляет окружающий человека внешний мир. По его мнению, человеческие ощущения не столько отражают, сколько зашифровывают, кодируют окружающий человека мир, и все события и процессы выражаются в виде символов. Поэтому в концепции ученого речь идет о двух структурах. Во-первых, это структура человеческого разума, во-вторых, - структура окружающей человека физической реальности. При этом основой для изучения природы объявляется структура человеческого разума, которая, "организуя" наш опыт, определяет и наше видение мира. Основным объектом изучения Леви-Строса становится мифология. Главное, что необходимо выявить, - это структура мифов. При этом в изучаемой структуре выделяются бинарные оппозиции, с помощью которых люди осмысляли мир и приспосабливались к нему.Юрий Михайлович Лотман - культуролог и литературовед - главную тему своего творчества видит в проблемах семиотики культуры (то есть знаковых систем, используемых культурой). Лотман исследовал также механизмы развития культуры, место искусства в культурном процессе, русскую и западноевропейскую модели динамики культуры.
В современных словарях под культурой обычно понимается:
1) совокупность достижений и творчества того или иного народа;
2) характерные особенности жизни и деятельности определенных исторических, географических и конъюнктурных человеческих общностей;
3) степень совершенствования в той или иной сфере человеческой деятельности;
4) тот или иной вид сельскохозяйственных растений.
Американские культурологи А.Кребер и К.Клакхон проанализировали имеющиеся определения культуры и сгруппировали их следующим образом:
1) описательные определения, восходящие в своей основе к концепции основоположника культурной антропологии Э.Тайлора.
2) исторические определения, подчеркивающие роль традиций и социального наследия, доставшихся современной эпохе от предшествовавших этапов развития человечества;
3) генетические определения, утверждающие, что культура является результатом исторического развития;
4) нормативные определения, акцентирующие значение принятых правил и норм;
5) ценностные определения, согласно которым культура - это материальные и социальные ценности группы людей, их институты, обычаи, реакции поведения;
6) психологические определения исходящие из решения человеком определенных проблем на психологическом уровне;
7) определения на базе теорий обучения (дидактические определения), где культура - это поведение, которому человек научился, а не получил в качестве биологического наследства;
8) структурные определения, выделяющие важность моментов организации или моделирования;
9) идеологические определения, где культура - это поток идей, переходящих от индивида к индивиду посредством особых действий, то есть с помощью слов или подражений;
10) символические определения, где культура - это организация различных феноменов (материальных предметов, действий, идей, чувств), состоящая в употреблении символов или зависящая от этого;
11) антропологические определения, где культура - это совокупность продуктов человеческой деятельности;
12) адаптивные определения, по которым культура - это свойственный людям способ удовлетворения потребностей;
13) функциональные определения, в которых рассматривается единство и взаимосвязь функций культуры;
14) семиотические определения, по которым культура - это система знаков, используемых обществом;
15) герменевтические определения, где культура - это множество текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми;
16) идеационные определения трактующие культуру как духовную жизнь общества, как продукты духовного творчества людей, которые накапливаются в социальной памяти;
17) социологические определения, где культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей.
13. Ценностная природа культуры.В условиях культуры бытие для человека расщепляется на собственно реальность и ценность в качестве объекта человеческих желаний и стремлений. По существу, все окружающее человека может рассматриваться как ценность, то есть оцениваться в плане добра и зла, допустимого или запретного, истины или неистинны и т.д. Способы оценки предметных ценностей закрепляются и передаются в составе социального опыта в качестве субъективных ценностей - императивов и запретов, установок и замыслов и т.д. Ценности служат для ориентации предпочтений и интересов как отдельных людей, так и социальных групп. Если человеческая общность стремится быть единой и согласованной, то ценности не могут противоречить друг другу - они должны дополнять друг друга. Поэтому ценности образуют иерархически организованную систему. Более высокий уровень иерархии ценностей позволяет развернуть и обосновать ценности более низкого уровня - ценности более конкретные и специализированные.
1)предметные ценности, ценности - сами вещи и процессы, обладающие ценностным значением для субъекта; 2)ценности - свойства вещей, выявляемые в результате соотношения с ценностями - идеалами; 3)ценности как специфический вид норм, традиций, обычаев, императивов, запретов, задаваемых культурой; 4)ценности - идеалы; 5)ценности - знания и другие ценности сознания, вне которых невозможно постижение смысла и значения существующего, да и сам акт (деятельность) оценки.Сообразно сферам общественной жизни можно выделить материальные и духовные ценности, ценности производственно-
14.Содержательные элименты духовной жизни общества. Система норм поведения в той или иной сфере деятельности, которая стала привычной или обычной для людей, называется обычаем. В этой связи вспомним слова Э.Тайлора: “Когда какой-либо обычай, навык или мнение достаточно распространены, то действие на них всякого рода влияний долго может оказываться столь слабым, что они продолжают переходить от поколения к поколению … Мы имеем здесь дело с устойчивостью культуры” (Первобытная культура. М., 1989. с.66). В отличие от обычая норма охватывает не весь отрезок деятельности, а какой-то принцип, параметр деятельности, что составляет определенную меру вариативности поведения и его усложнения. Любое общество или отдельная социальная ячейка и группа должны упорядочивать отношения в своей среде, ослаблять тенденции, ведущие к разладу и произволу, устранять влияние стихийных настроений. Оно должно также согласовывать действия отдельных личностей и групп, приводить их в соответствие с общими интересами данной ячейки или общества. Наведение порядка может быть достигнуто через насилие и принуждение, через политическое, идеологическое и психологическое манипулирование обществом, что выходит за рамки собственно культуры и влечет за собой ответную психологическую реакцию отторжения источника такого принуждения. Разоблачение манипулирования ведет к росту недоверия, двоемыслия и цинизма, что также разрушает социальное взаимодействие. Поэтому устойчивое и действенное регулирование отношений достигается через нормы, которые обеспечивают устойчивое, добровольное и сознательное сотрудничество людей, опираются на формализованные мотивы и потребности, соответствующие общественно одобряемым целям, стимулируют устойчивые отношения в коллективе, опирающиеся на привычные ожидания (экспектации). Функция нормы состоит в том, чтобы исключить влияние случайных, чисто субъективных мотивов и обстоятельств, психологических состояний, обеспечить надежность, предсказуемость, стандартность и общепонятность поведения. Норма формирует ожидаемое поведение, понятное окружающим. Содержательная сторона норм определяется целями той конфликтной сферы деятельности, к которой они относятся. При этом различные виды деятельности нормированы не в одинаковой степени, а содержание и способы нормирования различны в разных культурах.
Классификация норм, данная Т.Парсонсом:
1. Нормы, поддерживающие формализованный порядок как в обществе в целом, так и в составляющих его группах. Во всяком обществе принято определенное разделение обязанностей.
2. Экономические нормы, дающие приемлемые критерии хозяйственной деятельности, целесообразности и профессионализма, практичности и эффективности. Они определяются как средняя величина, характеризующая принятую меру расхода ресурсов и выработки продукции, качество работы и т.д. В этой сфере норма зависит от состояния производительных сил; требования выполнения нормы, предъявляемые работнику, заставляют производить вещи или услуги, отвечающие принятым требованиям.
3. Политические нормы, фиксирующие обязанность поддерживать общие принципы политической системы своей страны, вести борьбу “по правилам”, соблюдая законы и конституцию.
4. Культурные нормы, поддерживающие устойчивые принципы коммуникации, взаимодействия между индивидами и различными группами. Так, принято говорить на “своем” языке, читать и писать, поддерживать стиль и символику своей культуры. Резкое выпадение из принятых норм может рассматриваться как ненормальное поведение, если, конечно, оно не получит статус оригинальности или талантливости.
В сложном урбанизированном обществе нормы имеют весьма дифференцированный и иерархиризованный характер. Принято различать нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межиндивидуальные. Требования, вытекающие из этой разновидности норм, нередко расходятся. Группа может требовать от своих членов действий, осуждаемых обществом. Иногда группа проявляет терпимость к нарушениям норм, неукоснительное соблюдение которых требуется большим обществом.Нормы дифференцированы по социальным структурам. Они поддерживают и классовое разделение, дистанцию между классами, профессиональными группами, сословиями, обеспечивая механизм распределение знаний и типов деятельности, а соответственно социального статуса и привилегий.В таких случаях, когда совместная деятельность разных групп требует соблюдения социальной дистанции (старший - младший, мужчина - женщина, начальник - подчиненный, преподаватель - студент),существуют особые нормы поведения, обращения, ритуала, приветствия, этикет, через которые формализуются требования к участникам общения, выделяемого из массовой и обыденной деятельности.Нормы отличаются друг от друга степенью обязательности. Можно выделить побуждающие нормы (самосовершенствуйся!) и запрещающие нормы (не лги!). Некоторые нормы (например, в хозяйстве, в научно-технической деятельности) устанавливаются сознательно, на основе расчета или соглашения. Другие ( в сфере общественных отношений и быта) поддерживаются многовековой традицией. По отношению к наиболее сильным чувствам (эротические, честолюбивые) нормы обладают больной степенью императивности.Определенность норм зависит от специфики объекта нормирования. Нормы определенны в критериях грамотности и владении языком в профессиональной деятельности. Более вариативна практика воспитания - от жестокой требовательности закрытого заведения до распущенной уличной среды, в которой действуют свои нормы.Нормируется и духовно-психологическая активность. Объем памяти, типы аффектаций и другие психические процессы, поскольку они протекают в конкретной социальной среде, всегда в той или иной степени нормированы.Устойчивые нормы сохраняются в течение многих поколений, получают нравственное обоснование, нередко освещаются авторитетом религии и поддерживаются законом. Нередко нормы сохраняются еще долгое время после того, как они потеряли свою эффективность, превращаясь в пустые ритуалы, в устаревший стиль и т.п.