Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 14:43, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Культурология".
41.Европейская культура XIX-XX вв.1. Европейская культура XIX в.XIX столетие в истории Западной Европы стало временем практического воплощения в жизнь программы, разработанной эпохой Просвещения. XIX век явился веком науки и техники. В XIXв. положение религии ухудшается, оно становится все более проблематичным. Ускоряющийся научно-технический прогресс усиливал и углублял процесс секуляризации - падения влияния религии во всех областях культуры и жизни. Положение художественной культуры и искусства в XIX веке становится сложным и противоречивым. С одной стороны, искусство продолжает успешно развиваться; в нем возникают новые стили, школы и течения. С другой стороны, искусство начинает все ощутимее испытывать определенное недомогание; оно все больше чувствует себя невостребованным, как бы никому не нужным. Одна из причин тому состояла в том, что пришедшая к экономической и политической власти буржуазия имела весьма скромный культурный и эстетический уровень, явно проигрывая в этом плане уходящей в прошлое феодальной аристократии. Другая причина, осложнявшая развитие искусства, была связана с новыми социально-экономическими условиями жизни. Становление капитализма сопровождалось острыми социальными противоречиями и конфликтами. Это было слишком далеко от эстетики прекрасного и возвышенного и ставило перед искусством трудные проблемы, не пробуждало у художников творческого вдохновения. Поэтому не удивительно, что искусство в целом не приняло буржуазную действительность. Еще один фактор, сильно влиявший на развитие искусства, был связан с наукой. В XIX в. наука и искусство не просто продолжали обособляться друг от друга. Их отношения становились все более антагонистическими и напряженными. Искусство не могло мириться с претензиями науки на монополию в области познания мира, считая, что научный рационализм бессилен в познании того, что касается человека и общества. В целом развитие искусства XIX в. идет под знаком усиления роли субъективного начала, личности художника и творчества как процесса. В первой половине XIX в. ведущим направлением в искусстве является романтизм. Его основатели и первые теоретики Новамес и братья Шлегели. Романтизм родился из глубокого разочарования в результатах практического воплощения просветительских идеалов, из полного неприятия складывающейся жизни, которая была слишком серой, лишенной какой-либо поэзии. Неудовлетворенность реальным миром толкала художников - романтиков к уходу от него в далекое прошлое, в мир мифологии, к древнейшим истокам жизни своего народа. Творческим методам романтизма стала ирония - от легкой и снисходительной до горькой и печальной. В литературе яркими фигурами романтизма являются английский поэт Дж.Байрон (1788-1824) и французский писатель В.Гюго (1802-1885). Романтизм в музыке представлен множеством великих имен, из которых особо выделяются немецкий композитор Р.Вагнер (1813-1883), польский музыкант Ф.Шопен (1810-1849). Великими романтиками были также австрийский композитор Ф.Шуберт и немецкий композитор Р.Шуман. Одной из самых знаменитых фигур романтизма в живописи являются французский художник Э.Делакруа (1798-1863). Романтизм был не только художественным течением. Как мироощущение он оказывал заметное воздействие на все области культуры. Однако его стремление уйти от проблем реальной жизни в конце концов сказалось не его влиянии. К середине XIX в. романтизм уступает свое ведущее положение реализму, принимавшему вид критического реализма и натурализма. Реализм выдвинул задачу правдивого, объективного и глубокого отображения действительности. Одной из центральных фигур реализма в литературе является французский писатель О. де Бальзак (1799-1850). Великие писатели-реалисты - Стендаль, Флобер, Ги де Мопассан, Диккенс и др. В живописи главные представители реализма - прежде всего французский художник Г.Курбе (1819-1877), а также Коро, Милле, Домье, Тернер и др. Натурализм в литературе представляет прежде всего Э.Золя (1840-1902). Во второй половине XIX в. в западном искусстве появляется направление, которое в последствии получит название “модернизм”. Его главные течения представлены в таблице Уже в импрессионизме были заметны главные черты модернизма: 1) восприятие не самого предмета, а впечатления, которое он вызывает у художника; 2) внимание к эксперименту, поиску новых выразительных средств; 3) уход от социальной проблематики.
1.Европейская культура первой половины ХХ века. Западный авангард.Главное достижение этого периода - успешное развитие художественной культуры. Главным направлением в искусстве Франции выступает реализм. В литературе его представляют такие великие имена: А.Франс, Р.Роллан, Р.Мартен дю Гар.Значительным явлением духовной жизни стало творчество писателей - экзистенциалистов Ж.-П.Сартра и А.Камю. Основные темы их произведений - свобода и ответственность, абсурдность бытия, одиночество. Значительных успехов достигла немецкая литература, благодаря творчеству Т.Манна, Л.Фейхтвангера, Э.М.Ремарка.Настоящий подъем переживает английская литература - Дж.Голсуорси, С.Моэм, Б.Шоу.На высоком уровне остается американская литература - У.Фолкнер, Дж.Стейнбек, Э.Хемингуэй.Хотя традиционное реалистическое искусство занимало в духовной жизни западного общества значительное место, все-таки оно не находилось в центре общественного внимания. В этом отношении оно уступало модернизму и нарождавшемуся авангарду, которые все больше выходили на передний план, пользуясь растущим вниманием со стороны средств массовой информации. Модернизм при этом все больше трансформируется в авангард. Авангард явился прямым продолжением модернизма. Авангард - это модернизм, обращенный к обществу и науке, устремленный в будущее. Стиль “модерн” (1880-1910) явился переходным течением от модернизма к авангарду. Главные его представители в Бельгии Х.Ван де Вельде, в Австрии Й.Ольбрих, А.Гауди в Испании, в Шотландии Ч.Макинтош, в России Ф.Шехтель. Фовизм (1905-1908) стал первым течением собственно авангарда. Его сторонники - А.Матис, М.Вламинк, А.Дерен, А.Марке - выступали с утверждениями о конце реализма.Экспрессионизм (1905-1920) возник под влиянием предшествующих течений модернизма, и авангарда, а также восточного искусства. Первым произведением, написанным в духе экспрессионизма, можно считать картину норвежского художника Э.Мунка “Крик” (1893). Основные представители течения - художники Э.Кирхнер, Э.Нольде, М.Пехштейн, Ф.Марк, П.Клее. В России ближе всего к экспрессионизму находилось творчество М.Ларионова и Н.Гончаровой.Кубизм (1908-1930) - одно из главных течений авангардизма - возник под влиянием постимпрессионизма П.Сезанна и фовизма, а также африканской скульптуры. Его представители - П.Пикассо, Ж.Брак, Ф.Леже, Р.Делоне - исповедуют настоящую страсть к эксперименту, поиску новых выразительных средств и приемов. Футуризм (1909-1925) стал одним из самых радикальных вариантов авангардизма. Наибольшее распространение он получил в Италии его представителями были Ф.Маринетти, У.Боччони, Дж.Балла, Л.Руссоло; в России его представляли В.Маяковский и В.Хлебников. Сюрреализм (1924-1940) - последнее значительное течение европейского авангарда - возник под влиянием символизма, экспрессионизма и дадизма (М.Дюшан). Он получил широкое международное распространение. Основные его представители - А.Бретон во Франции, С.Дали в Испании, Р.Магритт в Бельгии; Г.Мур в Англии. Сюрреализм опирается на иррационализм и алонизм, концепцию бессознательного З.Фрейда.В целом первая половина XIX в. была отмечена дальнейшим усилением цивилизационного начала. Положение духовной культуры при этом становилось все более сложным.
2.Западная культура второй половины ХХ в.В этот период происходят значительные изменения в культуре. Она начинает существовать как бы в трех измерениях, распадаясь на 3 основные составляющие: гуманитарную (традиционную), научно-техническую (интеллектуальную) и массовую.Влияние традиционной гуманитарной культуры в целом падает, тем не менее она сохраняется и продолжает развиваться. Повышается ее социальная значимость. В искусстве ее представляет главным образом реализм. Высокий уровень удерживается в литературе: французской - М.Дрюон (р.1918 г.), Э.Базен (р.1911 г.), Ф.Саган (р.1935 г.), Ж.Сименон (1903-1989); швейцарской - Г.Гессе (1877-1962), в английской литературе присутствует несколько течений: литературу так называемых “сердитых молодых людей” представляют Дж.Осборн (р.1922 г.) и Дж.Брейн (р.1922 г.), а писательница А.Мердок в своем творчестве классическую линию сочетает с психоанализом, в творчестве Г.Грина соседствуют разные жанры - психологический роман, политический и детективный. В американской литературе реалистическую тенденцию представляют К.Воннегут (р.1922 г) и Дж.Апдайк (р.1932 г.); популярна научная фантастика - А.Азимов (р.1920 г.) и Р.Бредбери (р.1920 г.); значительных достижений добилась американская драма - А.Миллер (р.1915 г.), Т.Уильямс (р.1911 г.), Э.Олби (р.1928 г.).Итальянское искусство известно прежде всего своим кино и в первую очередь - течением неореализма. Его основатель Р.Росселини (1906-1977). К этому течению относятся также Л.Висконти (1906-1976), Дж. де Сантис (р.1917 г.). Самым великим итальянским режиссером стал Ф.Феллини (1920-1995). Развитие научно-технической интеллектуальной культуры во второй половине ХХ в. отмечено грандиозными успехами и достижениями. К этой культуре относится неомодернизм, сменивший авангард, поскольку он непосредственно связан если не с наукой, то с новейшей техникой и технологиями. Эволюция неомодернизма идет по нисходящей, хотя иногда происходят и всплески. Можно сказать, что эволюция неоавангарда идет под знаком его самоотрицания как искусства. Это хорошо видно в поп-арте (Р.Раушенберг, Д.Джонс, Э.Уорхол), продолжившем дадаизм М.Дюшана. В той или иной мере тенденцию к отказу художественного произведения и искусства вообще проявляют и другие течения неоавангарда --поп-арт, лэнд-арт, боди-арт, хеппенинг, перформанс, инсталляция и др. Почти во всех течениях неомодернизма субъективное, личностное начало либо сводится к минимуму, либо отсутствует совсем. В целом же научно-техническая и интеллектуальная культура, как и традиционная, является таковой для ограниченной части общества. Обе они составляют то, что иногда называют “высокой” (“элитарной”) культурой. Ее существование становится все более сложным и проблематичным.