Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 07:23, шпаргалка
Страны арабского мира: Аджир, Египет, Ирак, Ливия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Сирия, Тунис и др.
1. Актуально созерцание. Созерцание написания – каллиграфия (арабская вязь, она сакрализует письмо - письмо приобретает метафизические свойства это не шрифт, это философия, это красота, жизнь). Переход в другое состояние сознания - книга и искусство это этапы божественного творения, искусство прекрасно как тело, духовное и телесное не различаются.-->
2. Целостность, универсум, Все подчинено духовному началу, Аллаху.
3. Многослойность смыслов искусства - обусловлено многослойностью коранических текстов, повышенная символизация, орнаменты - тоже символы. В орнаменте могут быть цитаты из Корана.
Первый слой - оценка мастерства художника, насколько все украшено.
Второй слой - арабская вязь - надпись, второй смысл, вписанный в декор.
Третий слой - ритм узоров, стимуляция осмысления происходящего, м.б, это послание или радость божественного творения.
Николай Бердяев (1874–1948). «Русская идея. Основные проблемы русской мысли 19 века и начала 20 века» (1946) - Русский философ. Считал, что культура порождает цивилизацию, но не сводится к ней. Вырастая из культуры, цивилизация уничтожает ее. Глубоко изучал специфику русской культуры.
Одним из основных вопросов философии Бердяева стал вопрос о русской культуре. Он пытался понять, что такое русский народ в общем контексте европейских народов. Все это в его труде «Русская идея».
РУССКАЯ ИДЕЯ – философский термин, введенный Вл.С.Соловьевым. Широко использовался русскими философами в кон. 19 и 20 в. (Е.Н.Трубецкой, В.В.Розанов, Вяч. Иванов, и др.) для интерпретации русского самосознания, культуры, национальной и мировой судьбы России, ее христианского наследия и будущности, путей соединения народов и преображения человечества.
Как же понимал Бердяев “русскую душу”?
Прежде всего, он связывал ее неповторимость с огромными российскими просторами, утверждая, что “пейзаж” русской души соответствует пейзажу русской земли с ее широтой, безграничностью и устремленностью в бесконечность.
С ширью русской земли связывал Бердяев и такие национальные особенности русского народа, как склонность к бюрократизму, стихийность политической жизни. Он часто подчеркивал мысль о преобладании в русском народе коллективности в ущерб развитию индивидуального начала.
В религиозной сфере, во многом определившей жизнь России, это явление получило название соборности, то есть добровольного соединения индивидов на основе любви к Богу и друг к другу.
Бердяев много писал о такой пагубной черте русского народа, как склонность к шараханью от одной крайности к другой, контрастность поведения. “Если нельзя быть святым и подняться до сверхчеловеческой высоты, то лучше уж оставаться в свинском состоянии”.
Душа России антиномична, противоречива, это неразгаданная тайна. Воплощение парадоксальности нашей страны Бердяев видит в славянофилах и в Достоевском. Кроме того, нашей важной чертой является анархизм.
«Два противоположных начала легли в основу формации русской души: природная, языческая дионисическая стихия и аскетически-монашеское православие. Можно открыть противоположные свойства в русском народе: деспотизм, гипертрофия государства и анархизм, вольность; жестокость, склонность к насилию и доброта, человечность, мягкость; обрядоверие и искание правды; индивидуализм, обостренное сознание личности и безличный коллективизм; национализм, самохвальство и универсализм, всечеловечность; эсхатологически-мессианская религиозность и внешнее благочестие; искание Бога и воинствующее безбожие; смирение и наглость; рабство и бунт».
Русская интеллигенция всегда стремилась к свободе, справедливости, которые никак не вмещались в какую-либо государственность. Самодержавие – своеобразная форма отказа от государства, от рационализма, стремление к богоизбранной власти, соборности. Русский народ хочет «свободы от государства».
В работе "Русская идея" Н. А. Бердяев, объясняя антиномичность России и ее культуры, противоречивость и сложность русской души, констатировал, что "в России сталкиваются и приходят во взаимодействие два потока мировой истории — Восток и Запад. Русский народ есть не чисто европейский и не чисто азиатский народ. Россия есть целая часть света, огромный Востоко-Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала, восточное и западное".
Природа русского народа женственна, пассивна, колоссально терпелива, ищет власти над собой. В Русском человеке нет индивидуальности, вся его сущность – это стремление к соборности, общественности. Русская нация не склонна к национализму, и даже напротив, мы лишены национальной гордости. «Национален в России именно ее сверхнационализм, ее свобода от национализма; в этом самобытна Россия и не похожа ни на одну страну мира». Россия призвана быть освободительницей других народов, что отражается и в мировой войне. В то же время Россия полна агрессивного христианского национализма: мы считаем себя богоизбранной страной, единственным оплотом истинного христианства (католичество как таковое не признается). Все западное воспринимается как неправильное, греховное, в то время как Россия всегда остается «Святой Русью».
Россия не должна осознавать себя Западом или Востоком (запад – мужественное начало в душе, восток – женственное). Она должна быть и Западом, и Востоком, не разделителем, а соединителем двух культур. Миссия нашей страны – стать связующим центром между Азией и Европой.
Пробуждение России связано с проявлением творческой энергии, преодолением пассивности. Необходимо освободить жизнь духовную, религиозную от прикованности к материальному быту. Россия должна преодолеть страх перед новым, взять на себя активную роль в преобразовании мира.
Россия должна стать между западом и востоком. Россия должна освободиться от влияния Европы, от стремления быть на нее похожей, тогда наша страна станет духовно независимой и приведет человечество к единству.
В христианском мессианстве России нет отрицания роли других народов, Христос равно расположен ко всем нациям, продолжение культурной миссии России связано с продолжением других культур.
Русская идея есть «идея коммюнитарности (соборности, единства) и братства людей и народов».
На какую культуру ориентироваться? Потеря первенства Европой. В 20 веке культуры стремятся обособиться, найти свои национальные корни. С другой стороны происходит влияние одних культур на другие, но под этим давлением народы еще агрессивней относятся к тому, чтобы потерять свою самобытность. Итогом этого противостояния является мировая война, которая захватывает все страны, все нации. Во время мировой войны культуры вынуждены слиться в одну, и это будет страшное единство, в котором погибнет множество людей и культур.
Европейская культура много достигла, искала истину, но теперь силы ее начали истощаться. Европы теряет свое влияние. Зато усиливается влияние Америки. Именно в ней Бердяев видит силу, значение которой все больше возрастает. Восток – это другой выход за пределы Западной культуры. Предстоит возрождение древнейших культур – Индия, Египет, Палестина, Китай. Они тоже будут втянуты в общемировые волнения. Центры культуры будут как бы «передвигаться» с Запада на Восток.