Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 07:23, шпаргалка
Страны арабского мира: Аджир, Египет, Ирак, Ливия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Сирия, Тунис и др.
1. Актуально созерцание. Созерцание написания – каллиграфия (арабская вязь, она сакрализует письмо - письмо приобретает метафизические свойства это не шрифт, это философия, это красота, жизнь). Переход в другое состояние сознания - книга и искусство это этапы божественного творения, искусство прекрасно как тело, духовное и телесное не различаются.-->
2. Целостность, универсум, Все подчинено духовному началу, Аллаху.
3. Многослойность смыслов искусства - обусловлено многослойностью коранических текстов, повышенная символизация, орнаменты - тоже символы. В орнаменте могут быть цитаты из Корана.
Первый слой - оценка мастерства художника, насколько все украшено.
Второй слой - арабская вязь - надпись, второй смысл, вписанный в декор.
Третий слой - ритм узоров, стимуляция осмысления происходящего, м.б, это послание или радость божественного творения.
Освальд Шпенглер (1880-1936) – немецкий философ, основной труд «Закат Европы». Использует идеи европейской, немецкой философии (самопрезентация немецкой культуры), Гете, Ницше, идеи Данилевского (но не цитируя и не упоминая самого Данилевского).
Как Данилевский, выступает против идеи европоцентризма, утверждает самобытность каждой культуры. Помимо этого, критикует общепринятую схему мировой истории (древний мир-средневековье- новое время) и предлагает свою собственную. Нет преемственности культур, есть смена, цепь типов мировых цивилизаций, новая концепция всемирной истории, механизм смены культур. Взаимодействие – всегда негатив.
Псевдоморфоза – важное понятие. Вводит этот термин из естественных наук (геологии. Там пустоты в форме кристаллов (сами кристаллы вымываются со временем), которые потом заполняются чем-то другим. внешне это один минерал, а внутренне другой). «Историческая псевдоморфоза» - случаи, когда чужая и старая культура так сильно влияет на юную культуру, что у нее нет свободы развиться самостоятельно и по-своему. Так, в русской культуре Петровская Россия – псевдоморфоз. Петр подменил молодую и неразвитую культуру старой европейской.
«Народ, назначением которого было - в течение поколений жить вне истории, был искусственно принужден к неподлинной истории, дух которой для исконной русской сущности был просто-напросто непонятен. В лишенной городов стране с ее старинным крестьянством распространялись, как опухоли, города чужого стиля. Они были фальшивыми, неестественными, неправдоподобными до глубины своей сути».
Карамзин – источник (история). 1703 – основание Петрограда, новой административной столицей европейского типа, культурный образец – это псевдоморфоз. Это принудило русскую примитивную душу самовыражаться в чуждой ей форме (барокко, просвещение, 19 век). А то, что была исконно русская форма для самовыражения, Шпенглер доказывает примером русской героической саги (вершина ее - киевский круг сказаний о князе Владимире с его рыцарями Круглого Стола и о народном богатыре Илье Муромце).
Итак, Русь сменяет Российская империя. Шпенглер считал, что городов до Петра не было, крестьянская страна – это его ошибка. После Петра просто появляются города нового типа, города-заводы, архитектурный канон, красная линия. Еще одна ошибка – Достоевский не рождался в Петербурге, в Москве (Шпенглер говорит о нем как о воплощении Петербурга).