Шпаргалка по "Культурологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 07:23, шпаргалка

Описание работы

Страны арабского мира: Аджир, Египет, Ирак, Ливия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Сирия, Тунис и др.
1. Актуально созерцание. Созерцание написания – каллиграфия (арабская вязь, она сакрализует письмо - письмо приобретает метафизические свойства это не шрифт, это философия, это красота, жизнь). Переход в другое состояние сознания - книга и искусство это этапы божественного творения, искусство прекрасно как тело, духовное и телесное не различаются.-->
2. Целостность, универсум, Все подчинено духовному началу, Аллаху.
3. Многослойность смыслов искусства - обусловлено многослойностью коранических текстов, повышенная символизация, орнаменты - тоже символы. В орнаменте могут быть цитаты из Корана.
Первый слой - оценка мастерства художника, насколько все украшено.
Второй слой - арабская вязь - надпись, второй смысл, вписанный в декор.
Третий слой - ритм узоров, стимуляция осмысления происходящего, м.б, это послание или радость божественного творения.

Файлы: 30 файлов

Арабо-исламская культура.docx

— 26.61 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Бердяев - русская культура, русская идея.docx

— 23.24 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Бердяев, Соловьев - русская идея.docx

— 17.89 Кб (Скачать файл)

Гумилев -культурологические идеи.docx

— 29.79 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Гумилев пассионарность.docx

— 21.82 Кб (Скачать файл)

Данилевский Русская культура.docx

— 22.26 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Данилевский Теория культурно-исторических типов.docx

— 21.91 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Китай.doc

— 43.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Концепции Фукуямы и Бжезинского.docx

— 22.56 Кб (Скачать файл)

Корея.docx

— 19.09 Кб (Скачать файл)

Культура и цивилизация 19-20 вв.docx

— 22.87 Кб (Скачать файл)

Культурология как наука - методы, предмет.doc

— 41.00 Кб (Скачать файл)

Леонтьев и Данилевский.docx

— 18.63 Кб (Скачать файл)

Леонтьев культура и цивилизация+ византизм.doc

— 37.00 Кб (Скачать файл)

Леонтьев культурный контекст.docx

— 20.26 Кб (Скачать файл)

Постмодернизм.docx

— 26.85 Кб (Скачать файл)

Проблемы современной культуры.docx

— 24.65 Кб (Скачать файл)

современная культура и тенденции ее развития.docx

— 30.79 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Техника и культура.doc

— 38.00 Кб (Скачать файл)

Тойнби Вызов-ответ.docx

— 27.72 Кб (Скачать файл)

Хантингтон - Столкновение цивилизаций.docx

— 19.98 Кб (Скачать файл)

Худ. творчество - Фрейд, Юнг, Бердяев.docx

— 21.07 Кб (Скачать файл)

Япония.docx

— 21.83 Кб (Скачать файл)

Человек - субъект культуры.docx

— 18.00 Кб (Скачать файл)

Шпенглер Европейская культура, Феномен кризисного сознания.docx

— 22.55 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Шпенглер псевдоморфозы.docx

— 15.39 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Шпенглер русская культура.docx

— 21.49 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Шпенглер Фаустовская душа.docx

— 18.29 Кб (Скачать файл)

Освальд Шпенглер (1880-1936) – немецкий философ, основной труд «Закат Европы». Использует идеи европейской, немецкой философии (самопрезентация немецкой культуры), Гете, Ницше, идеи Данилевского (но не цитируя и не упоминая самого Данилевского).

Мистицизм. Вводит иррациональные понятия: душа, культура, идея, воля. Использует их как научные. Осмысливает культуру запада – этнокультурная точка зрения. Проблема личности и культуры.

В основе каждой культуры лежит душа, а культура – это символическое тело, жизненное воплощение этой души. Все живое смертно - такова судьба всех культур

Критикует общепринятую схему всемирной истории: Древний мир – Средние века – Новое время. По его мнению, эта схема бессмысленна. Предлагает свою, нелинейную. В разные эпохи и времена культуры проходят стадии одинаковые.

Этапы культуры: Появление – расцвет – исчезновение (Умирание.  Силы ломаются, культура коченеет и превращается в цивилизацию – это у Леонтьева тоже). В виде цивилизации культура может существовать еще в течение столетий.

Выделяет 8 культур, основное внимание уделяет западно-европейской (которую называет фаустовской) культуре.

С точки зрения Шпенглера, к XX веку европейская культура подошла к стадии цивилизации как последней фазе своего развития. XX век оценивается обоими философами как период глубокого культурного кризиса, вызванного объективными причинами: тем, что наступило время естественного завершения европейского культурного цикла, смерти “фаустовской” культуры. Называет 20 век веком «чисто экстенсивной деятельности». Последний период культуры – это превращение ее в цивилизацию.

 

ФАУСТОВСКАЯ КУЛЬТУРА — введенный О. Шпенглером в “Закате Европы” (1920—22) термин для обозначения западноевропейской культуры — одной из тысячелетних “мировых культур”. Рассматривая европейскую культуру в ее противоположности античной — “аполлоновской”, статичной, пластичной, символизируемой скульптурностью, телесностью, он видит в ней выражение иной, северной, ментальности, представленной в кельтском и германском эпосе.

Символ Западной Европы — беспредельное субъективно переживаемое пространство; основная линия развития западной культуры — борьба пространства против материи, не пластическое, а музыкальное (динамическое, беспокойное, “имматериализующее”) начало. Фаустовской душе свойственны обостренное переживание времени, “историческая забота”. Высшие достижения западноевропейского духа: камерная музыка, контрапункт, пейзажная, пространственная живопись, беспредельный фон портретов Рембрандта.

 

О. Шпенглера интересует «душа европейской культуры», которую он стремится воссоздать. Он полагает, что античная душа имеет своим первосимволом телесность. Ландшафт Греции рождает образность и зрительную оформленность мира. Поэтому идеи так же телесны, как боги, деревья, камни, души людей. Для греческой культуры невозможно идеалистическое мировоззрение. Философ заимствует определение Ф. Ницше аполлоновской души как характеристики греко-римской культуры.

Для аполлонической души древнего грека не существовало бесконечного пространства и времени, мир перед ним представал как сумма отдельных тел и изолированных вещей, а в математике и искусстве реальными были только конкретные тела «здесь» и «сейчас». В искусстве не было пейзажей с изображением дали, гор и облаков, господствовала скульптура — «уединенное тело», не было «дали времени» и вечности.

Другое понимание мира, человека, музыки, науки — фаустовская культура и душа с ее чувством бесконечного пространства и времени — родилось вместе с романским стилем в 10 в. на северных равнинах Эльбы и Тахо. В отличие от греческой, европейская душа рождается на бескрайних просторах. Основной мотив европейской культуры – бесконечность. Она может исключить все телесное, видимое, осязаемое. Поэтому для европейцев свойственно идеалистическое мировосприятие. Бесконечность внешняя — дали, просторы, горизонты, и бесконечность внутренняя — ощущение вечности; господство полифонической музыки, стиля фуги, готики как застывшей музыки, живописи с ее перспективами, вниманием к портретам; появление автопортретов, автобиографий-исповедей, дневников, писем.

у Шопенгауэра заимствует понятие «воля». Фаустовская (западно-европейская) культура – культура воли (динамическая структура). Культурный герой – Фауст. Почему он? – дьявольская культура, это модернизм. Итак, фаустовская душа связана с понятием линейности, мистичности, бесконечности – это противоположно телесной осязательной античной культуре.

 

О. Шпенглер подвергает сомнению преемственность греческой и европейской культур. Если в античности человек представляет собой атом среди таких же атомов, то европеец мыслит личность как центр социума, он живет не «теперь», а в прошлом и будущем. Отсюда – характерный для европейской мысли историзм, внимание ко времени

Цивилизация, достигшая расцвета в Европе, свидетельствует о закате самой европейской культуры, как закономерном этапе исторического развития.

Все большая эзотеричность западной техники, бунт “машины” против ее создателя приближают гибель фаустовской культуры; конец ей будет положен экологической либо военной катастрофой, с исчезновением фаустовской культуры эта техника будет предана забвению.

 

 

 


Юнг автор.docx

— 21.10 Кб (Скачать файл)

Юнг архетипы.docx

— 21.59 Кб (Скачать файл)

Информация о работе Шпаргалка по "Культурологии"