Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2015 в 07:23, шпаргалка
Страны арабского мира: Аджир, Египет, Ирак, Ливия, ОАЭ, Саудовская Аравия, Сирия, Тунис и др.
1. Актуально созерцание. Созерцание написания – каллиграфия (арабская вязь, она сакрализует письмо - письмо приобретает метафизические свойства это не шрифт, это философия, это красота, жизнь). Переход в другое состояние сознания - книга и искусство это этапы божественного творения, искусство прекрасно как тело, духовное и телесное не различаются.-->
2. Целостность, универсум, Все подчинено духовному началу, Аллаху.
3. Многослойность смыслов искусства - обусловлено многослойностью коранических текстов, повышенная символизация, орнаменты - тоже символы. В орнаменте могут быть цитаты из Корана.
Первый слой - оценка мастерства художника, насколько все украшено.
Второй слой - арабская вязь - надпись, второй смысл, вписанный в декор.
Третий слой - ритм узоров, стимуляция осмысления происходящего, м.б, это послание или радость божественного творения.
Н.Я. Данилевский (1822-85). «Россия и Европа. Взгляд на культурные и исторические отношения…». Монография. Обязательно читать примечания.
Данилевский – первооткрыватель культурно-исторической типологии; первым представил Россию как субъект на культурно-исторической карте.
Глава 2: почему Европа враждебна России? – основная мысль.
Глава 4: цивилизация европейская – тождественна ли общечеловеческой?
Глава 5!!! Культурно-исторические типы и законы их движения и развития.
Глава 7: гниет ли Запад? Запад загнивает, это больной организм.
Глава 11: особенности исторического развития России.
Болезнь «европейничанья».
Вместо заключения: славянский культурно-исторический тип.
Данилевский учился в Царскосельском лицее, университете. По окончании университета – ученый-естественник (ботаник). Сочетание идей социализма и монархически-религиозного предназначения России.
Занимает особое место в цивилизационном понимании исторического процесса. Первооткрыватель культурно-исторических типов, а значит, отчасти культурологии как науки. Его идеи развивают Бердяев, Е.Трубецкой. На западе – Шпенглер, Л.Н. Гумилев.
Теория культурно-исторических типов:
Культура – живой организм, развивается по его законам: конечность (от 1000 до 1500 лет) и стадиальность (молодость, зрелость, старость).
Данилевский выделяет 10 культурно-исторических
типов: египетская; китайская; ассирийско-вавилоно-
Русская (славяно-православная) формируется, большой потенциал.
Китай не развивается, впал в апатию самодовольства; есть народы, впавшие в апатию отчаяния – цивилизации затухают, заканчивают выделенное им время.
Выделяет два американских типа: мексиканский и перуанский, погибшие не своей смертью (от рук конкистадоров). Отличает эти типы и с точки зрения их истории.
Следует отличать народы уединенные (избегавшие контактов, китайская, индийская) и преемственные (плоды деятельности передаются от одного к другому; греческие, ассирийская и др.). Но ни один из них не одарен привилегией бесконечного прогресса, каждый народ должен умереть. Равноценность и равноправие культур.
Данилевский резко выступает против европоцентризма. Европа была магистральным путем развития человечества. Данилевский: это только один из множества типов. Слепая ориентация на кого бы то ни было ложна, это дискредитация собственного исторического пути. Каждая культура ценна, все вместе представляют разнообразие (как в природе разнообразие видов). Равноправие культур – идея новая, раньше как раз была иерархия, на вершине которой – западно-европейская культура, образец.
Культура запада – заражающая, опасная, негативно настроенная к России. Насильственный характер культуры запада (германский тип культуры – агрессивный тип. Импульс к написанию – крымская война). Запад опасен, так как уже пережил апогей развития, постарел, ничего нового дать другим цивилизациям не может.
Есть культуры-разрушители (гунны-кочевники), есть культуры, остановившиеся в развитии (ставшие этнографическим материалом. Привносят разнообразие, но сами н достигают исторической индивидуальности – финские племена), те, которые прошли не все стадии.
Рассматривает культурно-исторический тип в тесной связи с его ландшафтом. Культура формируется внутри определенного ландшафта и сохраняет с ним связь. Если человек меняет свое географическое положение, то и культурное окружение меняется.
Общие черты, принадлежащие культурно-историческим типам – законы культурно-исторического движения:
1) Всякое племя или семейство народов, характеризующееся отдельным языком, составляет самобытный культурно-исторический тип, если оно вообще по своим духовным задаткам способно к историческому развитию и уже вышло из младенчества.
2) Дабы цивилизация могла
зародиться и развиваться, необходимо,
чтобы народы, принадлежащие к
тому или иному культурно-
3) Начала цивилизаций одного типа не передается народам другого типа, каждый тип вырабатывает их для себя.
4) Цивилизация достигает
расцвета только при
5) Период роста может
быть сколь угодно
Три основных формы взаимодействия цивилизаций:
1) Пересадка (колонизация) – политическая или религиозная экспансия развитых государств. Предлагает повсеместное распространение единственной формы цивилизации любыми средствами и методами.
2) Прививка (ассимиляция) – форма воздействия одного народа на другой, которая без учета культурной особенности создает условия для использования народа.
3) Удобрение – плодотворное воздействие развитой цивилизации на только еще складывающийся народ.
Типы культурного творчества:
Научная, общественно-экономическая, религиозная, художественная деятельность.
На этой основе Данилевский различал следующие виды культурно-исторических типов:
Рассматривает творческий потенциал той или иной цивилизации. Большинство цивилизаций так или иначе развивает некую выборочную сторону деятельности: религиозную (еврейская культура – исключительно религиозный тип); науки и искусства; экономику и пр.
Первые культуры: египетскую, китайскую, вавилонскую, индийскую и иранскую можно назвать культурами подготовительными. Все было в них еще в смешении; религия, политика, культура, общественно-экономическая организация еще не выделились в особые категории деятельности.
Эллинский культурно-исторический тип был исключительно типом культурным, и притом преимущественно художественно-культурным.
Римский тип – политика.
Помимо цивилизационного подхода, есть эволюционистский подход (культуры рассматриваются с точки зрения универсальных черт; интегративный подход).