Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 01:07, аттестационная работа
Социокультурная среда - это сложная структура общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность человека. Среда оказывается существенным условием развития личности; в то же время под влиянием деятельности человека среда изменяется сама. Вот почему проблемы взаимоотношений человека и среды рассматриваются в рамках различных научных дисциплин и направлений (философия, психология, социальная экология, педагогика, социология и др.).
Социокультурная среда как целостная и действенная система формирования и развития личности.
Cубъекты социокультурной сферы города, региона.
Досуг как сфера социально-культурной деятельности.
Факторы влияющие на формирование культуры досуга детей и молодежи.
Роль организатора социально-культурной деятельности.
Культура и личность.
Воспитательный потенциал искусства.
Самодеятельное творчество.
Развитие личности в процессе художественно творческой деятельности.
планирование социально-культурной деятельности
Дифференцированный подход в организации социально-культурной деятельности.
Учет возрастных особенностей в процессе подготовки и проведения социокультурного мероприятия
Основы сценарного мастерства
Праздники и обряды как спефические формы социально-культурной деятельности.
Воспитательный потенциал мероприятий, созданных на основе народных традиций и обрадов.
Развитие творческого
потенциала личности взрослого нельзя
рационально понять только "изнутри"
системы непрерывного образования.
Здесь нужно учитывать
Социокультурная среда - это сложная структура
общественных, материальных и духовных
условий, в которых реализуется деятельность
человека. Среда оказывается существенным
условием развития личности; в то же время
под влиянием деятельности человека среда
изменяется сама. Вот почему проблемы
взаимоотношений человека и среды рассматриваются
в рамках различных научных дисциплин
и направлений (философия, психология,
социальная экология, педагогика, социология
и др.).
Образовательная среда есть прежде всего
подсистема социокультурной среды, совокупность
исторически сложившихся факторов, обстоятельств,
ситуаций, то есть целостность специально
организованных педагогических условий
развития личности.Для полного представления
о сущности социально-культурной деятельности
принципиальное значение имеет конкретная,
содержательная трактовка такого понятия
как «социально-культурная среда».Это
понятие наполнено огромным социальным
смыслом. Говоря о социально-культурной
среде, нельзя ограничивать ее сферой
науки, культуры и образования, оставляя
вне поля зрения такие социально значимые
вопросы, как, например, права и свободы
человека, цивилизованные формы контактов
между людьми, свободное и широкое распространение
информации.Принято считать, что культурная
среда творится профессиональными работниками
культуры, художниками, дизайнерами, другими
представителями творческой интеллигенции,
специализированными государственными
и негосударственными организациями и
службами. Они призваны предоставить человеку
некое культурное пространство, которое
он обживает. При этом в самом понятии
«обживание культурного пространства»
как будто бы содержится признание необходимости
активного, деятельностного начала. Однако
на практикее такое «обживание», как правило,
сводится к освоению предлг женных и реализованных
кем-то извне идей и проектов. Подобнее
«обживание» ничего общего не имеет с
подлинной социально-культурной деятельностью
многочисленных субъектов, в первую очередь,
представителей различных групп населения,
творческим их сотрудничеством, взаимодействием
с профессионалами. Это сотрудничество,
взаимодействие возникает только тогда,
когда широким слоям населения предлагаются
культурная среда, культурное пространство,
действительно открытые для самодеятельности.На
протяжении многих лет под социально-культурной
деятельностью подразумевались, как правило,
либо любительские занятия художественным
или техническим творчеством, либо оказание
физической помощи в строительстве, благоустройстве
и ремонте социально-культурных объектов:
клубов, Домов культуры, танцплощадок,
спортивных сооружений и т.д. Широкого
размаха достигло движение добровольцев,
обязавшихся безвозмездно отработать
на строительстве объектов культуры и
быта определенное число выходных дней.
Это, несомненно, принесло ощутимую пользу,
поскольку в условиях утвердившегося
остаточного принципа выделения ресурсов
для развития социально-культурной сферы
во многих регионах, особенно в городах-новостройках,
сельской местности и т.д., действительно
требовалось сооружение объектов культуры
и досуга, укрепление материальной базы,
необходимой для удовлетворения духовных
запросов людей в сфере свободного времени.Однако
даже развитая социально-культурная инфраструктура,
сеть учреждений культуры, искусства,
спорта с широким предложением благ еще
не решают проблему досуга. Все это - лишь
крайне существенный, важный элемент полноценной,
жизненно необходимой человеку культурной
среды.Среда досуга и общения имеет ярко
выраженный социальный характер. Наш курс
рассматривает ее в самом широком плане
-как социально-культурную среду, предполагающую
наличие трех обязательных элементов:
активных субъектов социально-культурной
деятельности в лице различных общественных
институтов, социальных групп и отдельных
индивидуумов; самого процесса этой деятельности
на всех ее этапах; совокупности объективных
условий, факторов и возможностей для
ее реализации.Понятие «социально-культурная
среда» означает, таким образом, конкретное
своеобразие и проявление общественных
отношений в сфере культуры и досуга. Эти
отношения между участниками социально-культурной
деятельности могут выстраиваться как
по вертикали (по принципу субординации),
так и по горизонтали (по принципу координации).
Они могут носить либо сугубо формальный
(для формализованных структур), либо неформальный
(для неформальных групп и общностей) характер.В
отличие от широкой социально-культурной
макросреды, в которой действуют факторы,
закономерности и институты общегосударственного
масштаба, микросреда - это сфера действия
малых групп и входящих в них личностей,
их непосредственное социально-культурное
окружение.Социально-культурная микросреда,
ближайшее окружение человека, включает
в себя множество составных элементов
-- микросред досуга и общения. К ним относятся:
среда общения в семье; среда общения с
ближайшими родственниками, друзьями,
соседями по квартире, дому, двору; среда
личностного общения в дошкольных учреждениях,
школе, техникуме, вузе; внешкольная, внеучебная
и внесемейная среда общения; производственно-трудовая
среда общения; среда внеличностного общения
(влияние средств массовой информации,
общение с книгой, искусством, природой,
животными и т.д.); круг общения по профессии,
а также непрофессиональным интересам,
временным увлечениям.Личность может
менять свое место в социально-культурной
среде, постоянно переходить из одной
микросреды досуга и общения в другую
и тем самым конструировать в определенной
мере свою социально-культурную среду.
Естественно, подобная и, на первый взгляд,
ничем не ограниченная мобильность человека
в социально-культурной среде на самом
деле не является абсолютной. Она имеет
определенные пределы, обусловленные
общественно-экономическими отношениями,
структурой общественного устройства.
Тем не менее эта свобода выбора, активность
личности по отношению к избираемой ею
среде досуга и общения не может не учитываться
в процессе разработки и реализации социально-культурных
проектов, организации социально-культурной
деятельности.Альтернативность, инвариантность
социально-культурной среды представляет
собой широкое поле для проявления инициативы
и самостоятельности, творчества и самоутверждения
человека, свободы его социального поведения
и социальных ориентации, оценок и предпочтений,
свободного участия в принятии социальных
решений.Цементирующей основой для сохранения
и развития жизнеспособной социально-культурной
среды является, как свидетельствует практика,
наличие в существующей инфраструктуре
города или района достаточно популярных
у жителей традиционных и современных
нетрадиционных досуговых центров, в которых
преобладающим фактором является досуговая
активность населения, самодеятельное
культуротворческое начало. На региональном
уровне, в масштабах микрорайона, малого,
среднего, крупного города предпринимаются
попытки найти достаточно эффективные
пути, которые смогут в той или иной мере
приостановить, нейтрализовать сам процесс
относительного спада культурно-творческой
активности населения. В муниципальных
программах социально-культурного развития
регионов предусматривается совершенствование
отдыха людей, развлечений, концертно-зрелищной
и физкультурно-оздоровительной работы,
борьба с алкоголизмом, наркоманией, правонарушениями,
профилактика антисоциального поведения.Однако
все эти острейшие, злободневные социальные
проблемы не могут быть решены по отдельности.
Их решение невозможно без наличия целостной
(городской или сельской) культурной среды,
соответствующей нынешнему этапу развития
общества и активной роли в этой среде
самого человека. Полноценная, социально
открытая культурная среда жизненно необходима
для человека, для его повседневной деятельности.
С одной стороны, она предоставляет широкий
простор для общественных инициатив и
движений культурно-исторического, экологического,
просветительного, физкультурно-оздоровительного
характера. С другой является тем свободным
пространством, в котором сосредоточены,
непрерывно циркулируют и взаимодействуют
друг с другом многочисленные субкультуры
- возрастные, социальные, профессиональные,
этнические, конфессиональные и т.д.В этой
среде постепенно изживают себя традиционные
подходы, основанные только на потреблении
предлагаемых готовых культурных благ.
Этот процесс естественный и необратимый,
поскольку время постоянно рождает новые
духовные потребности, и практически невозможно
удовлетворить их всякий раз только с
помощью формальных структур - специальных
органов и учреждений.Социально-
В то же время
в социально-культурной среде господствовали
чрезмерная централизация управления,
исторически сложившийся
Досуг - часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей.
Свободное время - время, свободное от работы и других обязательных занятий и дел, используемое полностью по своему усмотрению.
История, если говорить о европейских странах. Термин свободное время связан с индустриальной революцией. В это время на фабриках приходилось работать по восемнадцать часов в сутки, отдыхая только по воскресеньям, позже это время сократилось и к воскресенью в качестве выходного была добавлена суббота.
Можно утверждать, что в Европе конца ХIХ начала ХХ века, общество пришло к пониманию полезности свободного времени, Писатель Белфорт Бах в 1884 году написал книгу «Социализм и вопрос о воскресенье». Он хотел, чтобы каждый человек имел возможность на отдых, и фокусировал своё внимание на выделении одного универсального дня отдыха.
Говоря о свободном времени, следует различать три основных его типа:
1) рекреационный (отдых и восстановление сил после работы),
2) рационально-потребительский (с материальной и духовной точки зрения)
3) деятельный (совмещение
времяпрепровождения с каким-
Свободное время затрачивает не только физические, но и моральные силы. В свое свободное время человек может заняться как активным отдыхом, дайвингом, бегом, атлетикой, так и менее затратным физически как например, посещение музеев, театров, учреждений культуры.
Социальный педагог, должен уметь грамотно направить и организовать свободное время учащихся и заинтересованных людей. Его цель нравственное обогащение людей, поднятие их культурного и морального уровня, профилактика вредоносных тенденций современного мира, таких как наркомания и алкоголизм, нравственное и этическое разложение.
Социокультурная среда как
целостная и действенная
Для понимания того, чем является «социокультурная среда» для начала нам нужно понять суть слов культура, социум, социальная среда.
Социум - 1) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; 2) в узком понимании — исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений. 3) группа лиц, объединенная общими морально-этическими нормами (устоями).
Культура - обозначает содержание общественной жизни и деятельности людей, представляющие собой биологически ненаследуемые, искусственные, созданные людьми объекты (артефакты). Под культурой понимается организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе. Это созданная самими людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.
Социальная среда - совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп.
Таким образом можно прийти к выводу, что:
Социокультурная среда- культура и состояние общества, в котором живет и развивается человек.
Социально-культурная Сфера - условное название отраслей и видов деятельности, не составляющих материальное производство.
Культурная деятельность - это деятельность, направлен¬ная на создание, сохранение, распространение культурных цен¬ностей и приобщение к ним различных слоев населения.
Социальная работа - деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям в реализации их ма¬териальных и духовных потребностей, обеспечивающая возмож¬ность их полноценного функционирования в обществе в качестве , его субъектов.
Социальная
педагогика сегодня интерпретируется
как тео¬рия социального
Социально-культурная
деятельность соответственно мо¬жет быть
определена как интегративная
В качестве субъектов социокультурной деятельности можно рассматривать личность, социальную группу или общность, регион, общество, человечество в целом
Досуг,часть
внерабочего времени, которая остаётся
у человека после исполнения непреложных
непроизводственных обязанностей(передвижение
на работу и с работы, сон,приём пищи и
др. виды бытового самообслуживания).
Так что же такое
досуг?До сих пор нет общепринятого
определения этого понятия.
Досуг часто
отождествляется со свободным временем
(Ф.С.Махов, А.Т. Куракин,В.В. Фатьянов и д.р.),
с внеучебным временем (Л.К.Балясная, Т.В.Сорокина
и д.р.). Но можно ли отождествлять свободное
время с досугом? Нет,так как свободное
время есть у всех, а досугом обладает
не каждый. Существует много интерпретаций
слова «досуг».Досугом называется деятельность,отношения,
Досуг способен объединить и отдых и труд.Большая часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг»включает в себя и такие виды деятельности,как продолжение образования,общественная работа на добровольных началах.
Определение досуга распадается на четыре основных группы[4, Internet].
- Досуг как
созерцание,связанное с
- Досуг как деятельность-
обычно характеризуется как
- Досуг,как свободное
время, время выбора. Это время
может быть использовано
- Досуг интегрирует три
предыдущих концепции,стирает
Макс Каплан считает, что досуг- это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности,направленных на восстановление.Досуг следует понимать как центральный элемент культуры,имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи,политики.
Досуг является благоприятной почвой для испытания юношеством фундаментальных человеческих потребностей.В процессе досуга студенту гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности.Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств.Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь студенту реализовать то лучшее, что в нем есть.Можно выделить реальный досуг (общественно полезный) и мнимый (асоциальный,личностно значимый) досугРеальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью,так и с обществом.Наоборот, это состояние деятельности,создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации,развлечения.