Социально-культурная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 01:07, аттестационная работа

Описание работы

Социокультурная среда - это сложная структура общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность человека. Среда оказывается существенным условием развития личности; в то же время под влиянием деятельности человека среда изменяется сама. Вот почему проблемы взаимоотношений человека и среды рассматриваются в рамках различных научных дисциплин и направлений (философия, психология, социальная экология, педагогика, социология и др.).

Содержание работы

Социокультурная среда как целостная и действенная система формирования и развития личности.
Cубъекты социокультурной сферы города, региона.
Досуг как сфера социально-культурной деятельности.
Факторы влияющие на формирование культуры досуга детей и молодежи.
Роль организатора социально-культурной деятельности.
Культура и личность.
Воспитательный потенциал искусства.
Самодеятельное творчество.
Развитие личности в процессе художественно творческой деятельности.
планирование социально-культурной деятельности
Дифференцированный подход в организации социально-культурной деятельности.
Учет возрастных особенностей в процессе подготовки и проведения социокультурного мероприятия
Основы сценарного мастерства
Праздники и обряды как спефические формы социально-культурной деятельности.
Воспитательный потенциал мероприятий, созданных на основе народных традиций и обрадов.

Файлы: 1 файл

скд.doc

— 303.50 Кб (Скачать файл)

Социокультурная среда как целостная  и действенная система формирования и развития личности.

Развитие творческого  потенциала личности взрослого нельзя рационально понять только "изнутри" системы непрерывного образования. Здесь нужно учитывать особенности  среды развития в широком смысле этого слова. 
Социокультурная среда - это сложная структура общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность человека. Среда оказывается существенным условием развития личности; в то же время под влиянием деятельности человека среда изменяется сама. Вот почему проблемы взаимоотношений человека и среды рассматриваются в рамках различных научных дисциплин и направлений (философия, психология, социальная экология, педагогика, социология и др.). 
Образовательная среда есть прежде всего подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся факторов, обстоятельств, ситуаций, то есть целостность специально организованных педагогических условий развития личности.Для полного представления о сущности социально-культурной деятельности принципиальное значение имеет конкретная, содержательная трактовка такого понятия как «социально-культурная среда».Это понятие наполнено огромным социальным смыслом. Говоря о социально-культурной среде, нельзя ограничивать ее сферой науки, культуры и образования, оставляя вне поля зрения такие социально значимые вопросы, как, например, права и свободы человека, цивилизованные формы контактов между людьми, свободное и широкое распространение информации.Принято считать, что культурная среда творится профессиональными работниками культуры, художниками, дизайнерами, другими представителями творческой интеллигенции, специализированными государственными и негосударственными организациями и службами. Они призваны предоставить человеку некое культурное пространство, которое он обживает. При этом в самом понятии «обживание культурного пространства» как будто бы содержится признание необходимости активного, деятельностного начала. Однако на практикее такое «обживание», как правило, сводится к освоению предлг женных и реализованных кем-то извне идей и проектов. Подобнее «обживание» ничего общего не имеет с подлинной социально-культурной деятельностью многочисленных субъектов, в первую очередь, представителей различных групп населения, творческим их сотрудничеством, взаимодействием с профессионалами. Это сотрудничество, взаимодействие возникает только тогда, когда широким слоям населения предлагаются культурная среда, культурное пространство, действительно открытые для самодеятельности.На протяжении многих лет под социально-культурной деятельностью подразумевались, как правило, либо любительские занятия художественным или техническим творчеством, либо оказание физической помощи в строительстве, благоустройстве и ремонте социально-культурных объектов: клубов, Домов культуры, танцплощадок, спортивных сооружений и т.д. Широкого размаха достигло движение добровольцев, обязавшихся безвозмездно отработать на строительстве объектов культуры и быта определенное число выходных дней. Это, несомненно, принесло ощутимую пользу, поскольку в условиях утвердившегося остаточного принципа выделения ресурсов для развития социально-культурной сферы во многих регионах, особенно в городах-новостройках, сельской местности и т.д., действительно требовалось сооружение объектов культуры и досуга, укрепление материальной базы, необходимой для удовлетворения духовных запросов людей в сфере свободного времени.Однако даже развитая социально-культурная инфраструктура, сеть учреждений культуры, искусства, спорта с широким предложением благ еще не решают проблему досуга. Все это - лишь крайне существенный, важный элемент полноценной, жизненно необходимой человеку культурной среды.Среда досуга и общения имеет ярко выраженный социальный характер. Наш курс рассматривает ее в самом широком плане -как социально-культурную среду, предполагающую наличие трех обязательных элементов: активных субъектов социально-культурной деятельности в лице различных общественных институтов, социальных групп и отдельных индивидуумов; самого процесса этой деятельности на всех ее этапах; совокупности объективных условий, факторов и возможностей для ее реализации.Понятие «социально-культурная среда» означает, таким образом, конкретное своеобразие и проявление общественных отношений в сфере культуры и досуга. Эти отношения между участниками социально-культурной деятельности могут выстраиваться как по вертикали (по принципу субординации), так и по горизонтали (по принципу координации). Они могут носить либо сугубо формальный (для формализованных структур), либо неформальный (для неформальных групп и общностей) характер.В отличие от широкой социально-культурной макросреды, в которой действуют факторы, закономерности и институты общегосударственного масштаба, микросреда - это сфера действия малых групп и входящих в них личностей, их непосредственное социально-культурное окружение.Социально-культурная микросреда, ближайшее окружение человека, включает в себя множество составных элементов -- микросред досуга и общения. К ним относятся: среда общения в семье; среда общения с ближайшими родственниками, друзьями, соседями по квартире, дому, двору; среда личностного общения в дошкольных учреждениях, школе, техникуме, вузе; внешкольная, внеучебная и внесемейная среда общения; производственно-трудовая среда общения; среда внеличностного общения (влияние средств массовой информации, общение с книгой, искусством, природой, животными и т.д.); круг общения по профессии, а также непрофессиональным интересам, временным увлечениям.Личность может менять свое место в социально-культурной среде, постоянно переходить из одной микросреды досуга и общения в другую и тем самым конструировать в определенной мере свою социально-культурную среду. Естественно, подобная и, на первый взгляд, ничем не ограниченная мобильность человека в социально-культурной среде на самом деле не является абсолютной. Она имеет определенные пределы, обусловленные общественно-экономическими отношениями, структурой общественного устройства. Тем не менее эта свобода выбора, активность личности по отношению к избираемой ею среде досуга и общения не может не учитываться в процессе разработки и реализации социально-культурных проектов, организации социально-культурной деятельности.Альтернативность, инвариантность социально-культурной среды представляет собой широкое поле для проявления инициативы и самостоятельности, творчества и самоутверждения человека, свободы его социального поведения и социальных ориентации, оценок и предпочтений, свободного участия в принятии социальных решений.Цементирующей основой для сохранения и развития жизнеспособной социально-культурной среды является, как свидетельствует практика, наличие в существующей инфраструктуре города или района достаточно популярных у жителей традиционных и современных нетрадиционных досуговых центров, в которых преобладающим фактором является досуговая активность населения, самодеятельное культуротворческое начало. На региональном уровне, в масштабах микрорайона, малого, среднего, крупного города предпринимаются попытки найти достаточно эффективные пути, которые смогут в той или иной мере приостановить, нейтрализовать сам процесс относительного спада культурно-творческой активности населения. В муниципальных программах социально-культурного развития регионов предусматривается совершенствование отдыха людей, развлечений, концертно-зрелищной и физкультурно-оздоровительной работы, борьба с алкоголизмом, наркоманией, правонарушениями, профилактика антисоциального поведения.Однако все эти острейшие, злободневные социальные проблемы не могут быть решены по отдельности. Их решение невозможно без наличия целостной (городской или сельской) культурной среды, соответствующей нынешнему этапу развития общества и активной роли в этой среде самого человека. Полноценная, социально открытая культурная среда жизненно необходима для человека, для его повседневной деятельности. С одной стороны, она предоставляет широкий простор для общественных инициатив и движений культурно-исторического, экологического, просветительного, физкультурно-оздоровительного характера. С другой является тем свободным пространством, в котором сосредоточены, непрерывно циркулируют и взаимодействуют друг с другом многочисленные субкультуры - возрастные, социальные, профессиональные, этнические, конфессиональные и т.д.В этой среде постепенно изживают себя традиционные подходы, основанные только на потреблении предлагаемых готовых культурных благ. Этот процесс естественный и необратимый, поскольку время постоянно рождает новые духовные потребности, и практически невозможно удовлетворить их всякий раз только с помощью формальных структур - специальных органов и учреждений.Социально-культурная деятельность различных слоев населения в нашей стране всегда исторически была связана со стремительно развивающимся социумом. Конкретным результатом социальной инициативы, культурно-преобразующей деятельности миллионов людей были возникшие в 20-е годы XX века многочисленные рабочие и красноармейские клубы, клубы творческой интеллигенции, сельские избы-читальни, домпросветы, пункты ликбеза, разнопрофильные кружки и студии, кооперативные столовые и чайные, дома-коммуны, первые рабоче-крестьянские здравницы и т.д.

В то же время  в социально-культурной среде господствовали чрезмерная централизация управления, исторически сложившийся ориентир на однообразные типы «традиционного» клуба, Дома культуры, музея, парка, библиотеки. Обеднение форм и методов работы, отсталость материально-технической базы этих учреждений на фоне расширения предложений различных форм досуга кооперативами, хозрасчетными и другими досуговыми центрами, динамического развития средств массовой информации, возрастания уровня и многообразия духовных потребностей людей породили в значительной массе населения, особенно среди подростков, молодежи, негативное отношение, определенный кризис доверия к сегодняшним и будущим инициативам государства в социально-культурной сфере. Существовавший на протяжении многих лет определенный авторитет традиционного клуба или библиотеки сегодня основательно поблек, далеко не всегда отвечает современным ожиданиям и представлениям населения.Многочисленные социальные инициативы и начинания, непрерывно возникающие в рамках свободного времени людей, -сегодня один из самых привычных, постоянных элементов культурной среды города и села. Они являются и результатом, и необходимым условием непосредственного общения детей, подростков и взрослых, их живой потребностью участия в общественно-полезных делах. По сути, мы имеем дело с коллективными усилиями людей, чья социально-культурная активность, с одной стороны, не ограничивается узкими семейными рамками, а с другой -по тем или иным причинам не вписывается в деятельность современных институтов социально-культурной сферы - клубов, театров, парков, музеев, художественных студий и т.д.Социально-культурная среда в настоящее время далеко не всегда и не везде подготовлена к глубоким изменениям, происходящим в обществе и в сознании людей. Создавая новые условия ее функционирования, эти изменения выдвигают новые требования как к формам организации творчества и досуга, так и к целям и методам их реализации.

        Cубъекты социокультурной  сферы города, региона.

Современная городская среда как фактор влияния  на социокультурную ситуацию. 
Со времени появления первых городов мнения об их влиянии на социальную жизнь разделились. Одни считали, что города представляют собой «цивилизованную добродетель», источник динамизма и культурного созидания. Города максимально увеличивают возможности экономического и культурного развития, обеспечивают средства для комфортной жизни, приносящей удовлетворение. Другие клеймили город как «чадящий ад», набитый агрессивными толпами людей, не доверяющих друг другу, пронизанный преступностью, насилием и коррупцией. 
Современный город представляет собой социально-пространственную форму существования общества, вещественно и социально организованную среду жизни, определенную социальную общность. Под социальной общностью понимается совокупность людей, которую характеризуют условия их жизнедеятельности, общие группы взаимодействия, принадлежность к определенной территории, а также к тем или иным социальным организациям и институтам. 
Город относится к социально-территориальной общности, социокультурная ситуация которой имеет особенности, отличающие ее от других общностей. Эти особенности во многом определены всей городской средой, окружающим человека социальным миром, включающим в себя материальные и духовные условия становления, существования, развития и деятельности людей, которые вовлечены в общественные процессы. 
Городская среда формируется исторически. Она включает в себя физические и экологические характеристики, интенсивное информационное воздействие и многообразие социальной структуры, оказывает существенное влияние на социокультурную ситуацию, в которой оказывается человек. Исследователи, занимающиеся изучением влияния городской среды на социокультурную ситуацию, замечают ее усложнение от года к году. Сегодня все более острой становится проблема выживания и воспроизводства в городской среде человека, здорового физически, психически и нравственно. Люди, живущие в городе, имеют широкий спектр возможностей для самореализации личности — это положительная сторона жизни в городе, но существуют и отрицательные явления, например, ощущение неопределенности, порожденное изменением системы знаний, ценностей, норм, образцов. Человек не может быстро и адекватно реагировать на изменения из-за существующих стереотипов, нарушение которых вызывает чувство беспокойства и тревоги. 
Научное сообщество давно занимается изучением города, процессов, происходящих в нем, городской среды, городской культуры. Например, Э.А. Орлова в своих работах рассматривает вопросы городской культуры, взаимодействия и взаимовлияния человека и городской культуры. Т.М. Дридзе пишет о проблеме выживания и воспроизводства физически, психически и нравственно здорового человека в городской среде. Теоретические аспекты городского образа жизни, качества городской среды разрабатываются в исследованиях И.С. Турова, В Л. Глазычева и др. 
Городская среда — это не только ландшафты, но и качественное состояние ее естественно- природных и «рукотворных» составляющих, уровень развитости информационного обмена.  
Э.А. Орлова в работе «Современная городская культура и человек», характеризуя городскую среду, влияющую на социокультурную ситуацию, выделяет в ней производственные процессы, физическую и экологическую характеристики, информационное воздействие и особенности социокультурной структуры.4 
К физическим характеристикам городской среды относятся: городское пространство, предметный мир, плотность населения, внутригородские связи, имеющие важные социальные, психологические и культурные последствия, которые могут приводить как к позитивным социальным изменениям, так и иметь негативные последствия. Позитивные социальные изменения в свою очередь ведут к комфорту и благоустроенности. Что же представляют собой негативные последствия? Многоэтажные дома, однообразие застроек, большие пространства вызывают ощущение затерянности и дискомфорта; размещение жилых кварталов на периферии и сосредоточенность учреждений культуры и искусства в центре приводят к трудностям с приобщением к культурным ценностям; увеличение плотности населения с усложнением межличностных отношений и пребыванием человека в толпе вызывают беспокойство и раздражительность; вынужденные контакты в городском транспорте и в других местах пребывания горожанина вызывают потребность в уединении. 
Ухудшают городскую среду различные оборудования, транспорт, бытовые приборы, создающие шум; радио— и телеаппаратура, которыми человек создает звуковой фон. 
Экологическая среда также влияет на социокультурную ситуацию. Загрязнение воздуха, воды и всей окружающей среды связано с транспортом и развитием промышленного производства. Человек как биологическое существо испытывает потребность в движении и общении с природой. Но в условиях городской среды, где преобладают искусственные компоненты, у него ограничены отношения природой. В связи с этим возникают определенные проблемы с физическим состоянием, негативные последствия для здоровья в результате ярко выраженной гиподинамии и возрастающих стрессовых нагрузок. С точки зрения экологии, несоответствие между потребностями человека как социально-биологического существа и расширением искусственных компонентов среды его обитания приводит к явной перегрузке адаптационных механизмов. 
Оказываясь в городской среде, человек ищет место для создания своего дома. Это важный процесс, от которого во многом зависит комфортное пребывание человека в городе, степень его адаптации к городской среде. 
В сознании человека отдельные районы города фиксируются как более или менее престижные в зависимости от физических и экологических характеристик. 
Престижность района города во многом определяется и обеспеченностью объектами обслуживания, в том числе культурного. 
Социокультурная ситуация современного города характеризуется также интенсивностью воздействия на человека, прежде всего средств массовой коммуникации. Они все сильнее усиливают и активизируют свое воздействие на сознание, рационально передавая новые ценности и нормы поведения и деятельности. Формируются стереотипы и спонтанные реакции, связанные с внешней стороной поведения. По каналам массовой коммуникации извне человек получает не только новые знания, но и ценностные стереотипы, регулирующие его действия и поступки. 
Таким образом, важным аспектом, влияющим на социокультурную ситуацию в городе, является информационное воздействие. Его можно охарактеризовать как процесс передачи совокупности знаний, сведений, различных сообщений, которые формируются в обществе. Они используются социокультурными институтами, социальными общностями, группами и отдельными индивидами для регулирования социального взаимодействия, отношений между обществом, человеком и природой. 
Интенсивное информационное воздействие в условиях города имеет определенные последствия для людей. С одной стороны, готовая социокультурная информация помогает людям в самоопределении, в выработке своих норм и ценностей. С другой — интенсивность воздействия лишает человека индивидуально-личностных ориентаций, все больше вытесняемых из его сознания.  
Проблемные ситуации создает и специфика социальной структуры города. Это сложное образование, состоящее из множества разнообразных страт, взаимодействующих между собой, имеющих свои ценности, нормы, включенных в информационные потоки, занятых в различных сферах деятельности и выполняющих роли и функции в системе предприятий, организаций, учреждений. 
Усложнение социокультурных процессов в условиях современного города ставит человека в ситуацию «изобилия культуры», в которой он должен самоопределиться, сделать выбор. Самоопределение происходит в зависимости от имеющихся знаний, ценностей, норм и образцов, на которые личность ориентируется в своей жизни, и от их соответствия новым условиям жизнедеятельности. 
В социокультурных процессах постоянно взаимодействуют две тенденции. С одной стороны, происходит стериотипизация образа жизни людей, стилей, знаний, норм, оценок, поведения, действия и поступков; с другой — осуществляется преодоление стереотипов, стремление к новому, варьирование ситуаций. Эти две тенденции постоянно проявляются в противоречиях как культурных процессов общества, так и социальных групп, общностей и отдельной личности. Постоянство жизнедеятельности формирует социокультурные стереотипы, новое в общественных процессах требует их ломки. 
Многообразие культуры города создает возможности для смены жизненных ситуаций и социокультурной среды. При этом очень важна ориентированность на поиск и новизну в проблемной социокультурной ситуации, так как она представляет собой особый вид исследовательской деятельности с экспериментированием. Именно эта деятельность ведет к новым открытиям в науке, технике, искусстве, к творческой деятельности высшего уровня, имеющей общественно значимые результаты. Способность по-новому увидеть проблему, создать стиль жизни и деятельности, образцы и модели поведения позволяет полностью освободиться от груза прошлого и действовать в соответствии с требованиями времени. 
Городская среда характеризуется многообразием. Она формирует новый социально-психологический тип личности, который отличается рациональностью, подвижностью, готовностью к изменениям, к сочетанию своих интересов с интересами других, способностью справляться с трудностями окружающей действительности. В то же время, городская среда, включающая в себя сложные физические и экологические характеристики, интенсивное информационное воздействие и многообразие социальной структуры, оказывает неоднозначное влияние на социокультурную ситуацию, в которой оказывается человек.

 

Досуг как сфера социально-культурной деятельности.

Досуг - часть  нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей.

Свободное время - время, свободное от работы и других обязательных занятий и дел, используемое полностью по своему усмотрению.

История, если говорить о европейских странах. Термин свободное время связан с индустриальной революцией. В это время на фабриках приходилось работать по восемнадцать часов в сутки, отдыхая только по воскресеньям, позже это время сократилось и к воскресенью в качестве выходного была добавлена суббота.

Можно утверждать, что в Европе конца ХIХ начала ХХ века, общество пришло к пониманию полезности свободного времени, Писатель Белфорт Бах в 1884 году написал книгу «Социализм и вопрос о воскресенье». Он хотел, чтобы каждый человек имел возможность на отдых, и фокусировал своё внимание на выделении одного универсального дня отдыха.

Говоря о  свободном времени, следует различать  три основных его типа:

1) рекреационный (отдых  и восстановление сил после  работы),

2) рационально-потребительский  (с материальной и духовной точки зрения)

3) деятельный (совмещение  времяпрепровождения с каким-либо  видом деятельности).

Свободное время затрачивает  не только физические, но и моральные  силы. В свое свободное время человек  может заняться как активным отдыхом, дайвингом, бегом, атлетикой, так и менее затратным физически как например, посещение музеев, театров, учреждений культуры.

Социальный педагог, должен уметь грамотно направить и организовать свободное время учащихся и заинтересованных людей. Его цель нравственное обогащение людей, поднятие их культурного и морального уровня, профилактика вредоносных тенденций современного мира, таких как наркомания и алкоголизм, нравственное и этическое разложение.

Социокультурная среда как  целостная и действенная система  формирования и развития личности. Субъекты социокультурной сферы.

 

Для понимания того, чем  является «социокультурная среда» для  начала нам нужно понять суть слов культура, социум, социальная среда.

Социум - 1) в широком понимании  слова, это совокупность всех видов  взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; 2) в узком понимании — исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений. 3) группа лиц, объединенная общими морально-этическими нормами (устоями).

Культура - обозначает содержание общественной жизни и деятельности людей, представляющие собой биологически ненаследуемые, искусственные, созданные людьми объекты (артефакты). Под культурой понимается организованные совокупности материальных объектов, идей и образов; технологий их изготовления и оперирования ими; устойчивых связей между людьми и способов их регулирования; оценочных критериев, имеющихся в обществе. Это созданная самими людьми искусственная среда существования и самореализации, источник регулирования социального взаимодействия и поведения.

Социальная среда - совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий  существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп.

Таким образом  можно прийти к выводу, что:

Социокультурная среда- культура и состояние общества, в котором живет и развивается  человек.

 

Социально-культурная Сфера - условное название отраслей и  видов деятельности, не составляющих материальное производство.

 

Культурная  деятельность - это деятельность, направлен¬ная на создание, сохранение, распространение культурных цен¬ностей и приобщение к ним различных слоев населения.

Социальная  работа - деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или  общностям в реализации их ма¬териальных  и духовных потребностей, обеспечивающая возмож¬ность их полноценного функционирования в обществе в качестве , его субъектов.

Социальная  педагогика сегодня интерпретируется как тео¬рия социального воспитания человека на протяжении всех эта¬пов  его жизненного пути, как педагогический компонент соци¬альной работы.

Социально-культурная деятельность соответственно мо¬жет быть определена как интегративная многофункциональная  сфера деятельности, одна из составляющих социальной работы; ее целью являются организация рационального и содержательного досуга людей, удовлетворение и развитие их культурных потреб¬ностей, создание условий для самореализации каждой отдельной личности, раскрытия ее способностей, самосовершенствования и любительского творчества в рамках свободного времени.

В качестве субъектов  социокультурной деятельности можно  рассматривать личность, социальную группу или общность, регион, общество, человечество в целом

Досуг,часть  внерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных  непроизводственных обязанностей(передвижение на работу и с работы, сон,приём пищи и др. виды бытового самообслуживания).Деятельность,входящую в сферудосуга,можно условно разделить на несколько взаимосвязанных групп. К первой из них относятся учёба и самообразование в широком смысле слова, т. е. различные формы индивидуального и коллективного освоения культуры:посещение публично-зрелищных мероприятий и музеев, чтение книг и периодики,слушание радио и просмотр телевизионных передач. Другую,наиболее интенсивно развивающуюся группу в структуре досугапредставляют различные формы любительской и общественной деятельности:самодеятельные занятия и увлечения(хобби), физкультура и спорт, туризм и экскурсии и т.д. Важное место в сфере досугазанимает общение с. др.людьми: занятия и игры с детьми,товарищеские встречи (дома,в кафе, на вечерах отдыха и т.д.).Часть досуга расходуется на пассивный отдых. Социалистическое общество ведёт борьбу за вытеснение из сферы досугаразличных явлений «антикультуры»(алкоголизм,антиобщественное поведение и др. Плодотворное использование досуга человеком– важная задача общества, т.к.,когда он осуществляет процесс своего досугового общения с искусством,техникой, спортом,природой, а так же с другими людьми, важно,чтобы делал он это рационально,продуктивно и творчески.

Так что же такое  досуг?До сих пор нет общепринятого  определения этого понятия.Более  того, в специальной литературе досуг  имеет самые разнообразные определения  и толкования.

Досуг часто  отождествляется со свободным временем (Ф.С.Махов, А.Т. Куракин,В.В. Фатьянов и д.р.), с внеучебным временем (Л.К.Балясная, Т.В.Сорокина и д.р.). Но можно ли отождествлять свободное время с досугом? Нет,так как свободное время есть у всех, а досугом обладает не каждый. Существует много интерпретаций слова «досуг».Досугом называется деятельность,отношения,состояние ума.Множество подходов осложняет попытки понять,что значит досуг.

Досуг способен объединить и отдых и труд.Большая  часть досуга в современном обществе занята разными видами отдыха, хотя понятие «досуг»включает в себя и такие виды деятельности,как продолжение образования,общественная работа на добровольных началах.

Определение досуга распадается на четыре основных группы[4, Internet].

- Досуг как  созерцание,связанное с высоким  уровнем культуры и интеллекта;это состояние ума и души. В этой концепции досуг обычно рассматривается с точки зрения эффективности,с какой человек делает что-либо.

- Досуг как деятельность- обычно характеризуется как деятельность,не  связанная с работой. Это определение  досуга включает ценности самореализации.

- Досуг,как свободное  время, время выбора. Это время  может быть использовано различным  образом, причем оно может быть  использовано для деятельности  связанной с работой или не  связанно с ней. Досуг рассматривается  как время, когда человек занимается тем, что не является его обязанностью.

- Досуг интегрирует три  предыдущих концепции,стирает грань  между «работой»и «не работой»и  оценивает досуг в терминах  описывающих человеческое поведение.Включает  в себя понятия времени и  отношения к времени.

Макс Каплан считает, что досуг- это гораздо больше, чем просто свободное время или перечень видов деятельности,направленных на восстановление.Досуг следует понимать как центральный элемент культуры,имеющий глубокие и сложные связи с общими проблемами работы, семьи,политики.

Досуг является благоприятной  почвой для испытания юношеством фундаментальных человеческих потребностей.В  процессе досуга студенту гораздо проще  формировать уважительное отношение  к себе, даже личные недостатки можно  преодолеть посредством досуговой активности.Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств.Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь студенту реализовать то лучшее, что в нем есть.Можно выделить реальный досуг (общественно полезный) и мнимый (асоциальный,личностно значимый) досугРеальный досуг никогда не находится в разрыве как с самой личностью,так и с обществом.Наоборот, это состояние деятельности,создание свободы из необходимых повседневных дел, время для отдыха, самоактуализации,развлечения.

Информация о работе Социально-культурная деятельность