Социально-культурная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 01:07, аттестационная работа

Описание работы

Социокультурная среда - это сложная структура общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность человека. Среда оказывается существенным условием развития личности; в то же время под влиянием деятельности человека среда изменяется сама. Вот почему проблемы взаимоотношений человека и среды рассматриваются в рамках различных научных дисциплин и направлений (философия, психология, социальная экология, педагогика, социология и др.).

Содержание работы

Социокультурная среда как целостная и действенная система формирования и развития личности.
Cубъекты социокультурной сферы города, региона.
Досуг как сфера социально-культурной деятельности.
Факторы влияющие на формирование культуры досуга детей и молодежи.
Роль организатора социально-культурной деятельности.
Культура и личность.
Воспитательный потенциал искусства.
Самодеятельное творчество.
Развитие личности в процессе художественно творческой деятельности.
планирование социально-культурной деятельности
Дифференцированный подход в организации социально-культурной деятельности.
Учет возрастных особенностей в процессе подготовки и проведения социокультурного мероприятия
Основы сценарного мастерства
Праздники и обряды как спефические формы социально-культурной деятельности.
Воспитательный потенциал мероприятий, созданных на основе народных традиций и обрадов.

Файлы: 1 файл

скд.doc

— 303.50 Кб (Скачать файл)

Мнимый досуг - это, прежде всего насилие,любо над  собой,либо над обществом,и как  результат разрушение себя и общества.Мнимый досуг,обусловлен неумением проводить  свое время, это бесцельное времяпрепровождение,приводящее к асоциальным поступкам.

Основываясь на выше сказанном,можно вывести следующие  основные характеристики досуга студентов:

-досуг имеет  ярко выраженные физиологические,психологические  и социальные аспекты;

-досуг основан  на добровольности при выборе  рода занятий и степени активности;

-досуг предполагает  не регламентированную,а свободную  творческую деятельность;

-досуг формирует  и развивает личность;

-досуг способствует  самовыражению,самоутверждению и  саморазвитию личности через  свободно выбранные действия;

-досуг стимулирует  творческую инициативу;

-досуг есть  сфера удовлетворения потребностей  личности;

-досуг способствует  формированию ценностных ориентаций;

-досуг формирует  позитивную«Я - концепцию»;

-досуг обеспечивает  удовлетворение,веселое настроение  и персональное удовольствие;

-досуг способствует  самовоспитанию личности;

Таким образом, можно констатировать,что сущностью  студенческого досуга является творческое поведение(взаимодействие с окружающей средой) людей в свободном для  выбора рода занятий и степени  активности пространственно-временной среде, детерминированный внутренне(потребностями,мотивами,установками,выбором форм и способов поведения) и внешне (факторами,порождающими поведение).

В наше время  запросы и интересы молодых людей  непрерывно меняются и растут, усложняется  и структура досуга. Свободное время неравномерно распределяется среди различных групп населения.Поэтому необходимо выработать дифференцированные формы организации досуга различных групп населения.Эта организация должна включать в себя различные виды деятельности.В возрастном,профессиональном,в социальном положении люди неоднородны.Различные категории людей отличаются друг от друга потребностями,уровнем культурной и профессиональной подготовленности,бюджетами свободного времени и отношением к нему. Как раз это и должно учитываться в работе современных культурно-досуговых учреждений,должны предлагать людям наиболее эффективные в каждом конкретном случае досуговые занятия, свободу выбора и возможность смены различных видов деятельности.Кратко охарактеризуем эти общности с точки зрения социальной психологии.Для этого начнем с характеристики самой личности.

Для совершенствования  деятельности по организации досуга большое значение имеет понимание  процессов,связей и взаимоотношений,происходящих в так называемых малых группах.Они являются центральным звеном в цепи«личность-общество»,потому что от их посредничества в наибольшей мере зависит степень гармоничности сочетания общественных интересов с личными интересами и интересами окружающей человека микросреды.

В целом цикле общественных наук под группой понимается реально существующее образование,в котором люди собраны вместе,объединены каким-то общим признаком,разновидностью совместной деятельности.А для социально-психологического подхода характером немного другой угол зрения.Выполняя различные социальные функции, человек является членом многочисленных социальных групп, он формируется как бы в пересечении этих групп,является точкой,в которой скрещиваются различные групповые влияния. Это имеет для личности два важных следствия: с одной стороны,определяет объективное место личности в системе социальной деятельности,с другой –сказывается на формировании сознания личности.Личность оказывается включенной в систему взглядов,представлений,норм, ценностей многочисленных групп. Итак,группа может быть определена как «общность взаимодействующих людей во имя сознаваемой цели, общность,которая объективно выступает как субъект действия».

 

Факторы влияющие на формирование культуры досуга детей и молодежи.

Роль организатора социально-культурной деятельности.

 

В молодости  наиболее доступны самые сложные  виды профессиональной деятельности, наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются  и наиболее полно развиваются  отношение дружбы и любви. Молодость  считается оптимальным временем для самореализации. Возникшие трудности не являются камнем преткновения, сопутствующие им сомнения и неуверенность быстро проходят, активно ищутся новые возможности достижения целей. Отвечая самому себе на вопросы «Кто я? Какой я? К чему я стремлюсь?» молодой человек формирует.

Самосознание  — целостное представление о  самом себе, эмоциональное отношение  к самому себе, самооценку своей  внешности, умственных, моральных, волевых  качеств, осознание своих достоинств и недостатков, на основе чего возникают возможности целенаправленного самосовершенствования, самовоспитания;

Собственное мировоззрение  как целостную систему взглядов, знаний, убеждений своей жизненной  философии, которая опирается на усвоенную ранее значительную сумму  знаний и сформировавшуюся способность к абстрактно-теоретическому мышлению, без чего разрозненные знания не складываются в единую систему;

Стремление  заново и критически осмыслить все  окружающее, самоутвердить свою самостоятельность  и оригинальность, создать собственные теории смысла жизни, любви, счастья, политики и т п.

Человек усваивает  определенное мировоззрение, взгляды  на общество, явления и события: усваивает  принятые данным обществом правила  поведения, обычаи, усваивает накопленный  обществом запас знаний, умений, навыков. Каждая личность связана самым разнообразным образом с окружающим ее миром, с обществом, и прежде всего связана отношениями, складывающимися через производство и потребление материальных благ. Эти отношения являются основными в формировании личности человека, его сознания.

Системный подход к решению психолого-педагогической организации досуга людей в культурно-досуговых  учреждениях предлагает целостное  рассмотрение проявлений, интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер человека, их соотношения в занятиях по свободному выбору. нужно учесть особое значение эмоциональной сферы во всех мероприятиях. Ведь эмоциональность опрашивает в соответствующие тона все досуговые занятия и все формы общения.

Господство  в досуге эмоций и подчинения радостям, развлечениям как интеллекта, так и волей продиктовано основным назначением «досуговых» занятий дать человеку физиологически, психологически отдохнуть, разрядиться, отключиться от работы и бытовых проблем. Активно отдыхать позволяют разнообразные переключения с обязательных дел на необязательные, с серьезных на веселые, с умственной нагрузки на физическую, с познания на развлечение с пассивного отдыха на активный. И, наоборот, необходимо опираться на типичные для культурно-досуговые учреждения «схемы переключений» и способы эмоциональной и другой разрядки, это имеет психофизиологическую ценность для разных людей.

В педагогическом плане, деятельность культурно-досугового учреждения, состоит не столько в  том, чтобы предоставить каждому  индивиду как можно более разнообразную сумму занятий, сколько в том, чтобы через то дело, которым человек любит заниматься на досуге, как можно более многообразно и глубоко развивать различные стороны его личности: интеллект, нравственность, эстетические чувства, вся работа современных культурно-досуговых центров должна базироваться на определенной перспективе на такой системе мероприятий, которая бы удовлетворяла не только потребности в отдыхе, или в новой информации но и развила бы способности личности. Следовательно, досуг выступает как фактор становления и развития личности усвоения ею культурных и духовных ценностей. Этот процесс называет социализацией, а культурно-досуговое учреждение является институтом социализации.

Благодаря социализации молодой человек приобщается  к социальной жизни, получает и изменяет свой социальный статус и социальную роль. Социализация не одноразовый и кратковременный, а длительный и многоактный процесс, продолжающийся на протяжении всей жизни индивида, начиная с младенчества и вплоть до глубокой старости. С одной стороны, общество постоянно развивается, изменяются его структура, цели и задачи, ценности и нормы и т.д. С другой стороны, общество постоянно развивается, изменяются его структура, цели и задачи, ценности и нормы и т.д. С другой – в течение своей жизни многократно меняется сам человек, его возраст, взгляды, вкусы, привычки, правила поведения, статусы и роли. Благодаря социализации люди реализуют свои потребности, возможности и способности, налаживают нормальные отношения с другими членами общества, их группами, социальными институтами и организациями, с обществом в целом. Все это позволяет им чувствовать себя в обществе, в социальной жизни уверенно и комфортно.

Социализация  личности происходит в основном на базе группового опыта. Именно в результате социального взаимодействия людей в малых и более или менее крупных социальных группах происходит усвоение человеком накопленных обществом знаний и опыта, выработанных им ценностей и норм. Это составляет фундамент облика любой нормальной личности и вместе с тем единства и целостности социальной группы и всего общества. Но нельзя сбрасывать со счетов и роль индивидуального опыта в процессе социализации, определяющего неповторимость и уникальность каждой отдельной личности. Нет, и не может быть двух абсолютно одинаковых процессов социализации личности, и поэтому нет, и не бывает двух абсолютно одинаковых личностей.

На различных  этапах жизни человека социализация имеет свои существенные особенности. В этой связи процесс социализации включает несколько специфических стадий: детство, юность, зрелость, старость. Наиболее интенсивно процесс социализации происходит в детстве и юности.  В сфере деятельности, на протяжении всего процесса социализации человек осваивает все новые и новые виды деятельности. При этом происходят еще три важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности через посредство личностным смыслом, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причем не просто уяснения, но и их освоение. Это можно назвать личностным выбором деятельности. Второй процесс - это сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей. И третий процесс – это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. В ходе всех этих трех процессов происходит расширение возможностей индивида именно как субъекта деятельности.

Общение неразрывно связано с деятельностью. В сфере  общения происходит расширение круга  общения молодого человека, обогащение его содержания, углубления познания другого человека, развитие навыков общения. Здесь происходит переход от монологического общения к диалогическому, т.е. умение ориентироваться на партнера. Общение составляет фундамент многих видов деятельности на досуге и является важным процессом всей жизнедеятельности человека.

И третья сфера  – это развитие самосознания личности. Здесь осуществляется формирование образа собственного я, как активного  субъекта деятельности, осмысление своей  социальной роли и принадлежности, формирование самооценки. Еще одним свойством самосознания является то, что это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения.

Таким образом, процесс социализации выступает как единство изменений всех трех сфер. «Они взятые в целом, создают для индивида расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду но и всю систему социальных отношений. Осваивая это, человек вносит в нее свой опыт, творческий подход, поэтому кроме активного преобразования, нет другой формы освоения действительности. Это и является важным положением, которое означает необходимость выявления того конкретного «сплава», возникающего на каждом этапе социализации между двумя сторонами этого процесса: усвоением социального опыта и воспроизведением его. Как раз этот процесс и реализуется в институтах социализации, которыми являются культурно-досуговые учреждения.

 Добровольный  выбор видов деятельности, эмоционально  насыщенные отношения, подвижные  границы между культурно-познавательными,  культурно-творческими и рекреационными  элементами значительно ускоряют  и облегчают процесс адаптации  индивида к любительским видам досуговой деятельности. В них заложены возможности самовыражения и самоутверждения жизненной позиции человека, активного проявления его творческих потенциальных возможностей. В качестве характерных признаков любительских объединений можно назвать общий интерес к какому-либо виду групповой свободной деятельности; общественную направленность деятельности, объединения; слияние интересов личностных и микрсоциума; общность мотивов совместной деятельности участников, определяемой социально значимыми целями. Поскольку отдых позволяет определить место и роль отдельного человека в социальной системе (социальной группе, коллективе, обществе в целом) в соответствии с его индивидуальными качествами и особенностями. Все это и делает отдых социально-педагогическим видом деятельности. Важно, чтобы каждый человек занимался любимым делом и выполнял бы те социальные функции, которые больше всего отвечают его интересам и возможностям. Так же, кроме потребности в активной деятельности, у человека есть потребность в живом созерцании мира и своей внутренней жизни, в поэтическом и философском размышлении.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баршай В.М.  Активные игры для детей:  Учебное  пособие. -  Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. – 320 с. 

2. Григорьев  А.И. Культура досуга. – Киев: Высшая школа, 1990. - С.92-108

3. Жарков А.Д.  Технология культурно-досуговой  деятельности: Учебно-методическое  пособие для вузов культуры  и искусства. – 2-е изд. перераб.  и доп. – М.: Профиздат, 2002. –  288 с.

Информация о работе Социально-культурная деятельность