Социально-культурная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 01:07, аттестационная работа

Описание работы

Социокультурная среда - это сложная структура общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность человека. Среда оказывается существенным условием развития личности; в то же время под влиянием деятельности человека среда изменяется сама. Вот почему проблемы взаимоотношений человека и среды рассматриваются в рамках различных научных дисциплин и направлений (философия, психология, социальная экология, педагогика, социология и др.).

Содержание работы

Социокультурная среда как целостная и действенная система формирования и развития личности.
Cубъекты социокультурной сферы города, региона.
Досуг как сфера социально-культурной деятельности.
Факторы влияющие на формирование культуры досуга детей и молодежи.
Роль организатора социально-культурной деятельности.
Культура и личность.
Воспитательный потенциал искусства.
Самодеятельное творчество.
Развитие личности в процессе художественно творческой деятельности.
планирование социально-культурной деятельности
Дифференцированный подход в организации социально-культурной деятельности.
Учет возрастных особенностей в процессе подготовки и проведения социокультурного мероприятия
Основы сценарного мастерства
Праздники и обряды как спефические формы социально-культурной деятельности.
Воспитательный потенциал мероприятий, созданных на основе народных традиций и обрадов.

Файлы: 1 файл

скд.doc

— 303.50 Кб (Скачать файл)

4. Кулагин И.Ю., Колюцкий В.Н. Возврастная психология: Полный жизненый цикл развития человека: Учебное пособие. – М.: ТЦ «Сфера» при участии «Юрайт-М», 2001.-С.163-400

5. Морозова Е.Я., Тихонова Э.Д. Экономика и организация  предприятий социально-культурной  сферы: Учебное пособие. – Санкт  Петербург: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 318 с.

6. Петрова З.А. Методология  и методика социологических исследований  культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: МГИК, 1990.- С.92-108

7. Селиванов В.С. Основы  общей педагогики: Теория и методика  воспитания. Учебное пособие для студентов вузов. – М.: «Академия», 2000. – 336 с.

8. Сергеев И.С. Основы  педагогической деятельности. –  Санкт Петербург: Питер, 2004. –  316 с.

9. Смирнов С.А. Педагогика: Педагогические теории, система,  технологии. – М.: «Академия», 2000. – 512 с. 

10. Дукачева Л.В. Планирование  клубных мероприятий: Выявление  досуговых предпочтений на основе  социологических опросов // Справочник  руководителя учреждения культуры. – 2003. - №7.- С.79-86 

                                       Культура и личность.

                         Воспитательный потенциал искусства.

 

 

 

Культура – это совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека и общества, а также результатов  этой деятельности.

Перефразируя Гегеля, писавшего  об искусстве, можно сказать, что культура нередко служит единственным ключом к пониманию мудрости народов. И это справедливо, потому что она не только наиболее возвышенная сфера деятельности личности, но и реальная сила, направленная на утверждение истинно человеческого в человеке. Она – вторая Вселенная, создаваемая человечеством. Её величественное здание возвышалось веками. Её развитие связано с поступательным движением цивилизации. Слово "культура" Н.К. Рерих расшифровал как "почитание света" ("культ" - почитание, "ур" - свет).

В традиционном понимании  слово "культура" (от лат. "Culture") первоначально означало возделывание, обработку почвы. В последствии этот термин был перенесён римлянами на человека и стал означать его воспитание, образование, т.е. "возделывание человека". Уже у Цицерона появляется термин "культура" в понимании умственной деятельности. Культуре в этом смысле стали противополагаться понятия некультурности, варварства, дикости.

Слово "культура" употребляется  по самым различным причинам и  поводам. Восхищённые талантом артиста, мы говорим о высокой культуре исполнения; картофель называем плодородной сельскохозяйственной культурой, а молодого человека, уступившего место в общественном транспорте, признаём образцом культуры поведения. Многим культура представляется некой системой правил, начиная от приличного разговорного языка до манеры поведения за столом, т.е. отождествляется с этикетом. Часто его сводят к искусству или художественной культуре, отождествляют с музеями и библиотеками и таким образом фундаментальное целое расчленяют и низводят до отдельных частей. В общем и целом культура – настоящий букет характеристик, сложенная дефиниция, слагающаяся из ряда черт, к которым можно подойти от самых различных точек отсчёта. Культура – это и развивающаяся система духовных ценностей, и процесс человеческого творчества. Это и выражение отношений между конкретными людьми, и регулятор идейного и нравственного климата всего общества. Такие характеристики можно давать бесконечно.

Культуру можно представить  себе как огромную лабораторию, в которой создаётся масштабная система ценностей, собираются воедино величайшие достижения человечества в областях науки, литературы и искусства, философии и этики, религии и политики с глубокой древности и до наших времён. Ошибается тот, кто ограничивает культуру приятным вечером, проведённом на концерте или у телевизора, посещением в выходной день картинной галереи или музея. Это неизбежно порождает культурную ограниченность, примитивизацию личности. Культура – синоним полноценной самоутверждающейся жизни человека.

Она выступает чутким сейсмографом жизненных событий. От её состояния, развития зависит интеллектуальный потенциал не только отдельной личности, но и всего народа, даже всего  человечества. Где как не в культуре живёт и проявляется народный дух? Она раскрывает двери в душу человека, льёт свет, озаряющий его дорогу. Её можно уподобить таким общепонятным ценностям как, как здоровье и ум. Н.А. Берусеев считал, что "культура связана с культурой предков, с преданием, традицией. Она полна священной символики, в ней даны знаки и подобия иной духовной деятельности. Всякая культура (даже материальная) есть культура духа; всякая культура имеет духовную основу – она есть продукт творческой работы духа под природными стихиями".

Сегодня взгляд на культуру – широкий, "пространственный". Как писал выдающейся философ А.Ф. Лосев, культура – предельное обобщение всего.

Культура представляет собой  постоянно эволюционирующий социальный организм, который живёт и дышит, растёт и видоизменяется. Она внутренне динамична и развивается в соответствии с собственной логикой, по своим внутренним законам.

Общество проявляет и  осознаёт себя в культуре. Она –  его прозрение, непременное условие и результат существования. Только тогда общество становится цивилизованным, когда ставит культуру на почётный пьедестал и реально представляет человеку свободное право на культуру, возможность владеть ею, чувствовать себя её творцом и хозяином, самоутверждая и раскрывая себя.

Хосе Ортега-и-Гассет определил  культуру как "то, к чему стремится". мечтает человек о "духовном приюте". Своё выражение духовный мир человека непосредственно находит в культурных потребностях, в расширении их сферы, в формировании новых запросов, обогащающих личность. Культурную потребность нельзя рассматривать как некую механическую сумму различных желаний человека. Она выступает, с одной стороны, в качестве продукта духовного развития, а, с другой – в форме притязания личности, завершающего его побуждение к творческому развитию.

Лицо культуры – не только в её результатах, но и в том, как она воспринимается и усваивается. Культура чтения – основа образования. Книга – не аксессуар для мебели, а необходимая социальная потребность. Духовная культура принадлежит каждому. Перефразируя слова Герцена о человеческой мысли, можно сказать и о культуре, что она не знает супружеской верности: её объятия раскрыты всем. Но в тоже время прав Б. Пастернак, когда, писал, что культура первому встречному в объятия не бросается.

Восприятие  культуры – это всегда определённое напряжение. Нелегко воспринимать высокие, а порою и сложные духовные ценности. Учить этому надо с детства в школе, всю жизнь.

Резюмируя высказанное  можно сделать вывод, что формирование личности во всей многогранности её социокультурного развития, профессионализма, сознательной дисциплины, высокой нравственности является и целью культуры, и непременным условием культурного прогресса.

У нас десятилетиями  настойчиво укоренялось представление  о культуре как о неком прямолинейном, лишённом многообразия и противоречий явлении, существовало и охранялось линейное видение культурного процесса, который объективно становится процессом нарастающего управления. Реальная жизнь с её противоречивостью и неоднозначностью игнорировалась. Мы привыкли жить в одной духовной плоскости, а мир многомерен. Поэтому с таким трудом даётся нам познание истины.

Кто же навязывал  культуре единообразие и однозначность, препятствовал доступу людей  к творческому многоцветью? Авторитарная система административного управления культурой, обслуживающая ортодоксальную идеологию. Именно она заковывала культуру в панцирь одномыслия. Но "когда все мыслят одинаково, значит никто не мыслит", - говорил Гегель. В культуре всегда звучат идеи о диалогичности её творчества и полифонии её ценностей".

Чем больше новых идей и мыслей, тем богаче общество. А свободное соревнование свободных умов рождает единство действий – такова диалектика культуры. Культурное движение приобретает многовариантный характер и часто имеет самые различные, непредсказуемые результаты. И это прекрасно, ибо однозначных решений в культуре не бывает. Культура живёт в мире множественности.

В сущности вся  история мировой культуры – это  процесс выдирания человечества из дикости и невежества. Шекспир называл невежество причиной всех бед, Бальзак – матерью всех преступлений, Маркс – демонической силой. Просветители считали невежество матерью всех пороков, источником зла, царящего в обществе. Это относится к любому обществу, в том числе и к нашему. У невежества есть родная сестра – варварство. А там, где варварство, - там крах культуры и нравственности. Человечество против невежества избрало спасительное средство. Имя ему – знания.

Человек в своей  жизни имеет 2 опоры: знание и веру. Сегодня вроде бы открыты все двери – веруй во что хочешь, знай всё, что пожелаешь.

Грамотность способствует овладению культурой, но она не может  быть очень сильным орудием для  манипулирования сознанием. Разрыв между культурой и образованием приобрёл и нелепый, и драматический характер и в значительной мере снизили коэффициент полезного действия культуры. получив образование, многие считают свою задачу выполненной, себя интеллигентными, а в итоге общество получает воинствующих дилетантов. Да и само образование у нас часто поверхностное, формальное, унифицированное – ведь в нём процветает дилетантизм!

Между тем дефицит  культурности остаётся у нас самым  опасным дефицитом. Примеры тому – неуважение к семье, церкви, отношение к женщине.

Цивилизация –  это неотвратимый, неизбежный конец  каждой культуры. "Чистая цивилизация  как исторический процесс состоит в постепенном разрушении тех форм, которые стали аноргоничными, которые умерли", т.к. только культуры возвращаются во вне историческое состояние, то круг замыкается. Понимание О. Шпенглером отношения "культура – цивилизация" требовало радикального изменения понятия цивилизации, основным признаком которого он считал конец культуры и исторического развития, за которым следует вне историческое состояние человечества. По О. Шпенглеру цивилизация знаменует собой неминуемую судьбу определённой культуры – её расцвет (апогей), но и неизбежный закат (конец).

 

                            Самодеятельное творчество.

Развитие личности в процессе художественно                                    творческой деятельности.

 

 

 

Самодеятельность- явление многогранное.Существует три аспекта в рассмотрении данного явления.Самодеятельность можно изучать:

1. В широком  философском смысле как некую  условную характеристику человеческой  деятельности.2. Как реальное общественное  явление в конкретно-исторических формах.3. В частных проявлениях,когда в условиях современного общества она становится объектом управления.

Рассмотрим  каждый из этих аспектов.

I. Философский  аспект. Считалось,что понятие«самодеятельность»ввели  К. Маркс и Ф. Энгельс.Но это  не так.Оно использовалось еще домарксовского периода. Философия связывает понятие самодеятельности с самостоятельным и свободным проявлением человеком своих сил и способностей.Самодеятельность– деятельность,человеческая активность,которая определяется внутренними потребностями человека.

Условия проявления самодеятельности

1. Самодеятельность  обусловлена внутренними противоречиями  субъекта или факторами,играющими  роль противоречий.Бесчисленное  количество мотивов, которые рождаются  из внутренних противоречий.2. Свобода как возможность проявления творческих способностей личности. Свобода как возможность поступать и действовать по собственной воле.3. Уровень активности самодеятельности зависит от внешних возможностей поступать в соответствии с внутренними побуждениями и потребностями.4. Степень развитости,активности самодеятельности зависит от внутренних возможностей субъекта (его способностей).

Таким образом, философское понимание самодеятельности позволяет определить ее как деятельность по саморазвитию,самовыражению,самовоплощению,самореализации человека.Участники самодеятельного творчества приходят в самодеятельные коллективы из потребности самореализации,самоутверждения как проявления внутренних побуждений личности.Самореализация– есть реальное выражение в действительности сущностных сил личности.Процесс самореализации складывается логически из нескольких этапов (в действительности эти этапы переплетены между собой,не всегда осуществляется последовательно,более того не всегда осознаются личностью).

Самопознание– самосознание– самомодель– объективная деятельность– самоутверждение– самосовершенствование.

а) Познание и  осознание собственных интересов,потребностей,способностей.б) Построение самомодели,которая представляет собой своеобразный стимул ее развития,способствует осознанию своих возможностей,а также недостатков,слабых сторон.в) Самореализация в полной мере начинается лишь тогда,когда потребность в саморазвитии реализуется в действии,деятельности,самодеятельности.счете, к самосовершенствованию личности.В историческом аспекте можно рассматривать индивидуальные,групповые и массовые формы проявления самодеятельности.

Индивидуальные  проявления самодеятельности– стремление человека выйти за рамки ролей,предопределенных классовой,профессиональной или иной принадлежностью,с попыткой отойти от стандартной схемы бытия или деятельности,действовать оригинально,проявить себя.Яркие примеры в истории России– М. Горький,М. Ломоносов,Е. Пугачев.

Групповые проявления–  деятельность общественных организаций,к  примеру,французских просветителей,русских декабристов.В 19 веке – создание светских салонов,масонских лож,литературных и музыкальных гостиных, обществ«Зеленая лампа»и «Могучая кучка», товарищества передвижных выставок. Это философско-литературные кружки вольномыслящих,«идеалистов1830-х годов» Н.В.Станкевича,А.И. Герцена,социалистический кружок М.В.Петрашевского,серебряный век русской культуры. Параллельно с научными,художественными,религиозными,профессиональными обществами,развивались народнические,марксистские,социал-демократические,социал-революционные и прочие политизированные легальные и нелегальные объединения.

Массовые проявления–  все значительные общественные движения, в которых принимали участие  народные массы (народно-освободительные  движения, революции).

Праздник- древнейшая форма досугового социального общения, проявления самодеятельности.И.М. Снегирев писал: «Нигде с такой полнотой и свободой не раскрывается личность народная,как в праздниках.М.М. Бахтин:«Праздник –первичная неуничтожимая категория человеческой культуры. Он может оскудеть и даже выродиться,но не может исчезнуть совсем». Глубинный смысл всякого праздника –торжественная,коллективная демонстрация жизненных сил,преодоление будничной монотонности.Праздник близок к творчеству,т.к. в нем находят выход энергия,изобретательность,художественный вкус участников.Хотя ему присущ ритуализм,которого в творчестве нет.По общественной ценности все проявления самодеятельности в конкретно-исторической сфере могут иметь различный характер. Наиболее ценный – прогрессивный,который проявляется в тех случаях,когда самодеятельность предопределяет и развитие субъекта, и развитие общественной практики в соответствующей области.

Информация о работе Социально-культурная деятельность