Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 01:07, аттестационная работа
Социокультурная среда - это сложная структура общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность человека. Среда оказывается существенным условием развития личности; в то же время под влиянием деятельности человека среда изменяется сама. Вот почему проблемы взаимоотношений человека и среды рассматриваются в рамках различных научных дисциплин и направлений (философия, психология, социальная экология, педагогика, социология и др.).
Социокультурная среда как целостная и действенная система формирования и развития личности.
Cубъекты социокультурной сферы города, региона.
Досуг как сфера социально-культурной деятельности.
Факторы влияющие на формирование культуры досуга детей и молодежи.
Роль организатора социально-культурной деятельности.
Культура и личность.
Воспитательный потенциал искусства.
Самодеятельное творчество.
Развитие личности в процессе художественно творческой деятельности.
планирование социально-культурной деятельности
Дифференцированный подход в организации социально-культурной деятельности.
Учет возрастных особенностей в процессе подготовки и проведения социокультурного мероприятия
Основы сценарного мастерства
Праздники и обряды как спефические формы социально-культурной деятельности.
Воспитательный потенциал мероприятий, созданных на основе народных традиций и обрадов.
Существует малоценная самодеятельность,которая не ставит перед собой серьезных общественно-значимых целей (дворянские развлекательные кружки, объединения,коммуны, которые играли определенную роль для определенных групп).Самодеятельное движение отдельных личностей,групп может носить негативный характер, когда субъект противопоставляет свои цели общественным,когда его активность направлена на противодействие прогрессу общества.В современном обществе нет такой сферы деятельности,которая бы не содержала компонент самодеятельности.К примеру:
- деятельность
в области
- участие в
акциях за мир, против
- деятельность
по управлению производством(
- охрана природы
(комитеты защиты природы,
- участие в воспитании подрастающего поколения(родительские комитеты, дворовые клубы, работа с допризывниками,трудными подростками);
- научно-техническое
творчество(бюро
- создание и
охрана памятников,народных муз
- виды шефства и
творческих связей (город над
селом,профессиональные
Самодеятельность– деятельность,побуждаемая не внешними обстоятельствами,а выражающая внутренние потребности личности. Это свободная деятельность,осуществляемая не как «социальная обязанность»,а как «естественная необходимость».
Деятельность,реализуемая в силу внутренней потребности,как правило,есть весьма активный процесс.Она осуществляется безвозмездно в свободное от основных занятий время и без активного напряжения сил, без известной доли самоотверженности была бы невозможна.Самодеятельность имеет творческий характер, ибо,выступая средством реализации сущностных сил индивида,она нестереотипна по своей сути,максимально индивидуализирована.Сущность самодеятельности заключается в самостоятельной,добровольной активнотворческой деятельности,обусловленной внутренними потребностями ее субъекта и свободной от внешних побуждений.
Таким образом, самодеятельное творчество– это добровольная деятельность людей, инициатива и активность которых направлена потребность в развитии и максимально полной реализации своих сил и способностей в свободное от основных занятий время
Тематический план
классных часов в 5 классах
1 неделя: Меры безопасности на открытых водоемах
2 неделя: Огонь друг и враг человека
3 неделя: Знать правила движения – большое достижение
4 неделя: Семья и семейные традиции
5 неделя: День учителя - сценки, конкурсы, песни, сценарии
6 неделя: ко Дню матери
7 неделя: Чернобыль - трагедия, подвиг, предупреждение
8 неделя: Кто я? Знаю ли я себя?
9 неделя: Планета толерантности
10 неделя: Этикет и мы
11 неделя: Мои интересы
12 неделя: Отношения в классе
В настоящее время перед современной школой стоят исключительно важные, требующие неотложных радикальных решений задачи, связанные с широкой демократизацией воспитательного процесса, поисками различных форм самоуправления, поддержкой творческой инициативы педагогов и учащихся, с острой необходимостью реальных перемен в воспитании и обучении детей и молодежи. Стоящие перед сферой народного образования актуальные задачи и способы их решения требуют диалектического учета опыта мировой педагогической практики и науки в целом .
Социально-культурная деятельность — это система идей и представлений, отражающая цели и функции государственной социальной политики в области культуры и досуга, определяющая пути, методы и средства их реализации в условиях развернувшихся в российском обществе процессов .
Велением времени,
современная
·способствовать интеграции молодежи в социокультурную жизнь общества и формировать личность;
·давать базовые
знания для безболезненного перехода
молодежи к трудовой деятельности или
профессиональному
·обеспечивать профессиональную ориентацию.
Школа как открытая социальная система сочетает в себе следующие действия:
1.Расширяет социальные контакты с семьями учащихся.
2.Осуществляет взаимодействие с учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта и другими структурами.
3.Укрепляет
педагогические связи
4.Расширяет граница своей деятельности за пределами школьного здания, по средствам вынесение уроков, внеурочных занятий за пределы школы.
Все эти, вышеперечисленные действия, позволяют участникам образовательного процесса получить необходимую информацию о интересующем их вопросе, расширить круг единомышленников, закрепить на практике полученные в школе знания и углубить их, придать публичности свои достижения в различных видах социокультурной деятельности, объединить усилия по достижению качества осуществляемой деятельности и т. д.
Людям всегда
было свойственно стремление
к объединению. Различные
Факторами, оказывающими
влияние на выбор деятельности, которой
люди посвящают свое свободное время,
выступают религиозные веровани
Таким образом, характерные черты досуга, свободного времени определяются содержанием труда человека, его семейно-бытовыми условиями, уровнем образования, индивидуальными особенностями и пр.
Именно в зависимости от этого должны выстраиваться индивидуальные атрибуты в культурно-досуговых программах.
В наше время идет развитие положительных тенденций по созданию социально-культурной деятельности, адекватной современными социально-культурным потребностям общества. Создание новых типов учреждений культуры таких, как социально-культурных центров и центров досуга, связано с качественными изменениями потребностей населения. В таких учреждениях культуры гарантируется:
1. высокое качество предоставляемых населению культурных услуг;
2. постоянное обновление и расширение форм досуговой деятельности;
3. демократичность
условий включения личности в
активную культурную
Самая хорошая культурно программа должна начинаться с изучения аудитории, ее интересов и потребностей. Уместно напомнить: запросы личности и спрос на услугу - это далеко не одно и то же. Запрос - это возможный уровень удовлетворения возникшей потребности, который отражается в сознании потребителя услуги в идеальной, воображаемой фирме. Спрос же - то, за что потребитель готов реально заплатить или, по крайней мере, воспользоваться возможностью получить желаемое на самом деле, а не в мечтах и предположениях.
Профессиональное мастерство культработника проявляется при отборе им содержания будущей культурно акции, под которым принято понимать определенный объем воспитательного, информационного материала: исторические факты, современные проблемы, актуальные задачи, художественные образы и аналогии, документы, идеи, законодательные акты и прочее. Вот здесь-то и должны приниматься во внимание духовные интересы и потребности потенциальных участников акции, планируемого мероприятия. Отказавшись от партийной пропаганды и агитации, культработники почему-то ушли от пропаганды знаний экономических, эстетических, правовых, педагогических ... Между тем потребность в них сегодня как никогда велика.
Приступая к работе над любым сценарием,нужно решить некоторые очевидные задачи — прежде всего задать фильму тональность, ввести главного героя и дать необходимую экспозицию.
Тональность. Тональность фильма — комедийная, трагическая, мелодраматическая — должна быть постоянной. Смешение тональностей чаще всего лишний раз подтверждает неумение сценариста справиться со структурой сюжета.
Тонкие стилистические переходы доступны лишь настоящим гениям вроде Терри Сазерна, особенно, если они сотрудничают с такими крупными режиссерами, как Стэнли Кубрик. В абсурдную фарсовую комедию "Доктор Стрейнджлав" они включают ужасающе правдоподобные военные приключения. Нарочито мрачная комедия наложена на в равной степени безрадостный рассказ о ядерной катастрофе, и такое сочетание приемлемо. Но "Доктор Стрейнджлав" — исключение. Тональность требует совсем обратного: точного, незыблемого, как скала, равновесия и постоянства от начала до конца.
Несмотря на то, что тональность задается с самого начала, было бы ошибкой заранее решать, какой будет тональность фильма или передачи. Она появляется в процессе работы над конкретным сценарием. Бывает, скажем, так: сценарист собрался написать драму, но постепенно стала вырисовываться комедия. Значит, он ошибся в выборе тональности, набросил на сюжет стилистическую смирительную рубашку. Драматург должен предоставить самому сценарию свободу обретения тональности, которая есть не что иное, как отражение его собственной индивидуальности, таланта и способностей.
Главный герой. В идеале он — единственная личность в фильме. Иногда роль главного героя делят несколько персонажей. Именно здесь возникают проблемы. Поскольку чем мельче дробление, тем размытее фокус всего фильма.
Коллективный главный герой — подлинное бедствие для структуры сюжета. Идеальный пример тому — фильм Лоренса Кэздана "Сильный холод". Фокус этого фильма так демократичен, так ровно распределен между полудесятком центральных персонажей, что все действующие лица кажутся одинаковыми.
Творческий отбор суть — искусства. Сочиняя сценарий, драматург отбирает слово за словом, сцену за сценой. Именно из этой бесконечной цепочки трудных выборов рождаются персонажи, диалог и все другие индивидуальные качества сценария (с. 46).
Уолтер не исключает возможность создать хороший сценарий с коллективным главным героем и при этом четко выписать одного центрального персонажа. В фильме "Американские граффити" сценаристы Джордж Лукас, Уоллард Хьюик и Глория Катц предлагают четыре центральные фигуры, которые трактуются почти одинаково. Тем не менее задолго до конца картины становится ясно, что персонаж в исполнении Ричарда Дрейфусса в действительности является главным. Он выступает от имени автора.
Напротив, отсутствие главного героя в "Сильном холоде" обрекает конструкцию сценария на неудачу. Как только зритель начинает узнавать о желаниях и разочарованиях одного персонажа, ему предлагают другого, не дав возможности хорошо разобраться в первом.
Каждому фильму нужен главный герой с четкими целями и препятствиями на пути к их достижению. И этот персонаж, и эта цель, и эти препятствия должны быть определены в начале картины.
"Часовой механизм". Часто, обычно только приступая к работе, сценарист составляет график, согласно которому в четко предопределенное время должно произойти конкретное событие или должна решиться конкретная проблема. Этот прием, который Уолтер называет "часовым механизмом", служит нагнетанию напряженности сюжета.
Почти в самом начале фильма "Мост через реку Квай" становится понятно, что к определенному дню мост нужно не только построить, но и приготовить к эксплуатации. При любых условиях взрыв моста — прекрасная кульминация. Но "часовой механизм" придает сладостный вкус завершенности не только финалу, но и всему сценарию. Ведь намного приятнее выстроить мост точно к прибытию поезда и как раз вовремя, чтобы взрывом отправить и мост, и идущий по нему поезд прямо в реку.
В фильме "36 часов" этот "часовой механизм" более хитро вплетен в ткань фабулы. До высадки союзников в Европе остается всего несколько дней, у нацистов мало времени, чтобы выжать из Джеймса Гарнера нужные сведения. Конечно, даже без этого приема хорошо срабатывают сцены совращения Гарнера, но "часовой механизм" усиливает напряженность действия, придает сюжету определенную форму.
Не все приемлют "часовой механизм", но творчески мыслящий сценарист копает глубоко, чтобы найти способ и место для внедрения его в сценарий.
Экспозиция. Под этим термином Уолтер подразумевает не столько изложение новых фактов, сколько выявление информации, уже присутствующей, но пока недоступной зрителю (с. 49).
Даже самый
заурядный фильм требует
В фильме "Встань рядом со мной" экспозиция кажется весьма самоуглубленной благодаря рассудительному, крайне серьезному Ричарду Дрейфуссу, изображающему Писателя. Излагая события, случившиеся много лет назад, он подготавливает зрителей (как будто это необходимо) к картине.
Возможно, самая изобретательная экспозиция типа "человек с указкой" принадлежит» английскому фильму "Местный герой", в котором промышленный магнат обращается с речью к группе бизнесменов в зале заседаний совета директоров компании. У карты порта он машет пресловутой указкой, описывая особенности береговой линии. Что особенного в этой сцене? Самый крупный промышленник спит глубоким сном. Более того, ни один из подхалимов подчиненных не смеет потревожить его. Поэтому все участники сцены разговаривают шепотом. То, что должно выглядеть страшно скучным, кажется свежим и смешным.