Социально-культурная деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 01:07, аттестационная работа

Описание работы

Социокультурная среда - это сложная структура общественных, материальных и духовных условий, в которых реализуется деятельность человека. Среда оказывается существенным условием развития личности; в то же время под влиянием деятельности человека среда изменяется сама. Вот почему проблемы взаимоотношений человека и среды рассматриваются в рамках различных научных дисциплин и направлений (философия, психология, социальная экология, педагогика, социология и др.).

Содержание работы

Социокультурная среда как целостная и действенная система формирования и развития личности.
Cубъекты социокультурной сферы города, региона.
Досуг как сфера социально-культурной деятельности.
Факторы влияющие на формирование культуры досуга детей и молодежи.
Роль организатора социально-культурной деятельности.
Культура и личность.
Воспитательный потенциал искусства.
Самодеятельное творчество.
Развитие личности в процессе художественно творческой деятельности.
планирование социально-культурной деятельности
Дифференцированный подход в организации социально-культурной деятельности.
Учет возрастных особенностей в процессе подготовки и проведения социокультурного мероприятия
Основы сценарного мастерства
Праздники и обряды как спефические формы социально-культурной деятельности.
Воспитательный потенциал мероприятий, созданных на основе народных традиций и обрадов.

Файлы: 1 файл

скд.doc

— 303.50 Кб (Скачать файл)

Основная мысль. Где-то глубоко внутри каждой хорошей экранной истории, связывая персонажи, придавая диалогу форму, объединяя все сцены, проходит связующая нить, кратко отвечающая на вопрос: ну и что?

Это идея фильма, которую автор именует темой. Когда на экране промелькнет последний  кадр, у зрителя должно остаться четкое представление о том, что  хотел сказать фильм о причинах всей этой суеты.

Не случайно, что этот раздел идет последним в главе "Сюжет", так как одним из важных свойств главной идеи является то, что она вытекает из содержания сюжета. Самая грубая ошибка, совершаемая большинством неопытных сценаристов — и немалым числом опытных профессионалов, — заключается в том, что сначала они готовят идею, а потом пытаются облечь ее в сюжет. Сценариста ждет полный крах, если он поставит идею перед фабулой, заставит хвост махать собакой, позволит идеям обгонять события вместо того, чтобы все было наоборот. Начать с основной мысли — значит вызвать самых страшных врагов искусства: неуверенность и неуклюжесть.

Сюжет и идея существуют взаимозависимо. Одно является функцией другого. Солидная фабула автоматически  несет идею. Природа сюжета такова, что под его поверхностью лежит  единственный рабочий принцип, основная посылка: идея.

Мелкие нравоучительные  сценарии с главной идеей впереди  сюжета проталкивают проблемы, против которых никто не возражает, но вызывают только скуку. Картины без идеи иногда порождают мгновенный и приятный для их создателей интерес аудитории, но ненадолго. "Жестокая судьба" сразу захватывает публику, но так же быстро забывается. "Тутси" остается в памяти. Второй фильм о чем-то, первый — ни о чем. Первый — просто набор старых клоунских трюков, второй говорит о важной человеческой проблеме: отношении к женщине.

Если идея следует  за сюжетом, то сценарист идет за идеей. Проще говоря, пока сценарист работает над сюжетом, у него довольно смутное  представление об идее. Создавая "Царя Эдипа", Софокл едва ли ставил цель преподать некий вневременной урок о природе мужчины и женщины. Он просто спешил заполнить страницы к сроку, и этому легко поверят писатели любого поколения. То, что "Царь Эдип" получился именно таким, свидетельствует лишь о гениальности автора. Методами работы Софокл не отличался от других драматургов, он просто был намного талантливее.

Конечно, можно  только догадываться, что сам Софокл хотел сказать своей трагедией. Но некоторые современные драматурги откровенно делятся кухней разработки идеи. Артур Миллер, например, говорит, что она открывается для него неожиданно, когда уже написано примерно две трети произведения. Тогда он записывает главную мысль несколькими короткими фразами на каталожной карточке и прикалывает ее на стену над пишущей машинкой. Эта формулировка подсказывает направление дальнейшей работы и помогает определить, что в пьесе уже есть и чего еще нет.

В древней философии  дзен есть одно выражение: нельзя попасть  в мишень, только целясь в нее. Опытный  стрелок из лука чувствует траекторию полета стрелы в "яблочко", это результат скорее работы чувств, нежели холодного расчета. В произведениях хороших писателей глубокие мысли присутствуют естественно.

Потерпев неудачу  за неудачей и отчаянно пытаясь продемонстрировать, что он может делать кассовые картины, Френсис Коппола снял свой лучший фильм "Крестный отец". Он создал экранизацию бестселлера, причисленную к киноклассике. Позднее, когда Коппола снова приобрел возможность делать то, что хочет, он выпустил "важный" фильм "От всего сердца", который сразу же исчез в небытие, и заслуженно.

Иногда кажется, что круг тем довольно узок, —  просто авторы по-разному их трактуют. Возьмем, к примеру, мотив возмужания подростков. То, что он удачно раскрыт, скажем, в "Американских граффити", не означает, что его можно было по-другому, но с равным успехом осветить в таких лентах, как "Мой телохранитель" или "Встань рядом со мной".

Конечно, задача сценариста — раскрывать каждый раз  тему по-новому. Но как бы мастерски  ни было написано произведение, выраженная упрощенно идея становится тривиальной, даже глупой. Какова, к примеру, идея "Звездных войн"? Добро торжествует над злом, любовь сильнее ненависти. Банально. Какая идея "Инопланетянина"? Возлюби ближнего. Фильм учит, что все непохожее на нас, пугающее нас, кажущееся безобразным, может со временем оказаться весьма привлекательным. Эти чувства поддерживают людей, предохраняют их от дурных поступков. Разумеется, автор сценария Мелисса Матейссен не собиралась говорить ничего подобного. Перед ней была поставлена задача просто расширить фабулу "Тесных контактов третьего типа", выстроить сюжет, отталкиваясь от того, что улетевшие инопланетяне оставляют на Земле своего ребенка.

Какова главная  мысль "Гражданина Кейна"? Любовь купить нельзя. Человек, у которого есть все — богатство, власть, женщины, тем не менее, несчастен без друзей, без любви.

"Те нити, которые связывают персонажей  на экране, какими бы чуждыми  они нам ни казались, неким  образом связывают и нас, в  нас откликается что-то, что влияет  на нашу собственную жизнь,  критически анализирует наш собственный опыт, кажется уже виденным на нашем жизненном пути" (с. 68).

Сюжет начинается не с идей или концепций, а со случаев, поступков и событий, без них  он мертв, говорится в заключении главы.

 

Праздники и обряды как спефические  формы социально-культурной деятельности.

Воспитательный потенциал мероприятий, созданных на основе народных традиций и обрадов.

 

В конце ноября по всему  миру некоторые люди отмечают Хэллоуин – старый кельтский праздник. Между  тем, у нас, белорусов, есть свой праздник, происходящий из того же корня, что и Хэллоуин, но, как мне кажется, более адекватный и добрый.

Праздник этот называется – Дзяды. В государственном  календаре праздников и памятных дат, он закреплён на второе ноября, но в целом празднуется в последние дни октября и/или первые дни ноября. Народный календарь в таких делах не всегда точно зафиксирован – даты могли разнится от деревни к деревне.

Начнём с  перевода. Как не трудно догадаться, Дзяды – это деды, по-русски. Дзядами  называли как самих предков («гэта было пры дзядах яшчэ»), так и их души («яны гляздяць за табой»). Вообще ведь Дзяды шли почти каждый квартал: на Масленицу, на Радауницу, на Троицу, петровкие Дзяды, зьмитровские. Самыми главными Дзядами были осенние.

В центре праздника  – ужин в память умерших предков. В этот день все домашние мылись в бане и обязательно оставляли немного воды и веник для предков. Потом готовили богатый ужин. Предков надо было щедро угостить и повеселить, как следует, иначе они могли обидеться и наслать не урожай и разные несчастье. Прежде чем сесть за стол, хозяин (то есть главный мужчина в доме) обходил праздничный стол со свечкой в руках, открывал окра и двери и по именам звал предков присоединиться. Блюд было разное количество, где чётное, где не чётное. Придумки про них тоже были разные – кое-где разрешали съесть только три блюда и выпить только три чарки. Что обязательно было на столе, так это дедовская чарка и дедовская миска, куда каждый из присутствующих отливал питьё и откладывал еду. Буквально, что себе положил (а еды, напоминаю, было много), тем и с предком поделился. Во многих деревнях и сёлах остатки пиршества оставляли на столе, потому что думали, что предки могут оставаться за этим столом до утра.

Во время  ужина говорили только о предках, вспоминали их дела, свершения, забавные случаи, советы.

После ужина  хозяин говорил (даю в переводе): «Святые деды, вы сюда прилетели, пили, ели, летите ж теперь к себе». Это, конечно, не гарантировало, что предки уйдут, зато давало отмашку гаданию  – горящую свечку тушили блином или куском хлеба и смотрели, куда пойдёт дым. Если шёл вверх, то это хорошо, а если в бок и, особенно, в сторону дверей – это плохо. К покойнику, стало быть.

После ужина  начиналось увеселение предков. Веселили их по-простому – плясками, песнями, маскарадом (очень, кстати, популярное было развлечение). Которые были побогаче устраивали фейерверки. Существовало поверье, что если ночь после ужина в этот день не спать, то можно увидеть дзядов. О как.

Собственно, наши маскарады на Дзяды тотально и  абсолютно равны маскарадам на заморский Halloween.

Правда, есть одно «но». На Хэллоуин люди рядятся в  маски и костюмы, чтобы отпугнуть  духов, или хотя бы уподобится им. Это  гарантирует выживание – духи или убегут, или признают за своего. В любом случае – не тронут.

А на наши Дзяды  маскарад нужен для того, чтобы  предки увидели – после их смерти жизнь продолжается, род живёт, членам рода весело. От такого и самим можно  повеселиться. Как ни крути, а Дзяды  получаются в разы гуманнее и добрее.

Но вернёмся к описанию праздника.

В некоторых  районах на праздник навещали кладбища. Убирали могилы, поправляли ограды, кресты и т.п. На могилах оставляли  угощение.

Бывало так  же, кто в честь каждого умершего разводили отдельный костёр –  прямом на могиле. Приносили в горшочке угли, поджигали от них хворост, а сам горшочек разбивали. Так и жили. Теперь чуть-чуть современного взгляда на этот праздник. Любое символическое действо (а праздники – это наиболее символические действия), которое смог продержаться более века, я считаю, выполняет в обществе какую-либо важную функцию.

Если подойти  к Дзядам с этой позиции, то его  функция, похоже, в том, чтобы познакомить  людей со смертью. Ну то есть помогает примириться с ней, понять, что  все там будем. Ведь сейчас смерть удалена от людей. Живя в большом городе, мы редко с ней сталкиваемся вот так, мирно. Да, аварии, катастрофы – это есть. Но здесь смерть страшная. А там, на кладбище, она просто есть. А уж за столом с богатым ужином (что случалось все несколько раз в год) так и вообще терпимо выглядит. Плюс – вспомнить предков, рассказать о них подрастающему поколению. Думать о предках, не забывать кто они и откуда (представляете, насколько люди хорошо могли знать своих предков, если всех приходилось звать по именам?).Словом, очень важный и полезный праздник.

Такие дела.

Анализ эффективности социально-культурной деятельности, качества культурно-досуговых  мероприятий.

 

 

Внеклассное занятие: «Наркотики»

Цель: 1. Сформировать понятие учащихся о наркотических веществах и к чему может привести их употребление.

2. Воспитать  у учащихся ответственность не  только за свою жизнь, но  и за жизнь других людей.

Ход занятия:

Учитель: Тема нашего сегодняшнего разговора серьезная и тяжелая: мы будем говорить о наркотиках.

Как, по-вашему, что такое наркотики?

Учащиеся: ответы (5мин)

Учитель: Да, ребята, наркотики – это беда, разрушение и смерть.

Выращивание растений, из которых впоследствии получают наркотики, наносит смертельный вред окружающей среде.

Невозможно  отличить слабый наркотик от сильного. Это знает лишь продавец наркотиков.

Известно много  случаев, когда человек, первый раз  попробовав наркотик, погибал из-за опасной примеси.

Обсуждение  темы: Как вы думаете, почему люди принимают наркотики?

Учащиеся: ответы (5 мин)

Учитель: В основном люди с помощью наркотиков рассчитывают взбодриться или расслабиться.

Одни наркотики, как экстази, кокаин, являются возбудителями. Принимая их, человек чувствует возбуждение, прилив сил, готов бодрствовать целые  сутки.

Другие вещества – героин, алкоголь, - называются «успокоителями», они оказывают расслабляющее действие.

Наркоманы –  люди без будущего, они думают только о наркотике, сам наркотик разрушает  их мозг, легкие, печень, а мысли о  нем отбирают силы и разум.

Тяжелее всего  наркотики сказываются на психике, среди наркоманов очень много самоубийц.

Многие наркоманы  болеют вирусными инфекциями, вызывающими  гепатит В или СПИД.

Скажите, жалко  ли вам наркоманов? Почему?

Учащиеся: ответы (5 мин)

Учитель: чтобы отказаться от наркотика, человеку требуется большое мужество. Как вы думаете, можно ли избавиться от наркотической зависимости? Каким образом?

Учащиеся: ответы (5 мин)

Заключительное  слово. Сейчас существует много медицинских центров, занимающихся лечением наркомании, если вовремя туда обратиться, жизнь человека может быть спасена.

Помните, предатель  – не тот, кто заметив проблему близкого человека, поднимает на ноги всех окружающих в поисках помощи, предатель тот, кто оставит его  с проблемой один на один и не даст шансов выжить.

 

Я считаю что это мероприятие,как ни что другое даст детям понять, что наркотики до добра не доведут,что желание ощутить что то новое лучше воплощать в прыжках с парашютом,и о том что людям употребляющим наркотики нужна помощь...чем раньше тем, тем лучше

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учреждение образования "Белоруский Государственный Педагогический Университет

имени Максима  Танка".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экзаменационная работа

 

 

 

по курсу: "Социально-культурная деятельность"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выполнил:

Холодинский В.О.

ФСПТ, ГРУППА № 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2012

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Социально-культурная деятельность