Социально-психологические проблемы жизнедеятельности неформальных молодежных объединений на примере эмо в Крымском районе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 13:12, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – дать характеристику социо-культурной среды и неформальных движений в Крымском районе и проанализировать проблемы существования и развития субкультуры эмо.
Задачи:
1 проследить историю возникновения субкультуры эмо;
2 дать описательный портрет субкультуры;
3 дать характеристику социо-культурной среды и неформальных движений в Крымском районе.
4 проанализировать проблемы существования и развития субкультуры эмо.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ с.3

Глава 1. Теоретическая часть с.5
1.1 Основные понятия, история и проблематика в России и за рубежом
1.2 Специфика ЭМО как неформального движения с.15

Глава 2. Изучение неформального движения ЭМО в Крымском район с.22
2.1 Характеристика социально-культурной среды и неформальных движений в Крымском районе с.22
2.2 Проблемы существования и развития ЭМО в Крымском районе
с.29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ с. 41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 184.00 Кб (Скачать файл)

«Эмо» (как сокращение от «эмоциональный») - это сленговое  определение достаточно популярной субкультуры, возникшей в середине 80-х в Вашингтоне (США), а с 2000 года охватившей практически все города России. Представители эмо хорошо известны своим стилем, который довольно четко излагается в соответствующей хардкор-музыке, основанной на сильных эмоциях в голосе вокалиста и мелодичной музыке. Манера вокала включает в себя скрим (с английского - «крик»), визг, стоны, шепот, рев. Тексты песен носят личностный (редко – политический) характер, описывают глубокие переживания героя.

Идеология эмо сосредоточена вокруг внутренних ощущений и таких эмоциональных  состояний, как грусть, тоска, романтическая  любовь. Девиз неформального движения «эмо» звучит так: «Плачь всегда и везде, где есть люди. Если будешь плакать в одиночестве, кто станет тебя жалеть? Уткнись в коленки и подвывай: «Меня никто не любит!», «Меня все ненавидят!», «Я никому не нужен!», «Пожалейте меня, люди!». Подростки-эмо должны строго придерживаться правил своей субкультуры: «Закатывай истерики не реже, чем раз в три дня. Носи обувь на размер меньше, чтобы всегда иметь несчастный вид». В одном из правил поведения «эмо» записано: «надо включить песню, сесть на пол, заплакать, подумать о том, как все плохо, пострадать юношеским максимализмом, взять бритву и слегка процарапать себе запястье, чтобы создать ощущение попытки суицида. Пока будут идти капли крови - руку обязательно сфотографировать».

Эмо-дети  отгораживаются от мира длинными челками, лицо и губы делают бледными, ретушируя их, а глаза рисуют черной подводкой, подчеркивая этим боль и тревогу. В образе эмо преобладает черный цвет, что может быть вызвано депрессией, несчастьем, отверженностью. Часто он сочетается с розовым – это своеобразный вызов общей мрачности, отрицание связи с готической субкультурой и приближение к панк-року, надежда на любовь, романтику и нежность.

Таким образом, быть эмо - означает находиться в печали, депрессии, писать стихи  в стиле «потока сознания», с  простой рифмой (или «белый стих»), с обращением к телу, особенно к сердцу, с использованием мрачных прилагательных в порядке нагнетания, мотивов быстротечности времени и возвышенной любви 5.

Эмо-киды6 делают пирсинг, проколы, «тоннели», в целом ряде случаев решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на себя и свои проблемы. Специалисты считают, что представители эмо причиняют себе боль физическую, чтобы заглушить боль душевную, и, таким образом, протестуют против бездушья, безразличия, жестокости взрослых. При этом установлена возможность трансформации самодеструктивных и суицидальных тенденций от относительно безобидных случаев самоагрессии к опасным для жизни продуманным суицидальным попыткам, а также возможность тяжелых последствий и даже смертельных исходов при демонстративных суицидальных попытках у детей и подростков . На основе исследований Мартина Грехема (2006) журналисты Интерфакса подчеркивают, что хоть эмо-культура и лишена «агрессивного мачизма», но эти «плаксивые девочки и мальчики», в отличие от ненавидящих всех панков и готов, ненавидят себя и романтизируют смерть. Поэтому не случайно специалисты бьют тревогу по поводу суицидальной направленности и виктимности подростков-эмо.

Виктимность (виктимогенность) - это  приобретенные человеком физические, психические, социальные черты и признаки, которые предрасполагают к превращению его в жертву (Г.И. Шнайдер, 1994). Как отмечают ученые (О.С. Ваханский, А.И. Наумов, 2000), мотивация жертвы имеет в своей основе удовлетворение потребности в безопасности, уважении, обеспечении покоя. Основными социально-психологическими индикаторами виктимной личности Ю.А. Клейберг (2004) отмечает следующие:

тревожность и внутренняя напряженность (неопределенное беспокойство, ощущение внутренней напряженности, тягостный душевный дискомфорт; тревожное ожидание и ощущение надвигающейся угрозы, поиск вероятной угрозы); эмоциональная ригидность (негибкость, неподатливость, ограниченный диапазон эмоциональных реакций); эмоциональная вязкость (фиксация аффекта, сосредоточение на значимых объектах, психотравмирующих обстоятельствах, неудачах и обидах; консервативные взгляды, следование привычкам, стереотипное мышление, «эмоциональное недержание»); эмоциональная монотонность (сухая речь, бедная мимика, скудная жестикуляция, интеллект слабо участвует в оценке внешних и внутренних воздействий); эмоциональная тупость (отсутствие реакций, включающих нравственные, этические и эстетические чувства, недоразвитие или утрата высших эмоций, «моральная идиотия», или олотимия); утрата эмоционального резонанса (разобщенность с внешним миром, нарушение естественного энергетического обмена между индивидом и социальной средой); алекситимия (затрудненность в вербальном описании своих эмоциональных состояний).

Данные проявления виктимности  имеют место среди представителей эмо-культуры. Следует особо отметить, что противники эмо-культуры намерены бороться с ее распространением также из-за пропаганды депрессии и детского суицида.

Суицид – это самодеструктивное  поведение человека, направленное на намеренное лишение себя жизни, а также отказ от реальных возможностей избежать смерти в критической ситуации. Суицидальные тенденции – это внутренняя активная форма суицидального поведения, включающая суицидальные замыслы и самопроизвольные поступки по планированию и подготовке суицидальных действий, непосредственно предшествующих их осуществлению. Принятие суицидального решения приводит к совершению суицидальных действий. В целом, суицидальное поведение– это проявление суицидальной активности в мыслях о самоубийстве, намерениях, высказываниях, угрозах, попытках и покушениях на собственную жизнь .

 

2. Изучение неформального  движения ЭМО в Крымском  районе

 

2.1 Характеристика социально-культурной  среды и неформальных движений  в Крымском  районе

 

Значительная часть населения Российской Федерации проживает на территории аграрно-сельского сектора, к такому сектору и относится Крымский район.

Муниципальное образование Крымский район состоит из 90 населенных пунктов: город - Крымск, пять станиц, десять сел, шестьдесят шесть хуторов, семь поселков. Крымский район поделен на одиннадцать поселений: Крымское городское поселение, Пригородное, Нижне-баканское, Адагумское, Варениковское, Кеслеровское, Киевское, Мерчанское, Молдаванское, Троицкое, Южное сельские поселения. Протяжённось автомобильных дорог составляет 524 км. Через территорию Крымского района проходят автомобильные дороги Краснодар - Новороссийск; Краснодар - Анапа; Крымск - Порт Кавказ; Крымск - Тамань; Крымск - Темрюк; Крымск - Ростов-на-Дону (через Тимашевск).

Инвестиционным потенциалом муниципального образования Крымский район являются месторождения с запасами полезных ископаемых, таких как глина, керамзит, кремнистое сырье, камни строительные, пески стекольные, пески силикатные, пески кварцевые и другие. Лесной массив района состоит в основном из пород дуба и ясеня.Крымский район является сельскохозяйственным районом. Благоприятный климат, плодородные почвы определили приоритетные направления агропромышленного комплекса - растениеводство, виноградарство и виноделие.

Численность постоянного населения Крымского района на 1 января 2012 года составила 133,9 тыс. человек, из которых в городе Крымске проживают 58,1 тыс.человек, в сельской местности 75,8 тыс. человек. В экономике занято 34,8 тыс. человек.

В районе насчитывается 200 промышленных предприятий, 65 – сельскохозяйственных, 151 - строительных, 60 -транспорта и связи  и 310 - розничной торговли.

Система образования  Крымского района насчитывает 85 учреждений: 35 общеобразовательных школ, 40 детских  дошкольных учреждений, 5 учреждений дополнительного образования, 1 межшкольный учебный комбинат, 4 прочих учреждения. 

Количество учащихся в общеобразовательных учреждениях - 12889 человек, в детских дошкольныхучреждениях 4342 детей, во внешкольных учреждениях - 3653 детей, в МОУ МУК №1 обучается 264 учащихся.

В Крымском районе работают 4 детско-юношеские спортивные школы, три из которых расположены в  городе и одна – в ст. Варениковской. В спортивных школах занимаются 3 327 учащихся по 19 видам спорта (футбол, волейбол, легкая атлетика, дзюдо, самбо и др.).

Значительное влияние  на жизнь человека оказывает окружающая среда, являясь главным фактором его воспитания, индивидуального  развития, обучения, образования, социальной защиты. Специфика окружающей среды  зависит от географического положения населенного пункта (где проживает человек), от природных ресурсов, от климата этой территории, от истории заселения местности. Под влиянием этих факторов формируется у населения определенный образ жизни, уклад, быт, традиции, культура, разные формы общения и пр.

По определению Ю.В. Сычева, социальная среда – это  сложный, многогранный, а нередко  и противоречивый мир. Это все  социальные условия и ситуация, вещи и особенности социального окружения, сфера общения, условия места и времени, вся материальная и духовная культура общества [10].

Б.Ф. Ломов определил  социальную среду как систему  исторически развивающихся общественных отношений – экономических, гражданских, политических, в которые он (человек) непосредственно включен и функцией которых является его индивидуальная деятельность [21].

Независимо от подхода  к построению структуры социальной среды и конкретных элементов, все  авторы выделяют ее общие признаки: среда – это сложное, многомерное, системное, иерархически устроенное образование. Системность среды подразумевает наличие сложных, нелинейных связей и взаимовлияний между различными ее компонентами. Многомерность среды означает, что в ней существует множество «измерений», сторон, различных элементов, и в зависимости от обстоятельств, задач, подхода, могут быть выделены различные основания для построения среды как системы и различные содержания [22].

Так, Е.А.Климов выделяет: социально-контактную (люди, их опыт и пример, взаимоотношения; учреждения, устройство группы и место человека в структуре своей группы), информационную (правила, уставы, традиции, средства наглядности, реклама, требования, приказы), соматическую (тело), предметную (материальные, санитарно-гигиенические условия) части среды [28].

Социальная среда понимается как многомерное, иерархически построенное системное образование, включающее в себя следующие компоненты: физический мир и природно-географические условия; систему существующих отношений между людьми и общественными институтами; культуру, традиции и обычаи; информационное наполнение; «пространство» или «набор» возможных и доступных деятельностей; условия непосредственной жизнедеятельности и временную организацию жизни [23].

Основные механизмы  средового влияния заключаются  в следующем:

  1. Среда создает пространство возможностей для различных видов деятельности, для самопредъявления, для самореализации;
  2. Среда создает набор образцов для подражания, дает возможность выбора того, который оказывается ближе всего растущему человеку;
  3. Среда предъявляет и определенные санкции за соответствие или несоответствие её требованиям; их особенностью в средовом контексте является то, что они обычно бессубъектны, а требования среды содержат высокую степень неопределенности, что влияет на выработку внутренней регуляции деятельности растущего человека.

В сельском социуме складываются особые условия, определяющие специфику  его влияния на социальное развитие детей: это близость к природе, непосредственное включение детей в жизнь и  быт всего социума, социальная открытость и преобладание традиционных механизмов социализации, и одновременно – ограниченность социальных контактов, удаленность от современной культуры и производства, низкий уровень культурного и материального обеспечения населения.

Под социально-культурной средой понимается конкретное своеобразие и проявление общественных отношений в социальной сфере, сфере культуры и досуга.

Сельская среда представляет собой особый «мир», связанный глубокими  историческими корнями с прошлым  своей земли, с хозяйственными, культурными, трудовыми традициями народов, проживающих на ней. Сельские жители, коренное население России, и сегодня являются носителями исторической памяти, социального трудового опыта предшествующих поколений, общинного мировосприятия .

Сама структура села (микросреда) – сложнейший комплекс явлений, подразделяющийся на основные, определяющиеся и производные от основных. Одни имеют прямое влияние, другие – косвенное. Каждая такая структура включает различные факторы: экономические, политические, культурно-бытовые, социальные, которые оказывают значительное влияние на формирование поведения, на развитие разных сторон деятельности человека.

Для села характерны статичность, однообразие жизни, скудность информации, стабильность социальных норм, значительно меньшая по сравнению с городом социальная дифференцированность и мобильность. Ограниченное число образцов поведения, недостаточное развитие коммуникаций ведет к замедленному культурному развитию, бедности речи и воображения, неустойчивости внимания, меньшему общему уровню информированности у школьника .

Особыми характерными чертами  сельской среды является смешение различных  культур, отсутствие жестких формализованных  структур, преобладанием неформальных, нерегламентированных социальных отношений, широкий диапазон и многообразие форм общения, сложной многоуровневой системой контактов, взаимоотношений ребенка со взрослыми и другими детьми. На селе отсутствует анонимность общения, более просты его формы, социальные роли формализованы слабо. Сельские учителя и родители связаны не только общими целями воспитания, но и соседско-бытовыми отношениями, общей заинтересованностью в оптимальном развитии социальной и производственной сферы, участием детей в ней . Хотя общение сельского жителя и ограничено численностью населения, но зато отличается более глубоким знанием быта односельчан. Хорошее знание друг друга позволяет установить тесный контакт между возрастными группами населения, приобщить детей к повседневным заботам старших.

Информация о работе Социально-психологические проблемы жизнедеятельности неформальных молодежных объединений на примере эмо в Крымском районе