Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 13:12, курсовая работа
Цель работы – дать характеристику социо-культурной среды и неформальных движений в Крымском районе и проанализировать проблемы существования и развития субкультуры эмо.
Задачи:
1 проследить историю возникновения субкультуры эмо;
2 дать описательный портрет субкультуры;
3 дать характеристику социо-культурной среды и неформальных движений в Крымском районе.
4 проанализировать проблемы существования и развития субкультуры эмо.
ВВЕДЕНИЕ с.3
Глава 1. Теоретическая часть с.5
1.1 Основные понятия, история и проблематика в России и за рубежом
1.2 Специфика ЭМО как неформального движения с.15
Глава 2. Изучение неформального движения ЭМО в Крымском район с.22
2.1 Характеристика социально-культурной среды и неформальных движений в Крымском районе с.22
2.2 Проблемы существования и развития ЭМО в Крымском районе
с.29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ с. 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Хозяйственные, трудовые, родственные, соседские связи жителей одного села, деревни способствуют более тесному общению, создают привычную атмосферу открытости. Тесные контакты жителей села дают широкие возможности для вовлечения сельских школьников в трудовую, общественную, культурную жизнь деревни. Вместе с тем по этой же причине на селе в большей степени, чем в городе, проявляется общественное одобрение или осуждение, сохраняется своеобразный социальный контроль всех сфер жизни каждого человека в семье, в трудовом коллективе .
Условия жизни в сельской местности создают предпосылки для объединения молодежи в разнообразные группы, движения, являющиеся сплачивающим фактором, формирующие коллективное сознание в этих группах, коллективную ответственность и общие понятия о социально-культурных ценностях. Таким образом, появляются молодежные субкультуры.
Было множество попыток классифицировать неформальные движения. Приведем некоторые из них.
По социально-правовому признаку выделяют:
1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности. Например: группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды.
2) социально-пассивные,
деятельность которых
3) асоциальные - хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.
По направленности интересов социолог М.Топалов так классифицирует молодежные объединения и группы:
- увлечение современной молодежной музыкой;
- устремление к правопорядковой деятельности;
- активно занимающиеся определенными видами спорта;
- околоспортивные;
- различные фанаты;
- философско-мистические;
- защитники окружающей среды.
Профессор С.А.Сергеев предлагает следующую типологизацию молодежных субкультур:
- романтико-эскапистские
субкультуры (хиппи,
- байкеры);
- гедонистическо-
- криминальные ("гопники", "люберы");
- анархо-нигилистические (панки, экстремистские субкультуры "левого" и "правого" толка), которые можно также назвать радикально-деструктивными.
Профессор З.В. Сикевич дает несколько иную характеристику неформального самодеятельного движения молодежи с учетом того, что причастность к той или иной группе может быть связана:
1)со способом
2) с социальной позицией - экокультурные;
3) с образом жизни - "системники" и их многочисленные ответвления;
4) с альтернативным творчеством - официально не признанные живописцы, скульпторы, музыканты, актеры, писатели и другие.
Человек, попавший в субкультуру, становится с ней единым целым. Он принимает все порядки, законы нового общества, у него меняется система ценностей и взгляд на мир. Кто-то меняет субкультуры, как перчатки, только ради их внешних проявлений, эпатажа окружающих, не вникает в суть и философию, которая в большей или меньшей степени есть в каждом неформальном движении. Даже те, кто верен одной своей неформальной организации, зачастую не понимают ее. Чаще всего таким поверхностным бывает именно молодое поколение. Подростки металлисты могут устраивать массовые драки и беспорядки, хулиганить, хамить старшим и считать, что поступают как истинные металлисты. Им отнюдь не понять, что это движение основано в первую очередь из-за самой музыки и особого мироощущения, а не из-за стремления разрушать все вокруг.
Проблемы могут возникнуть в том случае, если еще неокрепшая личность попадает в субкультуры, опасные даже для взрослых. Например, как бы ни были миролюбивы растаманы, их движение несет в себе пропаганду каннабиса, так называемой «травки», вполне вероятно, что, посчитав курение «косячков» обязательным атрибутом субкультуры, молодежь попробует и это. Конопля проповедуется и многими «истинными» хиппи. То же относится и к панкам, если учитывать их нездоровый образ жизни, и ко многим другим музыкальным субкультурам. Субкультура байкеров очень опасна для жизни, не считая постоянных затрат на «железного коня», экстремальные виды спорта тоже опасны…Всегда находится какая-то отрицательная черта субкультуры, которую может перенять подросток. Опаснее всего секты. Например, секта сатанистов. Очень немногие «поступившие» туда, могут вернуться. Она действует словно гипнозом на своих последователей. Подросток, следуя правилам культа сатаны начнет приносить животные, если не человеческие, жертвы, участвовать в развратных действах. Это губительно действует как на самого человека, так и на окружающих. К тому же детская психика может не вынести всего увиденного или содеянного.
Психиатр Александр
Литвинов отмечает, что в молодежной
субкультуре эмо много
2.2 Проблемы существования и развития ЭМО в Крымском районе
В последнее время дети всё чаще ищут себе отдушину в субкультурах. Основными мотивами для них является то, что там все, такие как и они, там их понимают, но подростки часто перескакивают из субкультуры в субкультуру, что чаще всего говорит о их неважности в становлении взрослой личности. Эмо, реперы, панки , готы, хиппи – это далеко не весь перечень субкультур, но на их примере хотелось бы разобраться кто есть кто, и почему детей тянет именно к тем, и не другим.
Зачастую эмо-кид — ранимый и депрессивный человек. Дети выбирают эту субкультуры, так как имидж эмо позволяет вернуться в детство, одеть весёлые вещи, но поплакать в подушку, оправдать свои переживания и на некоторое время остаться малышом.
В подростковом возрасте происходят значительные изменения в социальной ситуации развития ребенка и его семьи. Любое изменение ситуации отражается на всех ее участниках, может вызывать их недовольство новыми отношениями, друг другом, порождать конфликты. В жизни большинства подростков возникают трудности, связанные с отношениями с друзьями, появлением новых интересов, не принимаемых окружающими взрослыми, с экспериментированием над своей жизнью, в том числе – несущим потенциальную угрозу для его собственного здоровья, а иногда и жизни. Если у подростка есть возможность обсудить эти трудности с близким человеком, получить поддержку в семье, они обычно разрешаются, отношения становятся более доверительными, что открывает новые возможности для развития как самого подростка, так и его близких. Но порой трудности подростка не находят понимания в семье, что приводит к обострению уже существовавшей в семье напряженности или появлению новых конфликтов. Часто участники конфликтной ситуации начинают искать не ее решение, а причину или виновника, тем самым запуская процесс взаимообвинений.
Конфликтная ситуация в семье рано или поздно находит отражение и в школе. Часто школа воспринимается как подростками, так и родителями, как сфера деятельности более значимая для родителей и учителей. Это проявляется в высокой степени контроля со стороны взрослых за ней. В результате напряжение в семье может проявляться в виде низкой успеваемости, невнимательности, снижения учебной мотивации, грубости по отношению к учителям или сверстникам, что вызывает беспокойство школы. Обычной реакцией со стороны школы при возникновении подобных проявлений у ребенка становится обращение к родителям. Но в такой ситуации это обращение с большой вероятностью может привести к обострению семейного конфликта и дальнейшему ухудшению школьной ситуации ребенка.
Родители, находясь в конфликте с подростком, не имея достаточных ресурсов для его разрешения, скорее воспримут обращение из школы как еще одну заботу, или как обвинение, чем как предложение помощи. Конечно, в определенной степени это зависит от формы обращения со стороны школьного специалиста, его корректности, готовности с пониманием отнестись к эмоциональному состоянию родителей. Но и это помогает далеко не всегда. Так в некоторых семьях напряженные взаимоотношения и неудовлетворенность потребностей являются нормой существования, а поведение ребенка «встроено» в систему конфликтных отношений и является их необходимой частью. В подобных случаях трудности ребенка со школой только подтверждает семейную концепцию, легенду о неадекватном, ненормальном ребенке, что парадоксальным образом снижает тревогу родителей и ответственность за данную ситуацию. Ведь не только они, но и специалисты признают сложность их ребенка и невозможность с ним «справиться».
Часто происходит обратный
процесс: школьные специалисты сообщают
родителям о том, что их ребенок
«имеет отклонения», его поведение «неадекватно»,
или он не в состоянии осваивать учебную
программу. Попытки родителей заставить
ребенка соответствовать школьной норме
могут перенести социальный конфликт,
возникший в школе, в семью, что еще более
усугубляет «отклонение» ребенка в школьной
ситуации.
Возникает конфликтная ситуация, в которую
включены семья и школа – два социальных
института, оказывающих наибольшее влияние
на жизнь подростка. Это неизбежно отражается
на всех сферах его жизни – выборе друзей,
увлечений, способов времяпрепровождения
и т.д. Жизнь в конфликтной ситуации, конфликтное
взаимодействие с близкими людьми, интериоризируется
подростком, становится его собственным
способом построения отношений.
«Благополучные» друзья начинают относиться к товарищу в подобной ситуации с некоторой опаской, не понимают его чувств и действий. Статус такого подростка среди успешных одноклассников, скорее всего, понизится.
Ситуация с организованным досугом может складываться по-разному в зависимости от роли родителей: если они были главными инициаторами посещения кружка или секции, подросток, вероятно, постарается исключить эти занятия из своей жизни. Напротив, если в этом заинтересован подросток, могут возникнуть препятствия со стороны родителей. Иногда родители пытаются использовать увлечение подростка для восстановления контроля над его поведением, и тогда подросток лишает родителей этой возможности, отказываясь от увлечения и тем самым уменьшая свою уязвимость.
Под вопросом оказываются и другие увлечения подростка. Часто они требуют денежных средств, которые контролируются родителями, а значит, могут использоваться ими для воздействия на подростка. Помимо средств они требуют эмоциональной вовлеченности подростка, а большая ее часть уходит на противостояние с родителями и школой.
Информация, получаемая из внешнего мира (в частности из СМИ), теперь проходит через «фильтр» противостояния. Выбирается то, что может поддержать позицию подростка или уязвить позицию взрослого.
Разрушение и искажение социальных связей приводит к кардинальному изменению социальной ситуации подростка.
Именно эту ситуацию
нарушенных социальных связей и конфликтного
взаимодействия мы определяем как ситуацию
социально-психологической
В ситуации социально-психологической
дезадаптации ресурсы социальной ситуации развития
оказываются недостаточными или доступ
к ним ограничен в силу тех или иных обстоятельств.
Поэтому трудности, возникающие в жизни
подростка, не получают конструктивного
разрешения, а напротив, приводят к установлению
ригидных, стереотипных отношений, часто
сопровождающихся конфликтами с близкими.
Подросток увязает в проблемном образе
жизни, проблемных ролях, проблемных социальных
группах. Поэтому ему необходима специальная
помощь, направленная на качественное
преобразование его социальной ситуации
развития, на помощь ему в освоении ресурсов
ситуации и решении актуальных задач развития.
Правда, можно допустить, что проблемное
поведение подростка – один из способов
взросления, вхождения в современную культуру.
Возможно, в конкретной ситуации конкретного
подростка это наиболее оптимальный способ
его взросления. Опасность в том, что развитие,
эскалация конфликта, может нанести вред
самому подростку и окружающим его людям.
Возникшая вокруг подростка новая система отношений, становясь его «внутренней психологической структурой», психологической функцией, проявляется вовне в виде «качеств» и «особенностей» которые обозначаются как «агрессивность», «безответственность», «девиантное поведение» и т.д. В социальной психологии такое явление, как приписывание ситуативных факторов личностным особенностям, получило название «генеральная ошибка атрибуции».
Такой взгляд на ситуацию
подростка позволяет увидеть, что
ее превращение в ситуацию дезадаптации
происходит не в силу самого по себе
наличия у подростка или другого участника
ситуации тех или иных особенностей, а
в результате неконструктивных реакций
других участников взаимодействия, ведущих
к возникновению и расширению конфликта.
Проявление подростком грубости по отношению
к учителю может положить начало конфликту
и отчуждению, а может открыть возможность
для сближения и понимания. В этот момент
это будет зависеть от реакции учителя.
За грубостью подростка может лежать обида
на недостаток внимания и желание поддержки.
А может это отголосок семейного конфликта,
и одного вопроса окажется достаточно
для начала разговора о наболевшем.
Таким образом, мы можем увидеть цикличность
взаимодействия: личностные особенности,
выраженные в поведении, влекут за собой
реакции окружающих, из реакций складывается
социальная ситуация, в которой происходит
формирование личностных особенностей
и поведенческих реакций, адекватных создавшейся
ситуации. Если эти особенности проявляются
в поведении, негативно оцениваем социальным
окружением, а у значимых людей не хватает
ресурсов, эмоциональных сил, знаний, опыта
конструктивно на них отреагировать, возникает
конфликтное взаимодействие, имеющее
тенденцию к расширению и на других участников
социальной ситуации.