Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 13:12, курсовая работа
Цель работы – дать характеристику социо-культурной среды и неформальных движений в Крымском районе и проанализировать проблемы существования и развития субкультуры эмо.
Задачи:
1 проследить историю возникновения субкультуры эмо;
2 дать описательный портрет субкультуры;
3 дать характеристику социо-культурной среды и неформальных движений в Крымском районе.
4 проанализировать проблемы существования и развития субкультуры эмо.
ВВЕДЕНИЕ с.3
Глава 1. Теоретическая часть с.5
1.1 Основные понятия, история и проблематика в России и за рубежом
1.2 Специфика ЭМО как неформального движения с.15
Глава 2. Изучение неформального движения ЭМО в Крымском район с.22
2.1 Характеристика социально-культурной среды и неформальных движений в Крымском районе с.22
2.2 Проблемы существования и развития ЭМО в Крымском районе
с.29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ с. 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Для нас важно отметить, что в современном мире в ситуации дезадаптации подростка одновременно происходит два процесса. С одной стороны, ближнее социальное окружение через требования, обвинения, запреты создает давление на подростка. Конечно, целью этого давления является стремление принудить подростка к следованию определенным социальным нормам. При этом сами взрослые могут находится под давлением социальных норм и стереотипов, что часто и принуждает их к оказанию давления на подростка. Но подростком это давление воспринимается чаще всего как вытеснение из прежней ситуации. С другой стороны, современная культура активно создает и демонстрирует модели поведения и жизни, часто привлекательные для подростка, вовлекает его как потенциального потребителя продуктов, связанных с этими моделями. Так, говоря о развитии «компьютерной зависимости» у современных подростков важно обращать внимание не только на особенности подростка и его семейной ситуации, но и на огромные инвестиции в индустрию компьютерных игр и их агрессивную рекламу. При этом данные модели могут подвергаться осуждению в семье, в школе, со стороны других социальных институтов, что может еще больше повысить их привлекательности для подростка. Таким образом, происходит процесс вовлечения подростка в новую ситуацию, и мы должны принимать во внимание оба процесса при организации работы с подростками.
Альтернативная адаптация. вытесняемый из прошлой социальной ситуации, подросток ищет или выстраивает вокруг себя такую социальную среду, где, как ему кажется, есть условия для самореализации, повышения статуса, признания. В ситуации социального конфликта оптимальной для подростка может стать маргинальная среда, альтернативная социальной норме, не требующая соответствия стандартам, предъявляемым официальным социумом.
Появляются новые увлечения: игровые автоматы, мелкие хулиганские выходки и т.д. Психоактивные вещества помогают «отключиться» от проблем, оставшихся в семье и школе. Все это требует денег, ищутся возможности «заработка».
Большинство подростков в этой ситуации рано или поздно встречаются с милицией, комиссией по делам несовершеннолетних, что, как ни странно, органично дополняет их картину мира – дает дополнительный повод для обид на взрослых, возможность похвастаться перед друзьями своей стойкостью. И это еще больше повышает его статус в новой референтной группе.
Традиционная на сегодняшний день реакция социума на вышеописанную ситуацию в основном сводится к системе административных мер, организационных выводов, репрессивных действий. Истоки проблемы ищутся в самом подростке, или его родителях. Подключение к ситуации правоохранительных органов или психиатров приводит к еще большей маргинализации подростка, закрепляя за ним статус преступника или психически ненормального. Подобная стигматизация создает ситуацию, когда подросток начинает соответствовать предписанной официальным социумом роли и подкрепляет свой новый статус усугублением девиантного поведения.
Вокруг подростка образуется
новая социальная среда. Он находит
новые возможности для
Альтернативная среда может быть очень разной, и не обязательно иметь антисоциальную, агрессивную направленность. Это может быть музыкальная субкультура, или более широкое молодежное движение, подобное прежним "хиппи" или современным "эмо". Это может быть более узкая группа, объединенная общим интересом или протестом, или просто уличная компания. Но есть одна общая характеристика, объединяющая эти группы - их участники считают, что именно в этих группах настоящие, нелицемерные, не формальные отношения, в которых можно быть честным с собой и другими. Эта характеристика уже содержит в себе некоторый аспект противопоставления остальному социуму. В свою очередь социум или отдельные социальные институты, часто реагируют на появление таких групп как на потенциальную опасность. Так родители обычно ревниво относятся к компаниям, в которые входит и подросток, усматривая в них, в первую очередь, "дурное влияние". А школа традиционно рассматривают различные неформальные движения как вредные и негативно сказывающиеся на учебном процессе. И для такого взгляда часто есть вполне веские основания. Тем не менее, такой взгляд не позволяет увидеть самого подростка, его интересы, ценности, стремление к честному общению, признанию уникальности.
Если взрослые пытаются силой вернуть подростка в его прежнюю ситуацию, ничего в ней не изменив, маловероятно что подросток останется в ней. Он уже нашел новые способы удовлетворения своих потребностей, которые могут быть социально неодобряемы и связаны с потенциальными угрозами, но открывают, по крайней мере в его восприятии, возможности для полноценной жизни и развития. Насильственное возвращение в "благополучный" социум, запрет на вхождение в альтернативные группы, борьба с ними, могут восприниматься подростками как подавление их личности, пренебрежение их интересами и потребностями, и вызывать действия по противоборству социальному давлению. Таким образом, происходит еще большее отчуждение между группами и людьми, растет ощущение враждебности. Как со стороны официальных социальных институтов, так и со стороны неформальных групп, формируются механизмы противоборства и стереотипы восприятия, сужающие широту взгляда ни ситуацию. Все это приводит к тому, что индивидуальные и социальные усилия, эмоции, интеллект и финансы направляются не на построение договоренностей и обогащение социальной среды, а на противоборство и подавление тенденций, которые кажутся опасными, делая их тем самым еще более опасными.
В большинстве случаев, у подростка бывают и периоды сожаления о существовавших некогда отношениях с родителями, о прежней спокойной детской жизни или ее отдельных моментах. Возможно, и в его нынешней ситуации возникают моменты, когда он чувствует заботу о себе, испытывает благодарность, может быть и сам проявляет уважение, идет навстречу родителям. И в те момент, когда подростку трудно, нужна помощь и поддержка, у взрослого появляется возможность снова стать значимым и полезным. Если только эти момент не будет использован им для обвинения подростка и утверждения своей «правоты».
Преимущества метафоры
социальной ситуации развития.
Конечно, у данной метафоры множество
ограничений, впрочем, как и у других. В
реальной жизни невозможно провести четкое
разграничение между ситуацией развития,
дезадаптации и новой адаптации. Так в
ситуации альтернативной адаптации подростку
совсем не обязательно физически уходить
из дома или прекращать посещать школу.
Он может продолжать общаться с родителями,
заходить в школу, здороваться с прежними
друзьями и т.д. Верно и обратное, что в
каждой относительно благополучной ситуации
могут быть элементы социального отчуждения,
возникать конфликты, стереотипные взаимодействия.
Однако, эта метафора дает нам целый рад преимуществ, как теоретического, так и практического характера. Рассматривая проблему как проблемную ситуацию, мы снимаем обвинение с ее участников, тем самым значительно увеличивая вероятность их активного участия и сотрудничества с нами в процессе ее изменения. Это касается как самих подростков, так и родителей, представителей школы, других специалистов, вовлеченных в ситуацию.
В каждой ситуации заложены как конфликты и противоречия, так и ресурсы ее изменения и развития.
Различные проявления девиантного поведения подростков, включая прогулы школы, правонарушения, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, участие в экстремистских и криминальных группировках, через призму нашей метафоры предстают как следствие ситуации социально-психологической дезадаптации. Более того, перечисленные симптомы могут быть рассмотрены в качестве попыток ее преодоления, способами, с помощью которых подросток пытается справляться с возникающими у него сложностями и находить возможности для развития.
Наши действия как специалистов, должны быть направлены не на устранение симптома, а на восстановление нарушенных связей между участниками проблемной ситуации, способности подростка и членов его семьи их устанавливать и поддерживать, находить конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций.
Проблема возникает в процессе социального взаимодействия, и ее существование и развитие происходит в социальном контексте. А значит и разрешение проблемы наиболее эффективно и экологично через изменение социального взаимодействия и опору на сообщества людей.
Для качественного изменения ситуации необходимо изменение отношения к ней ее ключевых участников и построения между ними нового, конструктивного взаимодействия, в основе которого лежит партнерство и личная ответственность каждого участника.
Содействуя построению таких отношений между участниками проблемной ситуации, мы сами выстраиваем с ними равные, партнерские отношения, основанные на уважении.
Такой взгляд на проблемную ситуацию подростка имплицитно содержит в себе возможные направления ее решения, задает ориентиры для практической деятельности специалиста.
Рассматривая ситуацию
социально-психологической деза
Следствием ситуации социально-психологической
дезадаптации становится отчуждение,
разделение людей, вытеснение целых групп
из конструктивного социального взаимодействия.
Это в свою очередь способствует возникновению
симптоматического поведения на индивидуальном
уровне, механизмов социального контроля
и противодействия на социальном, и в конечном
итоге - снижение возможностей для реализации
личности и обеднение, стеоретипизацию
социальной среды.
Мы можем предположить,
что развивающей будет
Мы полагаем, что для
того, чтобы быть эффективным и
счастливым в современном мире и
культуре, человеку важно чувствовать
себя активным творцом своей собственной
жизни, быть способным рефлексировать, осознавать
свой собственный опыт и опыт своего взаимодействия
другими, уметь взаимодействовать с другими
людьми, уважая их позиции и интересы,
не пренебрегая при этом собственными.
Важно уметь строить близкие отношения
и сохранять автономию, заключать и выполнять
договоренности, конструктивно разрешать
кризисные ситуации как на индивидуальном,
так и на социальном уровне.
Заключение
Сельская местность обостряет потребность молодых не просто выделиться, но и праздновать свою отдельность, непохожесть.
Часто приходится слышать, что эмо - это очередное деструктивное движение молодежи, не несущее ни его участникам, ни всему обществу, ничего хорошего. Между тем, если хотя бы немного разобраться в теме, то можно узнать, что изначально эмо-движение хоть и унаследовало ряд асоциальных идей из панк-культуры, было вполне мирным, а во многих аспектах даже прогрессивным.
Исследование
конкретных субкультур является малоизученной
проблемой социальной психологии.
Список использованной литературы:
1. Дети эмо: игра
или игра со смертью? /http://interfax.by/article/
2. Змановская, Е.В. Девиантология:
(Психология отклоняющегося
3. Иовчук, Н.М. Депрессии
у детей с подростков / Н.М. Иовчук,
А.А. Северный, Н.Б. Морозова // Детская
социальная психиатрия для
4. Клейберг, Ю.А. Социальная
психология девиантного
5. Концепция государственной
политики в области духовно-
6. Лемеш, Юлия. Как убить эмо. – М., 2008.
7. Настин, И.В. Этика
мифа лиминального состояния
личности // Актуальные проблемы
психологического знания. Теоретические
и практические проблемы
8. Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – С. 275-279.
9. Шнейдер, Л.Б. Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический проект; Трикста, 2005. – 336 с.
10. Эмо/ http://ru.wikipedia.org/wiki/
11. Эмо-киды/ http://ru.wikipedia.org/wiki/
1 Осорина, М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – С. 275-279.
2 Настин, И.В. Этика мифа лиминального состояния личности // Актуальные проблемы психологического знания. Теоретические и практические проблемы психологии. – Москва – Воронеж. – 2009. - №3(12). – Июль-сентябрь. – С. 3-10.
3
Дети эмо: игра или игра со смертью? /http://interfax.by/article/
4
Дети эмо: игра или игра со смертью? /http://interfax.by/article/