Сущность культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 22:57, реферат

Описание работы

В обыденной жизни мы часто применяем понятие культуры, когда имеем ввиду обычную воспитанность, бытовую этику. Таким образом мы сужаем это понятие до культуры поведения. Также термин культура проникает повседневную жизнь через СМИ и другие средства коммуникации как понятия субкультура, культурные ценности, поп-культура, псевдокультура, культурология и другие. Культура в данном смысле – это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции, т.е. все то, что направлено на сохранение и развитие личности и человека в целом, на создание материальных и духовных условий жизни, благоприятных для человека и его окружения.

Содержание работы

1. Сущность культуры как совокупности средств и способов человеческой деятельности. Соотношение культуры и цивилизации.
2. Культура как многофункциональная система: культура как традиция и социальная память человечества, способ реализации творческих возможностей человека. Диалогичность культуры.

Файлы: 1 файл

Культурология.doc

— 56.00 Кб (Скачать файл)


ПЛАН

1.      Сущность культуры как совокупности средств и способов человеческой деятельности. Соотношение культуры и цивилизации.

2.      Культура как многофункциональная система: культура как традиция и социальная память человечества, способ реализации творческих возможностей человека. Диалогичность культуры.


В обыденной жизни мы часто применяем понятие культуры, когда имеем ввиду обычную воспитанность, бытовую этику. Таким образом мы сужаем это понятие до культуры поведения. Также термин культура проникает повседневную жизнь через СМИ и другие средства коммуникации как понятия субкультура, культурные ценности, поп-культура, псевдокультура, культурология и другие. Культура в данном смысле – это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции, т.е. все то, что направлено на сохранение и развитие личности и человека в целом, на создание материальных и духовных условий жизни, благоприятных для человека и его окружения.

Часто термином культура характеризуется определенная историческая эпоха: культура Античности, культура Возрождения и т.д. Культура также характеризует народы: культура готов, славянская культура, кельтская культура. Помимо этого, культура может относиться и к сферам деятельности человека: массовая культура, художественная культура и т.п.

Эти и многие другие примеры словоупотребления «культуры» можно разделить на «оценочные» («культурный человек»), «описательные», когда просто перечисляются (заведомо не полно) отдельные элементы и проявления культуры, и «научно-теоретические». В этом последнем случае культура выступает как одно из фундаментальных научных понятий, которое играет в социо-гуманитарном познании такую же важную роль, как, скажем, понятие массы в физике или наследственности – в биологии.

Научный подход не просто описывает многоразличные проявления культуры, но стремится выявить их сущность, общую основу и тем самым объяснить их. Существует множество научных подходов и определений культуры (ценностный, нормативный, символический, информационно-семиотический и др.).

Рассмотрим более подробно понятие культуры как совокупности средств и способов человеческой деятельности и понятие культуры как многофункциональной системы.

1. В своем первоначальном значении культура (от латинского слова colere - возделывать) противостоит "натуре" - природному, "дикому" и означает все то, что отличает человека от природы, отличает искусственный мир от естественного. Это мир, от начала и до конца создаваемый самим человеком. В этом смысле он противостоит и миру природному, и миру божественному, существующему помимо человека. В этом же предельно широком смысле культура включает в себя все накопленные людьми материальные и духовные ценности и способы их приумножения, т.е. все то, что создано целенаправленным размышлением и специфичными для людей способами (методами) деятельности.

Под материальными ценностями понимается сфера материальной деятельности и ее результаты: орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и др. Духовные ценности относятся к сферам сознания, духовного производства: познание, нравственность, воспитание, право, наука, искусство, литература, религия, идеология, мифология. Способы приумножения материальных и духовных ценностей позволяют судить о типе исторической культуры. К культуре принадлежит каждое, даже простейшее, созданное человеком орудие, примитивнейший инвентарь, любая мысль, идея, зародившаяся в уме человека.

В основе культурного прогресса человечества лежит постоянное превращение средств деятельности в ее цели, а целей – в средства. Духовная деятельность, без которой немыслимо существование культуры, возникает как средство, способствующее совершенствованию практической деятельности по добыче материальных благ. Но с развитием общества она превращается в самостоятельную область деятельности, порождая такие сферы культуры, как искусство, религия, наука. Таким образом, понятие культуры непосредственно связано с понятие цивилизации. В зависимости от угла зрения различают разные отношения между культурой и цивилизацией.

Одно из сильных течений культурологи противопоставляет культуру цивилизации. Начало такому противопоставлению положили русские славянофилы, утверждая тезис о духовности культуры и бездуховности цивилизации как чисто западного явления. Продолжая эта традиции, Н.А. Бердяев писал о цивилизации как «смерти духа культуры». В рамках его концепции культура — символична, но не реалистична, между тем динамическое движение внутри культуры с ее кристаллизованными формами неотвратимо влечет к выходу за пределы культуры, «к жизни, к практике, к силе». На этих путях «совершается переход культуры к цивилизации», «цивилизация пытается осуществить жизнь», реализуя «культ жизни вне ее смысла, подменяя цель жизни средствами жизни, орудиями жизни».

В западной культурологии последовательное противопоставление культуры и цивилизации осуществил О. Шпенглер. В своей книге «Закат Европы» (1918) он описал цивилизацию как конечный момент в развитии культуры, означающий ее «закат» или упадок. Шпенглер считал главными чертами цивилизации «острую холодную рассудочность», интеллектуальный голод, практический рационализм, смену душевного бытия умственным, преклонение перед деньгами, развитие науки, безрелигиозность и тому подобные явления.

Однако в культурологии имеется и противоположный подход, по сути дела отождествляющий культуру и цивилизацию. В концепции К. Ясперса цивилизация интерпретируется как ценность всех культур. Культура составляет стержень цивилизации, но при таком подходе нерешенным остается вопрос о специфике культуры и цивилизации.

Чаще всего, цивилизацию представляют как некий продукт культуры, ее специфическое свойство и составляющую: цивилизация — это создаваемая обществом в ходе культурного процесса система средств его функционирования и совершенствования. Понятие цивилизации при такой трактовке указывает на функциональность, технологичность, институциональность. Понятие культуры — не только на технологии, но и на ценности и смыслы, она связана с постановкой и реализацией человеческих целей. Цивилизация предполагает усвоенность образцов поведения, ценностей, норм и т. д., культура же — способ освоения достижений. Цивилизация есть реализация определенного типа общества в конкретных исторических обстоятельствах, культура же — отношение к этому типу общества на основе различных духовно-нравственных и мировоззренческих критериев.

Различие культуры и цивилизации, приводящее в определенных социальных системах к их противоречию, носит не абсолютный, а относительный характер. История показывает, что гуманистические ценности культуры могут воплотиться в жизнь лишь с помощью развитой цивилизации. В свою очередь, высокая цивилизация может быть построена на основе культурного творчества и вдохновляющих культурных смыслов.

2. Но культура это не только совокупность духовных и материальных ценностей, культура – это сложноорганизованная, многофункциональная система, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Элементами могут выступать – отношения, опыт поколений, нормы, наука, искусство, ценности и многое другое.

При характеристике культуры как системы следует обратить внимание на следующие основные положения, принципы.

Первый принцип – это признак преемственности,  выступающий как необходимая связь между новым и старым в процессе развития. На основе принципа преемственности зиждется так называемый культурный консерватизм, утверждающий ценность и своеобразие национальной культуры, ставящий своей задачей сохранение "высокой культуры", которая не только сама по себе ценна, но и является одним из главных условий социальной и политической стабильности. Создателями этого течения были А.А. Григорьев, Ф.М. Достоевский, Н.Н. Страхов. Коренная их идея - "национальная почва" - основа социального и духовного развития России.

Второй принцип - целостность, единство материальной и духовной культуры, гуманитарного и технического знания. Все материальное - своего рода "хранилище" духовного, все духовное так или иначе реализуется через материальное.

Третий принцип - проникновение культуры во все сферы социальной жизни. В этом проявляется ее творческий характер. Она объективируется в самых различных продуктах деятельности - как в вещественно-предметных, так и символически-знаковых.

Четвертый принцип - способность к саморазвитию, которая проявляется в основном в трех формах:

- стихийная, неосознанная;

- метод проб и ошибок, где высок процент случайности;

- сознательная деятельность, связанная с инновациями, научным расчетом, разработкой принципиально новых проектов.

Пятый принцип - взаимодействие культур. Оно может происходить как внутри определенной культуры (связи между поколениями, людьми физического и умственного труда, между классами и нациями одного государства), так и между культурами различных стран и народов. Подобное взаимодействие порождает многообразие культур: в недрах отдельного общества или народа (субкультуры), в масштабах всего человечества.

Также культура, исходя из определения, выполняет многообразные функции. Основная функция – человекотворческая, т.е. формирование личности, реализация творческих возможностей человека. Из этой функции вытекают и остальные функции - передачи социального опыта, регулятивная, ценностная и знаковая.

Культура является единственным механизмом передачи социального опыта, связывающим разные поколения, её можно назвать "памятью" человечества. Из каждого времени культура отбирает те крупицы социального опыта, которые имеют непреходящее значение. Благодаря такому отбору каждое новое поколение получает как бы концентрированный опыт прошлого.

Приобщая человека к аккумулированным в опыте достижениям предшествующих поколений, культура одновременно и ограничивает его деятельность. Культура нормативна, всегда предполагает определенные границы поведения, тем самым ограничивая свободу человека и выполняя свою регулятивную функцию.

Но наряду с этим, культура способна предоставить человеку поистине безграничные возможности для выбора, т.е. для реализации его свободы. В понятиях отдельного человека практически безгранично количество видов деятельности, которым он может себя посвятить. Hо каждый профессиональный вид деятельности - это отдифференцированный опыт предшествующих поколений, т.е. культура. Овладение общей и профессиональной культурой выступает необходимым условием для перехода человека от репродуктивной деятельности к творческой. Творчество же есть процесс свободной самореализации личности.

Следующая функция культуры - знаковая. Человечество фиксирует, передает накопленный опыт в виде определенных знаков. Так, для физики, химии, математики специфическими знаковыми системами выступают формулы, для музыки - ноты, для языка - слова, буквы и иероглифы. Овладение культурой невозможно без овладения ее знаковыми системами. Культура же, в свою очередь, не может транслировать социальный опыт, не облекая его в специфические знаковые системы, будь то цвета светофора или национальные разговорные языки.

И, наконец, последняя из основных функций культуры - ценностная. Она тесно связана с регулятивной, ибо формирует у человека определенные установки и ценностные ориентации, в соответствии с которыми он либо принимает, либо отвергает вновь познанное, увиденное и услышанное. Именно ценностная функция культуры дает человеку возможность самостоятельной оценки всего того, с чем он сталкивается в жизни, то есть делает его личность неповторимой.

Все эти функции активно между собой взаимодействуют в процессе развития культуры, дополняют друг друга.

Еще хотела бы остановиться на таком понятие как диалогичность культуры. Диалогичность представляет собой одну из важнейших феноменологических характеристик культуры. Культура не просто формирует и реализует сущностные силы человека, но реализует их в диалоге, в обмене информацией, эмоциями, знаниями. Человек может, невзирая на законы физического пространства и времени, общаться с мыслителями древности через книги, художниками разных эпох – через картины, встречаться с ними в своем воображении, соглашаясь с одним, задумываясь на другим, оспаривая третье. В культуре диалектически объединено национальное и общечеловеческое. Она всегда национальна. Из лучших достижений всех национальных культур складывается мировая общечеловеческая культура. Hо "общечеловеческое" - не значит безнациональное. Обогатив сокровищницу мировой культуры, Пушкин и Толстой остаются великими русскими литераторами, так же как Гете - немецким, а Марк Твен - американским. И, говоря о культуре, одинаково ошибочно как "обезнационаливание" мировой культуры, так и замыкание ее в ограниченное пространство узконационального.

Как видим, культура - это сложное и многоплановое явление, которое отнюдь не сводится только к этике поведения, искусству или гуманитарным знаниям. Созданная человеком и потому неприродная, она включает в себя и отношение к природе (культура экологическая), и отношение к себе самому как к природному телу (культура физическая) и отношение к себе же, но как к явлению социальному (культура экономическая и политическая). Мир культуры – это мир человека.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Баландин Р. К. Человек и цивилизация: М. Олма-Пресс, 2001

2.      Кнабе Г. Диалектика повседневности// вопросы философии 1989 №5

3.      Словарь терминов - режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/

4.      Культура- режим доступа http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki

2



Информация о работе Сущность культуры