Сущность культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2014 в 20:28, контрольная работа

Описание работы

Давайте рассмотрим, что представляет собой культурология. Культурология – это наука о культуре. Мир культуры чрезвычайно многообразен, многолик. В обыденном понимании в это понятие вкладывают самый различный смысл. Одни под культурой понимают лишь ценности духовной жизни, другие ещё более сужают это понятие, относят к нему лишь искусство, литературу. Третьи под культурой понимают определённую идеологию, четвёртые – интеллигентность. Наиболее полное содержание сущностной основы культуры заложен в определении, предложенном в 1871 году Э.Тейлором. "Культура-комплекс, включающий знание, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества". Однако по мере развития общества в данное понятие культуры добавляются все новые и новые черты. Культура – это явление развивающееся, внутренне противоречивое

Содержание работы

Введение 3
Понятия культуры 4
Элементы культуры 10
Предназначение культуры 16
Конфликты и культура 23
Заключение 27

Файлы: 1 файл

культурология.docx

— 55.14 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение  3

Понятия культуры 4

Элементы культуры 10

Предназначение культуры 16

Конфликты и культура 23

Заключение 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Давайте рассмотрим, что представляет собой культурология. Культурология – это наука о культуре. Мир культуры чрезвычайно многообразен, многолик. В обыденном понимании в это понятие вкладывают самый различный смысл. Одни под культурой понимают лишь ценности духовной жизни, другие ещё более сужают это понятие, относят к нему лишь искусство, литературу. Третьи под культурой понимают определённую идеологию, четвёртые – интеллигентность. Наиболее полное содержание сущностной основы культуры заложен в определении, предложенном в 1871 году Э.Тейлором. "Культура-комплекс, включающий знание, верования, искусство, мораль, законы, обычаи, а также иные способности и навыки, усвоенные человеком как членом общества". Однако по мере развития общества в данное понятие культуры добавляются все новые и новые черты. Культура – это явление развивающееся, внутренне противоречивое

Культура – это все прекрасное, возвышенное. Она характеризует человека, его образ жизни. Термин «культура» происходит от латинского слова culture, что в переводе означает возделывание земли, уход. Этот термин достаточно точно выражает сущность понятия культуры, под которым философы понимают все виды преобразовательной деятельности общества и человека вместе с ее результатами. Термин «культура» в данном значении появился в Древнем Риме. Со временем он обретает новый смысл – «воспитание человека».

 

Понятия культуры

Слово «культура» знакомо каждому из нас. Оно многозначно и широко используется в литературе, средствах массовой информации, повседневной жизни. Многие общественные и государственные деятели то и дело указывают на упадок культуры, призывают к её возрождению и подъёму, требуют создать благоприятные условия для её развития. 
Разные люди вкладывают в понятие «культура» неодинаковый смысл. Одни приравнивают культуру к образованности, другие видят в культуре собрание накопленных ценностей духовной жизни, третьи определяют культуру прежде всего по достигнутому уровню нравственного развития людей. В повседневной речи это слово связано также с представлениями о дворцах и парках культуры, о культуре обслуживания и культуре быта, о музеях, театрах, библиотеках, наконец, о физической культуре. Однако содержание понятия «культура» гораздо более многообразно и богато. Кроме того, это понятие прошло столь же длинный путь развития, как и сама история человечества.

Определения культуры. Система знаний о культуре складывалась постепенно, в процессе изучения культуры в её историческом развитии и социальном функционировании. В разные культурные эпохи наблюдается историческое изменение понятия культуры, что можно представить в следующей таблице

 

 

 

 

 

Эпоха

Понимание и дифиниция культуры

1

Античность

Культура – это:

1) целенаправленное воздействие  на природу (обработка, уход, возделывание  земли);

2) воспитание меры, гармонии  и порядка. В системе образования  формируется не узкий специалист-профессионал, а личность с определившимися  ценностными ориентациями. «Пайдейя» (культура) - процесс формирования культурного человека (идеал человека);

3) культ (почитание, поклонение  богам).

2

Средневековье

Культура христианская.

Монотоистическое и креацинистское понимание культуры.

Культура – это:

1) преодоление ограниченности  и греховности человека;

2) постоянное духовное  самосовершенствование человека;

3) осознание им своего  духовного родства с Богом.

3

Возрождение

Гуманистическое и антропоцентрическое понимание культуры.

Культура – это:

1)чувственная красота  природы и телесно-духовная красота  человека;

2) стихийно-индивидуалистическая  ориентация человека, признававшего  только свои желания;

3) результат собственных  человеческих творений; то, что возвышает  человека.

4

Новое время (эпоха Просвещения, 18 век)

Понимание культуры приобретает статус научности.

Культура – это:

1) степень человеческого  в человеке, т.е. его внутреннее  духовное богатство;

2) разум человека.

5

Современная эпоха

Культура – это:

1) совокупность взаимосвязанных  социальных систем, которые служат  для удовлетворения потребностей  людей;

2) техногенное, всестороннее  развитие человека.


 

Слово «культура» (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие) появилось в Древнем Риме и использовалось в нескольких значениях. Одно из них — «способ воспитания человека-гражданина, достойного члена общества». Это понимание совпадало с древнегреческим «пайдейя» — «воспитание в соответствии с традициями народа, его жизненными правилами». Гуманистическая и демократическая направленность пайдейи позволила европейской культуре занять одно из ведущих мест в мире. В Средневековье культура обозначала умение истолковывать и понимать тексты Священного Писания. При этом главной задачей было постижение Бога и зависящей от него человеческой судьбы. По мере накопления знаний об общественной жизни и о многообразии протекающих в ней процессов возникали новые определения культуры. Одна из таких попыток была предпринята в эпоху Просвещения. В XVIII в. слово «культура» стало широко использоваться для обозначения специфического образа жизни человека, который отличается от природного бытия. Культура понималась просветителями как средство возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравственности. 
В современной культурологии (науке о культуре) существует два основных подхода к пониманию культуры. 
Сторонники антропологического подхода (от греч. anthropos — человек) считают культурой всю совокупность результатов человеческой деятельности, мир сотворенных людьми вещей, противостоящий природе. Этот мир создан человеком для своих целей и выражает отличие человеческой жизнедеятельности от естественных, биологических форм жизни. Необходимо также учитывать качественное своеобразие исторических форм деятельности людей, творящей культуру на разных этапах общественного развития, в рамках определённых эпох, национальных общностей и т. д. 
С точки зрения ценностного подхода культура понимается как совокупность лучших, наиболее значительных творений человека. Правда, нередко их ценность относительна. Так, для специалистов, занятых созданием ядерного оружия, атомная бомба представляет собой высококачественный результат. Но для большинства здравомыслящих людей она — орудие уничтожения всего живого и действительно ценного и потому не может считаться ценностью культуры. Кроме того, ценностный подход сужает сферу культуры, относя к ней лишь положительные результаты деятельности людей. Однако такие негативные явления, как преступность, рабство, наркомания, увы, сопровождают, человеческую жизнь, и культуру той или иной страны невозможно понять, если их игнорировать. 
 
Культура — это специфический человеческий способ жизни, включающий процесс и результаты человеческой деятельности, систему норм и ценностей, символов и идеалов, рассматриваемых в контексте исторической эпохи. 
Культура представляет собой сложное, многоплановое явление. Она пронизывает все сферы жизни и деятельности общества и человека. Культура — это и материальные, и духовные ценности человека; она характеризует своеобразие наций и народов; является ядром, основой, «душой» общества. 
В своих творениях человек воплощает цели, желания, стремления. Культура выражает тот смысл, который мы вкладываем во всё, что делаем. Определённый смысл имеют произведения искусства, научные исследования, учёба, правила этикета, поведение человека и т. д. 
Созданные предметы не только выполняют характерные для них функции, но и имеют определённое дополнительное значение. Так, основная функция автомобиля — служить средством передвижения. Вместе с тем для многих — это ещё и вопрос престижа. Чтобы понять смысл исторических памятников, необходимо изучить ту культуру, творением которой они являются. Например, туристы, посетившие Египет, могут полюбоваться внешним видом пирамид, учёные — изучить их физико-химический состав, размеры и т. д. Понять же их назначение невозможно без изучения истории и культуры Древнего Египта. Вот почему так важно знать всемирную историю и историю своей страны. 
Предметы и явления культуры хранят опыт человечества. Универсальным знаковым средством сохранения и передачи опыта является слово. Устная и письменная речь позволяют передать практически любой смысл тому, кто знаком с этой системой знаков. 
Среди знаков особое место занимают символы — знаки, служащие условным обозначением какого-либо образа или идеи. Например, памятник героям, павшим в боях за Родину, служит символом патриотизма народа. Без изучения соответствующих систем знаков невозможно овладеть достижениями культуры. Приобщаясь к культуре, мы расшифровываем её знаки и символы, постигая таким образом смысл происходящего. 
Культура включает в себя результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления, которые принято называть артефактами (от лат. arte — искусственный, factus — сделанный). К ним относят не только изготовленные человеком вещи, открытые и используемые им средства и способы действий, но и те изменения, которые он производит в своём физическом и духовном облике.

Функции культуры:

1. Коммуникативная. Воспринимая  информацию, заключенную в памятниках  материальной и духовной культуры, человек тем самым вступает  в косвенное опосредованное общение  с людьми, их создавшими. Средством  общения выступает прежде всего язык.

2. Знаковая – способность  давать целостные, осмысленные представления  о мире и самостоятельные философские  и поэтические миры. Для этого  культурой выработан запас значений, имен, знаков. Наука, искусство, философия  – особым образом организованные  знаковые системы, призванные с разных сторон представить мир, сделать его понятным и близким человеку.

3. Защитная. Специфические  культурные, закрепленные традицией  формы разрядки – это праздники  и ритуалы. Смысл праздника состоит  в торжественном коллективном  обновлении жизни. Во время праздника  нереальное и реальное как  бы сливаются, человек испытывает  облегчение, радость, если, конечно, умеет  праздновать и приобщаться к  определенной праздничной культуре. В качестве разрядки эффективно  используется игра. Суть игры  состоит в удовлетворении влечений  символическими средствами.

4. Информационная. Исторический  обмен, передача социального опыта. Общество не имеет другого  механизма передачи социального  опыта, социальной наследственности, помимо культуры. В этом смысле  культуру можно назвать «памятью»  человечества.

5. Познавательная, гносеологическая. Аккумуляция родового опыта –  схватывая все сферы общественного  сознания, взятые в их единстве, культура дает целостную картину  познания и освоения мира, а  также уровень навыков и умений  людей.

6. Ценностная.

7. Гуманистическая.

8. Нормативная, она выступает  как система норм и требований, предъявляемых моралью и правом.

Культура облагораживает человека, делает его личностью.

Она выполняет свои функции и влияет на социальную жизнь через социализацию, создание и введение ценностей, образцы поведения, через создание моделей статутов и социальных систем. 

 

Элементы культуры

Содержание культуры многообразно и неисчерпаемо. Однако в нем можно выделить ряд универсальных элементов, из которых складывается фактически любая культура. Рассмотрим наиболее важные из них.

Понятия, или концепты, в которых отражены представления людей о себе и окружающем мире. В них фиксируется социальный опыт людей, часто весьма специфичный для данного сообщества. Так, европейские культуры выражают свои представления об образовании через понятия школы, колледжа, института, университета и т.п. Но эти понятия вряд ли будут «понятны» представителям, скажем, африканского племени, где система передачи молодому поколению знаний, навыков и умений строится совершенно иначе. Еще более поразительным такое различие выглядит при сравнении близких культур. Так, используя, казалось бы, один и тот же термин ''свобода», мы и европейцы по сути дела оперируем разными понятиями. Для нас свобода означает, прежде всего, своеволие, фактически совпадающее с бесконтрольной и неограниченной властью, а для европейца свобода - мера прав и ответственности.

Ценности. Любая культура придаёт высокую значимость одним поступкам, свойствам человека, целям и общественным явлениям, считает менее значимыми другие, отрицательно относится к третьим. Она, следовательно, вырабатывает принципиально важные для жизни людей ориентиры - ценности. Так, в одних культурах большое значение придаётся богатству, в других - воинской доблести, в одних - инициативности и предприимчивости, в других - лояльности и исполнительности. Т. Парсонс писал, что ценностью может быть назван «элемент общепринятой символической системы», выступающий «в качестве некоторого критерия или стандарта для выбора из имеющихся альтернатив ориентации». Ценности лежат в основе мировоззрений, характерных для представителей данной культуры; сопоставляя ценности с социальной реальностью, люди осмысливают её; ценности также входят в механизм мотивации деятельности человека.

Нормы. Свойства культуры упорядочивать, организовывать и регулировать общественную жизнь связаны, прежде всего, с социальными нормами, которые в свою очередь прямо или косвенно базируются на ценностях культуры. Социальные нормы, которые в самом общем виде можно представить в качестве усредненных правил поведения, чрезвычайно многообразны. Среди них по критерию жесткости можно выделить нормы-требования и нормы-ожидания. Первые предписывают людям четкий, определённый, однозначный порядок действий, игнорирование которого часто ведет к суровому наказанию нарушителя. Такие нормы, как правило, касаются самих основ существования общности и фиксируются в законодательной форме. Нормы-ожидания не столь жестки и определенны и являются мерой допустимого поведения. Скажем, для перехода с одного курса на другой студент должен успешно сдать экзамены, однако, возможно, что он, не сдав какой-то экзамен, будет его несколько раз пересдавать, продлевать сессию и т.п.

Нормы часто подразделяются на формальные и неформальные. Иногда считают, что наиболее важны для сообщества именно первые, так как они закреплены в законодательстве, правилах распорядка, служебных инструкциях и т.п., а за их соблюдением следят специализированные органы, отступление от них влечет жесткое наказание. Однако не менее значимы и неформальные нормы, ибо они регулируют значительно больший объем человеческих поступков, а их соблюдение поддерживается уже самими взаимоотношениями и взаимодействиями между людьми.

Следующий элемент культуры - стереотипы сознания и поведения людей, которые можно определить как устойчивые схемы восприятия социальной действительности и типичные формы социальных действий и взаимодействий.

Стереотипы сознания проявляются как своеобразные застывшие мыслительные образы социальных явлений (например, взгляд на историю общества как на постоянный процесс совершенствования, прогресса), как определённые стили и стандарты мышления, как предрассудки, убеждения и т.п. Стереотипы отличается тем, что они устойчивы и постоянны, они существенно сокращают и облегчают процесс ориентации людей в быстроменяющейся действительности. Однако их изъян в том, что они схематизируют и упрощают реальную картину мира, подгоняют её под шаблон, часто снабжают человека своего рода очками, сквозь которые вместо действительности он видит только этикетки и схемы. Например, в человеке, совершившем преступление, мы склонны видеть, прежде всего «преступника»; в соответствии с этим шаблонным образом приписываем человеку комплекс отрицательных качеств, низменные побуждения и совершенно не замечаем в нём всего того, что не вписывается в «стандарт» преступника.

Информация о работе Сущность культуры