Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 21:40, реферат
Изучение данной темы предполагает осмысление того, что представляет собой проблема типологии культуры, как и в результате чего она возникает и формируется и какое место занимает в культурологическом проблемном поле. Что же в содержательном предметном проблемном поле культурологии "вызывает" к жизни необходимость создания какой бы то ни было типологии культур? Начнем с ответа на вопрос: а как реально существует культура на планете Земля, что представляет собою земной социокультурный мир?
Введение
1. Теоретико-методологические основы типологии культуры
2. Социологическая теория суперсистем П. Сорокина
2.1 Характеристика типов культур
2.2 Исторические данные, доказывающие теорию П. Сорокина на примере Греции, Рима, Европы
3. Теории культурно-исторических типов Н. Данилевского
3.1 Разрядность культурной деятельности по Н. Данилевскому
3.2 Типы культур по Н. Данилевскому
3.3 Закономерности возникновения, роста и заката цивилизаций
Заключение
Список литературы
1. Он выделяет, во-первых,
деятельность религиозную,
2. Другой вид деятельности, рассматриваемый как некий самостоятельный, -- это, по выражению самого Данилевского, собственно культурная деятельность, объемлющая отношение человека к внешнему миру и реализуемая в теоретико-научной, эстетическо-художественной и технико-промышленной формах. В этих формообразованиях собственно культурной деятельности у Данилевского заложено и легко просматривается структура культуры.
3. Третий вид самостоятельной деятельности, выделяемый Данилевским, -- политическая деятельность (деятельность "вокруг" власти, по поводу власти), включающая в себя как внутреннюю, так и внешнюю политику.
4. Наконец, четвертый
Разряд культурной деятельности |
Характеристика |
|
Религия |
Отношение человека к Богу, восприятие народного как части неделимого целого человека с Богом. "...народное мировоззрение <…> как твердая вера, составляющая живую основу всей нравственной деятельности" |
|
Культура |
Отношение человека к внешнему миру. Подразделяется на три вида: теоретическое - научное, эстетическое - художественное и техническое - промышленное. Человек рассматривается как объект изучения |
|
Политика |
Отношения людей между собой в рамках народности и отношение народов между собой |
|
Общество, экономика |
"Отношение людей между собой не непосредственно как личностей, а посредственно - применительно к условиям пользования предметами внешнего мира" |
|
Заметим, однако, что указанные виды деятельности не даны сразу в развитом состоянии, их формирование, становление и развитие осуществляется постепенно. Поэтому классификация Данилевского приложима к уже развитым культурам. Но культуры на первом этапе, на стадии зарождения имеют первичный или подготовительный характер, где вырабатываются, по мнению Данилевского, условия, при которых вообще возможна жизнь, и здесь ни один из видов деятельности не является достаточно развитым и доминирующим. Именно эти культуры (первичные культуры: египетскую, китайскую, вавилонскую, индийскую, иранскую), по убеждению Н.Я.Данилевского, как раз и заложили основы последующего культурно-деятельного развития.
Дальнейший ход рассуждений приводит Н.Я.Данилевского к мысли о том, что если рассматривать культуры на стадии расцвета, то есть в развитой форме, то соответственно указанным видам деятельности и их приоритетному месту в той или иной культуре можно выделить три типа культур в дополнение к первичному типу культуры.
Первый тип составляют одноосновные культуры, которые следовали за подготовительными стадиями и где ярко и полно проявился преимущественно один из видов (разрядов) деятельности. К такому типу культур он относит еврейскую культуру, где доминировала, по его мнению, религиозно-мировоззренческая деятельность и которая дала миру монотеистическую религию, ставшую основой христианства, положившую в мировую копилку человечества особый взгляд на Бога и человека - религию.
Во-вторых, греческую культуру (эллинский тип), где ведущей деятельностью были искусство и философия, в большей степени ее эстетико-художественным направлением.
В-третьих,
Римская Империя с
Естественным
путем развития было бы появление
односоставного культурно-исторического
типа, развивающегося по пути общественно-экономического
прогресса. Однако, германо-романская
цивилизация, будучи двусоставным элементом,
стала развиваться в политико-
Н.Я.Данилевский полагал, что тенденции культуры движутся к третьему, четырехосновному типу. Тип этот, по его утверждению, только возникает, формируется, но за ним -- будущее. Это будет, по мнению Данилевского, особый тип в истории человеческой культуры, в котором реализуются все четыре вида деятельности в гармонии, и соответственно он обеспечит гармонию всех основных видов ценностей: истинной веры, политической и экономической справедливости, свободы, науки (истины) и искусства (красоты). Это будет, по мысли культуролога, совершенный гармоничный общественный строй, который не удалось создать всем предшествующим культурам. Данилевский приходит к выводу, что таким типом может стать славянский культурно-исторический тип, если он не поддастся соблазну слепо принимать готовые культурные формы от европейцев.
Какую
познавательно-
Однако подчеркнем еще раз, что достоинством типологии Данилевского является то, что в ее основу он одним из первых заложил одну из фундаментальных характеристик культуры -- ее деятельно-стную природу.
3.3 Закономерности возникновения, роста и заката цивилизаций
Он
выдвинул идею о существовании множества
цивилизаций, являвшихся выражением бесконечно
богатого творческого гения
1) позитивных
творцов истории, создавших
2) негативных
творцов истории, которые,
3) народов,
творческий дух которых по
какой-то причине
Русский философ отмечал, что начала цивилизации одного культурно-исторического типа не передаются народам другого типа. Каждый тип сам вырабатывает ее для себя, при большем или меньшем влиянии чуждых ему предшествовавших или современных цивилизаций. Такое влияние Н.Я. Данилевский допускал лишь в смысле "почвенного удобрения". Всякое же образовательное воздействие чуждых духовных начал он абсолютно отвергал. Все культурно-исторические типы одинаково самобытны и из себя самих черпают содержание своей исторической / жизни. Но не все они реализуют свое содержание с одинаковой 1 полнотой и многосторонностью. Интересно, как Н.Я. Данилевский сформулировал основные закономерности (законы) возникновения, роста и заката цивилизаций.
1. Любое
племя или народ, говорящие
на одном языке или
2. Для
подлинного рождения и
3. Основные
принципы бытия каждой
4. Цивилизация
данного культурно-
5. Существование
культурно-исторических типов
Как считал Н.Я. Данилевский, большинство цивилизаций являются созидательными не во всех, а только в одной или нескольких областях деятельности. Так, греческая цивилизация достигла непревзойденных высот в эстетической области, семитская -- в религиозной, римская -- в области права и политической организации. Прогресс человечества состоит, по Н.Я. Данилевскому, не в том, чтобы идти в одном направлении, а в том, чтобы все поле, составляющее поприще исторической деятельности, исходить в разных направлениях.
Обоснование
понятия культурно-
Заключение
Курсовая работа посвящена исследованию типологии культуры в трудах П. Сорокина и Н. Данилевского.
Качественно
иной подход к классификации культур
или цивилизаций предложил П.
Информация о работе Типология культуры в работах П. Сорокина и Н. Данилевского