Делинквентное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Во все времена общество пыталось устранять нежелательные для него проявления человеческой жизнедеятельности, отклоняющиеся от принятых в данном обществе правил (норм), путем воздействия на носителей этих проявлений. Методы и средства воздействия определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, идеологией господствующих в обществе сил (государства, классов, церкви), обычаями и традициями.

Содержание работы

Введение…………………………...…………………………………..3
1 Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности ……………………………………………………….…………….7
Понятие и сущность делинквентного поведения…………….7
Условия формирования делинквентного поведения…………9
Подростковая преступность в современной России………....18
Социальный контроль за делинквентным поведением………26
Общесоциальные меры как субъект контроля за делинквентным поведением …………………………………….………………………….….26
Исправительное учреждение как субъект контроля за делинквентным поведением ……….………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………39
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

Делинквентное поведение.docx

— 81.02 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………...…………………………………..3

1 Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности ……………………………………………………….…………….7

    1. Понятие и сущность делинквентного поведения…………….7
    2. Условия формирования делинквентного поведения…………9
    3. Подростковая преступность в современной России………....18
  1. Социальный контроль за делинквентным поведением………26
    1. Общесоциальные меры как субъект контроля за делинквентным поведением …………………………………….………………………….….26
    2. Исправительное учреждение как субъект контроля за делинквентным поведением ……….………………………………………..33

 Заключение………………………………………………………………39

Список использованной литературы……………………………………42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Во все времена общество пыталось устранять нежелательные для  него проявления человеческой жизнедеятельности, отклоняющиеся от принятых в данном обществе правил (норм), путем воздействия  на носителей этих проявлений. Методы и средства воздействия определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, идеологией господствующих в обществе сил (государства, классов, церкви), обычаями и традициями.

 Проблемы социального «зла» всегда привлекали ученых. Философы и юристы, медики и педагоги, психологи и биологи – каждый с позиций своей науки изучали и оценивали различные нежелательные явления, «отклонения» – преступность, пьянство и алкоголизм, наркотизм, самоубийства, проституцию, гомосексуализм и иные сексуальные «извращения» и т. п.

Девиантология – это наука, изучающая социальные девиации (девиантность) и реакцию общества на них (социальный контроль).

Известный русский ученый Я.И. Гилинский, стоявший у истоков  формирования русской девиантологии, считал, что  девиации присущи всем уровням и формам организации мироздания. В современной физике и химии отклонения обычно именуются флуктуациями, в биологии – мутациями, на долю социологии и психологии выпали девиации.

Существование каждой системы (физической, биологической, социальной) есть динамическое состояние, единство процессов сохранения и изменения. Девиации (флуктуации, мутации) служат механизмом изменчивости, а, следовательно, существования и развития каждой системы. Без девиаций «ничего никогда породить не могла бы природа», а «порождения» природы не могут без девиаций изменяться (развиваться). Отсутствие девиаций системы означает ее гибель. Существуют различного рода девиации, как «негативные» ведущие к деградации системы  (снижению уровня организованности, потере информации), так и «позитивные» девиации способствующие развитию системы.

Отклоняющееся поведение в цивилизованном обществе становится объектом социальной работы, результаты которой в первую очередь зависят от личности самого социального работника. Отклоняющееся  поведение свойственно практически  всем возрастным категориям, но имеет  определённые особенности. К основным видам девиации у подростков принято  относить курение, употребление алкоголя и наркотиков, правонарушения. Обращение  к отклоняющимся формам поведения  свойственно практически всем подросткам в период так называемого подросткового  кризиса. Девиантное поведение в  подростковой субкультуре становится не только нормой, но и «идеальной формой»  взрослости.

В самой острой форме девиантность выступает как преступность, как  посягательство на социально-политические и нравственные устои общества, личную безопасность и благополучие его  граждан. Любое поведение, которое не одобряется общественным мнением, называется девиантным, а поведение, которое не одобряется законом, - делинквентным. Рост преступности представляет сегодня наибольшую угрозу стабильности и безопасности общества и личности.

Проблема делинквентного поведения  подростков предстаёт перед обществом  во множестве её аспектах. Сам смысл  проблемы заключается в наличии  скрытой потенциальной энергии, носителем которой является подросток, и которая может быть использована против общества.

Социальное влияние и  давление преступного мира на общество, распространение его морали, психологическое  заражение наименее устойчивой части  населения (особенно молодежи) - тревожная  реальность наших дней.

Делинквентное поведение - антиобщественное противоправное поведение индивида, воплощённое в его поступках, наносящих вред как отдельным  гражданам, так и обществу в целом.

Проблема делинквентного (противоправного, антиобщественного) поведения, является центральной для  исследования большинства социальных наук, поскольку общественный порядок играет важную роль в развитии как государства в целом, так и каждого гражданина в отдельности.

 Актуальность темы курсовой  работы обусловлена также ее  жизненной  актуальностью: во-первых  недостаточной изученностью особенностей  делинквентного поведения подростков  в условиях продолжающейся трансформации  российского общества; во-вторых  значимостью изучения делинквентного  поведения подростков для предупреждения  девиантных отклонений у подростков, преодоление конфликтности между  подростком и обществом; в-третьих  отсутствием предупреждения делинквентных  отклонений подростков; в-четвертых  необходимостью дальнейшего совершенствования  социального контроля.

Объектом исследования выступает  делинквентность как проблема социальной работы.

Предмет исследования является делинквентное  поведение подростков.

Для раскрытия проблемы делинквентного поведения с точки зрения социологии использованы работы известного отечественного специалиста по социологии девиантного  поведения Я.И. Гилинского, признанного  не только в России, но и за рубежом. Змановская Е.В. кандидат психологических  наук, наиболее широко рассмотрела  проблему делинквентного поведения  с точки зрения психологических  особенностей подростков. Шнейдер Л.Б. в своей работе «Девиантное поведение  детей и подростков» указала  причины, истоки, виды и проявления девиантного поведения детей  и подростков в том числе приверженность их к преступной деятельности.  А.В. Хомич выделил специфические  причины девиантного поведения  подростков, также рассмотрел возможность  контроля и коррекции данного  поведения. Особенности криминальной субкультуры осветили ряд авторов  Александров Ю.К «Очерки криминальной субкультуры., Касьянов В.В. и  Нечипуренко  В.Н. «Социология права», Бурлакова  В.Н. и Кропачева Н.М. «Криминалогия»,  учебное пособие «Социология  девиантного поведения» Г.С. Ковтун.

    Курсовая работа  содержит введение, две главы,  заключение, а также список используемой  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности

1.1 Понятие и  сущность делинквентного поведения

Получивший широкое распространение  термин «делинквент» за рубежом по большей части употребляется для обозначения несовершеннолетнего преступника. Так, в материалах ВОЗ делинквент определяется как лицо в возрасте до 18 лет, чье поведение причиняет вред другому индивиду или группе и превышает предел, установленный нормальными социальными группами в данный момент развития общества. По достижении совершеннолетия делинквент автоматически превращается в антисоциальную личность. В психологической литературе понятие делинквентности скорее связывается с противоправным поведением вообще. Это любое поведение, нарушающее нормы общественного порядка. Данное поведение может иметь форму мелких нарушений нравственно-этических норм, не достигающих уровня преступления. Здесь оно совпадает с асоциальным поведением. Оно также может выражаться в преступных действиях, наказуемых в соответствии с Уголовным кодексом. В этом случае поведение будет криминальным, антисоциальным.

Приведенные виды делинквентного поведения можно рассматривать  и как этапы формирования противозаконного поведения, и как относительно независимые  его проявления. Многообразие общественных правил порождает большое количество подвидов противоправного поведения. Проблема классификации различных форм делинквентного поведения носит междисциплинарный характер. В социально-правовом подходе широко используется деление противоправных действий на насильственные и ненасильственные (или корыстные).

Делинквентное поведение  как форма девиантного поведения личности имеет ряд особенностей.

Во-первых, это один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения личности. Например, круг деяний, признаваемых преступными, различен для разных государств, в разное время. Сами законы неоднозначны, и в силу их несовершенства большая часть взрослого населения может быть подведена под категорию «преступников», например по таким статьям, как уклонение от уплаты налогов или причинение кому-либо физической боли. Аналогично этому, все знают, что лгать нельзя. Но человек, говорящий правду всегда и везде, невзирая на обстоятельства, будет выглядеть более неадекватным, чем тот, кто лжет уместно.

Во-вторых, делинквентное поведение регулируется преимущественно правовыми нормами — законами, нормативными актами, дисциплинарными правилами.

В-третьих, противоправное поведение признается одной из наиболее опасных форм девиаций, поскольку угрожает самим основам социального устройства — общественному порядку.

В-четвертых, такое поведение личности активно осуждается и наказывается в любом обществе. Основной функцией любого государства является создание законов и осуществление контроля за их исполнением, поэтому в отличие от иных видов девиаций, делинквентное поведение регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными органами, местами лишения свободы.

В-пятых, важно то, что противоправное поведение по своей сути означает наличие конфликта между личностью и обществом — между индивидуальными стремлениями и общественными интересами [6. C. 100-105].

Иногда делинквентное поведение смешивается с девиантным поведением. В действительности эти понятия — не совпадающие. Они соотносятся между собой как вид и род, часть и целое. Всякое делинквентное поведение является отклоняющимся поведением, но не всякое отклоняющееся поведение можно отнести к делинквентному поведению. Признание отклоняющегося поведения делинквентным всегда связано с действиями государства в лице его органов, уполномоченных на принятие правовых норм, закрепляющих в законодательстве то или иное деяние в качестве правонарушения. Перевод государством делинквентного поведения в категорию деяний, не являющихся правонарушениями, приводит к переходу их в разряд либо отклоняющегося, либо социально нейтрального, либо даже социально одобряемого поведения.

 В своей работе «Преступление  и общество» Френк Танненбаум, высказывает мысль о том, что  ничто не является преступным, но общество определяет некоторые  поступки как преступные и  клеймит их. Драматизация зла  и популяризация известных преступников  превращает преступную карьеру  в один из способов, помогающих  хотя бы привлечь внимание  публики, и, следовательно, формируют  репутацию, которая понуждает  индивида придерживаться преступной роли [10. C. 88].

Итак, делинквентное поведение  представляет один из наименее определенных видов отклоняющегося поведения. Делинквентное  поведение приводит к осуждению  и наказанию и регулируется специальными социальными институтами: судами, следственными  органами, местами лишения свободы  и прочее.

 

 

 

    1. Условия формирования делинквентного поведения

Наиболее податливую к делинквенции группу населения составляет молодежь, прежде всего вырастающая и проходящая социализацию в преступной или девиантной среде. Такую среду или семью в обыденной терминологии называют неблагополучной. Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети». Чаще всего склонность к делинквентному поведению возникает под влиянием пьющих родителей, нередко побывавших в местах лишения свободы.

Однако негативное влияние оказывает не только неблагополучная семья, но и более широкая социальная среда: друзья, компании, соседи. Особенно опасны в этом отношении районы с высокой плотностью делинквентного и криминального поведения. В таких районах число несовершеннолетних правонарушителей всегда выше среднего показателя. Такие районы называют криминогенными, а категории населения, обладающие повышенной склонностью к преступному или делинквентному поведению, — группами риска.

Среди возрастных групп наиболее склонны к делинквентному поведению подростки. Это объясняется их социальной незрелостью и повышенной подверженностью влияниям извне. Подростков влечет к новым острым ощущениям, они стремятся доказать родителям и обществу свою независимость и самостоятельность, но не всегда умеют предвидеть последствия своих поступков. Подросток часто не соответствует социальным требованиям и ожиданиям. При этом он обычно считает, что это обещество недостаточно совершенно и относится к нему несправедливо. Складывается противоречие между социальной незрелостью подростков и требованиями общества, которое становится реальным источником делинквентного поведения. По оценкам психологов, несовершеннолетних правонарушителей отличает самоуверенность, дерзость, обидчивость и плохо контролируемая агрессивность. Некоторым из них присуща заниженная самооценка. Другие поддерживают уровень самооценки, игнорируя свои проблемы, отказываясь брать на себя ответственность за свои поступки и перекладывая с себя вину на других людей и внешние обстоятельства. Иногда правонарушения служат проявлением глубоких неврозов, страхов, тревог, фрустрации [8. C. 236].

Информация о работе Делинквентное поведение