Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:47, курсовая работа
Во все времена общество пыталось устранять нежелательные для него проявления человеческой жизнедеятельности, отклоняющиеся от принятых в данном обществе правил (норм), путем воздействия на носителей этих проявлений. Методы и средства воздействия определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, идеологией господствующих в обществе сил (государства, классов, церкви), обычаями и традициями.
Введение…………………………...…………………………………..3
1 Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности ……………………………………………………….…………….7
Понятие и сущность делинквентного поведения…………….7
Условия формирования делинквентного поведения…………9
Подростковая преступность в современной России………....18
Социальный контроль за делинквентным поведением………26
Общесоциальные меры как субъект контроля за делинквентным поведением …………………………………….………………………….….26
Исправительное учреждение как субъект контроля за делинквентным поведением ……….………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………39
Список использованной литературы…………………
Социальный педагог
- первая группа — встали на путь исправления, учатся, получают профессию, выполняют все требования;
- вторая группа — твердо встали на путь исправления,, инициаторы в труде и выполнении режима, влияют на других, участвуют в самодеятельности, раскаиваются в содеянном; »
- третья группа — доказывают свое исправление, занимаются самовоспитанием и самообразованием, осуждают свое преступление;
- четвертая группа — «болото», по определению А. С. Макаренко, поведение неопределенно;
- пятая группа — нарушители порядка, не подчиняющиеся требованиям администратора;
- шестая группа — злостные нарушители, лидеры преступных группировок.
В соответствии с этой классификацией педагог осуществляет индивидуальный подход к воспитанникам. Группы подвижны, и педагог регулярно фиксирует переход подопечных из группы в группу, тем самым отслеживая процесс перевоспитания подростков.
Эффективность выполнения программы перевоспитания зависит от ряда причин:
- особенностей осужденного;
- срока пребывания в колонии;
- коллектива, в который он попал;
- опыта воспитателей;
- воспитательных возможностей учреждений.
На третьем, заключительном
этапе по отбытии заключенным
срока наказания оцениваются
результаты всей работы коллектива колонии
по перевоспитанию. Эта оценка зависит
от многих факторов: соблюдения правовых
норм по отношению к освобожденному,
от наличия у него жилья, от среды,
в которой ему предстоит жить,
ее нравственного климата и
Процесс перевоспитания в
колонии характеризуется рядом
особенностей. Это изоляция человека
от общества, когда продолжительное
время мужчины и женщины
В процессе перевоспитания
заключенный постепенно подготавливается
к жизни на свободе посредством
общеобразовательной подготовки и
получения профессии и
Важным в процессе перевоспитания является вовлечение осужденного в общественную деятельность колонии, жизнь коллектива. Важно, чтобы это был коллектив без «паханов», «главарей» и «авторитетов». Здесь следует опираться на опыт работы А. С. Макаренко по созданию коллектива, его теорию малого коллектива, через который педагог проводит свои идеи и успешно влияет на личность.
Его принцип воспитания личности «как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему» как нельзя более актуален в исправительном учреждении.
В работе с преступниками социальному педагогу следует взять на вооружение и теорию А. С. Макаренко о перспективных линиях.
Поставленная перед
Важнейший принцип перевоспитания — опора на положительные качества личности воспитанника.
Дифференцированный подход в воспитании осуществляется с учетом групповой принадлежности отбывающего срок. Группы различаются:
- по характеру преступлений;
- по количеству судимостей;
- по степени криминальной зараженности;
- по степени общественной опасности;
- по возрасту, полу, по образованию.
Содержание воспитательной работы в колонии определяется следующими направлениями: правовое, нравственное, трудовое, физическое и санитарно-гигиеническое воспитание.
В числе средств воспитательного процесса в качестве первостепенного выделяется труд. Все заключенные обязаны работать. Причем, чтобы их труд способствовал их физическому и нравственному воспитанию, необходимо обеспечить культуру труда, организовать соревнование.
Важным средством
Обучение заключенных — тоже средство их воспитания. Оно осуществляется по двум направлениям: общеобразовательная подготовка (посещение общеобразовательной школы) и профессиональное обучение (в процессе труда), которое направлено на получение профессии, необходимой заключенному после освобождения.
В колониях существует индивидуальное и бригадное обучение, курсы, школы передового опыта, классы мастеров, при некоторых колониях существуют ПТУ.
Особого подхода требует процесс перевоспитания девушек, женщин, у которых в силу их психофизиологических особенностей быстрее происходит процесс деградации личности.
Особого внимания требуют лица с аномалиями психики. Это подростки, перенесшие травмы головного мозга с отклонениями в психическом развитии, они вменяемы, трудоспособны, но в условиях изоляции могут быть агрессивны. Для них ограничивается деятельность, некоторые из них нуждаются в изоляции, так как подвергаются насмешкам, а порой издевательствам со стороны осужденных.
В работе с такими осужденными
важно знать характер аномалии, рекомендации
медиков, оградить их от негативного
влияния других осужденных; важно
регулярно проводить
Ряд исправительных колоний учитывают, что среди осужденных встречаются верующие и те, которые приобщаются к вере; они поддерживают связи с религиозными конфессиями, организуют посещение священнослужителей, ведут беседы с осужденными, проводят религиозные службы. Социальный педагог должен помнить о свободе вероисповедания и предоставлять воспитанникам возможность выполнять религиозные обряды.
Беседы верующего со священником только помогают в перевоспитании. Часто после освобождения верующие находят помощь, работу и приют в церкви [3. C. 143-147].
Итак, совершение подростков преступления не означает прекращение профилактической работы с ним. Человеку отбывшему наказание, особенно подростку, трудно адоптироваться в обществе, так как он носит стигму «преступник». Правильная работа в исправительном учреждении поможет вынести психологическое давление и избежать рецедива.
Таким образом уголовное
наказание это исход
Раннее предупреждение при
этом должно рассматриваться как
самое перспективное, гуманное и
экономическое направление
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отклоняющееся поведение является проявлением недостатков социализации личности. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностью и обществом. Отклоняющееся поведение – это, как правило, попытка отстраниться от повседневных жизненных проблем и невзгод, которые сопровождают нормального человека.
Подростковый возраст
- как переходный период
Рост преступности представляет сегодня наибольшую угрозу стабильности и безопасности общества и личности.
Преступное поведение – это сознательный выбор криминального образа жизни. Это такая форма организации жизни, в которой имеется свой профессионально наработанный криминальный «бизнес», свои криминальные – опыт, навыки, приемы и способы достижения цели. Вся суть криминального поведения состоит в ведении паразитического образа жизни.
Преступность среди
Делинквентное поведение может
проявляться в озорстве и желании
развлечься. Различие делинквентного
и криминального поведения
Делинквентное поведение всегда содержит
в себе безнравственное и аморальное
поведение, часто агрессию. В меньшей
степени такое поведение
Для подростков-делинквентов характерны: недостаточная сформированность смысловой сферы и низкий уровень нравственного сознания.
Социальное влияние и давление преступного мира на общество, распространение его морали, психологическое заражение наименее устойчивой части населения (особенно молодежи) - тревожная реальность наших дней. Проблема видеться прежде всего в ограниченности арсенала перевоспитывающих средств и мер воздействия, известных низкой эффективностью.
Преобладающая часть совершивших
преступление подростков испытывала негативное
воздействие со стороны семьи, в
ближайшем бытовом окружении
при явной недостаточности
Профилактика социальных
отклонений может быть
Основными функциями социальной работы являются: социальная помощь; социальная коррекция; социальная терапия; социальная реабилитация. Важной функцией социальной работы является социальная реабилитация, которая понимается как процесс восстановления основных социальных функций личности, общественного института, социальной группы, их социальной роли как субъекта основных сфер жизни общества.
Список использованной литературы:
Учебная и справочная литература