Делинквентное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Во все времена общество пыталось устранять нежелательные для него проявления человеческой жизнедеятельности, отклоняющиеся от принятых в данном обществе правил (норм), путем воздействия на носителей этих проявлений. Методы и средства воздействия определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, идеологией господствующих в обществе сил (государства, классов, церкви), обычаями и традициями.

Содержание работы

Введение…………………………...…………………………………..3
1 Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности ……………………………………………………….…………….7
Понятие и сущность делинквентного поведения…………….7
Условия формирования делинквентного поведения…………9
Подростковая преступность в современной России………....18
Социальный контроль за делинквентным поведением………26
Общесоциальные меры как субъект контроля за делинквентным поведением …………………………………….………………………….….26
Исправительное учреждение как субъект контроля за делинквентным поведением ……….………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………39
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

Делинквентное поведение.docx

— 81.02 Кб (Скачать файл)

Социальный педагог анализирует  процесс исправления. Умозрительно он распределяет воспитанников по группам:

- первая группа — встали на путь исправления, учатся, получают профессию, выполняют все требования;

- вторая группа — твердо встали на путь исправления,, инициаторы в труде и выполнении режима, влияют на других, участвуют в самодеятельности, раскаиваются в содеянном; »

- третья группа — доказывают свое исправление, занимаются самовоспитанием и самообразованием, осуждают свое преступление;

- четвертая группа — «болото», по определению А. С. Макаренко, поведение неопределенно;

- пятая группа — нарушители порядка, не подчиняющиеся требованиям администратора;

- шестая группа — злостные нарушители, лидеры преступных группировок.

В соответствии с этой классификацией педагог осуществляет индивидуальный подход к воспитанникам. Группы подвижны, и педагог регулярно фиксирует  переход подопечных из группы в группу, тем самым отслеживая процесс  перевоспитания подростков.

Эффективность выполнения программы  перевоспитания зависит от ряда причин:

- особенностей осужденного;

- срока пребывания в колонии;

- коллектива, в который он попал;

- опыта воспитателей;

- воспитательных возможностей учреждений.

На третьем, заключительном этапе по отбытии заключенным  срока наказания оцениваются  результаты всей работы коллектива колонии  по перевоспитанию. Эта оценка зависит  от многих факторов: соблюдения правовых норм по отношению к освобожденному, от наличия у него жилья, от среды, в которой ему предстоит жить, ее нравственного климата и отношения  к нему окружающих. Здесь огромную роль может играть попечительский совет  колонии, который поможет освободившемуся  в устройстве на работу, в приобретении жилья.

Процесс перевоспитания в  колонии характеризуется рядом  особенностей. Это изоляция человека от общества, когда продолжительное  время мужчины и женщины содержатся отдельно; жесткие режимные рамки  — жизнь проходит в условиях уголовного наказания, регламентируемая правами  и обязанностями; специфический  статус осужденного.

В процессе перевоспитания заключенный постепенно подготавливается к жизни на свободе посредством  общеобразовательной подготовки и  получения профессии и освещения  возможных вариантов жизнеустройства.

Важным в процессе перевоспитания является вовлечение осужденного в  общественную деятельность колонии, жизнь  коллектива. Важно, чтобы это был  коллектив без «паханов», «главарей» и «авторитетов». Здесь следует  опираться на опыт работы А. С. Макаренко  по созданию коллектива, его теорию малого коллектива, через который  педагог проводит свои идеи и успешно  влияет на личность.

Его принцип воспитания личности «как можно больше требований к воспитаннику, как можно больше уважения к нему»  как нельзя более актуален в исправительном учреждении.

В работе с преступниками  социальному педагогу следует взять  на вооружение и теорию А. С. Макаренко  о перспективных линиях.

Поставленная перед воспитанником  близкая, средняя и дальняя перспектива  — это своеобразное психологическое  воздействие на него для изменения  им своего статуса й подготовки к  выходу из колонии.

Важнейший принцип перевоспитания — опора на положительные качества личности воспитанника.

Дифференцированный подход в воспитании осуществляется с учетом групповой принадлежности отбывающего  срок. Группы различаются:

- по характеру преступлений;

- по количеству судимостей;

- по степени криминальной зараженности;

- по степени общественной опасности;

- по возрасту, полу, по образованию.

Содержание воспитательной работы в колонии определяется следующими направлениями: правовое, нравственное, трудовое, физическое и санитарно-гигиеническое  воспитание.

В числе средств воспитательного  процесса в качестве первостепенного  выделяется труд. Все заключенные  обязаны работать. Причем, чтобы  их труд способствовал их физическому  и нравственному воспитанию, необходимо обеспечить культуру труда, организовать соревнование.

Важным средством перевоспитания осужденных является режим — рамки  поведения осужденных в колонии. Это запреты, правила, требования, которые  ограничивают их быт, связь с внешним  миром, с родственниками, свободу  передвижений. Воспитательное значение режима — в изменении интересов  осужденного, разрушении старого стереотипа поведения, в формировании нравственных привычек и навыков поведения. Следует  помнить, что излишне строгий  режим ведет к иждивенчеству, приспособленчеству, безынициативности.

Обучение заключенных  — тоже средство их воспитания. Оно  осуществляется по двум направлениям: общеобразовательная подготовка (посещение  общеобразовательной школы) и профессиональное обучение (в процессе труда), которое  направлено на получение профессии, необходимой заключенному после  освобождения.

В колониях существует индивидуальное и бригадное обучение, курсы, школы  передового опыта, классы мастеров, при  некоторых колониях существуют ПТУ.

Особого подхода требует  процесс перевоспитания девушек, женщин, у которых в силу их психофизиологических особенностей быстрее происходит процесс  деградации личности.

Особого внимания требуют  лица с аномалиями психики. Это подростки, перенесшие травмы головного мозга  с отклонениями в психическом  развитии, они вменяемы, трудоспособны, но в условиях изоляции могут быть агрессивны. Для них ограничивается деятельность, некоторые из них нуждаются  в изоляции, так как подвергаются насмешкам, а порой издевательствам  со стороны осужденных.

В работе с такими осужденными  важно знать характер аномалии, рекомендации медиков, оградить их от негативного  влияния других осужденных; важно  регулярно проводить медицинские  освидетельствования.

Ряд исправительных колоний  учитывают, что среди осужденных встречаются верующие и те, которые  приобщаются к вере; они поддерживают связи с религиозными конфессиями, организуют посещение священнослужителей, ведут беседы с осужденными, проводят религиозные службы. Социальный педагог должен помнить о свободе вероисповедания и предоставлять воспитанникам возможность выполнять религиозные обряды.

Беседы верующего со священником  только помогают в перевоспитании. Часто после освобождения верующие находят помощь, работу и приют в церкви [3. C. 143-147].

Итак, совершение подростков преступления не означает прекращение  профилактической работы с ним. Человеку отбывшему наказание, особенно подростку, трудно адоптироваться в обществе, так как он носит стигму «преступник». Правильная работа в исправительном учреждении поможет вынести психологическое давление и избежать рецедива.

Таким образом уголовное  наказание это исход преступления, а наличие преступление это исход не правильной работы профилактических учреждений. Меры профилактики в первую очередь должны проводиться в семье, именно в семье осуществляется контроль за действиями ребенка. Школа так же является контролирующим учреждением, но нельзя всю ответственность за свершение проступка возлагать на учителей. Для исключения, снижения подростковой преступности в обществе, необходимо объединение всех мер общественного порядка.

Раннее предупреждение при  этом должно рассматриваться как  самое перспективное, гуманное и  экономическое направление профилактики преступности несовершеннолетних, оказывающие  влияние и на будущие характеристики преступности в целом.

 

 

 

 

 

 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отклоняющееся поведение  является проявлением недостатков  социализации личности. Многочисленные формы отклоняющегося поведения  свидетельствуют о состоянии  конфликта между личностью и  обществом. Отклоняющееся поведение  – это, как правило, попытка отстраниться от повседневных жизненных проблем  и невзгод, которые сопровождают нормального человека.

 Подростковый возраст  - как переходный период затягивается  в основном из-за большого времени  требуемого для усвоения «взрослых  ролей». Для достижения статуса  взрослости подросткам приходится  справляться с рядом задач  развития возникающих на этом  этапе жизненного пути. В процессе  выполнения этих задач могут  возникать трудности. В силу  различных причин в отрочестве  и юности часто имеет место  девиантное и деликвентное поведение.  Среди молодежи усиливается нигилизм, демонстративное и вызывающее  поведение по отношению к взрослым  поведение, чаще и в крайних  формах стали провялятся жестокость  и агрессивность.

Рост преступности представляет сегодня наибольшую угрозу стабильности и безопасности общества и личности.

Преступное поведение – это сознательный выбор криминального образа жизни. Это такая форма организации жизни, в которой имеется свой профессионально наработанный криминальный «бизнес», свои криминальные – опыт, навыки, приемы и способы достижения цели. Вся суть криминального поведения состоит в ведении паразитического образа жизни.

Преступность среди несовершеннолетних всегда вызывает повышенное внимание. Это вполне обоснованно, поскольку  молодое поколение является естественным резервом социального развития, а  нарушение уголовного закона лицами юного возраста, свидетельствует  о существующих недостатках воспитания, условий для включения молодежи в жизнедеятельность общества. Не случайно предупреждение преступлений среди несовершеннолетних рассматривается  в масштабах мирового сообщества как важнейший аспект предупреждения преступности в обществе в целом.

Делинквентное поведение может  проявляться в озорстве и желании  развлечься. Различие делинквентного и криминального поведения коренится  не в возрасте, с которого наступает  уголовная ответственность, а в  степени осознания индивидом  своих противоправных поступков  и действий, их социальной значимости и вредоносных последствий для  окружающих.

Делинквентное поведение всегда содержит в себе безнравственное и аморальное поведение, часто агрессию. В меньшей  степени такое поведение отражается в аномалиях сексуального поведения  и неэстетическом поведении.

Для подростков-делинквентов характерны: недостаточная сформированность смысловой  сферы и низкий уровень нравственного  сознания.

Социальное влияние и  давление преступного мира на общество, распространение его морали, психологическое  заражение наименее устойчивой части  населения (особенно молодежи) - тревожная  реальность наших дней. Проблема видеться прежде всего в ограниченности арсенала перевоспитывающих средств и  мер воздействия, известных низкой эффективностью.

Преобладающая часть совершивших  преступление подростков испытывала негативное воздействие со стороны семьи, в  ближайшем бытовом окружении  при явной недостаточности компенсирующего  воздействия субъектов общего воспитания и предупреждения.

    Профилактика социальных  отклонений может быть эффективной,  если в центре предпринимаемых  мер будет стоять конкретный  человек с его заботами, чаяниями, устремлениями, сильными и слабыми  сторонами.

Основными функциями социальной работы являются: социальная помощь; социальная коррекция; социальная терапия; социальная реабилитация. Важной функцией социальной работы является социальная реабилитация, которая понимается как процесс восстановления основных социальных функций личности, общественного института, социальной группы, их социальной роли как субъекта основных сфер жизни общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

Учебная и справочная литература

  1. Адмиральская И. С., Йошпа Н. А., Шиловская А. Л. Участие волонтеров в работе с несовершеннолетним правонарушителям  в рамках  программ восстановительного  правосудия Методическое пособие.–М.: Институт права и публично политики, 2011.-96 с.
  2. Бурлакова В.Н., Кропачева М.Н. Криминология: Учебник для вузов – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет, Питер, 2003.- 432с.
  3. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., Издательский центр «Академия», 2001.-160 с.
  4. Дивицына Н. Ф Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. — Ростов н/Д: «Феникс», 2005.-288с.
  5. Забрянский Г.И. Социология преступности несовершеннолетних. Минск: Минсктиппроект, 1997.-174с.
  6. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  7. Йошпа Н.А., Шиловская А.Л.Подготовка несовершеннолетних к освобождению из  воспитательных  колоний и их постпенитенциарное сопровождение: Методическое пособие. —М.: ООО «Акварель», 2011.- 116 с.
  8. Касьянов В.В., Нечипуренко В.Н. Социология права. Ростов н/Д: Феникс, 2001.- 480 с.
  9. Кашуба Ю. А., В. Н. Перекрестов, В. Н. Дранников. Предупреждение групповой  преступности  несовершеннолетних. Учеб. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003.-29 с.
  10. Ковтун Г.С. Социология девиантного поведения. В 2ч. Ч. 1. Классические теории девиантности: учеб. Пособие/ Г.С. Ковтун. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2010.-142 с.

Информация о работе Делинквентное поведение