Делинквентное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Во все времена общество пыталось устранять нежелательные для него проявления человеческой жизнедеятельности, отклоняющиеся от принятых в данном обществе правил (норм), путем воздействия на носителей этих проявлений. Методы и средства воздействия определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, идеологией господствующих в обществе сил (государства, классов, церкви), обычаями и традициями.

Содержание работы

Введение…………………………...…………………………………..3
1 Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности ……………………………………………………….…………….7
Понятие и сущность делинквентного поведения…………….7
Условия формирования делинквентного поведения…………9
Подростковая преступность в современной России………....18
Социальный контроль за делинквентным поведением………26
Общесоциальные меры как субъект контроля за делинквентным поведением …………………………………….………………………….….26
Исправительное учреждение как субъект контроля за делинквентным поведением ……….………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………39
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

Делинквентное поведение.docx

— 81.02 Кб (Скачать файл)

Семья - это такой вид  социальной микросреды, где человек  получает первоначальные знания об окружающем мире, представления о нормах поведения, подвергается первым воспитательным воздействиям и делает первые шаги как личность. Обращаясь к реалиям, необходимо отметить, что воспитательный потенциал  многих российских семей значительно ослаб. Это связано прежде всего с подрывом экономической базы их существования. Если родители в условиях «дикого» рынка борются за выживание, а порой и нищенствуют, то они не могут быть полноценным источником и проводником воспитательных влияний на своих детей. Семьи, живущие ниже черты бедности, не в состоянии обеспечить надлежащий уровень образования, организовать полноценный досуг детей, проявлять необходимую заботу об их физическом и нравственном здоровье. Часть детей вынужденно вовлекается далеко не общественно полезный труд, а в занятия, связанные с доходами из сомнительных источников. Возродилась, как крайняя форма социальной дезадаптации подростков, беспризорность детей.

Нравственно-педагогическая ущербность семьи как одной из основных ячеек воспитания проявляется  по-разному. Самым грозным ее симптомом  является прямое вовлечение одних членов семьи (особенно подростков) другими  в преступную деятельность, пьянство, попрошайничество, проституцию и  иные антиобщественные занятия. Такие  случаи сравнительно редки, но они чрезвычайно  опасны. К тому же подобные отклонения от нормы сравнительно редко становятся предметом реагирования со стороны  как соответствующих социальных институтов, так и со стороны органов  правоохраны, которые предпочитают не вмешиваться в семейные дела, за исключением наиболее опасных  криминальных проявлений.

Не менее опасны, хотя и менее заметны косвенные  отрицательные влияния семьи  как следствие ее неправильной воспитательной позиции. В целом это широко распространенное явление, характерное и для вполне благополучных семей. Положение может усугубляться тем, что неправильная воспитательная линия семьи обычно охватывает самые различные стороны процесса формирования личности и действует спонтанно, исподволь. Конкретными проявлениями педагогически несостоятельной линии семейного воспитания являются: балование детей, потакание их капризам, создание для них «тепличных условий», освобождение от каких-либо обязанностей, оберегание даже от посильного труда, неумеренное удовлетворение материальных потребностей, потворство таким отрицательным чертам формирующейся личности, как эгоцентризм, алчность, наплевательское отношение к общественно значимым интересам и целям. Как частный случай неправильной линии семейного воспитания следует рассматривать педагогическую бездеятельность семьи, игнорирование родителями своих обязанностей, их невнимание к детям, пренебрежительное отношение к их интересам.

 Школа. Важную роль в нравственном формировании личности играют общеобразовательная и профессиональная школа. В целом применительно к системе общего и профессионального образования в нынешнем переходном периоде можно говорить о значительном ослаблении воспитательно-профилактического потенциала, а значит, и об усилении криминогенных издержек ее функционирования, связанных с серьезными просчетами и пробелами в нравственном формировании подрастающего поколения. Отказ от принципов и методов коммунистического воспитания не сопровождался утверждением в этой области качественно новых подходов, соответствующих изменившимся условиям. Вместо глубоких и всесторонних преобразований системы образования и направленного воспитания дело порой ограничивалось сменой вывесок, некритическим заимствованием фрагментов зарубежного опыта. Некоторые из скороспело возникших колледжей, лицеев и других частных образовательных заведений озабочены не столько формированием гармонически развитой личности, гражданским воспитанием учеников, сколько удовлетворением своих коммерческих интересов.

Упал престиж профессии  педагога, усилилось отчуждение учащихся от своих наставников, в их взаимоотношениях все чаще стали возникать эмоциональные, смысловые и иные социально-психологические  барьеры. В технологии воспитательной работы там, где она еще как-то проводится, не только сохранились, но и усугубляются такие недостатки, как отсутствие индивидуального  подхода к учащимся, подмена воспитательных воздействий грубым администрированием, игнорирование особенностей детской  психологии, подавление самостоятельности  и инициативы обучаемых, недооценка опоры на положительные элементы в личности и поведении школьников, низкая требовательность, неадекватное реагирование на нарушения дисциплины, примитивное сокрытие отрицательных  фактов, нездоровая моральная атмосфера  в отдельных педагогических коллективах, отступление некоторых воспитателей от норм профессиональной этики.

Для установления контактов  с трудновоспитуемыми детьми важна  правильная позиция воспитателей. Основная направленность этой позиции стремление понять ребенка. Понимание, уважение, доверие  к ребенку в сочетании с  требовательностью — основа взаимоотношений  взрослых ними. В установлении таких  отношений очень важно выбрать  правильный тон в общении с  детьми. Совершенно недопустимы угрозы и порицания, резкий и грубый тон, которые наиболее часто применяют  к труновоспитуемым.

Важнейшая цель перевоспитания состоит в том, чтобы восстановить у каждого трудновоспитуемого необходимые  социальные связи, отношение к учебе, труду, общественной деятельности, пробудить  гражданские чувства, развить стремление к самовоспитанию, дать почувствовать  себя полноправным членом классного, школьного  коллектива, найти в каждом трудновоспитуемом  положительные черты и, опираясь на них, вовлечь его в такой  вид деятельности, где он сможет наилучшим образом проявить себя, почувствовать уверенность в своих силах, заслужить уважение педагога, товарищей, родителей.

Специального индивидуального  подхода требуют также учащиеся с психоневротическими отклонениями, которые часто становятся причиной труновоспитуемости. Невротические  состояния могут проявляться  как в чрезмерной заторможенности  поведения ребенка (нерешительность, неуверенность, медлительность, подавленность  и т.п.) так и в излишней расторможенности, преобладании реакций возбуждения (подвижность, раздражительность, суетливость, неумение надолго сосредоточиться, агрессивность по отношению к  товарищам, неусидчивость и др.). Такие дети постоянно конфликтуют  с учителями, родителями, и это  еще более усугубляет их состояние. Они очень чутко реагируют  на различные нюансы взаимоотношениях со взрослыми, особенно нетерпимы к  фальши. В основе воспитательного  воздействия на таких подростков должны быть положена педагогическая выдержка, искренность и исключительная чуткость. В остальных случаях  следует избегать стрессовых и конфликтных  ситуаций.

Детские проступки, как правило, не так опасны для окружающих, как  для самого ребенка. Если вовремя  не остановить ребенка, совершившего первый (пусть даже очень незначительный) проступок, не разъяснить ему в доступной  форме ошибочность его действий и не научить, как действовать  правильно, у него может постепенно сформироваться неправильное отношение  к окружающей действительности, искаженное понимание основных нравственных ценностей, норм и правил поведения, принятых в  обществе.

Учителю, как правило, не приходится корректировать общие задачи семейного воспитания. Но, в то же время, он постоянно сталкивается с  фактами, которые свидетельствуют  о неумении многих родителей ставить  и решать конкретные воспитательные задачи и находить наиболее рациональные средства их осуществления. Именно в  этих вопросах семьи больше всего  нуждаются в дифференцированной помощи педагога. При этом, учителю нужно учесть ряд объективных показателей, среди которых первостепенное значение имеет образовательный и непосредственно связанный с ним культурно-этический уровень семьи, отношение родителей к своим общественным обязанностям, взаимоотношения взрослых членов семьи, их отношение к ребенку и характер требований к школе.

Ранее внимание криминологов привлекал и такой тип социальной среды, как спортивная. Приобщение к  спорту, занятия физической культурой, как известно, важный элемент формирования гармонично развитой личности, и в  этом своем качестве они несли  довольно значительную антикриминогенную  нагрузку. Достаточно сказать, что тысячи и тысячи так называемых трудных  подростков, состоявших на профилактическом учете в милиции, направлялись в  специализированные спортивные, военно-спортивные лагеря, где с большой пользой  для себя (а значит, в конечном итоге и для общества) проводили  каникулярное время.

До недавнего времени  стадионы и дворцы спорта были превращены в торговые центры (например, в Москве - это «ЦСКА», «Динамо» и т.д., в  Ташкенте такой спортивный комплекс, как «Старт», передан в введение Национального Банка Узбекистана). Спорт стал уделом небольшого крута  профессионалов, тренирующихся, в основном, за рубежом, а массовое физкультурное  движение практически свернуто, разветвленная  спортивная среда с ее немалым  воспитательно-профилактическим потенциалом, по существу, сошла на нет и воссоздается медленно. Там, где она сохранилась, для нее характерны сильная коммерциализация, упор на «накачку мышц», как правило, при игнорировании каких-либо воспитательных задач.

Важная роль в профилактике преступлений, устранении криминальной угрозы принадлежит средствам массовой информации, которые занимаются сбором, обработкой и распространением массовой правовой и криминологической информации по каналам печати, радиовещания и  телевидения. Методы профилактики преступлений реализуются через многообразные формы практической деятельности, которые делятся, в основном, на две группы: общую и индивидуальную профилактику.

Значительные возможности  в проведении общей и индивидуальной профилактики имеют средства массовой информации, с помощью которых  общество положительно воздействует на чувства, интеллект, волю, поведение  людей с целью предупредить возможные  нарушения социальных  норм, а  также развить активность граждан  в борьбе с правонарушениями. В  сочетании с объективными условиями  жизни и другими субъективными  факторами это постепенно приводит к изменению психологии различных  слоев населения - непосредственных и более отдаленных целей, мотивов  поведения, взглядов, убеждений, привычек. В результате формируются социально  полезные свойства личности, которые  сами по себе имеют немаловажное значение в предупреждении правонарушений.

Между тем, в современных  средствах массовой информации и  прежде всего на телевидении получили широкое распространение элементы криминальной субкультуры. Более того, появилось даже специальное радио, которое почему-то называется «Шансон», на волнах которого круглые сутки  происходит пропаганда криминального  образа жизни, через так называемые «блатные» песни. Слушателю исподволь  внушается мысль, что «сидеть  в тюрьме не страшно», что «обмануть  государство, да и ближнего своего»  тоже ничего особенного и т.д.

На телевидении, похоже, не осталось ни одного некриминального  сериала. Причем, самое страшное, что  во многих из них при изображении  жизни бандитов, находят в определенных представителях этой категории лиц  положительные черты и вольно или невольно, романтизируют образ  современного преступника, и, если еще  вчера подростки, ставшие потом  наемными убийцами, подражали героям американского фильма «Крестный  отец», что сегодня их кумиры - герои  печально известного российского телефильма «Бригада ».

Показательно, что, когда  об этих проблемах криминологи пытаются говорить с представителями средств  массовой информации, последние в  лучшем случае ограничиваются молчанием, но ничего не меняют.

Вместе с тем, благодаря  средствам массовой информации органы внутренних дел получают возможность  осуществлять свои специфические цели через общий поток идеологических целей общества. Все это предопределяет значительное количество направлений  деятельности органов внутренних дел  и учреждений массой информации в  профилактике правонарушений [12].

Итак, социализация личности ребенка происходит в семье и  школе, поэтому основную профилактическую работу необходимо проводит именно в  этой среде.

 

 

2.2. исправительное учреждение как субъект контроля за делинквентным поведением

По статистике МВД РФ регионы с наибольшим удельным весом несовершеннолетних, совершивших преступление на август 2011 года: 1. Ненецкий автономный округ (10,4) 2. Хабаровский край (9,9) 3. Забайкальский край (9,6). Наказание подростка осуществляется в соответствующем государственном учреждении – воспитательно-трудовая колония [27].

Если подросток уже  совершил преступление, то помощь оказывается  в первую очередь на предотвращение рецидива и на последующую адаптацию в обществе. Цель – перевоспитывающие воздействие, контроль и социальная помощь несовершеннолетним, уже совершившим преступления, нейтрализация факторов социальной среды, способствовавших совершению преступления подростком.

Нормативные акты МВД РФ предписывают прямое участие в предупреждении правонарушающего поведения несовершеннолетних и служб органов внутренних дел: подразделения уголовного розыска - выявление подростков с устойчивым противоправным поведением, преступных группировок несовершеннолетних, лиц, вовлекающих их в преступную деятельность, полиции общественной безопасности – пресечение правонарушающего поведения подростка на улице (патрульно-постовая служба), установление вовлекающих несовершеннолетних в пьянство, преступную деятельность(участковые инспектора полиции) и т.п. [2. C.333-340]

Работа социального педагога с заключенными осуществляется в  несколько этапов. На первом этапе  при поступлении осужденного  в колонию педагог изучает  его документы, документы суда, его  личность и причины отклонения в  поведении. На основании этого планируется  воспитательная работа с осужденным определяются формы и методы этой работы.

На втором, главном этапе реализуется составленная программа. Прежде всего подопечному оказывается помощь в адаптации к группе, предусматривается возможность возникновения конфликта с другими воспитанниками. Постепенно он включается в ритм колонии, учебу и работу.

Информация о работе Делинквентное поведение