Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:47, курсовая работа
Во все времена общество пыталось устранять нежелательные для него проявления человеческой жизнедеятельности, отклоняющиеся от принятых в данном обществе правил (норм), путем воздействия на носителей этих проявлений. Методы и средства воздействия определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, идеологией господствующих в обществе сил (государства, классов, церкви), обычаями и традициями.
Введение…………………………...…………………………………..3
1 Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности ……………………………………………………….…………….7
Понятие и сущность делинквентного поведения…………….7
Условия формирования делинквентного поведения…………9
Подростковая преступность в современной России………....18
Социальный контроль за делинквентным поведением………26
Общесоциальные меры как субъект контроля за делинквентным поведением …………………………………….………………………….….26
Исправительное учреждение как субъект контроля за делинквентным поведением ……….………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………39
Список использованной литературы…………………
Семья - это такой вид социальной микросреды, где человек получает первоначальные знания об окружающем мире, представления о нормах поведения, подвергается первым воспитательным воздействиям и делает первые шаги как личность. Обращаясь к реалиям, необходимо отметить, что воспитательный потенциал многих российских семей значительно ослаб. Это связано прежде всего с подрывом экономической базы их существования. Если родители в условиях «дикого» рынка борются за выживание, а порой и нищенствуют, то они не могут быть полноценным источником и проводником воспитательных влияний на своих детей. Семьи, живущие ниже черты бедности, не в состоянии обеспечить надлежащий уровень образования, организовать полноценный досуг детей, проявлять необходимую заботу об их физическом и нравственном здоровье. Часть детей вынужденно вовлекается далеко не общественно полезный труд, а в занятия, связанные с доходами из сомнительных источников. Возродилась, как крайняя форма социальной дезадаптации подростков, беспризорность детей.
Нравственно-педагогическая ущербность семьи как одной из основных ячеек воспитания проявляется по-разному. Самым грозным ее симптомом является прямое вовлечение одних членов семьи (особенно подростков) другими в преступную деятельность, пьянство, попрошайничество, проституцию и иные антиобщественные занятия. Такие случаи сравнительно редки, но они чрезвычайно опасны. К тому же подобные отклонения от нормы сравнительно редко становятся предметом реагирования со стороны как соответствующих социальных институтов, так и со стороны органов правоохраны, которые предпочитают не вмешиваться в семейные дела, за исключением наиболее опасных криминальных проявлений.
Не менее опасны, хотя и менее заметны косвенные отрицательные влияния семьи как следствие ее неправильной воспитательной позиции. В целом это широко распространенное явление, характерное и для вполне благополучных семей. Положение может усугубляться тем, что неправильная воспитательная линия семьи обычно охватывает самые различные стороны процесса формирования личности и действует спонтанно, исподволь. Конкретными проявлениями педагогически несостоятельной линии семейного воспитания являются: балование детей, потакание их капризам, создание для них «тепличных условий», освобождение от каких-либо обязанностей, оберегание даже от посильного труда, неумеренное удовлетворение материальных потребностей, потворство таким отрицательным чертам формирующейся личности, как эгоцентризм, алчность, наплевательское отношение к общественно значимым интересам и целям. Как частный случай неправильной линии семейного воспитания следует рассматривать педагогическую бездеятельность семьи, игнорирование родителями своих обязанностей, их невнимание к детям, пренебрежительное отношение к их интересам.
Школа. Важную роль в нравственном
формировании личности играют общеобразовательная
и профессиональная школа. В целом применительно
к системе общего и профессионального
образования в нынешнем переходном периоде
можно говорить о значительном ослаблении
воспитательно-
Упал престиж профессии
педагога, усилилось отчуждение учащихся
от своих наставников, в их взаимоотношениях
все чаще стали возникать эмоциональные,
смысловые и иные социально-психологические
барьеры. В технологии воспитательной
работы там, где она еще как-то
проводится, не только сохранились, но
и усугубляются такие недостатки,
как отсутствие индивидуального
подхода к учащимся, подмена воспитательных
воздействий грубым администрированием,
игнорирование особенностей детской
психологии, подавление самостоятельности
и инициативы обучаемых, недооценка
опоры на положительные элементы
в личности и поведении школьников,
низкая требовательность, неадекватное
реагирование на нарушения дисциплины,
примитивное сокрытие отрицательных
фактов, нездоровая моральная атмосфера
в отдельных педагогических коллективах,
отступление некоторых
Для установления контактов с трудновоспитуемыми детьми важна правильная позиция воспитателей. Основная направленность этой позиции стремление понять ребенка. Понимание, уважение, доверие к ребенку в сочетании с требовательностью — основа взаимоотношений взрослых ними. В установлении таких отношений очень важно выбрать правильный тон в общении с детьми. Совершенно недопустимы угрозы и порицания, резкий и грубый тон, которые наиболее часто применяют к труновоспитуемым.
Важнейшая цель перевоспитания состоит в том, чтобы восстановить у каждого трудновоспитуемого необходимые социальные связи, отношение к учебе, труду, общественной деятельности, пробудить гражданские чувства, развить стремление к самовоспитанию, дать почувствовать себя полноправным членом классного, школьного коллектива, найти в каждом трудновоспитуемом положительные черты и, опираясь на них, вовлечь его в такой вид деятельности, где он сможет наилучшим образом проявить себя, почувствовать уверенность в своих силах, заслужить уважение педагога, товарищей, родителей.
Специального индивидуального
подхода требуют также учащиеся
с психоневротическими
Детские проступки, как правило, не так опасны для окружающих, как для самого ребенка. Если вовремя не остановить ребенка, совершившего первый (пусть даже очень незначительный) проступок, не разъяснить ему в доступной форме ошибочность его действий и не научить, как действовать правильно, у него может постепенно сформироваться неправильное отношение к окружающей действительности, искаженное понимание основных нравственных ценностей, норм и правил поведения, принятых в обществе.
Учителю, как правило, не приходится корректировать общие задачи семейного воспитания. Но, в то же время, он постоянно сталкивается с фактами, которые свидетельствуют о неумении многих родителей ставить и решать конкретные воспитательные задачи и находить наиболее рациональные средства их осуществления. Именно в этих вопросах семьи больше всего нуждаются в дифференцированной помощи педагога. При этом, учителю нужно учесть ряд объективных показателей, среди которых первостепенное значение имеет образовательный и непосредственно связанный с ним культурно-этический уровень семьи, отношение родителей к своим общественным обязанностям, взаимоотношения взрослых членов семьи, их отношение к ребенку и характер требований к школе.
Ранее внимание криминологов
привлекал и такой тип
До недавнего времени
стадионы и дворцы спорта были превращены
в торговые центры (например, в Москве
- это «ЦСКА», «Динамо» и т.д., в
Ташкенте такой спортивный комплекс,
как «Старт», передан в введение
Национального Банка
Важная роль в профилактике
преступлений, устранении криминальной
угрозы принадлежит средствам массовой
информации, которые занимаются сбором,
обработкой и распространением массовой
правовой и криминологической информации
по каналам печати, радиовещания и
телевидения. Методы профилактики преступлений
реализуются через
Значительные возможности в проведении общей и индивидуальной профилактики имеют средства массовой информации, с помощью которых общество положительно воздействует на чувства, интеллект, волю, поведение людей с целью предупредить возможные нарушения социальных норм, а также развить активность граждан в борьбе с правонарушениями. В сочетании с объективными условиями жизни и другими субъективными факторами это постепенно приводит к изменению психологии различных слоев населения - непосредственных и более отдаленных целей, мотивов поведения, взглядов, убеждений, привычек. В результате формируются социально полезные свойства личности, которые сами по себе имеют немаловажное значение в предупреждении правонарушений.
Между тем, в современных
средствах массовой информации и
прежде всего на телевидении получили
широкое распространение
На телевидении, похоже, не осталось ни одного некриминального сериала. Причем, самое страшное, что во многих из них при изображении жизни бандитов, находят в определенных представителях этой категории лиц положительные черты и вольно или невольно, романтизируют образ современного преступника, и, если еще вчера подростки, ставшие потом наемными убийцами, подражали героям американского фильма «Крестный отец», что сегодня их кумиры - герои печально известного российского телефильма «Бригада ».
Показательно, что, когда об этих проблемах криминологи пытаются говорить с представителями средств массовой информации, последние в лучшем случае ограничиваются молчанием, но ничего не меняют.
Вместе с тем, благодаря
средствам массовой информации органы
внутренних дел получают возможность
осуществлять свои специфические цели
через общий поток
Итак, социализация личности ребенка происходит в семье и школе, поэтому основную профилактическую работу необходимо проводит именно в этой среде.
2.2. исправительное учреждение как субъект контроля за делинквентным поведением
По статистике МВД РФ регионы с наибольшим удельным весом несовершеннолетних, совершивших преступление на август 2011 года: 1. Ненецкий автономный округ (10,4) 2. Хабаровский край (9,9) 3. Забайкальский край (9,6). Наказание подростка осуществляется в соответствующем государственном учреждении – воспитательно-трудовая колония [27].
Если подросток уже совершил преступление, то помощь оказывается в первую очередь на предотвращение рецидива и на последующую адаптацию в обществе. Цель – перевоспитывающие воздействие, контроль и социальная помощь несовершеннолетним, уже совершившим преступления, нейтрализация факторов социальной среды, способствовавших совершению преступления подростком.
Нормативные акты МВД РФ предписывают прямое участие в предупреждении правонарушающего поведения несовершеннолетних и служб органов внутренних дел: подразделения уголовного розыска - выявление подростков с устойчивым противоправным поведением, преступных группировок несовершеннолетних, лиц, вовлекающих их в преступную деятельность, полиции общественной безопасности – пресечение правонарушающего поведения подростка на улице (патрульно-постовая служба), установление вовлекающих несовершеннолетних в пьянство, преступную деятельность(участковые инспектора полиции) и т.п. [2. C.333-340]
Работа социального педагога с заключенными осуществляется в несколько этапов. На первом этапе при поступлении осужденного в колонию педагог изучает его документы, документы суда, его личность и причины отклонения в поведении. На основании этого планируется воспитательная работа с осужденным определяются формы и методы этой работы.
На втором, главном этапе реализуется составленная программа. Прежде всего подопечному оказывается помощь в адаптации к группе, предусматривается возможность возникновения конфликта с другими воспитанниками. Постепенно он включается в ритм колонии, учебу и работу.