Делинквентное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

Во все времена общество пыталось устранять нежелательные для него проявления человеческой жизнедеятельности, отклоняющиеся от принятых в данном обществе правил (норм), путем воздействия на носителей этих проявлений. Методы и средства воздействия определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, идеологией господствующих в обществе сил (государства, классов, церкви), обычаями и традициями.

Содержание работы

Введение…………………………...…………………………………..3
1 Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности ……………………………………………………….…………….7
Понятие и сущность делинквентного поведения…………….7
Условия формирования делинквентного поведения…………9
Подростковая преступность в современной России………....18
Социальный контроль за делинквентным поведением………26
Общесоциальные меры как субъект контроля за делинквентным поведением …………………………………….………………………….….26
Исправительное учреждение как субъект контроля за делинквентным поведением ……….………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………39
Список использованной литературы…………………

Файлы: 1 файл

Делинквентное поведение.docx

— 81.02 Кб (Скачать файл)

Несмотря на разнообразные  общественные меры, направленные на побуждение граждан следовать установленным  законам правилам, множество людей  ежедневно их нарушают. Нередко бывает трудно понять, почему вполне обычные  с виду люди вдруг совершают серьезное  преступление. Чаще всего это психически здоровые личности, в том числе дети и подростки.

Суммируя литературные данные, можно перечислить следующие микросоциальные факторы, вызывающие делинквентность:

— фрустрация детской потребности  в нежной заботе и привязанности  со стороны родителей (например, чрезвычайно  суровый отец или недостаточно заботливая мать), что в свою очередь вызывает ранние травматические переживания  ребенка;

— физическая или психологическая  жестокость или культ силы в семье (например, чрезмерное или постоянное применение наказаний);

— недостаточное влияние  отца (например, при его отсутствии), затрудняющее нормальное развитие морального сознания;

— острая травма (болезнь, смерть родителя, насилие, развод) с фиксацией на травматических обстоятельствах;

— потворствование ребенку  в выполнении его желаний; недостаточная  требовательность родителей, их неспособность  выдвигать последовательно возрастающие требования или добиваться их выполнения;

— чрезмерная стимуляция ребенка  — слишком интенсивные любовные ранние отношения к родителям, братьям и сестрам

— несогласованность требований к ребенку со стороны родителей, вследствие чего у ребенка не возникает  четкого понимания норм поведения;

— смена родителей (опекунов);

— хронически выраженные конфликты  между родителями (особенно опасна ситуация, когда жестокий отец избивает мать);

— нежелательные личностные особенности родителей (например, сочетание  нетребовательного отца и потворствующей матери);

— усвоение ребенком через  научение в семье или в группе делинквентных ценностей (явных  или скрытых).

Как правило, на первых порах, переживая фрустрацию, ребенок испытывает боль, которая при отсутствии понимания  и смягчения переходит в разочарование и злость. Агрессия привлекает внимание родителей, что само по себе важно для ребенка. Кроме того, используя агрессию, ребенок нередко добивается своих целей, управляя окружающими. Постепенно агрессия и нарушение правил начинают систематически использоваться как способы получения желаемого результата. Делинквентное поведение закрепляется [6. C. 102].

Индивидуальные детерминанты противоправного поведения представляют особый интерес для психологического анализа.

Нарушения социального поведения  на ранних этапах онтогенеза, вероятно, представляют собой проблемы психического развития ребенка или невротические  реакции, носящие преходящий характер. Например, воровство ребенка пяти лет может быть связано с гиперактивностью, невротической потребностью во внимании и любви, реакцией на утрату близкого человека, задержкой в интеллектуальном развитии, невозможностью получить необходимые  питание и вещи.

С момента поступления  в школу ситуация принципиально  изменяется — начинается этап интенсивной  социализации личности в условиях возросших  психических возможностей ребенка. С этого времени определенные действия ребенка действительно  можно рассматривать как приближенные к противоправным. В младшем школьном возрасте (6 — 11 лет) делинквентное поведение  может проявляться в следующих  формах: мелкое хулиганство, нарушение  школьных правил и дисциплины, прогулы  уроков, побеги из дома, лживость и воровство.

Следует отметить, что социально-экономический  кризис в России способствовал росту  делинквентного поведения, в том  числе и в детской возрастной группе. Обнищание части населения, распад институтов общественного воспитания, изменение общественных установок  — все это неизбежно приводит к тому, что асоциальный ребенок  беспризорного вида становится привычным  героем городских улиц. Уличное хулиганство  младших школьников (кражи, аферы  возле телефонных автоматов, вымогательство) сочетается с бродяжничеством, употреблением наркотических веществ и алкоголя. Очевидно, что в подобных случаях детское девиантное поведение закономерно переходит в делинквентное поведение в подростковом и взрослом возрасте.

Противоправные действия в подростковом возрасте (12—17 лет) являются еще более осознанными и произвольными [6. C. 104]. Наряду с «привычными» для данного возраста нарушениями, такими, как кражи и хулиганство — у мальчиков, кражи и проституция — у девочек, приобрели широкое распространение новые их формы — торговля наркотиками и оружием, рэкет, сутенерство, мошенничество, нападение на бизнесменов и иностранцев.

В.Н.Кудрявцев считает, что  преступная карьера, как правило, начинается с плохой учебы и отчуждения от школы (негативно-враждебного отношения  к ней). Затем происходит отчуждение от семьи на фоне семейных проблем  и «непедагогических» методов воспитания. Следующим шагом становится вхождение  в преступную группировку и совершение преступления. На прохождение этого  пути требуется в среднем 2 года. По имеющимся данным 60 % профессиональных преступников (воров и мошенников) начали этот путь в шестнадцатилетнем  возрасте.

По детерминации можно  выделить следующие группы подростков-правонарушителей:

- первую группу представляют подростки, у которых вследствие ряда причин оказываются не развитыми высшие чувства (совесть, чувство долга, ответственность, привязанность к близким) или представления о добре и зле, что искажает их эмоциональную реакцию на поступки;

- вторая группа представляет подростков с гипертрофированными возрастными реакциями, что указывает на преходящий характер их оппозиционного и антисоциального поведения (при прочих благоприятных условиях);

- третью группу составляют те, кто устойчиво воспроизводит делинквентное поведение своего непосредственного окружения и для кого такое поведение является привычно нормальным (с отрицательным образом самого себя, отсутствием навыков самоконтроля, слабо развитой совестью, потребительским отношением к людям);

- к четвертой группе относят подростков с психическими невротическими расстройствами (у них наряду с делинквентным поведением присутствуют болезненные симптомы или признаки интеллектуального недоразвития);

- пятая группа подростков, сознательно выбирающих делинквентное поведение (не страдающих психическими расстройствами, обладающих достаточным самоконтролем и понимающих последствия своего выбора).

 Наиболее неблагоприятными  прогностическими признаками (в  плане дальнейшего формирования  антиобщественного поведения) можно  считать: отсутствие совести и  чувства вины, патологическую лживость, потребительское отношение к  людям, равнодушие, неряшливость, выраженную психопатологию.

Люди, имеющие психические  аномалии, проявляют сниженную способность  осознавать и контролировать свои действия вследствие интеллектуальной или эмоционально-волевой патологии. В тоже время отклонения от медицинской нормы нельзя считать конкретными причинами, вызывающими преступные действия, хотя в ряде случаев они сочетаются. [6. C. 105-107].

В то же время, описывая правонарушителя, большинство авторов склоняются к выводу о решающей роли антисоциальной направленности личности в становлении  делинквентного поведения. Речь идет о  специфической мотивации, выступающей  непосредственной причиной противоправного  поведения.

А. И. Долгова на примере подростков выделяет насильственный и корыстный типы деформации и личности. При насильственном типе имеет место стремление к самоутверждению, желание представить себя сильной, справедливой, отзывчивой натурой, всегда готовой прийти на помощь. Однако представления о справедливости у таких лиц искажены, их мораль, по сути дела, является моралью преступника. Для них типичны групповой эгоизм, тесная привязанность к неформальной группе, жестокость, культ силы, убежденность в правильности своего поведения. Для корыстного типа более характерен не групповой, а индивидуальный эгоизм. У его представителей более дефектны ценностные ориентации, они полностью осознают противоправный характер своих действий. Таких подростков отличают скрытность, аморальность, наличие корыстных установок, более глубокая социальная запущенность. На практике по большей части приходится иметь дело с комбинациями указанных типов. [ 6. C. 107-108].

Свои особенности присущи  количественной и качественной характеристикам  преступности несовершеннолетних. Данная преступность по сравнению со взрослой отличается высокой степенью активности, динамичностью. Люди, вставшие на путь совершения преступлений в юном возрасте, трудно поддаются исправлению и  перевоспитанию и, как правило, представляют собой резерв для взрослой преступности. Между преступностью несовершеннолетних и преступностью взрослых существует тесная связь.

Характерной чертой преступлений несовершеннолетних становятся насилие, немотивированная агрессивность и  жестокость. При этом несовершеннолетние зачастую преступают тот предел насилия  и жестокости, который в конкретной ситуации был бы вполне достаточен для достижения цели. Исследования показали, что подростки в процессе совершения преступлений при неудачном  для них стечении обстоятельств  совершают такие преступления, как  убийства, тяжкие телесные повреждения, разбойные нападения. Их агрессивное  поведение зачастую находится в  обратной пропорциональной зависимости  от собственного страха перед силой  своих противников.

Несовершеннолетний, как  правило, не в состоянии почувствовать  чужую боль. У него либо занижен, либо вовсе отсутствует страх  перед смертью. Зачастую он совершает  какие-либо действия агрессивного характера  не потому, что он особенно смел, а  потому, что не может адекватно  оценить степень опасности своих  поступков для жизни как своей, так и окружающих.

Клифорд  Шоу и Генри  Мак-Кэй в своем классическом исследовании юношеской делинквентности  « Подростковая делинквентность  и городские районы» утверждали, что пространственное распределение  делинквентности в городе является продуктом социальных и экономических  процессом более высокого порядка, характеризующих историю и рост городов и локальных сообществ, которые они в себя включают.

Шоу и Мак-Кэй выделили три характеристики районов, которые определили различия в уровне делинквентности:

  1. Экономический статус
  2. Уровень мобильности населения
  3. Уровень расовой (этнической) гетерогенности

Ученые показали, что эти  три фактора являются индикаторами социальной дезорганизации общества и  внешними источниками делинквентности. Но они влияют на уровень делинквентности  не прямо, а опосредованно - через  влияние на структурные характеристики общности.

В своей работе Шоу и  Мак-Кэй приводят большое количество данных, доказывающих, что между  условиями жизни в местных  общинах американских городов и  различиями делинквентности и преступности существует прямая связь. Развитие преступности как организованного образа жизни, социальной традиции, неотделимой от жизни местной общины, является наиболее заметным в зонах с низкими доходами [10. C. 58]. Именно в этих зонах самая, большая нужда и больше всего неудовлетворенных желаний, именно сюда в ходе исторического развития Чикаго иммигрантские и мигрирующие группы принесли самые различные культурные традиции и установления, именно здесь существует наибольшее несоответствие между социальными ценностями, к достижению которых стремятся люди (успех, богатство), и возможностями их достижения общепризнанными средствами. В этих условиях преступность может рассматриваться как одно из средств, к которым прибегают для овладения экономическими и социальными ценностями, олицетворяющими «американскую мечту» о роскоши и успехе, равенстве, свободе и личной инициативе, теми ценностями, которых в иных обстоятельствах люди добиваются общепризнанным способом.

Однако, хотя в некоторых  общинах традиции делинквентности  и преступности очень сильны, они  представляют собой лишь часть общей  системы ценностей общности. Даже в общностях с самым высоким  коэффициентами делинквентности доминирующую роль играют общепризнанные традиции. Их воплощениями стали такие ценности, как семья, церковь, школа и многие другие установления и организации  подобного рода. [10. C. 61].

Эдвин Сатерленд – автор  теории дефференцированной ассоциации формулирует девять тезисов, раскрывающих суть его теории :

  • Делинквентному поведению люди обучаются
  • Люди обучаются делинквентному поведению при взаимодействии с другими людьми в процессе общении я
  • Основное обучение делинквентному поведению происходит в кругу близких людей. Влияние СМИ (телевиденья, журналов, газет и т.п.) играет второстепенную роль
  • Процесс научения делинквентному поведению включает
    1. Освоение технических приемов исполнения делинквентных актов
    2. Формирование специфической направленности мотивов, побуждений установок, рационализации, характерны для делинквентного поведения
  • Специфическая направленность мотивов и побуждений формируется при знакомстве с правовыми нормами, которые определяются как благоприятные или неблагоприятные стандарты
  • Лицо становится делинквентом в результате преобладания у него определений, благоприятствующих нарушению норм права, над определениями, не благоприятствующими нарушению этих норм
  • «дифференцированные связи» могут быть различными по частоте, продолжительности, приоритетам(очередности, последовательности) и интенсивности
  • Процесс усвоения делинквентного поведения через принятие преступных и антипреступных образцов (моделей поведения) включает все механизмы, которые являются общими и универсальными в ситуации научения
  • Делинквентное поведение является выражением базовых потребностей и ценностей, но оно не может быть объяснено анализом этих потребностей и ценностей, поскольку неделинквентное поведение является выражением  тех же самых потребностей и ценностей. [10. C. 119-120].

Итак, антисоциальное поведение  несовершеннолетнего обусловлено  влиянием факторов в первую очередь  внешней социальной среды (в особенности  микросреды), а также индивидуальными  особенностями личности подростка, обусловливающими его индивидуальное реагирование на различные «жизненные неудачи».

Информация о работе Делинквентное поведение