Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 14:47, курсовая работа
Во все времена общество пыталось устранять нежелательные для него проявления человеческой жизнедеятельности, отклоняющиеся от принятых в данном обществе правил (норм), путем воздействия на носителей этих проявлений. Методы и средства воздействия определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, идеологией господствующих в обществе сил (государства, классов, церкви), обычаями и традициями.
Введение…………………………...…………………………………..3
1 Делинквентное поведение как форма отклоняющегося поведения личности ……………………………………………………….…………….7
Понятие и сущность делинквентного поведения…………….7
Условия формирования делинквентного поведения…………9
Подростковая преступность в современной России………....18
Социальный контроль за делинквентным поведением………26
Общесоциальные меры как субъект контроля за делинквентным поведением …………………………………….………………………….….26
Исправительное учреждение как субъект контроля за делинквентным поведением ……….………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………39
Список использованной литературы…………………
1.3. Подростковая преступность в современной России
В последнее время наблюдается рост преступности в российском обществе, проблема преступности несовершеннолетних в России приобрела особую остроту и актуальность. Специалисты из разных областей высказывают тревогу по поводу деградации молодого поколения, которое, еще не начав жить, уже лишило себя перспективы найти достойное место в обществе. Постоянно идет обсуждение проблем создания ювенальной юстиции, ориентированной не столько не применение репрессивных мер в отношении несовершеннолетних, сколько на оказание социальной поддержки и помощи молодым людям, имеющим проблемы с законом.
Важно обратить внимание на
новые тенденции в гендерном
аспекте правонарушений несовершеннолетних.
По свидетельству экспертов, в последнее
время наблюдается изменение
в поведении девочек-
В 2008 году выявлены 573 800 лиц, совершивших преступления, из них 59 100 несовершеннолетних (по статистике ЮНИСЕФ) Значительную долю среди несовершеннолетних, составляли подростки, самовольно ушедшие из семьи, а также из специальных школ закрытого типа, специальных училищ, детских домов, школ-интернатов, учреждений социального обслуживания для несовершеннолетних. Это так называемые безнадзорные дети, число которых постоянно растет.
Молодые люди из бедных семей не в состоянии обеспечить себе рабочее место на высокооплачиваемой работе или поступление в высшее учебное заведение, в особенности это касается детей из неполных семей или воспитанников детских домов и интернатов. Они и пополняют ряды мелкой преступности, становятся боевиками крупных преступных группировок. Отмечается и увеличение количества преступлений, совершаемых женщинами, подростками и молодежью. Наступило снижение возраста лиц, совершающих преступления.
Растет количество малолетних нищих и бомжей. Треть всех преступлений совершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Наркомания стала повсеместным явлением, наркотические средства можно легко достать в любом населенном пункте. Регулярно употребляют наркотики 10% всех российских подростков в возрасте от 8 до 14 лет. Еще больше количество наркоманов среди молодежи; постоянно употребляют наркотические вещества 28% российских студентов, не говоря уже о молодых людях из низших слоев общества. В общем в России употребляют наркотики примерно 10 млн человек, на одну Москву приходится 350 тыс. наркоманов и их число постоянно увеличивается. МВД России в 1998 году было зарегистрировано 2 582 940 преступлений, в том числе убийств и покушений на убийство — 29 551; разбоев — 38 513; грабежей— 122 336; хулиганств — 131 082; краж — 1 143 364. Кроме того, было отмечено 5 807 актов получения взятки. В результате следственно-оперативных мероприятий было раскрыто 1 837 910 преступлений [8. C. 332].
В 2008 году в воспитательных колониях содержалось 8550 из них 581 женского пола и 7969 мужского пола. (ЮНИСЕФ). По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации виды осужденных в возрасте 14-17 лет на 2008 год были таковы: убийство 0.9 , умышленное причинение тяжкого вреда 2.3, изнасилование 0.7, кражу 34.1, грабеж 13.9, разбой 3.4, Вымогательство 1.2, преступления, связанные с наркотическими веществами и психотропными средствами 2.9.
Выявление специфических особенностей преступности несовершеннолетних имеет самое прямое отношение к развитию превентивной политики, которая должна предусматривать мероприятия по воздействию на определенные категории несовершеннолетних. Зафиксированы следующие тенденции в изменениях характеристик допреступного и преступного поведения несовершеннолетних:
— в последние годы растет число преступлений, совершенных подростками из полных семей;
— выросло число лиц с девиантным поведением, которые обучаются в различных учебных заведениях;
— заметно увеличилось число преступлений, совершаемых подростками старшей возрастной группы (16— 17 лет);
— наблюдается резкий прирост допреступного и преступного поведения среди подростков женского пола;
— произошло значительное увеличение числа преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, которые совершаются наркозависимыми подростками [16].
В своей работе Шипунова выделяет несколько стадий или этапов формирования преступной карьеры:
Первый этап начинается с
самых простых вещей: отсутствие
или ослабление психологического контакта
между родителями и ребенком, неудачи
в школе, ссоры со сверстниками, конфликты
с учителями и т.д. Основания
для возникновения такой
Следующей ступенькой формирования преступной карьеры является знакомство человека с делинквентной (“уличной”) субкультурой, с людьми, по сути дела, такими же отверженными, как он сам. Эта субкультура предоставляет человеку своего рода убежище от не понимающего его социального окружения, предлагает новые правила жизни, алгоритм объяснения жестокости взрослого мира, где выживает сильнейший, а также задает стратегии и тактики противостояния это му не принявшему человека миру. По сути дела, делинквентная (или преступная) субкультура — это социальная ниша, позволяющая страдающему и мечущемуся человеку выжить.
На третьем этапе развития преступной карьеры подросток начинает апробировать предлагаемые субкультурой варианты действий по достижению намеченной цели и новые алгоритмы решения конфликтных ситуаций. На этом этапе его деятельность становится известной окружению, и он получает стигму “девиант” или “преступник”. Отличительной и очень важной характеристикой данного этапа является возникновение и развитие сложного внутреннего процесса, получившего название “кризис социальной идентичности”. Когда деятельность подростка становится известной ближайшему окружению (родственникам, соседям, знакомым, одноклассникам, учителям и т.д.), ему приходится делать серьезный выбор между этим “нормальным” миром и его ценностями и миром и ценностями субкультуры, которая постоянно держит его под контролем. В зависимости от того, кто будет в данной ситуации ближе и внимательней к ребенку, преступная (девиантная) карьера может либо прерваться, либо продолжить свое развитие. Понятно, что здесь необходимо вмешательство не педсовета и не комиссии по делам несовершеннолетних, а психолога или любого “значимого другого”, чье участие помогло бы подростку осознать серьезность выбора, перспективы изменения жизненного пути и помочь разрешить ситуацию с наименьшими для ребенка потерями.
На четвертом этапе подросток принимает стигму, перестраивает свой ценностный мир, отождествляет себя с субкультурой, короче говоря — смиряется со своей социальной ролью. Теперь нравственное большинство будет сопровождать его сначала на педсовет или родительское собрание, спецприемник или специнтернат, а затем в тюрьму и колонию, где и завершится формирование девиантной карьеры и начнется углубленная профессионализация в одной из преступных сфер деятельности.
Конечно же, и родители, и учителя, и инспектора по делам несовершеннолетних не рефлексируют этот процесс производства преступника, они просто “выполняют свои профессиональные обязанности” и социальные роли. (Справедливости ради стоит оговориться, что, разумеется, не все родители, учителя и другие лица, имеющие отношение к воспитанию детей, склонны быть настолько “кровожадными и беспощадными”). Однако конвейер производства преступников и преступности действует в нашей стране бесперебойно, свидетельством чему могут служить следующие данные, характеризующие условия жизни подростков и отношение к ним в обществе. Именно эти условия являются основными факторами, способствующими началу формирования преступной карьеры, уходу детей на улицу и в преступность.
Фундаментальное противоречие
между потребностями и
- противоречие между целями, к
которым общество призывает
- противоречие между
- противоречие между
- противоречие между
- противоречие между
Традиционная для учебной
Сопоставление данных последних лет с ранее проводившимися указывает на увеличение доли лиц, относимых к двум последним типам, и сокращение среди несовершеннолетних «случайных» преступников. Это свидетельствует об углублении криминогенной деформации личности несовершеннолетних преступников, а также подтверждает возрастающее значение профилактической деятельности, направленной на коррекцию личности несовершеннолетних [2. C. 323].
Итак, повышенная агрессивность подростков является на сегодняшний день одной из наиболее острых проблем. Следует учитывать также высокий уровень латентности преступности среди несовершеннолетних.
Таким образом, подростковый возраст занимает маргинальное, промежуточное, переходное положение между детством и взрослостью. В силу этого обстоятельства данная категория людей наиболее восприимчива к происходящим в стране преобразованиям. Важнейшим условием формирования личности «трудного» подростка в большинстве случаев является неблагополучная ситуация в семье, однако это не решающий фактор становления преступника, большую роль играет общество политическое и социальное. Собирательный портрет несовершеннолетнего преступника выглядит следующим образом: это юноша из неблагополучной семьи, который в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, в группе себе подобных совершает мелкое хулиганство, воровство и драки.
2 СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ДЕЛИНКВЕНТНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
2.1 Общесоциальные меры как субъект контроля за делинквентным поведением
Предупреждение преступности — это не только устранение, нейтрализация негативных обстоятельств, но и использование, стимулирование позитивных процессов социальной жизни общества. Именно поэтому оно наиболее эффективное средство борьбы с преступностью и по экономическим параметрам, так как позволяет решать многие задачи путем применения в первую очередь социальных мероприятий, реализуемых государством с целью решения иных, более общих проблем, последовательного улучшения условий жизни населения. В борьбе с преступлениями несовершеннолетних, иными негативными явлениями в их среде законодательство страны нацеливает соответствующие органы на широкое использование профилактического воздействия не только непосредственно на детей и подростков, но прежде всего опосредованным путем, через изменение, оздоровление ближайшего окружения, семейной и иной микросреды. Социальное обслуживание семьи и детей со временем может стать наиболее важной составной частью принципиально нового для настоящего и будущего России направления социальной политики в области профилактики правонарушений несовершеннолетних.
В настоящее время предупреждение преступности представляет собой сложный комплекс разнообразных мер упреждающего воздействия.
Предупреждение преступности - деятельность государственных и общественных орган организаций, направленная против преступности с целью удержания ее на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих ее причин.
К общесоциальным субъектам профилактики в России относят: общественные организации, коллективы, семью, общеобразовательные и профессиональные структуры образования, спортивные общества. Первостепенное значение среди них имеют меры, обеспечивающие защиту прав и законных интересов несовершеннолетних в целом.