Демографические проблемы в России и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ демографической политики государства.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
1) определить концептуальные подходы к анализу понятия «демографическая политика государства»;
2) определить тенденции демографического развития России и сформулировать задачи государственной политики, определившей демографическое развитие страны в последние десятилетия;
3) выделить основные направления и охарактеризовать методы реализации государственной демографической политики в сфере семьи;
4) сформулировать общие выводы об особенностях демографической политики государства, определить её роль и значение в формировании населения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретико-методологические основы изучения демографической политики...5
1.1 Демографическая политика как понятие……………………………………..5
1.2 Цели, принципы, задачи и основные направления демографической
политики Российской Федерации…………………………………………….8
2 Демографическая политика Российского государства в сфере
воспроизводства населения ……………………………………………………..22
2.1 Воспроизводство населения…………………………………………………22
2.2 Семейно-демографическая политика ………………………………………28
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованных источников…...…………………………………………37

Файлы: 1 файл

Курсовая ГМУ демография.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

Разработчики Концепции  не указали на особенности этнопсихологического  и  этнодуховного потенциала развития региональной истории, которые в целом формируют взаимоотношения между семьей  и   государством, человеком  и  обществом.

Ряд федеральных  законов, принятых в последнее время, направлены на улучшение материального  положения женщин в период беременности  и  после рождения ребенка, а также на защиту интересов семьи  и  детей, нацелены на увеличение воспроизводства населения [19].

Однако, эти  и  другие меры, несмотря на свое определенное положительное воздействие, не могут в корне изменить  демографическую  ситуацию в стране. Она требует проведения целого ряда последовательных комплексных  и  целенаправленных мероприятий законодательной и исполнительной властями как на федеральном, так и на региональном уровнях.    В ходе современных административных реформ государственная демографическая   политика  решается различными структурами власти, что ведет к нескоординированности действий по вопросам рождаемости, здоровья нации, увеличения продолжительности жизни, вопросам семьи  и  брака, миграции.

Ключевые направления   демографической   политики  были определены в 2006 г. в Послании Президента РФ В.В.Путина Федеральному Собранию, проблема демографии обозначена как острейшая, на разрешение которой должны быть направлены ресурсы  и  усилия всех структур власти  и  общества, на основе которого и была составлена Концепция демографической политики РФ [17].

 Первоочередными задачами  демографической   политики  были выдвинуты следующие: создание условий для повышения рождаемости, преодоление высокой смертности  и  управление миграционными потоками.

Многофакторный подход к решению  демографической  проблемы отмечается осознанием необходимости органического слияния практического опыта на всех уровнях государственного управления с учетом составляющих компонентов социальной  политики.

Современные программы   демографического  развития регионов в большинстве случаев разрабатываются без учета внутренних  и  внешних факторов при использовании устаревших сведений, что заведомо ведет к искажению заложенных идей  и  неправильно сформированным задачам в области социальной  политики.

Для разработки государственной  политики важно выяснить место  и   роль   демографического  ресурса в системе ресурсов власти  и  выявить его отличительные, уникальные характеристики, способные влиять на все остальные компоненты ресурсной базы власти.

Для генеральных направлений  государственной  политики  нужно не только создать научную концепцию  демографического  потенциала, знать практические способы  и  методы, применяемые в системе по воспроизводству населения, но и понимать особенности развития' регионов как составляющей части  государства.

Целью демографической политики Российской Федерации является постепенная стабилизация численности населения и формирование предпосылок последующего демографического роста.

Задачами демографической  политики Российской Федерации являются:

в области  укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни:

- увеличение  ожидаемой продолжительности жизни  населения за счет улучшения  качества жизни, снижения преждевременной,  особенно предотвратимой смертности, в первую очередь, в младенческих  возрастах, среди подростков и лиц трудоспособного возраста;

- улучшение  репродуктивного здоровья населения;    

          - увеличение продолжительности  здоровой (активной) жизни, путем  сокращения заболеваемости, травматизма  и инвалидности;

         - улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов, путем предоставления им условий для реализации имеющегося (остаточного) потенциала здоровья.

в области  стимулирования рождаемости и укрепления семьи:

- создание предпосылок  для повышения уровня рождаемости  путем постепенного перехода от преимущественно малодетного к среднедетному типу репродуктивного поведения семей;

          - всестороннее укрепление института  семьи как формы наиболее рациональной  жизнедеятельности личности и  ее нормальной социализации;

создание  условий для самореализации молодежи;

          -  социальная защита и материальное  поощрение ответственного родительства.

в области миграции и расселения: 

          - регулирование иммиграционных  потоков с целью создания действенного  механизма миграционного замещения естественной убыли населения Российской Федерации;

          - повышение эффективности миграционных  потоков путем достижения соответствия  их объемов, направлений и состава  перспективам социально-экономического  развития Российской Федерации;

- обеспечение  интеграции мигрантов в российский  социум и формирование толерантности  к мигрантам. 

В области  укрепления здоровья и увеличения продолжительности  жизни населения определены следующие  приоритеты:

- укрепление  состояния здоровья детей и подростков, прежде всего за счет совершенствования профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, курения, алкоголизма и наркомании, развития физической культуры, отдыха и оздоровления;

- сохранение  репродуктивного здоровья населения  путем совершенствования профилактической и лечебно-диагностической помощи;

- улучшение  состояния здоровья населения  в трудоспособном возрасте, в  первую очередь за счет профилактических  мероприятий по снижению травм  и отравлений, а также раннему  выявлению болезней системы кровообращения, новообразований и инфекционных болезней;

- сохранение  здоровья пожилых людей, для  которых наиболее важны профилактика  сердечно-сосудистых, онкологических, эндокринных и инфекционных заболеваний. 

В проведении профилактической работы необходимо скоординировать действия органов исполнительной власти всех уровней с общественными, благотворительными и религиозными организациями, а также предусмотреть активное участие самого населения.

Необходимо  возродить систему массового  санитарно-гигиенического просвещения и обучения граждан.

Важнейшей задачей  является внедрение в практику жизнесохранительного поведения, формирование здорового  образа жизни у всех категорий  населения. В этой связи необходимо активизировать работу по организации и проведению пропагандистской работы, в том числе через средства массовой информации, направленной на пропаганду здорового образа жизни, что предполагает развитие учреждений физической культуры, отдыха и туризма, досуговых центров (особенно для детей, подростков и молодежи). Следует обеспечить поддержку благотворительных акций и инициатив, ставящих своей целью укрепление здоровья населения. Эти индивидуальные инициативы и благотворительные акции могут стать важным резервом в борьбе с факторами преждевременной и предотвратимой смертности населения. Необходимо разработать механизмы поддержки подобных инициатив.

Особое внимание должно быть уделено снижению потребления  алкоголя и принятию мер, направленных на ослабление последствий пьянства и алкоголизма, при этом сочетание мер из области фискальной политики, административных ограничений, информационных воздействий способно привести к желаемому эффекту. Система мер должна включать жесткий контроль качества алкогольной продукции и политику цен, стимулирующую переход к потреблению менее вредных типов алкогольных напитков. Ценовая политика должна, с одной стороны, не допустить переориентацию населения на самодельные или нелегальные алкогольные изделия, но, в тоже время, ограничивать потребление алкоголя [2].

В этих целях также необходимо введение правил, запрещающих продажу алкоголя лицам, находящимся в состоянии сильного опьянения и несовершеннолетним, запрет на продажу крепких алкогольных напитков в местах массового скопления населения.

Следует усилить  контроль за рекламой, имея в виду, что молодежь не должна быть задействована в рекламных роликах спиртных и слабоалкогольных напитков.

В рамках мероприятий  по улучшению психического здоровья населения необходимо принятие мер  по предотвращению и профилактике самоубийств, которые могут включать создание новых и поддержку существующих телефонов доверия, совершенствование методов работы врачей-психиатров, медицинских психологов, психотерапевтов, социальных работников.

В области охраны и укрепления здоровья граждан будет  усилено внимание органов государственной власти Российской Федерации к совершенствованию организации и развитию государственной и негосударственной форм оказания медицинской помощи населению, реализация федеральных программ [2].

 

Требует решения  проблема обеспечения доступности медицинской помощи больным с тяжелыми заболеваниями, нуждающимся в обследовании и лечении с применением дорогостоящих технологий, в первую очередь в федеральных медицинских учреждениях.

Необходимо  обеспечить дальнейшее развитие и укрепление консультационно-диагностических служб областных, краевых и республиканских учреждений здравоохранения, восстановить работу выездных бригад поликлиник с целью обеспечения доступности медицинской помощи жителям сельской местности и отдаленных районов, развивать сеть реабилитационных (восстановительных) отделений центральных районных и районных больниц, а также сети больниц и отделений медико-социальной помощи в сельской местности.

Первоочередной  задачей является усиление роли первичной  медико-санитарной помощи, структурно-экономические преобразования амбулаторно-поликлинического звена, рациональное использование коечного фонда (уменьшение объемов дорогостоящей стационарной помощи при одновременном увеличении объемов услуг дневных стационаров).

Органами здравоохранения и социальной защиты населения должны реализовываться комплексные меры по дальнейшему развитию психиатрической и наркологической помощи населению, вакцинопрофилактике, борьбе с ВИЧ-инфекцией, туберкулезом, болезнями, передаваемыми половым путем.

Необходимо  усилить государственную поддержку  мер, направленных на профилактику, раннее выявление заболеваний, разработку и внедрение современных технологий в лечебно-диагностические процессы.

В целях снижения осложнений и смертности от злокачественных новообразований требуются разработка и внедрение скрининговых программ по профилактике и раннему выявлению онкологических заболеваний.

Для улучшения  качества и доступности медицинской  помощи сельскому населению существенное значение имеет укрепление материально-технической базы лечебно-диагностических комплексов, работающих в сельской местности. Одной из первоочередных задач для органов здравоохранения субъектов Российской Федерации является дальнейшее развитие передвижных форм лечебно-диагностической и консультативной помощи.

Учитывая особенности  охраны здоровья коренных малочисленных  народов Севера, особое внимание должно быть уделено улучшению организации  медицинской помощи в северных территориях.

В области стимулирования рождаемости и укрепления семьи определены следующие приоритеты:

- ориентация  системы общественных и личностных  ценностей на семью, состоящую  из родителей с несколькими  детьми, путем усиления приоритетности  интересов данных семей при  формировании и реализации социальной  политики;

- создание условий для жизнедеятельности семьи, дающих возможность рождения, содержания и воспитания нескольких детей, и направленных на обеспечение постепенного перехода от малодетной (1-2 ребенка) к среднедетной (3-4 ребенка) семье, в первую очередь, путем повышения материального благосостояния, качества и уровня жизни семей;

- обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных  условий для сочетания трудовой  деятельности с выполнением семейных  обязанностей;

- повышение воспитательного  потенциала семьи как основного субъекта социализации путем формирования у детей, подростков и молодежи ориентации на полную семью и рождение двух и более детей;

- формирование общественного  мнения в направлении необходимости  укрепления семьи с двумя и  более детьми, в первую очередь молодой семьи;

- разработка и реализация  стратегии деинституализации детей-сирот,  детей-инвалидов, развитие форм  их семейного обустройства.

Необходимо проведение комплексной  работы, направленной на улучшение  качества жизни населения, стабилизацию, а в дальнейшем повышение рождаемости, укрепление потенциала семей, поддержку молодых семей.

Важным направлением повышения  материального благосостояния, качества и уровня жизни семей является работа по пересмотру расчета потребительской  корзины женщины в трудоспособном возрасте и потребительской корзины беременной женщины. Для беременных женщин необходимо предусмотреть дополнительные расходы на увеличение калорийности, витаминизацию питания, затраты на дополнительное медицинское обслуживание, непродовольственные товары, транспортные расходы.

Информация о работе Демографические проблемы в России и пути их решения