Демографические проблемы в России и пути их решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 11:26, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является анализ демографической политики государства.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
1) определить концептуальные подходы к анализу понятия «демографическая политика государства»;
2) определить тенденции демографического развития России и сформулировать задачи государственной политики, определившей демографическое развитие страны в последние десятилетия;
3) выделить основные направления и охарактеризовать методы реализации государственной демографической политики в сфере семьи;
4) сформулировать общие выводы об особенностях демографической политики государства, определить её роль и значение в формировании населения.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретико-методологические основы изучения демографической политики...5
1.1 Демографическая политика как понятие……………………………………..5
1.2 Цели, принципы, задачи и основные направления демографической
политики Российской Федерации…………………………………………….8
2 Демографическая политика Российского государства в сфере
воспроизводства населения ……………………………………………………..22
2.1 Воспроизводство населения…………………………………………………22
2.2 Семейно-демографическая политика ………………………………………28
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованных источников…...…………………………………………37

Файлы: 1 файл

Курсовая ГМУ демография.doc

— 203.50 Кб (Скачать файл)

Обеспечение условий для  преодоления негативных тенденций  и улучшения материального положения  семей, уменьшения бедности и увеличения помощи малоимущим семьям, предполагает разработку и принятие мер по дальнейшей стабилизации ситуации на рынке труда, сокращению уровня безработицы, в том числе скрытой.

Необходимо разработать  комплекс минимальных социальных стандартов (гарантий), обеспечивающих всему населению  понятную, доступную и реально  обеспеченную систему гарантий, реализуемых при рождении и воспитании детей.

Для обеспечения благоприятных  условий сочетания занятости  в общественном производстве с выполнением  семейных обязанностей, необходимо дальнейшее развитие в законодательных актах, регламентирующих трудовые отношения, поощрение родительства и установление системы гарантий для работников с семейными обязанностями с одновременным усилением государственного контроля за соблюдением интересов работающих членов семьи, обеспечение доступности для всех семей, имеющих детей, услуг детских дошкольных учреждений и летних оздоровительных лагерей.

Необходимо разработать  механизмы материального стимулирования семей к рождению детей, предусматривающие  создание наиболее благоприятных условий  для жизнедеятельности семьи  с несколькими детьми. Среди них - дальнейшее совершенствование системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, повышение его адресности и значимости для семьи. Следует увеличить размеры единовременного пособия при рождении ребенка в зависимости от очередности рождения, размеры ежемесячного пособия на детей одиноких матерей, военнослужащих срочной службы и родителей, уклоняющихся от уплаты алиментов, увеличить размеры пенсий на детей-сирот и детей-инвалидов.

В области стимулирования семьи к рождению детей необходимо использовать возможности налоговой политики в отношении физических лиц, для чего предусмотреть налоговые вычеты для работающих родителей в зависимости от дохода семьи и количества детей.

Необходимо принять действенные  меры по поддержке молодых семей. В кратчайшие сроки разработать региональные аспекты обеспечения молодых семей достойными жилищными условиями в случае рождения ребенка, предусмотреть выделение безвозмездных субсидий и кредитование молодых семей с понижающейся кредитной ставкой в зависимости от числа детей в семье.

Для поддержки молодых  семей и их ориентации на рождение детей необходимо обеспечить дальнейшее развитие центров и клубов молодой  семьи, центров планирования семьи  и репродукции, а также социальных служб для молодежи, осуществляющих работу в направлении воспитания ответственного родительства и сохранения репродуктивного здоровья. Требует укрепления система учреждений социального обслуживания семьи и детей, в рамках которых семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оказывается поддержка и социальный патронаж. Необходимо развивать учреждения, специализирующиеся на работе с детьми и подростками, занимающиеся их социализацией, семейным обустройством.

В области миграции и расселения определены следующие приоритеты и  направления:

- привлечение иммигрантов, в первую очередь граждан государств - участников СНГ, на основе проведения селективной миграционной политики;

- создание условий для  сокращения эмиграционного оттока, ведущего к сокращению научно-технического, интеллектуального и творческого потенциала населения Российской Федерации;

- обеспечение легализации  миграции в Российскую Федерацию  путем применения соответствующих  правовых, организационных, финансовых  и пр. механизмов;

- создание системы эффективной  защиты законодательно закрепленных прав вынужденных мигрантов на территории Российской Федерации.

Требуют дальнейшей разработки и совершенствования нормативно-правовые акты, прежде всего регулирующие миграционные процессы, в части обеспечения  контроля за въездом, выездом и пребыванием на территории Российской Федерации иностранных граждан и натурализации мигрантов. Также необходима корректировка положений действующей нормативно-правовой базы, регулирующей положение вынужденных мигрантов в Российской Федерации.

Необходимо разработать подходы к регулированию иммиграционных потоков, создать действенный механизм миграционного замещения естественной убыли населения Российской Федерации.

Важнейшей задачей является проведение активной региональной экономической  политики, направленной на сохранение численности населения в важных в геополитическом отношении регионах Российской Федерации, что позволит расширить привлечения рабочей силы из других районов страны на временной, ротационной основе.

Необходимо  разработать подходы к обеспечению  возможностей стимулирования возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов, ранее выехавших за границу на постоянное место жительства или по трудовым контрактам, в первую очередь - высококвалифицированных специалистов и предпринимателей, включая представление им условий безопасности, жилья, места работы и пр.

В части регулирования  внутренней миграции, должны быть разработаны  меры, направленные на повышение территориальной  мобильности рабочей силы, а также  механизмы поддержания жизнедеятельности  и экономического развития особо кризисных регионов и районов Крайнего Севера.

Политика привлечения  дополнительной рабочей силы потребует  разработки действенных экономических  стимулов для переселенцев, включая  регионально-дифференцированные меры, направленные на перераспределение иммиграционных потоков в регионы, испытывающие наиболее острую нехватку населения и трудовых ресурсов.

Особое внимание должно быть уделено разработке мер  селективной иммиграционной политики (по отдельным странам, профессиям, квалификационным признакам), определению пропорции привлечения мигрантов на временной и постоянной основе.

Информационное  обеспечение реализации Концепции  предполагает использование данных государственной статистики, итогов разработки предстоящей переписи населения  и данных, создаваемого Государственного регистра населения Российской Федерации, с целью предоставления населению достоверных данных о демографических проблемах и путях их решения.

Механизмы реализации демографической государственной  политики заключаются в объединении  усилий государственных и общественных организаций, направленных на выработку единых подходов к формированию демографического поведения и установок с целью сохранения и укрепления демографического потенциала Российской Федерации.

Через координацию  действий законодательных и исполнительных органов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, направленных на оздоровление демографической ситуации разрабатываются федеральные и региональные планы действий и программ по достижению конкретных результатов в рамках основных демографических задач.

На уровне органов  исполнительной власти субъектов Российской Федерации главными задачами в области  улучшения демографической ситуации являются:

- разработка  и реализация региональных программ  улучшения демографической ситуации;

- разработка  и реализация территориальных  целевых программ в области  народонаселения, здравоохранения,  занятости, социальной защиты  населения, молодежной политики, включая программы, направленные  на улучшение положения семьи  и детей; 

- организация информационно-просветительской деятельности по пропаганде региональной демографической политики.

Итак, демографическая  политика — это политика в области  народонаселения. Объектом может выступать  население страны, отдельных её районов, когорты населения, семьи определённых типов. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ  ПОЛИТИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА  В СФЕРЕ ВОСПРОИЗВОДСТВА НАСЕЛЕНИЯ

 

2.1 Воспроизводство  населения

 

Воспроизводство населения - это процесс смены поколений в результате естественного движения населения. По мнению демографов, на планете Земля сменилось 20 тысяч поколений. Для количественной оценки естественного движения населения используются абсолютные и относительные демографические показатели. К абсолютным демографическим показателям относятся показатели рождаемости, смертности, естественного прироста (разница между количеством рождений и смертей). Сравнивать страны по абсолютным показателям вряд ли возможно, так как в многонаселённых странах они будут заведомо больше. Поэтому для оценки динамики численности населения, а также для межстрановых и межрегиональных сопоставлений используются относительные показатели - общие коэффициенты, рассчитываемые на 1000 человек без учёта пола и возраста. Значения общих коэффициентов населения выражаются в промилле - тысячных долях, 10 промилле равен 1%. Записывается показатель в промилле так: 1 ‰.

К важным демографическим  показателям относятся: коэффициент младенческой (детской) смертности, показывающий какое количество из 1000 новорождённых в данном году детей не доживают до года  и ожидаемая продолжительность жизни; время удвоения населения - время, за которое численность населения возрастает в 2 раза [17].

В современном мире условно можно выделить два главных типа воспроизводства населения. Первый тип воспроизводства населения (или современный), распространённый в развитых странах и регионах (Северная Америка, Европа, Россия, Австралия, Новая Зеландия, Япония), характеризуется относительно невысокими показателями рождаемости (12-20 ‰), смертности (8-12 ‰) и естественного прироста (1-12 ‰).  Страны с первым типом воспроизводства населения отличаются замедлением (или стабилизацией) темпов роста населения. Среднегодовой прирост населения в развитых странах составляет в целом 0,4%. Младенческая смертность в развитых странах находится на уровне 5 - 10 ‰. Средняя продолжительность жизни  - 74 года. В Скандинавских странах и Японии продолжительность жизни  достигает 80-82 лет у женщин и 75-77 лет у мужчин (это лучшие в мире показатели при среднемировых - 65-69 лет).

Для второго типа воспроизводства населения (традиционный тип воспроизводства) типичны высокие и очень высокие показатели рождаемости (21-48 ‰) и естественного прироста (13-30 ‰). Этот тип воспроизводства характерен для развивающихся стран, где после завоевания независимости смертность довольно резко сократилась, тогда как рождаемость осталась на прежнем высоком уровне. Это привело к «демографическому взрыву» - очень быстрому росту населения с середины ХХ в. В 1990-х гг. «рекордсменом мира» по показателям рождаемости (54 ‰) и естественно прироста (41 ‰) остаётся Кения. Младенческая смертность в развивающихся странах - 70 ‰, а продолжительность жизни составляет 62 года. Самый низкий в мире показатель ожидаемой средней продолжительности жизни в Сьерра-Леоне (Африка): для мужчин 36 и для женщин 39 лет. Демографические показатели для наименее развитых стран мира составляют в среднем: рождаемость - 43 ‰, смертность - 15 ‰, естественный прирост - 28 ‰, младенческая смертность - 110 ‰, продолжительность жизни - 51 год. Если среднегодовой  прирост населения в группе развивающихся стран - 1,9 %, то в самых бедных - 3 % [17].

Разные типы воспроизводства  определяют различия в возрастной и половой структурах населения, от чего в свою очередь зависит обеспеченность страны трудовыми ресурсами. Для характеристики возрастно-половой структуры используют специальные графические построения - возрастно-половые пирамиды. По их форме можно судить о характере демографических процессов и прогнозировать динамику численности населения в будущем.

Доля детей в развивающихся  странах Азии, Африки и Латинской  Америки обычно превышает 40%, а иногда достигает и 50% (Кения, Ботсвана); из-за невысокой продолжительности жизни населения в них мало людей старших возрастов (3-5%). А в странах Европы доля детей в общей численности населения составляет менее 20%, зато велика доля пожилых людей - около 20%, что является следствием увеличения продолжительности жизни населения. Изменение возрастной структуры  населения развитых стран в сторону увеличения удельного веса старших возрастных групп получило название «постарение» населения. Это неблагоприятно сказывается на обеспеченности трудовыми ресурсами, ведёт к усилению демографической нагрузки (количество нетрудоспособных, приходящихся на 100 человек трудоспособного населения).

В более молодом населении  развивающихся стран и регионов отмечается, как правило, преобладание мужчин (особенно это характерно для  Китая и Индии). Наоборот, превышение женщин над мужчинами отмечается в странах Европы. Характерное, особенно для старших возрастных групп, оно объясняется большей средней продолжительностью жизни у женщин, а также потерями мужского населения в мировых войнах.

По оценкам, при существующих темпах прироста населения  его удвоение может произойти примерно через 50 лет. Всего через 25 лет удвоится население Африки, Ближнего и Среднего Востока (рекордсменами являются Объединённые Арабские Эмираты, Катар - 13 лет), в то время как Европе для этого потребуется 282 года, а некоторым странам - Болгарии, Ирландии, Венгрии - около 1000 лет [17].

Быстрый рост населения, особенно в развивающихся регионах, стал причиной появления устрашающих  прогнозов о вероятном перенаселении  и гибели Земли. Первая попытка ответить на вопрос, может ли наша планета прокормить всех живущих на ней, связана с именем Томаса Роберта Мальтуса. Интерес к проблемам народонаселения Т. Мальтуса связан с его деятельностью пастора в одном из сельских приходов в Южной Англии. Он регистрировал рождавшихся и умерших. Количество смертных случаев казалось ему чрезвычайно низким по сравнению с количеством рождений. Изучая работы философов и экономистов предшествующих эпох, он сформулировал закон народонаселения, из  которого следует, что люди размножаются быстрее, чем растут средства существования. Мальтус утверждал, что численность населения возрастает в геометрической прогрессии, в то время как пищевые ресурсы, - в арифметической.  Таким образом, рано или поздно, как бы медленно население ни росло, оно столкнётся с проблемой нехватки жизненных ресурсов. Затормозить его рост могут войны, болезни, нищета, пороки, безбрачие, вдовство, поздние браки. Свои взгляды он опубликовал в 1798 г. в работе «Опыт о законе народонаселения в связи с будущим совершенствованием общества» [10, с. 435].

Информация о работе Демографические проблемы в России и пути их решения