Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2013 в 11:26, курсовая работа
Целью работы является анализ демографической политики государства.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
1) определить концептуальные подходы к анализу понятия «демографическая политика государства»;
2) определить тенденции демографического развития России и сформулировать задачи государственной политики, определившей демографическое развитие страны в последние десятилетия;
3) выделить основные направления и охарактеризовать методы реализации государственной демографической политики в сфере семьи;
4) сформулировать общие выводы об особенностях демографической политики государства, определить её роль и значение в формировании населения.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Теоретико-методологические основы изучения демографической политики...5
1.1 Демографическая политика как понятие……………………………………..5
1.2 Цели, принципы, задачи и основные направления демографической
политики Российской Федерации…………………………………………….8
2 Демографическая политика Российского государства в сфере
воспроизводства населения ……………………………………………………..22
2.1 Воспроизводство населения…………………………………………………22
2.2 Семейно-демографическая политика ………………………………………28
Заключение………………………………………………………………………….35
Список использованных источников…...…………………………………………37
Современные взгляды на динамику численности населения отражает теория демографического перехода (или демографической революции). В качестве основных факторов, обусловливающих особенности демографической ситуации она выделяет экономический рост и социальный прогресс. Демографы считают, что население отдельных стран, регионов и мира в целом в своем демографическом развитии проходит через четыре стадии, причем для разных стран и регионов это происходит в разное время.
Для 1-й стадии демографического развития характерны одинаково высокие коэффициенты рождаемости и смертности и очень незначительный рост численности населения. Высокая рождаемость являлась реакцией на периоды повышенной смертности, связанной с истощением продовольственных ресурсов территории обитания людей. Данный этап демографического развития большая часть мирового населения и стран миновала (он характерен для обществ с присваивающей экономикой - охота, собирательство); подобная демографическая ситуация в настоящее время сохранилась среди племён охотников и собирателей, проживающих в лесах Амазонии и бассейна р. Конго.
2-й этап демографического
перехода отличается более
3-й этап - стадия современного
роста населения; она
4-й этап демографического
перехода характеризуется
Большинство европейских стран находится на уровне простого воспроизводства (при смене поколений численность населения не изменяется). Однако в Европе насчитывается уже немало стран, где наблюдается суженное воспроизводство (численность последующего поколения меньше предыдущего, людей умирает больше, чем рождается); к их числу принадлежат, например, ФРГ, Австрия, Бельгия, Дания, Венгрия, Болгария, Белоруссия, Украина, Россия. В результате число жителей в этих странах не только не растет, но даже снижается. Демографы называют это явление депопуляцией или демографический кризис. В Китае переход от традиционного к современному типу начался сравнительно недавно, но происходил очень быстро и эта страна по основным демографическим показателям вплотную приблизилась к странам первого типа воспроизводства населения. Но в большинстве развивающихся стран уже несколько десятилетий сохраняется ситуация демографического взрыва. Не удивительно, что доля развивающихся стран в мировом населении имеет постоянную тенденцию к росту [10, с. 467].
По оценке, численность постоянного населения РФ на 1 сентября 2009 г. составила 141,9 млн. человек, только за пол года уменьшившись на 11,5 тыс. чел., или на 0,01% (на соответствующую дату предыдущего года — на 116,7 тыс. чел., или на 0,08%). Сокращение численности населения происходило из-за естественной убыли населения, которая в январе-августе 2009 г. уменьшилась по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. на 97,5 тыс. чел. (рис. 1) [17].
Рисунок 1. Замещение естественной убыли населения (Январь – август)
Миграционный
прирост компенсировал
Итак, воспроизводство населения - это процесс смены поколений в результате естественного движения населения. Данный процесс исследуется описательной демографией, которая и есть развернутая система сведений о воспроизводстве населения, его структуре и динамике.
Демография в исследовании своего предмета – естественного воспроизводства населения – использует различные методы, основные из которых можно объединить по их характеру в три группы: статистические, математические и социологические. Объектами наблюдения в демографии являются не отдельные люди и события, а сгруппированные по определенным правилам, однородные в некотором отношении совокупности людей и событий.
Такие совокупности называются статистическими фактами. Демография стремится установить и измерить объективно существующие взаимосвязи между статистическими фактами, имеющими отношение к ее предмету, используя для этого методы, также разработанные в статистике, скажем методы корреляционного и факторного анализа. Процессы воспроизводства населения связаны между собой иногда простыми, иногда довольно сложными количественными соотношениями, что обуславливает применение многих математических методов для измерения одних демографических характеристик по данным о других характеристиках. В демографии широко используются математические модели населения, с помощью которых на основе фрагментарных и неточных данных можно получить достаточно полное и достоверное представление об истинном состоянии воспроизводства населения.
Именно благодаря этой научной дисциплине можно прогнозировать демографические процессы и моделировать будущее человечества, а также принимать оптимальные решения в преодолении глобальных проблем, связанных с перекосами в демографическом процессе, которые и станут эффективной демографической политикой не только в масштабе отдельной страны, но и всего человечества.
2.2 Семейно-демографическая
Семейно-демографическая
Для реализации эффективной демографической политики необходимо множество условий. Мы лишь выделим принципиально важные из них, без которых, с нашей точки зрения, говорить о демографической политике нецелесообразно.
К таким условиям мы относим следующие:
- политическая воля;
- научное обоснование;
- адекватное финансирование;
- информационная сопровождение;
- субъектность: наличие системы органов власти (управленческой структуры), отвечающей за реализацию данной политики на федеральном и региональном уровнях.
Политическая воля по отношению к необходимости преодоления демографического кризиса была неоднократно продемонстрирована. Она была ясно выражена и в известном послании бывшего президента В. В. Путина (от 10 мая 2006 г.); и в принятой впоследствии Концепции демографической политики РФ на период до 2025 г.; и в создании специального Совета при Президенте по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политики (впоследствии преобразован в комиссию); и в принятии целого ряда нормативных актов, направленных на повышение уровня жизни российских семей; и в последнем «революционном» послании президента Д. А. Медведева (от 30 ноября 2010 г.) [19].
Последнее президентское послание особенно важно, так как именно с него берет начало собственно демографическая политика в России. Все предыдущие инициативы, включая пресловутый «материнский капитал», повышение детских пособий, проведение «Года семьи», компенсацию родительских расходов за пребывание ребенка в дошкольных учреждениях и т. д., справедливо отнести к проявлениям социальной и семейной политики.
Специалисты считают, что перечисленные выше управленческие решения в лучшем случае стимулировали увеличение доли двухдетных семей, что, при условии успешности данных мер, лишь замедляло темпы депопуляции, но отнюдь не способствовало даже простому воспроизводству населения, т. е. элементарному замещению поколений.
Инициативы в послании Д.А. Медведева в рамках непосредственно демографической политики:
- предложение о выделении земельных участков семьям, начиная с третьего ребенка;
- дополнительные
налоговые преференции
- поддержка
просемейной социальной
Принципиальное отличие последнего президентского послания — акцент на стимулировании рождения третьего и последующих детей.
Именно среднедетная модель рождаемости (3–4 детей) является минимально необходимой для расширенного воспроизводства населения.
Таким образом, озабоченность власти демографическими проблемами была неоднократно и однозначно продемонстрирована. Более того, из всех вышеперечисленных условий это, пожалуй, единственное, которое столь последовательно соблюдается на протяжении последних нескольких лет.
Увы, того же самого нельзя сказать о научном потенциале, от которого зависит экспертное обоснование и разработка направлений и конкретных практических мер антидепопуляционной демографической политики.
На сегодня весь багаж демографических знаний сконцентрирован всего лишь на нескольких кафедрах и небольших подразделениях, расположенных преимущественно в Москве. Это управленческая ошибка, доставшаяся в наследство современникам еще со времен советского периода. Всего в отечественной (советской) истории было два демографических института — в Киеве и Ленинграде. Оба были закрыты: ленинградский — в 1934 г., просуществовав всего четыре года, киевский — в 1938 г., просуществовав 19 лет [18].
В то же время на демографическую ситуацию и демографическую политику стараются активно влиять зарубежные организации. Для соответствия управленческого ответа на демографический вызов масштабу и остроте данной проблемы, в России должно быть по несколько демографических институтов в каждом крупном городе.
Рассмотрим финансирование демографической (семейной) политики.
Считается общепринятым, что расходы на прямые финансовые выплаты семьям не должны быть менее 2% от ВВП.
В России отношение расходов на семейные (детские и материнские) пособия к величине ВВП сократилось с 0,98% в 1996 г. до 0,4%, вместо предусмотренного «Основными положениями государственной семейной политики» роста до 2,2%.
В сравнении со среднеевропейским уровнем расходы России на семейные пособия в 8–10 раз меньше, чем в европейских странах. Примечательно, что в ряде скандинавских стран (Дании, Финляндии, Швеции), добившихся во второй половине 1980-х — начале 1990-х гг. существенного повышения показателей рождаемости, доля расходов на семейную политику была самой высокой в Европейском Союзе и превышала 4% ВВП.
При этом расходы на семейную и демографическую политику не должны ограничиваться указанными объемами финансирования материального стимулирования рождаемости и должны включать обеспечение целого ряда мер в области информационного сопровождения, образования, жилищной и градостроительной политики, организационного и научно-исследовательского обеспечения, а также иных сегментов указанной политики.
В российских регионах наблюдается лишь трансляция предложенных федеральным центром мер социальной поддержки российских семей. Никакой региональной специфики, никаких индивидуальных подходов.
Как правило, попытки проведения демографической или семейной политики в регионах сводятся к тому, что местные администрации выступают всего лишь в качестве оператора федерального бюджета по распределению «материнского капитала», распределителя пособий по уходу за ребенком, родовых сертификатов, компенсатора затрат родителей на детское дошкольное воспитание т. п.
В числе прочих региональных мер по укреплению семьи и стимулированию рождаемости заявляется стандартный набор мероприятий по улучшению жилищных условий населения, в результате чего происходит подмена демографической политики жилищной.
На уровне исполнительной власти демографическую политику курирует Минздравсоцразвития, в котором нет специального департамента по демографическим вопросам, зато есть департамент занятости и трудовой миграции. Напрашивается вывод о том, что привлечение иностранных мигрантов для министерства важнее, чем стабилизация численности коренного населения.
Даже на концептуально-
Так, 8 мая 2007 г. Министерство образования и науки утвердило Концепцию государственной политики в отношении молодой семьи. В том же году, спустя ровно 5 месяцев (9 октября 2007 г.), президентом утверждается Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г., предполагающей решение аналогичных задач, ответственным за реализацию данной концепции фактически назначено Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Последнее также осуществляет мониторинг региональных программ демографического развития, разработку и реализацию планов мероприятий по реализации демографической политики [18].
Информация о работе Демографические проблемы в России и пути их решения