Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2015 в 14:50, реферат
Рассмотрена специфика социологического подхода к изучению детства. Проведен анализ основных социологических теорий и концепций детства. Ключевые слова: социология детства, концепции детства, социализация детей. Детство является неотъемлемой частью образа жизни и культуры как все- го человечества, так и каждого народа. Это особый период жизни человека, особенная фаза не только в психофизическом, но и в социальном созревании. Именно детство является стартовым потенциалом в определении будущей жизненной траектории каждой личности.
ДЕТСТВО КАК ОБЪЕКТ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ Рассмотрена специфика социологического подхода к изучению детства. Проведен анализ основных социологических теорий и концепций детства. Ключевые слова: социология детства, концепции детства, социализация детей. Детство является неотъемлемой частью образа жизни и культуры как все- го человечества, так и каждого народа. Это особый период жизни человека, особенная фаза не только в психофизическом, но и в социальном созревании. Именно детство является стартовым потенциалом в определении будущей жизненной траектории каждой личности. Несмотря на огромную значимость детства в системе жизненного пути человека, интерес к нему появился до- вольно поздно. Только во второй половине XX в. детство и дети постепенно стали объектом изучения комплекса гуманитарных и общественных наук. В настоящее время нет единой трактовки понятий «детство» и «дети», а тер- мин «детство» используется многопланово и многозначно. В психологии детство рассматривается как начальный период онтогенеза (от рождения до подросткового возраста). Медико-биологические науки (пе- диатрия, детская психиатрия) рассматривают детство как период роста чело- века, а детей определяют как человеческие существа, не завершившие своего физического развития и обладающие специфическими детскими заболевани- ями. В юридических науках детство понимается как период жизни, который связан с приобретением человеком более полного объема дееспособности по мере достижения определенного возраста. Экономика оперирует понятиями «детство» и «дети» в отношении еще недееспособного в экономической дея- тельности населения. Для демографии дети и подростки – элемент народона- селения, который не участвует в воспроизводстве населения, возрастные рам- ки которого определены в диапазоне от 0 до 17 лет. Педагогика рассматривает детство как образовательное и воспитательное «поле», а детей считает объек- тами воспитательного воздействия. В социологии детство как самостоятельный объект изучения стало рас- сматриваться сравнительно недавно в рамках социологии детства, которая появилась в конце 1980–1990-х годов XX в. в странах Западной Европы. Соци- ологи всегда интересовались проблемами детства, но чаще всего это делали в рамках социологии воспитания, социологии образования, социологии семьи, социологии молодежи. В отличие от других подходов социология детства рассматривает детство не как природную данность, не как образовательное и воспитательное «поле», а как структурный компонент общества, отражающий социальные и культур- ные изменения, а детей – как соучастников социального процесса, имеющих свой собственный взгляд на мир. В узком смысле под детством понимается особый возрастной период жизни человека, характеризующийся первичной, прежде всего семейной, социализацией. В широком смысле детство определя- ется как сложное социальное образование, являющееся структурным элемен- том общества, выполняющее в нем специфические функции и взаимодейству- ющее с обществом в целом и с отдельными его элементами. Исходя из этого, детство – выраженная в действиях и языке совокупность объектов, событий, процессов, социальных институтов и социальных практик в отношении де- тей, которая формируется и поддерживается обществом, а также постоянно возобновляется в процессе жизнедеятельности детей, осваивающих социаль- ность и интегрирующихся в социум [1]. Детство имеет ряд характеристик. Детство как никакое другое социальное образование обладает темпоральностью, т. е. относительно четко ограничено особыми возрастными рамками (от 0 до 18 лет). Отличительной характери- стикой детства является его универсальность, под которой понимается нали- чие и функционирование этого образования в различные исторические эпохи, в обществах с различными культурами, во всех слоях и стратах населения. Детство как социальное образование является реальностью, локализован- ной во времени и пространстве. Оно обладает специфическими характеристи- ками, и можно говорить о культурно-историческом типе детства, например о белорусском детстве или о детстве конца XX в. Социальный статус детей в различные исторические эпохи обусловливается этапом общественного раз- вития, социально-классовой структурой общества, религиозными, культур- ными, этническими и другими традициями. Детство не гомогенно, оно имеет внутреннюю дифференциацию на элементы. Детство не обладает самостоя- тельным свойством самостабилизации и самоорганизации, не может без со- ответствующей коррекции и поддержки приспособиться и адаптироваться к сложившимся и динамично изменяющимся условиям его внешнего окруже- ния. Само его существование невозможно без внешних поддерживающих сил, семьи, ряда других социальных институтов. Детство является элементом, кон- струирующим другие образования, причем наиболее интенсивно оно воздей- ствует на находящиеся в непосредственной близости с ним – родительство, молодежь, школу и ряд других. Детство – активно трансформирующийся элемент общества, на его изменение влияют множество факторов и условий. Детство в современном обществе – социальная категория, обрамленная раз- личными институтами, а также различными ритуалами, законодательством, направленными к возрастным ограничениям. Изучение детства признается одним из наиболее сложных направлений социальных исследований. Это связано прежде всего с возрастом и социаль- ным статусом ребенка. Сегодня в научной сфере существуют несколько взгля- дов на возможности социологии детства. Ряд ученых полагают, что возмож- но лишь теоретическое осмысление детства с использованием экспертного – взрослого мнения, они отрицают возможность проведения социологических опросов детей, основываясь на том, что эта группа населения не включена в социальные отношения в обществе, не имеет сформировавшегося мнения. Другие же исследователи полагают естественным выяснять мнение детей по всем возможным вопросам, используя при этом как адаптированные к изу- чению детской аудитории традиционные методы прикладных исследований, так и особые, с преобладанием качественных и проективных подходов (игра- интервью, методики неоконченных предложений, метод коллизий и др.). Изучение проблематики детства имеет давнюю историю. Достаточно много обращений к детству можно увидеть в трудах Ф. Бэкона, Г. Гегеля, Ж.-Ж. Руссо и др. Ученых прошлого волновали проблемы детства, они оценивали его с мо- ральных и этических позиций, определяя, какую функциональную нагрузку несет детство для отдельного человека и общества в целом. Классиком в изу- чении детства считают французского демографа и историка Филиппа Ариеса. Он впервые показал, что «детство – не просто естественная универсальная фаза человеческого развития, а понятие, имеющее сложное, неодинаковое в разные эпохи социальное и культурное содержание» [2]. Социологическая перспектива изучения детства представлена двумя от- носительно самостоятельными направлениями. В рамках первого подхода детство рассматривается как определенная культурно-историческая ценность. Эволюция детства, особенности изменения содержания детства в истории развития общества представлены в работах Ф. Боаса, М. Мид, Б. Малинов- ского, Л. Демоза, Э. Эриксона и др. Социокультурные аспекты развития дет- ства отражены в работах современных как зарубежных ученых (П. Брюхнера, М. Виннса, Х. Попитца, Н. Постмана, Д. Рихтера, Х. Цахера), так и отечествен- ных (И. В. Бестужева-Лады, С. Н. Иконниковой, М. С. Кагана, И. С. Кона, Л. Г. Кураевой, Э. А. Куруленко, Д. И. Фельдштейна, С. Н. Щегловой). Л. Демоз указывает на общие закономерности развития детства и увели- чение степени его независимости от взрослого мира. Большое значение со- циокультурным факторам в процессе взросления человека придают М. Мид и Б. Малиновский. Э. А. Куруленко отмечает, что эволюция содержания и ме- тодов социализации детей неразрывно связана с изменением социально-эко- номической структуры и форм общественной деятельности людей. Особое место в рамках данного подхода занимают концепции трансфор- мации детства в современном обществе, представители которых признают тот факт, что происходит серьезное изменение как самого детства, так и статуса ре- бенка в обществе. Можно выделить следующие концепции: кризис детства; ин- дивидуализация детства; эмансипация детства; разрыв между ранним и поздним детством; исчезновение детства; стирание границ между детством и взрос- лостью. Представители концепции кризиса детства Б. Д. Эльконин, В. И. Слобод- чиков, Ю. В. Овинова обосновали идею о современном кризисе детства как особом критическом периоде в историческом развитии детства, когда расхо- дятся процессы взросления и освоения культуры, которые были слиты воеди- но в предыдущие эпохи [3]. По их мнению, для ребенка более не существует образа идеального взрослого, который ранее служил единственным примером и опорой в представлении детьми их будущего. У. Бек и Х. Попитц говорят об эмансипации детства, под которым они по- нимают приобретение ребенком все более значимого места в семье, учрежде- ниях образования и вообще в обществе. Н. Постман, Х. Хенгст, М. Виннс выдвинули идею исчезновения детства. По мнению Постмана, «колесо истории совершило полный оборот и, как и в далекие времена на заре жизни человечества, детства более не существует». Х. Хенгст, говоря о тенденциях ликвидации детства, подчеркивал, что усили- ями взрослых детство превращается в «фикцию». Свои рассуждения привер- женцы идеи исчезновения детства подтверждают объективными демографи- ческими тенденциями развития европейского общества, большинство из ко- торых характерны и для Беларуси: снижение рождаемости, уменьшение числа детей в расчете на одну семью. Это серьезно меняет характер социализации в семье, семьи становятся все более детоцентристскими, все надежды возла- гаются на единственного ребенка. Реализовывать ожидания своих родителей ребенок призван уже в детском возрасте. Выполняя многочисленные предна- чертанные родителями указания, ребенок лишается собственного детства. Д. Рихтер считает, что сегодня мы наблюдаем тенденцию не исчезнове- ния детства, а стирания границ между детством и взрослостью, своеобразное «слияние детства и взрослого мира». Он выделяет растущую похожесть детей и взрослых в отношении одежды, моды. Концепция социального конструирования детства С. Н. Щегловой позво- ляет охарактеризовать сложные взаимосвязанные процессы трансформаций детства на макро- и микросоциальном уровнях. Рассмотрение этих концеп- ций позволяет сделать предположение, что проблема детства станет в новом веке глобальной наряду с другими важнейшими проблемами человечества. В рамках второго направления детство рассматривается как часть соци- альной структуры общества, изучается роль детства в структуре общества. Как объект социологического анализа детство в его структурном выраже- нии находится в центре внимания лишь небольшого числа ученых. Прежде всего это зарубежные исследователи Е. Болдинг, Дж. Гарбарино, К. Дэвис, Дж. Квортруп, С. Фрис, Ф. Элкин, Ш. Айзенштадт, Т. Парсонс. В отечествен- ной социологии отдельные аспекты детства как социального феномена затро- нуты в работах И. С. Кона, Е. Л. Омельченко, М. В. Осориной, С. Н. Щегловой, В. Н. Ярской и др. 360 О. Н. Ображей Функционалистские идеи воспроизводят распространенное мнение о дет- стве как о социально, так и экономически относительно не значимом жиз- ненном периоде по сравнению со зрелостью. Данная точка зрения на детство высказана К. Дэвисом, который писал, что «самые важные функции для об- щества человек выполняет будучи взрослым, а не в детском возрасте. Следова- тельно, отношение общества к ребенку является главным образом подготови- тельным, а его оценка – в основном потенциальной. Любое учение, ставящее нужды детей на первое место, а потребности общества – на второе, является социологической аномалией» [4]. Выводом, следующим из данной точки зре- ния, является то, что детей в действительности относят к социальной группе в системе общественных отношений лишь на формальном уровне, поскольку они полностью зависимы и подчинены миру взрослых. Предполагается, что дети должны играть, и этот вид деятельности признается единственно воз- можным. Дж. Гарбарино придерживается взгляда на детство как на «жизнь в другом мире». Он считает, что «в эпоху современности быть ребенком – значит быть защищенным от экономического, политического и сексуального влияния; детство – это время, когда придается огромное значение личным интересам и сводятся к минимуму интересы общественные» [5]. К. Дэвис и Дж. Гарбари- но разделяют мнение о том, что дети на самом деле не принадлежат обществу, а являются объектом общественного воздействия: они должны быть подго- товлены к полноценной деятельности в рамках общественной системы, и их готовят к этому. В русле функционалистского взгляда детство является пере- ходным периодом. Детство как подготовительный этап к «полноценной» взрослой жизни рас- сматривают также Т. Парсонс и Ш. Айзенштадт. Ученые, анализируя пробле- мы преемственности поколений, рассматривают подрастающее поколение как «объект социализации» взрослых, а «проявления недовольства, социального протеста и т. д. рассматриваются как формы девиантного, отклоняющегося от нормы поведения». Ш. Айзенштадт подчеркивает, что, прежде чем достиг- нуть полного статуса взрослого, все дети должны быть социализированы. На них должны повлиять моральный код общества, в котором они растут, его об- щепринятые правила, они должны получить знания и навыки, необходимые для осуществления ими взрослых ролей. Особенно значимой является концепция Дж. Квортруп, в которой утверж- дается, что дети принадлежат обществу не в банальном смысле простого пре- бывания в нем, «не как редуцированная форма материала, который необходи- мо обработать, и не как собственность общества или государства [6]. Детство, по мнению Дж. Квортруп, является частью общества в том смысле, что дети действительно принимают участие в организованных видах деятельности, а также составляют часть социальной структуры, во многом взаимодейству- ющей с ее другими частями. Дж. Квортруп подчеркивает, что деятельность детей не только является творческой и взаимодействующей с деятельностью Детство как объект социологического изучения 361 взрослых, но вместе с тем она используется инструментально взрослым обще- ством. По мнению Дж. Квортруп, дети – не менее активная часть «большого» общества, и основные социальные события на них влияют не меньше, чем на других людей. Поэтому детство включено в общество: как верно то, что ребе- нок становится взрослым, верно и то, что детство существует как часть соци- альной структуры общества. Один из основных принципов данной концепции заключается в том, что детство и условия жизни детей определяются в основ- ном одним и тем же влиянием экономики, политики и т. д., т. е. всего того, что создает структуру взрослой жизни. Макроизменения, происходящие на соци- альном уровне, связаны с влиянием на возможности и перспективы не только взрослого сообщества, но могут быть уместными и для объяснения основных параметров детства. Предполагается, что общественные изменения влияют на все группы населения, если только не принимаются особые меры по предот- вращению этого влияния. Таким образом, в основе концепции Дж. Квортруп лежит объяснение феномена детства как важной части социальной структу- ры общества, включенной в систему социальных отношений, участвующей в организованных видах деятельности и взаимодействующей со взрослым сообществом. Несмотря на наличие различных концепций в изучении детства, к насто- ящему времени единая концепция детства в социологическом поле еще не сложилась. Социологические исследования детства, как правило, носят узкий, частный характер. К сожалению, в белорусской социологии социология дет- ства пока не оформилась как самостоятельная социологическая отрасль. Не- которые аспекты детства изучаются только в рамках других отраслей социо- логии. Ученые и исследователи, занимающиеся проблемами детей, единичны. Современное состояние белорусского общества, изменяющаяся социаль- ная структура, снижение численности детей в структуре общества, складыва- ющаяся экономическая ситуация, дифференциация стилей жизни различных социальных групп требуют повышенного внимания к положению детей, к особен- ностям процесса их социализации, к содержанию детства и направлениям его изменения. Возникает общественная потребность в получении новых знаний о детстве и детях, фундаментальных и теоретических наработках, эмпириче- ских данных по проблеме детства и детей. Все это обуславливает необходи- мость развития социологии детства, выделения детства в качестве самостоя- тельного объекта социологического изучения. Литература 1. Социология детства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://childsoc.ru/. – Дата доступа: 01.11.2011. 2. Кон, И. С. Ребенок и общество / И. С. Кон. – М.: Наука, 1988. – С. 40. 3. Эльконин, Б. Д. Кризис детства и основания проектирования форм детского развития / Б. Д. Эльконин. // Вопросы психологии. – 1992. – № 3–4. – С. 7–13. 4. Davis, K. The Child and Social Structure / K. Davis // J. of Educational Sociol. – Vol. 14. – P. 217. 362 О. Н. Ображей 5. Garbarino, J. Can American Families Afford the Luxury of Children? / J. Garbarino // Child Welfare. – Vol. 65, N 2. – P. 120. 6. Qvortrup, J. Childhood as a social phenomenon // J. Qvortrup / Eur. Centre for Social Welfare Policy and Res. – Budapest; Viena, 1991. O. N. ABRAZHEI CHILDHOOD AS AN OBJECT OF SOCIOLOGICAL STUDY Summary Specific of sociological approach to childhood is examined in the article study. Analysis of main sociological theories and conceptions of childhood are analyzed. Key words: sociology of childhood, the concept of childhood, the socialization of children. Поступила 11.10.2011 г.
Информация о работе Детство как объект социологического изучения