Конкуренция, конкуренты как объект изучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2014 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Конкуренты - это субъекты маркетинговой системы, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности (что и влечет за собой необходимость их изучения). Конкурирующими фирмами называются фирмы, имеющие полностью или частично совпадающую фундаментальную нишу. Под фундаментальной рыночной нишей здесь понимается совокупность сегментов рынка, для которых подходят товар и (или) услуга, производимые данной фирмой.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..… 3
Глава 1. Теоретические аспекты конкурентной борьбы…….…………….…... 3
1.1 Понятие конкуренции...……………………………………………….……...3
1.2.Виды конкуренции……………………………………………………………5
1.3 .методы маркетинговых исследований………..………………………….....6

Глава 2. Концепция конкуренции. Анализ конкуренции туристского предприятия…………………………………………………………………………….9
2.1 Исследование конкурентных позиций тур. фирм г. Анапа………………..9
2.2 Общая характеристика туристской фирмы "Премиум турне"…………...13
2.3 Анализ внешней среды и конкурентных сил в отрасли туризма…………16
2.4 Стратегическое планирование и конкурентные стратегии……………….17

Глава 3. Стратегии по усилению позиций туристской фирмы "Премиум турне"……………………………………………………………………………..20
Заключение……………………………………………………………………… 22
Список использованной литературы……………………………….………......23

Файлы: 1 файл

Маркетинг кур.docx

— 72.77 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное  
учреждение высшего профессионального образования


 

«Санкт-петербургский государственный университет культуры и искусств»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА

 

 

 

 

Курсовая работа. 
По дисциплине: Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме. 
 
На тему: «Конкуренция, конкуренты как объект изучения».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка группы 30461(з 5):

ФИО: Саватеева Юлия Сергеевна

 

Проверил:

/______________________/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Оглавление

Введение………………………………………………………………………..… 3 
Глава 1. Теоретические аспекты конкурентной борьбы…….…………….…... 3 
1.1 Понятие конкуренции...……………………………………………….……...3

1.2.Виды конкуренции……………………………………………………………5 
1.3 .методы маркетинговых исследований………..………………………….....6

 

Глава 2. Концепция конкуренции. Анализ конкуренции туристского предприятия…………………………………………………………………………….9

2.1 Исследование конкурентных позиций тур. фирм г. Анапа………………..9

2.2 Общая характеристика  туристской фирмы "Премиум турне"…………...13

2.3 Анализ внешней среды  и конкурентных сил в отрасли туризма…………16

2.4 Стратегическое планирование  и конкурентные стратегии……………….17

 

Глава 3. Стратегии по усилению позиций туристской фирмы "Премиум турне"……………………………………………………………………………..20 
Заключение……………………………………………………………………… 22 
Список использованной литературы……………………………….………......23 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
                                             Введение. 
           Рыночный успех является главным критерием оценки деятельности предприятий, а их рыночные возможности во многом предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой стратегией предприятия. Концепция стратегического планирования позволяет выработать комплекс средств и методов, обеспечивающих адаптацию предприятий к рыночным условиям хозяйствования.  
            С целью повышения рыночных возможностей в условиях острой конкурентной борьбы предприятию становятся необходимым стратегическое планирование, маркетинговые исследования, имитационное моделирование и другие современные методы и приёмы работы, позволяющие управлять процессами производства и реализации товаров. 
            Появление новых предприятий и организаций, либерализация импорта, образование рынка капитала, акционерных предприятий, внедрение на российский рынок иностранных компаний существенно трансформировали рыночную ситуацию.  
            Адаптация к условиям конкуренции становится одной из ключевых задач менеджмента предприятия. Она проходит в рамках работы по системному всестороннему анализу деятельности конкурентов, разработке стратегии конкурентного поведения на рынке и реализации мероприятий, предусмотренных бизнес-планом предприятия. Главной задачей является обеспечение преимуществ над конкурентами. 
            Таким образом, конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке.

           Конкуренты - это субъекты маркетинговой системы, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности (что и влечет за собой необходимость их изучения). Конкурирующими фирмами называются фирмы, имеющие полностью или частично совпадающую фундаментальную нишу. Под фундаментальной рыночной нишей здесь понимается совокупность сегментов рынка, для которых подходят товар и (или) услуга, производимые данной фирмой.

1. Теоретические аспекты конкурентной борьбы .

1.1 Понятие конкуренции.

               Конкуренция - это состязательность, противоборство на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей.

               Профессор Гарвардской школы бизнеса М. Портер предположил, что состояние конкуренции в отрасли можно охарактеризовать пятью конкурентными силами:

1. Соперничество между  продавцами внутри отрасли.

2. Попытки компаний из  других отраслей завоевать покупателей своими товарами .

3. Возможность появления  новых конкурентов внутри отрасли.

4. Способность поставщиков  сырья и деталей, используемых  фирмой,

диктовать свои условия.

5. Способность потребителей продукции фирмы диктовать свои условия.

              Эта модель не только наиболее широко используется, но и достаточно проста в применении. Соперничество между отраслями. Из всех пяти конкурентных сил наибольшее влияние оказывает конкурентная борьба между соперничающими фирмами, представляющими однотипные товары и услуги.

               Конкуренция возникает в связи с тем, что у одной или нескольких фирм появляется возможность лучше удовлетворить нужды потребителей. Независимо от того, идёт ли ожесточённая конкурентная борьба или уровень конкуренции невысок, для каждой компании необходимым является разработка успешной стратегии, которая обеспечит превосходство над конкурентами и укрепит позиции перед покупателями.

             Конкуренция усиливается:

- с увеличением числа соперничающих фирм, по мере того как выравниваются их размеры и объёмы производства.

- когда спрос на продукцию растёт медленно. На быстрорастущем рынке места хватает всем.

- когда условия хозяйствования в отрасли толкают фирмы на снижение цен или на применение других средств увеличения объёмов продаж и объёмов производства.

- когда затраты покупателей при переходе с потребления одной марки на потребление другой невелики.

- когда одна или несколько компаний не удовлетворены своей долей рынка и пытаются её увеличить за счёт доли конкурентов.

- пропорционально росту прибыли от успешных стратегических решений.

- когда затраты на то, чтобы покинуть рынок выше, чем на то, чтобы остаться на нём и принять участие в конкурентной борьбе.

Ход конкуренции тем менее предсказуем, чем больше различаются приоритеты фирм, их стратегия, ресурсы, личные качества их руководителей и страны, где они зарегистрированы.

- когда крупные компании, действующие в других отраслях, приобретают какую-либо разоряющуюся фирму в данной отрасли и приступают к осуществлению решительных и хорошо финансируемых мероприятий по превращению купленной им фирмы в лидера рынка.

            Следовательно, принципом конкурентных рынков является использование конкуренции среди соперничающих фирм. Это динамичный, меняющийся процесс, при котором фирмы инициируют новые наступательные и оборонительные действия, постоянно меняя одно конкурентное оружие на другое.

Объектом исследования являются процессы формирования и развития конкуренции и конкурентной среды в туризме.

Предметом исследования является совокупность теоретических и методологических проблем формирования и развития конкуренции и конкурентной среды в туризме.

1.2. Виды конкуренции. Виды конкуренции

       В  зависимости  от  соотношения  между  количеством  производителей   и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур: 1. Большое количество самостоятельных производителей некоторого  однородного товара и масса обособленных потребителей данного товара.   Структура связей такова, что каждый потребитель, в принципе, может купить товар  у  любого производителя, сообразуясь с собственной оценкой полезности  товара,  его   ценой и собственными возможностями приобретения  данного  товара. 

       Каждый  производитель может продать товар любому потребителю, сообразуясь  только   с собственной выгодой. Ни один из потребителей не приобретает  какую-либо   существенную  долю  общего  спроса.  Данная  структура  рынка  называется   полиполией и порождает, так называемую, совершенную конкуренцию.

2. Огромное число обособленных  потребителей и малое количество

   производителей, каждый  из которых может удовлетворить  значительную долю   общего  спроса. Такая структура называется  олигополией, и порождает, так   называемую, несовершенную конкуренцию. Предельным случаем данной   структуры, когда массе потребителей противостоит единственный   производитель, способный удовлетворить общий спрос  всех потребителей,   является монополия. В случае, когда рынок  представлен относительно   большим числом производителей, предлагающих  гетерогенную (разнородную)   продукцию, то говорят о монополистической конкуренции.

3. Единственный потребитель  товара и множество самостоятельных

   производителей. При  этом единый потребитель приобретает  весь объем

   предложения товара, который поставляется всем множеством  производителей.   Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции,   называемый монопсонией (монополия спроса).

4. Структура взаимосвязей, где единому потребителю противопоставляется

   единственный производитель (двусторонняя монополия), вообще  не является   конкурентной, но также не является и рыночной.

  Таблица 1. Типы строения рынков.

Покупатели

Продавцы

   

 

 

Много

Много

Несколько

Один

Двухсторонняя полиполия

Олигополия

Монополия

Несколько

Олигопсония

Двусторонняя олигопсония

Монополия, ограниченная олигопсонией

Один

Монопсония

Монопсония, ограниченная

олигополией

Двухсторонняя         |монополия 


 

По  Смиту  сущность  конкурентного   поведения   производителей   составляло «честное»  (без  сговора)  соперничество  производителей  посредством,   как правило, ценового давления на конкурентов. Не соперничество  в  установлении цены, а отсутствие возможности влиять на цену,  является  ключевым  моментом в современной трактовке понятия конкуренции.

1.3. Методы маркетинговых исследований. Методы маркетинговых исследований  в первую очередь делятся на методы сбора первичных и методы сбора вторичных данных.

          Вторичные данные - информация, собранная когда-либо для каких-либо целей, не связанных с текущей задачей.

           Иными словами, вторичная информация - это те данные, которые уже были собраны (самим заведением питания или кем-то другим) для решения других задач, но которые можно частично использовать и для разрешения стоящей перед Вами в настоящий момент проблемы.

              Основные достоинства вторичной информации - она дешево стоит, и доступ к ней можно получить сравнительно легко и быстро. Основные недостатки связаны с тем, что вторичная информация собиралась для решения другой проблемы. Соответственно, она, скорее всего, будет

а) устаревшей,

б) неполной,

в) не иметь прямого отношения к решаемой проблеме,

г) не надежной (значения одного и того же параметра в разных источниках могут различаться чуть ли не на порядок).

              Тем не менее, приведем совет известного автора: «Всегда начинайте с вторичной информации, и только когда она исчерпана или отдача от ее использования сокращается, переходите к первичным данным» (Черчилль Г. А. «Маркетинговые исследования»).

              Проблема сбора вторичной информации о конкурентах в отрасли общественного питания стоит особо остро. Достаточно сложно в этой отрасли получить из вторичных источников информацию об объемах продаж, ассортименте выпускаемой продукции, финансовом положении конкурентных предприятий питания. В данном случае возрастает роль первичной информации, собираемой от потребителей, посредников, из других источников. В любом случае велика роль неформальных методов сбора данных, осуществляемого, зачастую, путем проведения технической, коммерческой, маркетинговой разведки.

               Перейдем к методам сбора вторичной информации. Для того чтобы получить обзор вторичной информации, необходимо: определить возможные источники необходимой Вам информации. Эта информация может содержаться как во внутренних, так и во внешних источниках.

          К внутренним источникам информации относятся внутренние отчеты компании, беседы с сотрудниками, отчеты о продажах, бухгалтерские и финансовые отчеты, жалобы и предложения потребителей и т. п.

         Внешние источники информации - это средства массовой информации (например, выпускаемые в РБ специализированные журналы «HoReCa» и «Ресторанный бизнес»), выпускаемые различными организациями бюллетени, публикации исследовательских и консалтинговых фирм, статистические сборники; масса ценной информации находится в сети Internet - тематические и отраслевые сайты (например, www.restorator.by), сайты конкурирующих заведений питания. Источниками информации о фирмах-конкурентах могут быть также специализированные выставки.

  • Изучить все выбранные источники информации, проанализировать их содержание и выбрать нужную Вам информацию.
  • Подготовить итоговый отчет.

Первичные данные - информация, собранная исследователем специально для решения конкретной проблемы.

Чаще всего под проведением маркетингового исследования понимают именно сбор первичной информации. Методы сбора первичных данных, в свою очередь, делятся на методы сбора качественных данных, методы сбора количественных данных и так называемые mix-методики.

             Качественное исследование отвечает на вопросы «как» и «почему».

Данный тип исследований позволяет получить очень подробные данные о поведении, мнении, взглядах, отношениях очень небольшой группы лиц. Полученные данные не могут быть выражены количественно (за редким исключением), однако дают хорошее представление об образе мыслей потребителей. Качественные исследования незаменимы при разработке новых товаров, рекламных кампаний, изучении имиджа фирм, торговых марок и решении других сходных задач.

Информация о работе Конкуренция, конкуренты как объект изучения