Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 16:39, курсовая работа
Цель исследования: анализ современного состояния и проблем социальной защиты детства в Республике Беларусь
Задачи:
Раскрыть понятие детства как социального явления;
Рассмотреть современные проблемы детства как социального явления в Республике Беларусь;
Изучить нормативно-правовую базу Республики Беларусь в сфере социальной защиты детства;
Рассмотреть сущность и содержание понятия социальной защиты детства;
Проанализировать деятельность государства и современных институтов общества по социальной защите детства на современном этапе.
Введение………………………………………………………………………..….3
1. Теоретические основы социальной защиты детства в РБ………………..….7
1.1 Детство как социальное явление…………………………………………..…7
1.2 Сущность и содержание социальной защиты детства………………….....10
1.3 Нормативно-правовая база защиты детства в РБ………………………….13
2. Механизмы социальной защиты детства в РБ…………………………..…..21
2.1 Институты защиты прав детей в Беларуси…………………...……………21
2.2 Организация в Беларуси социальной защиты семей и детства……….…..30
2.3 Модель социальной защиты семей и детства в Беларуси………..……….38
Заключение…………………………………………………………………….…41
Список использованной литературы…………………………………………...43
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономической социологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: Социология политики
на тему: Детство как предмет социальной защиты в Республике Беларусь
Студент
ИСГО, ДИС-3, 2-курс
Руководитель
МИНСК 2013
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Теоретические основы социальной защиты детства в РБ………………..….7
1.1 Детство как социальное явление…………………………………………..…7
1.2 Сущность и содержание социальной защиты детства………………….....10
1.3 Нормативно-правовая база
защиты детства в РБ………………………….13
2. Механизмы социальной
защиты детства в РБ………………………….
2.1 Институты защиты прав детей в Беларуси…………………...……………21
2.2 Организация в Беларуси социальной защиты семей и детства……….…..30
2.3 Модель социальной защиты семей и детства в Беларуси………..……….38
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Социальная защита детства в современном мире, является одним из важнейших, основных факторов экономического, социального, культурного развития общества, представляет основу социальной политики государства. Право на получение социальной защиты стало одним важнейших элементов правового статуса ребенка и в таком качестве закреплено в международных правовых стандартах и конституциях большинства развитых стран.
Сущность социальной защиты
детства состоит в том, чтобы с помощью
организационных, правовых, финансово-экономических,
социально-психолого-
Система социальной защиты детства разноуровневая, пронизывает все институты процесса социализации личности ребенка и во многом определяет эффективность данного процесса.
В становлении системы социальной защиты детства прослеживаются следующие тенденции:
• развитие системы социальной защиты детства происходит в неразрывной связи с развитием всех социальных институтов общества;
• развитие социальных институтов общества определяется потребностями общества в обеспечении воспроизводства человеческого потенциала, существовании нации;
• становление форм, методов, структуры социальной защиты детства детерминируется уровнем социально-экономического развития, социокультурными особенностями развития общества.
В наиболее общем смысле при рассмотрении социальной защиты детства как системы целесообразно исходить из понимания ее как совокупности следующих составляющих: законодательное обеспечение и степень сформированное нормативно-правового поля; механизм управления, порядок взаимодействия компетентных органов и учреждений, межведомственная взаимосвязь, организационные формы деятельности учреждений; порядок исполнения; финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение; научно-методическое и кадровое обеспечение; просвещение.
Термин «социальная защита детства» появился после революции. До революции использовали термин «призрение».
В 20-е гг. – В. Куфаев предложил термины «охрана детства» и «детское право».
Охрана детства – деятельность государства по созданию условий обеспечивающих психическое и физическое развитие ребёнка, в целях его подготовки к общественно полезной деятельности.
Детское право – совокупность правовых документов касающихся детства.
В 30-е годы Лебедева В.П. ввела термин «Охрана материнства».
Охрана материнства – это система мероприятий, предпринимаемых государством по организации труда и быта женщин, который создаёт оптимальные условия для выполнения женщиной производственной функции и условия для нормального развития и воспитания детей.
Социальная защита – система принципов законодательно-установленных социальных гарантий, обеспечивающих предоставление оптимальных условий жизни, удовлетворения потребностей, поддержание жизнеобеспечения.
Социальная защита детства – деятельность государства, направленная на создание условий для развития личности ребёнка, предоставление возможности для самоопределения, снижение негативных воздействий на семью.
Социальная поддержка детства – появилась в последнее время – это комплекс социальных мер, направленных на создание и поддержание достойных условий существования социально незащищённых категории детей и семей, испытывающих трудности в удовлетворении жизненных потребностей.
В науке есть 2 подхода к пониманию социальной защиты.
1. Социальная защита –
это система социальных
2. Социальная защита соотносится
с деятельностью государства
по созданию определённых
Объект исследования: проблемы социальной защиты детства в Республике Беларусь.
Предмет исследования: способы реализации работы в области социальной защиты детства в РБ.
Цель исследования: анализ современного состояния и проблем социальной защиты детства в Республике Беларусь
Задачи:
1. Теоретические
основы социальной защиты
1.1 Детство как социальное явление
Специфика детства до сих пор не изучена должным образом, не создано науки о детстве как самостоятельной отрасли знаний, отсутствует целостный, комплексный подход к детству как социально-педагогическому явлению.
Специалисты разных наук имеют каждый свое представление о возрастной периодизации детей и детства в целом, вкладывают различный смысл в содержание таких понятий, как «дети», «детство», «детскость», «феномен детства», «положение детей» и их место в структуре общества, однако изучение социальных связей и отношений взрослых и детей находится на периферии интересов многих из этих наук. Например, физиологи и психологи считают концом детства и началом молодости тот период, когда в организме подростка завершаются психофизиологические изменения, связанные с половой зрелостью (от 12 до 16 лет). Социологи к категории «молодежь» относят всех, кому уже исполнилось 14 лет. Медицинская статистика учитывает состояние здоровья детей лишь до 14 лет.
Современные специалисты склонны рассматривать ребенка как социально-биологический феномен, а детство как возрастной этап развития индивида. Педагоги трактуют детство как период, в течение которого взрослое поколение активно воздействует на младшее, формируя его способности, навыки и умения [1; С. 34].
Учитывая наличие разноречивых точек зрения, уточним ключевые понятия. Итак, ребенок - это человеческое существо от рождения до достижения 18-летнего возраста. Дети - это объект особой социальной заботы общества. Детство - это этап в развитии человека, предшествующий взрослости, характеризующийся интенсивным ростом организма и формированием высших психических функций.
Е.М. Рыбинский, анализируя феномен детства в России, дает следующее определение. Детство - это стадия жизненного цикла человека, когда продолжается развитие организма, его важнейших функций, наиболее активно осуществляется социализация личности, включающая в себя усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, усвоение определенных ролей, позволяющих ребенку формироваться и функционировать в качестве полноценного члена общества.
Социализация - сложный процесс вхождения индивида в социум. С одной стороны, включает усвоение определенной системы ценностей (норм, образцов, знаний, представлений). С другой стороны - процесс обретения собственного социального опыта и активного самоопределения личности.
Детство как социальный феномен - это социальное явление, определяющее роль, место и положение детей в целом в данном государстве и обществе, состояние и уровень отношения государства, общества и мира взрослых к детям, создание достаточных справедливых условий для выживания и развития детей, для защиты прав каждого ребенка, прежде всего посредством формирования и реализации адекватной социальной политики государства.
Значение дошкольного детства трудно переоценить. Д. Б. Эльконин отмечал, что «в период детства ребенок присваивает общество...» Ребенок в детстве приобщается к богатству духовной и материальной культуры, созданной обществом, приобретает специфические для человека способности и нравственные качества личности [2].
Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, первоначального формирования психических и физических качеств, необходимых человеку в течение всей последующей жизни, качеств и свойств, делающих его человеком.
Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает именно общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков усвоения различных видов деятельности. Формируются не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода. Воспитание и обучение необходимо адресуются ко всему спектру психических качеств ребенка, но адресуются по-разному.
Реализация специфических возрастных возможностей психической развития происходит благодаря участию дошкольника в соответствующих возрасту видах деятельности: игре, речевом общении, рисовании конструировании, музыкальной деятельности и др.
Организация этих видов деятельности, руководство ими, забота об и: совершенстве, о приобретении (по мере накопления детьми соответствующего опыта) свободного самодеятельного характера должны постоянно находиться в центре внимания педагогов, психологов и родителей.
В отдельные периоды детства возникают наиболее благоприятные условия для развития разных сторон психики. Эти периоды называются сензитивными, т.е. особенно чувствительными к соответствующим внешним воздействиям. Например, для развития речи сензитивный период, от 1 года до 5 лет, для формирования многих двигательных навыков - младший школьный возраст. Если упущен сензитивный период, то в дальнейшем соответствующие свойства и качества психики развиваются с трудом и не достигают совершенства.
Таким образом, детство выступает особой субкультурой жизни человека. Совершенно очевидно, что мир ребенка и мир взрослого не совпадают в едином пространстве, но между ними возникают особые связи и взаимодействия, которые взаимопроникают и взаимодополняют друг друга [5].
1.2 Сущность и содержание социальной защиты детства
В международном сообществе вопрос об отдельном рассмотрении проблем социальной защиты детства возник сравнительно недавно - в результате массовых движений за демократические реформы XIX века. Под влиянием этих демократических движений ряд государств приняли на себя обязательства по социальной защите детей от рабства и торговли ими, от вовлечения в проституцию, от эксплуатации детей работодателями, от произвола родителей и от других невзгод.
В начале XX века предпринимались попытки координировать усилия отдельных государств в области защиты интересов детей в международном масштабе. Элементы социальной защиты детей содержатся в документах предвоенной Лиги Наций. Наиболее важным актом этой организации в области социальной зашиты детства явилась ее Женевская декларация прав ребенка, принятая в 1924 году. Но подготовка государств ко II Мировой войне, активное либо вынужденное участие многих государств в этой самой разрушительной войне в истории человечества отодвинули вопросы социальной защиты детства почти на четверть века.
Вновь значительно активизировалась деятельность мирового сообщества по социальной защите детства после окончания II Мировой войны, разгрома наиболее реакционных политических режимов и крушения колониальной системы, державшей в своих оковах три четверти человечества.
Информация о работе Детство как предмет социальной защиты в Республике Беларусь