Детство как предмет социальной защиты в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: анализ современного состояния и проблем социальной защиты детства в Республике Беларусь
Задачи:
Раскрыть понятие детства как социального явления;
Рассмотреть современные проблемы детства как социального явления в Республике Беларусь;
Изучить нормативно-правовую базу Республики Беларусь в сфере социальной защиты детства;
Рассмотреть сущность и содержание понятия социальной защиты детства;
Проанализировать деятельность государства и современных институтов общества по социальной защите детства на современном этапе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….3

1. Теоретические основы социальной защиты детства в РБ………………..….7
1.1 Детство как социальное явление…………………………………………..…7
1.2 Сущность и содержание социальной защиты детства………………….....10
1.3 Нормативно-правовая база защиты детства в РБ………………………….13

2. Механизмы социальной защиты детства в РБ…………………………..…..21
2.1 Институты защиты прав детей в Беларуси…………………...……………21
2.2 Организация в Беларуси социальной защиты семей и детства……….…..30
2.3 Модель социальной защиты семей и детства в Беларуси………..……….38

Заключение…………………………………………………………………….…41
Список использованной литературы…………………………………………...43

Файлы: 1 файл

Курсовая_Баранов.docx

— 71.74 Кб (Скачать файл)

Программа «Дети Чернобыля» нацелена на решение всех вопросов, связанных с развитием, оздоровлением и безопасностью нахождения на загрязненных территориях детей и беременных женщин. Это обеспечение на самом высоком уровне медицинского обслуживания, оздоровления и санаторно-курортного лечения, оказания детям социально-психологической и педагогической помощи [25].

Важным итогом интеграции в общество детей с особенностями психофизического развития является подпрограмма «Дети –инвалиды», которая предусматривает не только профилактику заболеваемости и инвалидности в детском возрасте, но и создание условий для нормальной жизнедеятельности детей-инвалидов, развития их индивидуальных возможностей, повышения качества профессиональной и социальной реабилитации.

Подпрограмма «Дети-сироты» предлагает, в первую очередь, решение такой важной задачи, как создание условий, способствующих воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в различных формах семейного устройства: приемная семья, опекунство, патронаж, усыновление.

Цель подпрограммы «Детское питание» - сделать детское питание не уступающим по качеству лучшим зарубежным аналогам, а также доступным для семей с различным уровнем доходов. В связи с этим подпрограмма предусматривает создание и внедрение новых технологий по производству детских продуктов.

Новой в программе «Дети Беларуси» на 2006-2010 гг. является подпрограмма «Дети и закон. Воспитание личности». Она предусматривает своеобразное сопровождение нуждающихся в правовой помощи детей и обучение их правилам поведения в обществе. В связи с ростом числа регламентируемых насильственных актов в отношении детей, вовлечения их в различные радикальные группировки реализация этой подпрограммы становится чрезвычайно актуальной.

Реализация вышеназванных программ обеспечивает целый комплекс законов и правовых актов, регулирующих молодежную политику в стране. С некоторыми из них знакомит сборник нормативных правовых актов «Защита прав ребенка в Республике Беларусь», в который включены тексты документов и извлечения из них по состоянию на 24 октября 2006 года, обеспечивающие основные гарантии прав ребенка в Республике Беларусь(«Конвенция о правах ребенка», «Конституция Республики Беларусь 1994 года»; «Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 годы», «Кодекс Республики Беларусь о браке и семье», Закон республики Беларусь «О правах ребенка»), а также нормативные материалы, регулирующие вопросы охраны здоровья, права на образование, правовой охраны и оплаты труда, защиты имущественных прав несовершеннолетних [ 27-28].

«2007 год был объявлен Годом ребенка. По данным национального доклада «Положение детей в Республике Беларусь в 2005 году» в стране проживало 1 млн. 934 тыс. детей (всего населения 9млн. 750тыс. человек) в возрасте 0-17 лет включительно: получается, что каждый пятый житель нашей страны - ребенок. За период с 1990 – 2005 г. общее снижение численности детей составило 860 тыс.

Детей воспитывает 1млн. 486 тыс. семей. Из них 62,0% семей имеют одного ребенка, 32,3% - двух, 5,7% - трех и более детей.

По данным переписи 1999 г. в стране 355 неполных семей, в которых более 400 тыс. детей воспитываются или отцами, или матерями (большей частью матерями).

Ежегодно более 4 тыс. детей отбираются у родителей, лишающихся родительских прав. И ежегодно сами родители отказываются от 340 до 550 детей.

В стране более 32 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 50% проживают в семьях.

В стране около 6% от общего количества детей имеют нарушения в психофизическом развитии, детей-инвалидов – 29 тыс. человек.

По данным МВД, ежегодно жертвами преступлений и насилия становятся более 4 тыс. детей.»[ 12-15].

2. Механизмы социальной  защиты детства в РБ

2.1 Институты защиты прав детей в Беларуси

 

Защита прав и законных интересов детей декларируется как одно из приоритетных направлений государственной политики. Беларусь ратифицировала ряд международных документов: Конвенцию о правах ребенка (01.10.1990), а также Дополнительный протокол к Конвенции, касающийся продажи детей, детской проституции и детской порнографии (23.01.2002) и Факультативный протокол об участии детей в вооруженных конфликтах (12.12.2005). В 1993 году был принят Закон о правах ребенка. Ежегодно с 1999 года готовится национальный доклад о положении детей в Республике Беларусь за прошедший год. Разработана национальная законодательная база в отношении охраны детства. При этом специфика социально-экономической и политической ситуации в стране способствовала усилению роли государственных институций и нивелированию деятельности независимых и международных организаций.

По преимуществу законные и подзаконные акты, связанные с защитой прав детей, направлены на всестороннюю разработку концепта безопасности ребенка, что переопределяет ключевой компонент системы защиты детства– взаимодействие служб, родителей и детей. Складывается дизайн служб, центрированный на безопасности ребенка, подчинении интересов родителей интересам ребенка и ограничении автономии семьи в пользу полномочий служб и специалистов. Государство позиционируется как ключевой агент обеспечения безопасности. Прежняя система служб и организаций дополняется новыми сервисами, а ключевым организационным решением становится объединение институций в единую систему.

Анализ действующей системы защиты детей Беларуси указывает на существенные провалы в институциализации. Можно указать на три взаимосвязанных ограничения системы служб в контексте соотношения центрального и местного самоуправления:

·      монополизация защиты детства государством и минимизация участия других акторов;

·      универсализация служб посредством объединения сервисов в комплексные организации;

·      дублирование деятельности служб и размывание границ ответственности.

Монополизация защиты детства государством и минимизация участия других акторов.

Сложившаяся композиция акторов не располагает к использованию разнообразных подходов понимания детства, однако соответствует доминирующим в обществе установкам.

Центральный орган исполнительной власти, нацеленный на охрану детства, Национальная комиссия по правам ребенка(создана в 1996 г.) осуществляет мониторинг за исполнением действующих правовых установлений (в первую очередь, Закона о правах ребенка), а также – Ежегодные отчеты о положении детей в Республике Беларусь (с 1999 г.), которые представляются на международном уровне. Комиссия не является независимым, автономным органом. Так в Положении о Национальной комиссии по правам ребенка указано, что комиссия создается «для осуществления и совершенствования государственной политики по обеспечению защиты прав и законных интересов детей» [13]. На сегодняшний день комиссия включает в свой состав представителей законодательной и исполнительной власти как республиканского, так и местного уровня, правоохранительных органов и других государственных организаций. При этом число представителей общественных организаций крайне ограничено: из 33-х человек только 3 являются представителями общественных организаций «Белорусский детский фонд», «Белорусская ассоциация многодетных родителей», «Белорусский республиканский союз молодежи». То есть в составе комиссии работники высших органов власти составляют абсолютное большинство (представители правительства, министерств, национальных комиссий и центров, высших учреждений образования и исследовательских лабораторий, руководства городских и областных исполнительных комитетов). В состав комиссии входит фактически только один человек, имеющая отношения к непосредственной работе с детьми, –воспитательница детского дома семейного типа отдела образования Жодинского горисполкома. 

Кроме того, некоторые представители правительства констатируют, что деятельность Национальной комиссии носит несистемный и формальный характер. В 2010 году в интервью «Заўтра тваёй краіны» секретарь Комиссии по делам несовершеннолетних при Совете Министров Беларусь Андрей Солодовников отметил, что «Национальная комиссия по правам ребенка в Беларуси формально существует, но в последние два года даже не собиралась на заседания» [31]. 

Специалисты обсуждают возможность и необходимость создания институтауполномоченного по правам ребенка – свидетельство запроса на независимую экспертизу и актора, который бы ее осуществлял. Эта же проблема после 2002 года (по итогам рассмотрения Второго периодического отчета о реализации Конвенции о правах ребенка) начала обсуждаться и на уровне правительства – реакция на дискуссии среди экспертов, а также на конкретную инициативу Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Однако представители Правительства склонны рассматривать институт уполномоченного не как автономный и независимый орган, а как часть государственного аппарата. 

Так, в 2006 году прошел круглый стол на тему «Перспективы введения института Уполномоченного по правам ребенка в Республике Беларусь», организованный при участии Палаты представителей Национального собрания, Национальной комиссии по правам ребенка, Министерства образования и Представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Республике Беларусь. В работе круглого стола участвовали представители Палаты представителей, Совета Республики Национального собрания, Совета министров, Конституционного суда, Верховного суда РБ, Прокуратуры, республиканских органов государственного управления, иных государственных органов (организаций), общественных объединений, а также представители Институтов уполномоченного по правам ребенка в Литве, Польше, г. Москве и пр. 

31 мая 2012 года в ходе online приема министр труда и социальной защиты Марианна Щеткина отметила, что вопрос о введении института уполномоченного по правам ребенка в настоящее время прорабатывается Министерством образования в рамках проекта «Город, дружественный детям». В 2013 году появилась информация о том, что этот вопрос уже согласовывается на уровне Правительства. Однако проект так и не был принят. 

Следует отметить, что продвижение этой идеи происходит параллельно с воплощением идей ювенальной юстиции, которые также до сих пор не имплементированы на уровне институций в стране. Специалисты обсуждают необходимость создания новой специализированной судебно-правовой системы защиты прав несовершеннолетних, которая должна быть представлена как государственными, так и негосударственными органами, осуществляющими правосудие по делам о преступлениях и правонарушениях детей, контроль исправления и реабилитации несовершеннолетних в конфликте с законом и профилактику детской преступности. При этом наибольшее внимание уделяется вопросам восстановительного правосудия, которое в большей мере ориентировано не на наказание, а создание разнообразных видов помощи и превентивных мер [27]. 

Централизация, универсализация системы защиты детей, дублирование функций

Современная модель защиты детей отстраивается как трех-фазная: (а) профилактика, (б) кризисная интервенция, (в) посткризисная опека. Каждый из этих этапов запускается определенными институциями. В Беларуси в данном случае действует принцип «единой службы», когда все многообразие типов вмешательства в дела семьи осуществляются одной и той же службой или их комплексом под единым административным началом.

На уровне местных исполнительных и распорядительных органов функции управления и принятия решений по вопросам защиты детства выполняются секторами охраны детства управлений (отделов) образования, органами опеки и попечительства, комиссиями по делам несовершеннолетних (далее – КДН).

КДН и Органы опеки были созданы еще в советское время (в 1918 и 1971 годах соответственно), в то время как сектора охраны детства появились в 1999 году. Деятельность этих трех органов недостаточно разграничена, и они дублируют друг друга как в сфере организации контроля и кризисной интервенции, так и в сфере оказания помощи. По сути все три органа выполняют сходные функции: выявление детей, нуждающихся в опеке и помощи, находящихся в социально опасном положении, решение вопросов об изъятии детей у родителей, лишении родительских прав, поиск опекунов, охрана имущественных и других прав детей [29].

Исходя из анализа функций обозначенных служб, можно отметить следующие моменты: во-первых, все службы действуют по принципу «универсальности», то есть участвуют в процессах на всех стадиях защиты прав несовершеннолетних (профилактика, вмешательство и опека); во-вторых, службы практически сливаются в один сервис; как следствие– в-третьих, они дублируют функции друг друга; в-четвертых, вырабатывается преимущественная ориентация на контроль и вмешательство в дела семьи, особенно на стадии профилактики.

Исполнительную структуру защиты прав детей составляет несколько типов служб, которые различаются как по направленности (т.е. ориентированы на определенные целевые группы), так и по ведомственной принадлежности. Универсальными сервисами, которые должны работать со всеми категориями детей, являются социально-психологические службы учреждений образования (далее – СППС) и территориальные центры социального обслуживания (ТЦСОН), созданные в конце 1990-х годов. Помимо этого, есть более узкоспециальные органы: социально педагогические учреждения(далее – СПУ), нацеленные на помощь детям без попечения родителей, и инспекции по делам несовершеннолетних (далее – ИДН), находящиеся в ведомстве Министерства внутренних дел, осуществляют комплекс мероприятий по контролю и профилактике в отношении подростков в конфликте с законом.

Информация о работе Детство как предмет социальной защиты в Республике Беларусь