Детство как предмет социальной защиты в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: анализ современного состояния и проблем социальной защиты детства в Республике Беларусь
Задачи:
Раскрыть понятие детства как социального явления;
Рассмотреть современные проблемы детства как социального явления в Республике Беларусь;
Изучить нормативно-правовую базу Республики Беларусь в сфере социальной защиты детства;
Рассмотреть сущность и содержание понятия социальной защиты детства;
Проанализировать деятельность государства и современных институтов общества по социальной защите детства на современном этапе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….3

1. Теоретические основы социальной защиты детства в РБ………………..….7
1.1 Детство как социальное явление…………………………………………..…7
1.2 Сущность и содержание социальной защиты детства………………….....10
1.3 Нормативно-правовая база защиты детства в РБ………………………….13

2. Механизмы социальной защиты детства в РБ…………………………..…..21
2.1 Институты защиты прав детей в Беларуси…………………...……………21
2.2 Организация в Беларуси социальной защиты семей и детства……….…..30
2.3 Модель социальной защиты семей и детства в Беларуси………..……….38

Заключение…………………………………………………………………….…41
Список использованной литературы…………………………………………...43

Файлы: 1 файл

Курсовая_Баранов.docx

— 71.74 Кб (Скачать файл)

Ведущую роль в координации усилий мирового сообщества по социальной защите детства стала играть созданная в 1945 году Организация Объединенных Наций (ООН).

Одним из первых актов ООН в области социальной защиты детства стало образование Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ), который стал главным механизмом международной помощи детям.

В 1948 году ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека, в которой отмечено, что дети должны быть объектом особой защиты и помощи. Необходимость особой защиты прав ребенка подчеркивается и в других документах ООН: в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, Международном пакте о гражданских и политических правах, в уставах и иных документах международных организаций и специализированных учреждений ООН, занимающихся вопросами благополучия детей.

В 1959 году Организация Объединенных Наций приняла Декларацию прав ребенка. Главная идея декларации: человечество обязано давать ребенку лучшее из того, что оно имеет. В Декларации провозглашены десять принципов обеспечения социальной зашиты и благополучия детей на национальном и международном уровнях [6] .

На сегодняшний день в области социальной защиты детства Национальному правительству в сотрудничестве с местными и неправительственными организациями следует осуществлять или укреплять программы в следующих областях:

1) укрепление служб по оказанию  основной медико-санитарной помощи  детям в рамках предоставления  первичной медико-санитарной помощи, включая программы в области  дородового ухода, грудного вскармливания, иммунизации и питания;

2) проведение широких мероприятий  в области обучения взрослого  населения методам применения  пероральной регидратационной терапии  для лечения диареи, лечения респираторных  инфекций и профилактики инфекционных  заболеваний;

3) содействие мерам по разработке, изменению и обеспечению осуществления  правовой основы защиты детей  от эксплуатации в сексуальных  целях и эксплуатации детского  труда;

4) защита детей от воздействия  токсичных соединений, содержащихся  в окружающей и производственной  среде.

          Под механизмом правового обеспечения прав и свобод человека и гражданина понимают систему правовых средств и способов, направленную на реализацию, охрану и защиту субъективных прав и свобод.

Несмотря на кажущееся сходство используемых в данных определениях терминов "охрана", "защита" и "обеспечение", их необходимо различать [15; С. 86].

Охрана - это установление общего правового режима, т.е. законодательное закрепление прав и деятельность специальных органов по защите прав в случае их нарушения. Защита - это те меры, которые предпринимаются в случаях, когда права нарушены или оспорены. Охрана - создание условий для реализации прав. Защита - противодействие незаконным нарушением и ограничениям прав, предупреждение этих нарушений и ограничений, а также возмещение причиненного вреда. Охрана реализуется с помощью регулятивных и охранительных правовых норм. Защита же с помощью охранительных юридических норм.

Социальная защита - это система гарантированных государством экономических, организационных, правовых мер, обеспечивающих гражданам условия для преодоления трудной жизненной ситуации. Понятие "социальная защита" значительно шире понятия "правовая защита", т.к. последнее входит в категорию первого, поскольку юридические средства являются частью социальной системы регулирования и воздействия на общественные отношения, в том числе в вопросах охраны и защиты личности [6; С. 56].

Из вышесказанного следует, что под механизмом защиты прав ребенка следует понимать систему социальных и правовых средств, применяемых для обеспечения реализации его прав. Иначе говоря, речь идет о системе средств социальной и правовой защиты прав ребенка.

 

 

1.3 Нормативно-правовая база защиты детства в Республике Беларусь

 

За последнее десятилетие в Республике Беларусь сформировалась новая государственная политика в отношении детства, построенная с учетом современных позиций мирового сообщества и в соответствии с международными документами. Эта политика направлена на создание условий для соблюдения прав детей, оказания им необходимой помощи и поддержки со стороны общества и государства, дальнейшего улучшения их положения. Совершенствуется нормотворческая деятельность по приведению нормативных правовых актов в соответствие с положениями Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Принята новая редакция Закона Республики Беларусь от 19 ноября 1993 года "О правах ребенка" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., N 33, ст. 430; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 103, 2/215). Впервые в стране был реализован Национальный план действий по охране прав детей на 1995 - 2000 годы, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 19 апреля 1995 г. N 150 (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995 г., N 11, ст. 247), что обеспечило принятие более 27 нормативных правовых актов в поддержку детства и его защиту.[12]

В целях координации и анализа усилий государственных органов по выполнению Закона Республики Беларусь "О правах ребенка" создана и целенаправленно работает Национальная комиссия по правам ребенка. На ее заседаниях рассматриваются наиболее актуальные и значимые вопросы положения детей, принимаются при необходимости конкретные решения по изменению ситуации. С 1999 года формируется система органов охраны детства. На сегодняшний день в 93 органах образования созданы отделы либо секторы по охране детства. Представителями органов охраны детства в учреждениях образования являются социальные педагоги. Принимаются меры по созданию специализированных судов по делам несовершеннолетних в системе общих судов.

Созданы условия для расширения участия детей в принятии решений и реализации их права быть услышанными. Стали традиционными национальные детские форумы, встречи лидеров детского движения. В стране зарегистрировано 132 молодежных и детских объединения, а также фондов и организаций, деятельность которых связана с оказанием разносторонней помощи детям и защитой их прав.

Был принят и реализовался Национальный план развития образования в области прав человека на 1999 - 2004 годы, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 1999 г. N 366 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 26, 5/435), что обеспечило формирование системы образования в области прав человека, прав ребенка. В информационно-просветительскую деятельность по пропаганде прав детей и их защиты вовлечены средства массовой информации, учреждения культуры, социальной защиты и другие.

Значительное влияние на изменение реального положения детского населения республики оказало принятие президентской программы "Дети Беларуси" на 2001 -2005 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 24 мая 2001 г. N 281 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 51,1/2686), и ее целевое финансирование. Реализация названной Программы обеспечила улучшение работы по укреплению здоровья детей, прежде всего проживающих на загрязненных радионуклидами территориях, социальному обслуживанию семьи и детей, решению проблем детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В последние годы несколько стабилизирован уровень первичной заболеваемости детей, снизилась смертность детей в возрасте от 0 до 14 лет. В системе социальной защиты работают 24 центра социального обслуживания семьи и детей, 83 центра социального обслуживания населения, в системе образования - 81 детский социальный приют и 24 социально-педагогических центра, которые оказывают комплексную социальную, социально-педагогическую и психологическую помощь семье и детям, прежде всего оказавшимся в экстремальной жизненной ситуации. Приоритетным направлением деятельности государственных органов является создание условий для деинституализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов. Обеспечивается преимущественное развитие семейных форм устройства и воспитания детей-сирот, создаются центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, которые позволяют детям-инвалидам получать образовательные услуги по месту жительства. Указом Президента Республики Беларусь от 21 января 1998 г. N 46 утверждены Основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., N 3, ст. 57), в которых закреплен приоритет семьи как наиболее благоприятной и естественной среды для развития и воспитания детей и определены действия по упрочению ее института. Предпринятые государством усилия позволили сохранить и развить социальные приоритеты, обеспечивающие маленьким гражданам республики равный доступ к системе дошкольного воспитания, возможность получения полноценного и качественного образования, бесплатного медицинского обслуживания и оздоровления, защиту в экстремальной ситуации.[20]

Вместе с тем на фоне социально-экономических изменений и сложностей в стране не удалось в полной мере разрешить проблемы улучшения положения детей, защиты их прав и интересов. Ухудшается материальное положение семей, воспитывающих детей, увеличивается число неблагополучных семей, не снижается социальное сиротство. В обществе получают распространение алкоголизм, насилие и жестокость в отношении детей, их безнадзорность.

В 2002 году состоялась Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, посвященная рассмотрению достижения целей Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей (1990 год), на которой был намечен план действий на предстоящее десятилетие. С учетом достигнутого прогресса в положении детей в мире и имеющихся проблем сформулированы новые обязательства и определены меры, которые необходимо осуществить, чтобы построить "мир, пригодный для жизни детей", - как звучит в итоговом документе сессии.

В мае 2002 г. Комитет ООН по правам ребенка рассмотрел второй периодический доклад Республики Беларусь по осуществлению положений Конвенции о правах ребенка. В заключительных замечаниях по итогам рассмотрения отмечаются позитивные усилия нашей страны по улучшению положения детей, приведению национального законодательства в соответствие с основными нормами Конвенции о правах ребенка, обеспечению приоритета интересов детей в социальной политике страны. Комитет ООН по правам ребенка высказал также озабоченность в связи с тем, что в силу объективных причин переходного периода социально-экономического развития, сохраняющихся негативных последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, нашей стране не удалось обеспечить полную реализацию Конвенции по правам ребенка, и сформулировал конкретные рекомендации по ее достижению. Среди предложений Комитета ООН по правам ребенка наиболее актуальными и значимыми для страны являются следующие:

совершенствование национального законодательства в части соответствия основным положениям Конвенции о правах ребенка и другим международным документам;

создание механизма реальной защиты детства с введением института уполномоченного по правам ребенка;

координация усилий органов государственного управления, государственных органов и общественных объединений в создании условий для улучшения положения детей, обеспечения их прав и интересов.

Особое внимание обращено на необходимость подготовки специалистов, работающих с детьми и для детей, и внедрение мониторинга положения детей.

Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004 - 2010 годы является долгосрочным документом и направлен на достижение следующих целей:

обеспечение благоприятных условий для полноценного физического, интеллектуального и нравственного развития подрастающего поколения, повышения качества жизни детей, сохранения их здоровья и формирования навыков здорового образа жизни, защиты их от насилия и жестокости;

формирование правового самосознания подрастающего поколения, привлечение детей к участию в принятии решений, касающихся их интересов, подготовка к активной общественной жизни;

выполнение рекомендаций, содержащихся в итоговом документе специально сессии Генеральной Ассамблеи ООН "Мир, пригодный для жизни детей", и рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка по итогам рассмотрения второго периодического доклада Республики Беларусь об осуществлении Конвенции о правах ребенка.[31]

Выполнение мероприятий Национального плана действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004 - 2010 годы достигается совершенствованием межведомственного взаимодействия и обеспечением приоритета проблем детей в деятельности министерств и других республиканских органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома, общественных объединений, выделением средств из республиканского и местного бюджетов на финансирование основных направлений политики в отношении детей и их защиты.

Подрастающее поколение – важнейший объект национально –государственных интересов, один из главных факторов обеспечения социально-экономического и культурного развития страны. Формирование жизнеспособного молодого поколения – одна из главных задач белорусского государства. Решается она при помощи утвержденных Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко целевых программ «Дети Беларуси», «Молодежь Беларуси» и Молодые таланты Беларусь», которые представляют собой целостные проекты и содержат конкретные экономические механизмы их реализации.

Многоотраслевая Президентская программа «Дети Беларуси» на 2006-2010 гг. является логическим продолжением успешно реализованных программ 1998-2000 и 2001-2005 гг. Целями программы являются: обеспечение условий, необходимых для полноценного физического, умственного и духовного развития детей; формирование эффективной комплексной системы социальной защиты и интеграции в общество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В составляющих ее подпрограммах «Социальная защита семьи и детей», « Дети и закон. Воспитание личности», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты» и «Детское питание» называются основные мероприятия, реализация которых будет способствовать достижению поставленных целей.

Подпрограмма «Социальная защита семьи и детей» предусматривает решение целого комплекса задач , приоритетное значение среди которых имеют: повышение уровня жизни семей с детьми, включая усиление государственной поддержки семьям при строительстве, реконструкции и приобретении жилья; совершенствование социально-психологической и правовой помощи семьям, направленной на предупреждение и разрешение проблем семейного неблагополучия.

Информация о работе Детство как предмет социальной защиты в Республике Беларусь