Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 16:39, курсовая работа
Цель исследования: анализ современного состояния и проблем социальной защиты детства в Республике Беларусь
Задачи:
Раскрыть понятие детства как социального явления;
Рассмотреть современные проблемы детства как социального явления в Республике Беларусь;
Изучить нормативно-правовую базу Республики Беларусь в сфере социальной защиты детства;
Рассмотреть сущность и содержание понятия социальной защиты детства;
Проанализировать деятельность государства и современных институтов общества по социальной защите детства на современном этапе.
Введение………………………………………………………………………..….3
1. Теоретические основы социальной защиты детства в РБ………………..….7
1.1 Детство как социальное явление…………………………………………..…7
1.2 Сущность и содержание социальной защиты детства………………….....10
1.3 Нормативно-правовая база защиты детства в РБ………………………….13
2. Механизмы социальной защиты детства в РБ…………………………..…..21
2.1 Институты защиты прав детей в Беларуси…………………...……………21
2.2 Организация в Беларуси социальной защиты семей и детства……….…..30
2.3 Модель социальной защиты семей и детства в Беларуси………..……….38
Заключение…………………………………………………………………….…41
Список использованной литературы…………………………………………...43
Многодетные семьи имеют право на внеочередное улучшение жилищных условий. Им предоставляются государственная поддержка в виде льготных банковских кредитов в размере 95% от стоимости строящегося или приобретаемого жилья и 5-процентная одноразовая безвозмездная субсидия. Кредит выделяется на 40 лет под 3% годовых. Семьям, имеющим 3 несовершеннолетних детей, после завершения строительства оказывается финансовая поддержка в погашении кредита – 30% от стоимости жилья, 4 детей – 50%, а 5 и более – 100%. Подобным образом в прошлом году жилищные условия улучшили 1400 многодетных семей столицы. Еще 900 семей строят квартиры.
Брестской области в рамках деятельности по социальной защите детства проводятся следующие мероприятия:
Систематически выплачиваются ежемесячные государственные пособия, являющиеся гарантированной финансовой поддержкой семьи и детей. Получателями государственных пособий в области являются более 113,1 тысяч детей, в том числе 41456 - в возрасте до 3-х лет. Своевременно, в установленных размерах выплачиваются в органах социальной защиты социальные пенсии на 4746 детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.
Организация различных акций - «Поддержки человеческого достоинства», «Наши дети» и других с участием государственных, общественных, религиозных организаций расширяет возможности по оказанию социальной и материальной помощи семьям, воспитывающим детей, одиноким гражданам.
Принятые на государственном уровне правовые и нормативные документы, дополнительные меры, направленные на повышение материальной поддержки семей, материнства и детства, способствуют постепенному повышению социального и экономического уровня семьи, детей. Так, программы жилищного строительства с кредитованием на условиях частичного или полного погашения долга по кредиту помогают многодетным семьям решить жилищную проблему. Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает государственное обеспечение и социальную поддержку данной категории населения [27].
Созданная в области инфраструктура учреждений позволяет оказывать социальную, педагогическую, медицинскую помощь семье на должном уровне и в полном объеме. Психологическая помощь детям из неблагополучных семей, попавшим в сложные жизненные ситуации, оказывается в 16 социальных приютах временного пребывания.
Воплощение в жизнь мероприятий президентской программы «Дети Беларуси» оказывает положительное влияние на стабилизацию жизни детей-инвалидов, детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, реконструкция и техническое переоснащение предприятий, внедрение новых технологий расширяет возможности по выпуску высококачественных продуктов детского питания, обновления ассортимента. Координация работы всех заинтересованных ведомств по оказанию помощи семьям, воспитывающим детей, способствует повышению уровня социальной и правовой защиты детей.
В отношении вопроса социальной защиты детства в Кобринском районном социально-педагогическом центре состоялся круглый стол «Развитие системы защиты детства в Кобринском районе» с участием директоров социально-педагогических учреждений Брестской области. В ходе мероприятия участникам были представлены результаты проектов по развитию системы защиты детства, реализуемых в Кобринском районе при поддержке Представительства Христианского детского фонда.
Круглый стол открыла директор ГУ «Брестский государственный областной социально-педагогический центр» Ирина Жогло. В своем вступительном слове она отметила важность взаимодействия в работе различных ведомств по развитию системы защиты детства, а также необходимость распространения эффективного опыта служб защиты детства Кобринского района.
Татьяна Бойко, руководитель ГУ «Кобринский территориальный центр социального обслуживания населения» рассказала о деятельности Представительства Христианского детского фонда на территории Кобринского района, которая была начата в 2003 г. В настоящий момент при поддержке Представительства ХДФ реализуется 13 проектов, направленных на профилактику социального сиротства и институционализации детей-сирот через создание благоприятной среды для поддержки семьи, укрепления семейных форм воспитания и развития жизненных навыков детей и подростков.
Затем состоялись презентации отдельных проектов. Участникам круглого стола были представлены результаты реализации следующих проектов: «Семейно-ориентированный подход в системе защиты детства», «Программа обучения приемных родителей по модели «Прайд», «Информационная компания по предупреждению жестокого обращения с детьми», «Успешное родительство», «Программа 12 шагов», «Здоровый образ жизни», «Центр помощи семье», «Обучение навыкам жизни» [31].
В рамках круглого стола также была организована выставка методических и информационных материалов, разработанных в ходе реализации данных проектов.
2.3 Модель социальной защиты семьи и детства в Беларуси
Созданию условий для полноценного выполнения семьей ее основных функций призвана содействовать государственная семейная политика, которая является одним из приоритетных направлений в социальной сфере.
На протяжении последних лет государство изыскивало ресурсы для поэтапного увеличения размеров пособий, обеспечения их своевременной выплаты. Пособиями по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет охвачено более 96 процентов детей данного возраста.
Значимой формой социальной поддержки семей с малолетними детьми является обеспечение бесплатным питанием детей первых двух лет жизни. В 2008 году помощь получили более 44,0 тыс. детей из малообеспеченных семей, в первом полугодии 2009 г. - 40,3 тыс. детей. При рождении тройни и более детей бесплатное питание предоставляется независимо от совокупного дохода семьи. Такие семьи также имеют право на бесплатную услугу няни до исполнения детям 3-летнего возраста.
Малообеспеченные семьи, воспитывающие несовершеннолетних детей, получают адресную социальную помощь виде ежемесячного или единовременного пособия.
В системе материальной помощи семьям с детьми государство также использует льготы по налогообложению, оплате за содержание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия, удешевлению питания школьников, надбавки к пособиям по безработице.
Крайне важным в решении жилищных вопросов явилось предоставление финансовой поддержки государства в погашении задолженности многодетным семьям по льготным кредитам, а молодым семьям по нельготным кредитам, выданным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья.
При реализации социальной политики большое внимание уделяется созданию условий, позволяющих сочетать профессиональные и семейные обязанности. В этих целях государство планомерно развивает сеть детских дошкольных учреждений. Процент охвата детей дошкольными учреждениями составляет по республике 81,2 %, в сельской местности - 53,4%. Более 80% дошкольных учреждений оказывают дополнительные платные услуги по уходу, досмотру и развитию детей дошкольного возраста.
В республике широко развита система учреждений социального обслуживания, которые оказывают семьям широкий спектр социально-экономических, психолого-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг [27; С. 6].
Процесс совершенствования трудового законодательства осуществляется с учетом безусловного сохранения общественной значимости репродуктивной функции женщины, а также необходимости выравнивания возможностей работающих по полу и семейному положению.
В числе трудовых льгот - предоставление многодетным семьям и семьям, воспитывающим ребенка-инвалида оплачиваемого дополнительного свободного от работы дня в неделю; возможность использовать право на отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет вместо матери отцу либо другому родственнику; работникам предоставляется право использовать свой трудовой отпуск в период отпуска по беременности и родам, предоставляемого жене; усилена социальная защищенность матерей, работающих по контрактной форме.
Об эффективности социально-экономических мер в отношении белорусских семей свидетельствует тенденция увеличения рождаемости, которая наблюдается в республике уже с 2004 года.
Общая задача социальной политики в отношении семьи - способствовать укреплению ее потенциала, создавать условия для его максимальной реализации в целях полноценного выполнения семьей ее основных функций. То, как решается эта задача, в значительной степени зависит от положения женщин в обществе, от степени их участия в процессах принятия решений, интеграции в процессы общественного развития, от того, как распределяются внутрисемейные роли, каковы возможности для сочетания профессиональных и семейных функций для лиц с семейными обязанностями.
Заключение
В курсовой работе мною были проанализированы и изучены нормативно-правовые документы в сфере социальной защиты детства Республики Беларусь. Также социологические и статистические данные по этому вопросу, в результате чего получены следующие выводы:
Эффективная политика в интересах детей в каждой стране должна основываться на точном знании и понимании настоящего положения детей, их потребностей и способов наилучшего удовлетворения этих потребностей. В то же время очевидно, что выполнение государством принятых международно-правовых обязательств не может быть обеспечено без создания постоянно действующих независимых механизмов защиты прав детей. Это более чем актуально для Республики Беларусь, поскольку происходящие в обществе процессы социально-экономических и политических преобразований самым негативным образом отразились на положении социально незащищенных групп населения республики. Задача состоит в том, чтобы создать такой орган, который мог бы выступать в защиту интересов детей, проводя при этом критический анализ государственной политики и являясь своего рода рупором детей. Кроме того, такой орган должен быть источником достоверной информации о положении детей.
Отсутствие целостной системы защиты прав детей является одной из основных причин кризиса семьи и детства, поразившего нашу страну на современном этапе ее развития, поэтому основными направлениями государственной поддержки семьи являются: улучшение материальных условий жизнедеятельности семьи, обеспечение условий сочетания занятости населения в общественном производстве с выполнением семейных обязанностей, подготовка молодежи к браку, семейной жизни и осознанному родительству, формирование здорового образа жизни, обеспечение охраны здоровья матери, ребенка и репродуктивной функции семьи.
Общепринятым является мнение, что дети входят по ряду причин в состав социально уязвимой группы населения. Однако, в условиях радикальных преобразований общества, смены приоритетов нормо-ценностного регулирования дети оказались наиболее слабым звеном в социальной структуре общества. Ситуация усугубляется и тем, что родители и социальные институты (школа, органы социальной защиты и т. д.) не обращают на них должного внимания. Государство пытается заменить собой внутрисемейную деятельность (детские дома), но это ведет к сокращению личных социально-психологических адаптивных практик детей и неоднозначно сказывается на формировании их морально-нравственных норм.
Таким образом, защита семейных ценностей и формирование культуры ответственного родительства в семьях должны стать приоритетом в сфере социальной защиты детства в Республике Беларусь. Для дальнейшего успешного развития института семьи необходимо внедрение обучающих программ для взрослых и подростков по «внутрисемейному» поведению.
Используемые на сегодняшний день политические методы государственного регулирования социальной защиты семьи и охраны детства исходят из того, что создавая систему помощи детям и подросткам, мы должны иметь в виду, что ребенок, прежде всего, нуждается в семье. Именно семья может защитить ребенка и создать условия для полноценного его развития. Семья призвана сохранять стабильность и упорядоченность жизненного пространства ребенка, способствовать осознанию его человеческой ординарности, а также неординарности в виде родовой и национальной истории, индивидуальных дарований и талантов.
Список использованной литературы
1. Кравченко А. И. Общая социология: Учеб.
пособие для вузов. - М., 2008. - 479 с.
2. Харчев А. Г. Социология семьи. М.:ЦСП, 2006- 384 с.
3. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ.- СПб.: ТОО КТ «Петрополис», 2008.
4. Добреньков В. И., Кравченко. А. И. Социальные институты и процессы. М.: МГУ, 2006 г. т. 3.
5. Перов Г.О. Социология: Учебник /Г.О. Перов, С.И. Самыгин.- Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ», 2008.
6. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания. - М.: ГНИИ семьи и воспитания, - 2000, - 254 с.
7. Брутман В.И., Северный А.А. Некоторые современные тенденции социальной защиты детей-сирот и вопросы профилактики социального сиротства // Социальное и душевное здоровье ребенка и семьи: защита, помощь, возвращение в жизнь. М., 1998, - 164 с.
8. Дипломированный социальный педагог: Специфика профессиональной деятельности в системе профессиональной подготовки / Под ред. М.А. Галагузовой, М.Н. Костиковой. - Екатеринбург, 1996, - 322 с.
9. Котляр, И.И. Права человека и права социальных общностей // Котляр, И.И. Права человека / И.И. Котляр - Минск, 2005. С. 158-175.
10. Мардахаев Л.В. Методика и технология работы социального педагога. - Ч.1. - Орел, - 1994, - 236 с.
11. Мудрик А.В. Социальная педагогика/ учебн. пособие, - М, - «Академия», - 2000, - 200 с.
12. Н.И.Ловцова. "Здоровая, благополучная семья - опора государства?" Гендерный анализ семейной социальной политики // Журнал исследований социальной политики. 2003. Т. 1. № 3/4. С. 323-341.
13. О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях: Декрет Президента Республики Беларусь № 18, 24 ноября 2006 года // СБ (Беларусь сегодня). - 2006. - 28 ноября. - С. 4-5.
14. О правах ребенка: Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. № 2570-XII с изменениями и дополнениями - Минск: Дикта, 2007 . - 20 с.
15. Об утверждении комплекса мер по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 года № 18: Решение Минского городского исполнительного комитета // Минский курьер. - 2007. - 15 января. - С. 6-7.
16. Общие положения // О правах ребенка: Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993г. №2 570-XII с изменениями и дополнениями. - Минск, 2007. - С. 3-18.
Информация о работе Детство как предмет социальной защиты в Республике Беларусь