Детство как предмет социальной защиты в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: анализ современного состояния и проблем социальной защиты детства в Республике Беларусь
Задачи:
Раскрыть понятие детства как социального явления;
Рассмотреть современные проблемы детства как социального явления в Республике Беларусь;
Изучить нормативно-правовую базу Республики Беларусь в сфере социальной защиты детства;
Рассмотреть сущность и содержание понятия социальной защиты детства;
Проанализировать деятельность государства и современных институтов общества по социальной защите детства на современном этапе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..….3

1. Теоретические основы социальной защиты детства в РБ………………..….7
1.1 Детство как социальное явление…………………………………………..…7
1.2 Сущность и содержание социальной защиты детства………………….....10
1.3 Нормативно-правовая база защиты детства в РБ………………………….13

2. Механизмы социальной защиты детства в РБ…………………………..…..21
2.1 Институты защиты прав детей в Беларуси…………………...……………21
2.2 Организация в Беларуси социальной защиты семей и детства……….…..30
2.3 Модель социальной защиты семей и детства в Беларуси………..……….38

Заключение…………………………………………………………………….…41
Список использованной литературы…………………………………………...43

Файлы: 1 файл

Курсовая_Баранов.docx

— 71.74 Кб (Скачать файл)

Инспекции по делам несовершеннолетних достались в наследство от советского периода (были образованы еще в 1977 г.). В независимой Беларуси данная служба не претерпела значимых изменений и до сих пор, по сути, является узкоспециальным органом, призванным заниматься профилактикой правонарушений и безнадзорности. Данные службы осуществляют контроль преимущественно посредством регулярных профилактических рейдов в семьи и ведения разнообразных форм учета.

Три другие службы оформлялись уже в независимой Беларуси в конце 1990-х, с целью развития сектора социально-психологической помощи населения (СПУ, СППС, ТЦСОН).

Территориальные центры оказывают разнообразную помощь различным категориям населения (пенсионерам, семьям, детям и др.). Эта служба в большей мере ориентирована на конкретные обращения граждан и предоставляет услуги, которые направлены на защиту наиболее уязвимых слоев населения. Среди ряда независимых экспертов бытует мнение, что нацеленность на наиболее уязвимые группы обосновывает патернализм осуществляемой государством социальной политики. На базе территориальных центров создаются кризисные комнаты для женщин и детей, оказавшихся в трудной ситуации. В своей деятельности центры, хотя они и являются государственными органами, не призваны осуществлять функции контроля и учета. Соответственно являются единственным органом сугубо помогающей направленности.

Постепенно территориальным центрам была вменена обязанность заниматься постинтернатным сопровождением, что предполагает осуществление социального патронажа по вопросам жизнеустройства выпускников школ-интернатов и детских домов (решение вопросов с жильем, оформление документов, материальная помощь, организация досуга и т.п.), оказание помощи в получении профессии, в трудоустройстве, проведение правового и психолого-педагогического консультирования в целях социальной адаптации и реабилитации .

СППС, СПУ и ИДН, в отличие от территориальных центров, функционируют в большей степени по собственной инициативе и исходя из функциональных предписаний, нежели по запросу. Они оказывают определенные виды помощи либо всем детям (например, с целью профилактики негативных состояний, неуспеваемости, отставания в развитии и др.) либо отдельным целевым группам (оказание специальной помощи детям-инвалидам, детям в трудной жизненной ситуации или детям в конфликте с законом). Эти органы в первую очередь контролируют и ведут учет. Деятельность психологов также подчинена задаче контроля и кризисной интервенции: они обязаны своевременно информировать социально-педагогические учреждения о детях, находящихся в социально опасном положении, а также участвовать в мероприятиях по изъятию ребенка из семьи, или заседаниях суда, допросах, процессах принятия решения о виде ответственности, наказания в отношении детей, вступивших в конфликт с законом. СПУ и ИДН также вменены функции посткризисного устройства: после изъятия ребенка и/или ограничения прав родителей они занимаются подбором наилучшей формы устройства, могут ходатайствовать о помещении ребенка в то или иное место, осуществляют сопровождение ребенка, замещающих семей [22].

Центростремительная траектория развития и деятельности сервисов проявляется не только в аспекте их объединении для выполнения определенной функции или работы с определенной категорией детей, но также сведения в единую административную единицу разных служб. Например, детский социальный приют и социально-педагогический центр были созданы как независимые друг от друга институции по инициативе и в рамках проекта детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) по деинституциализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако они были объединены в единую службу на основании общей целевой группы [14], в результате образовав социально-педагогические учреждения (СПУ) с приютом. Также первоначально в учреждениях образования вводились просто должности психологов и социальных педагогов, и только позже было принято решение об объединении их в единую социально-психолого-педагогическую службу (СППС) в 2006году. Кроме того, с 2011 года такая служба может включать педагогов-организаторов и учителей-дефектологов в свой состав.

В итоге происходит не только наращивание функций (например, с каждым новым положением о СППС количество функции и направлений работы данной службы увеличивается), но развивается тенденция включения все большего числа специалистов в одну службу, своеобразное слияние более «мелких» служб.

Примером универсализации также становится организация помощи детям с особенностями психофизического развития (ОПФР). Ее основные исполнители, Центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (далее –ЦКРОиР) [15]. Центры выполняют функции и управления (координируют деятельность всех учреждений образования, оказывающих помощь детям-инвалидам и детям с ОПФР), и исполнения (на базе центров работают практические психологи, дефектологи, которые проводят коррекционно-развивающую работу). На базе центров также функционирует психолого-медико-педагогическая комиссия  (далее – ПМПК). Деятельность ПМПК  во многом «либерализирована» по сравнению с советским периодом, то есть ни заседания, ни решения комиссии не являются «принудительными» или «обязательными» для исполнения. В процессе принятия решения решающий голос остается за родителями или опекунами, что, однако не является гарантией соблюдения интересов ребенка, который помещен в учреждение общественного воспитания.

Универсализация и слияние служб сводит на нет такой фактор их профессионализации как конкуренцию между разными типами служб. Нарастающее дублирование функций блокирует спецификацию должностных обязанностей, а фокус на контроле как ведущей функции не располагает к формированию эффективных систем профилактики.

 

 

2.2 Организация в Беларуси социальной защиты семей и детства

Создание благоприятных социально-экономических условий жизни семьи было и остается приоритетным направлением государственной социальной политики. Господдержка семей с детьми занимает особое место в системе социальной защиты населения. Усиление такой поддержки способствует обеспечению охраны материнства и детства, укреплению семьи и ее престижа в обществе.

В Беларуси - 1 млн. 580 тыс. семей, имеющих детей в возрасте до 18 лет. Среди них преобладают семьи с одним ребенком (59%). Двоих детей имеют 35% семей, троих и более - 6%. В республике насчитывается 355 тыс. неполных семей, из которых 337 тыс. возглавляют мамы.

В 2001-2005 годах в Беларуси планомерно реализовывались меры, направленные на усиление социальной поддержки семей с детьми. Основные формы государственной помощи - денежные выплаты семьям в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей (пособия, пенсии), а также материальная помощь в денежной и натуральной формах, трудовые, налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы родителям и детям, социальное обслуживание семьи (оказание медико-социальных, психологических, педагогических, социально-правовых услуг). По словам собеседницы, система помощи семьям с детьми постоянно совершенствуется.

В соответствии с законом "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" в Беларуси осуществляется целенаправленная материальная поддержка семей с детьми. В республике действует разветвленная система детских пособий - 10 видов.

В нашей стране семьи имеют право на единовременные и ежемесячные пособия. При этом ежемесячные пособия на детей до 3 лет назначаются безотносительно среднедушевого совокупного дохода семьи, а на детей старше 3 лет - с учетом этого дохода. Пособия на детей семьям, воспитывающим ребенка-инвалида, ребенка, инфицированного вирусом иммунодефицита человека или больного СПИДом, в возрасте до 18 лет, назначаются независимо от совокупного дохода на члена семьи.

Размеры детских пособий пересматриваются четыре раза в год в связи с изменением бюджета прожиточного минимума. В результате такого пересмотра за прошедшие 5 лет пособия увеличились более чем в 9 раз, а в 2005 году - на 17%.

На усиление государственной поддержки семей в очень ответственный период жизни (воспитания малолетнего ребенка) направлен указ президента, которым с февраля 2006 года установлен единый размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет для всех категорий матерей (как работающих, так и не работающих) в размере, равном 65% БПМ.

В системе материальной помощи семьям немаловажное место занимают налоговые льготы. В соответствии с законодательством подоходным налогом не облагаются заработная плата и иные виды денежных вознаграждений граждан, получаемые по месту их основной работы (службы, учебы), в размере 2 базовых величин на каждого ребенка в возрасте до 18 лет.

Государственная поддержка семей с детьми осуществляется также через льготы по оплате за детские дошкольные учреждения, учебники, надбавки к пособиям по безработице, а также по питанию детей. Уже в нынешнем году планируется пересмотреть порядок обеспечения бесплатным питанием детей первых двух лет жизни. Это касается в первую очередь отмены категориального подхода. Вместо трех категорий семей (многодетных, неполных и семей, в которых оба родителя студенты) право обращения за получением бесплатного питания предполагается предоставить всем семьям, но с учетом уровня их доходов. В настоящее время критерий нуждаемости, дающий право на получение бесплатного детского питания, составляет 20% минимального потребительского бюджета. В перспективе планку нуждаемости предполагается поднять до 60% бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Реализация данных мер позволит расширить контингент получателей такого вида помощи, обеспечить адресность при ее назначении.

Все малыши в возрасте до 3 лет по рецептам врачей бесплатно обеспечиваются лекарствами и медикаментозными средствами. В возрасте до 7 лет дети имеют право бесплатного проезда в городском и пригородном транспорте (кроме такси), учащиеся и студенты - право на 50-процентную скидку со стоимости проезда. Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25% совокупного дохода семьи.

В республике за 2001-2005 годы адресная социальная помощь была оказана более 420,7 тыс. человек. 94,5% получателей такой помощи - семьи с несовершеннолетними детьми, из которых 23,6% составляют многодетные и 58,4% - неполные [30] .

По данным переписи 1999 года, в Беларуси 89,4 тыс. семей воспитывают троих и более детей. Отнесение семей к категории многодетных обусловливает предоставление им дополнительных социальных льгот. В 2004-2005 годах президентом и правительством принят ряд нормативных документов по решению жилищных проблем многодетных семей, выделению им льготных кредитов при строительстве жилья, оказанию финансовой помощи государства в погашении задолженности по льготным кредитам.

Исключительно важным этапом в формировании государственной социальной политики в области защиты детства явилась реализация президентской программы "Дети Беларуси" на 2001-2005 годы. Особое внимание уделялось развитию системы соцобслуживания семьи и детей. Специалисты территориальных центров социального обслуживания населения выявляют потребности конкретных семей и детей в различных видах социальной помощи, осуществляют патронаж социально неблагополучных семей и детей, оказывают психологическую, педагогическую и юридическую помощь семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Проходит консультирование по вопросам самообеспечения семей, реализации предусмотренных законодательством льгот, компенсаций и других выплат.

Реализация намеченных мер будет осуществляться в рамках подпрограммы "Социальная защита семьи и детей" президентской программы "Дети Беларуси" на 2006-2010 годы и подпрограммы "Стимулирование рождаемости и укрепление семьи" Национальной программы демографической безопасности Республики Беларусь на 2006-2010 годы. Проекты данных программ находятся на рассмотрении главы государства [25-26].

Защита и семей и детства в Республике Беларусь осуществляется согласно государственным программам и программам каждого отдельного региона, района либо области Республики Беларусь. Так, к примеру, рассмотрим мероприятия по социальной защите в Гомельской области Лельчицкого района.

Приоритетными направлениями в области социальной защиты населения, как и в целом по республике в районе является улучшение его социального положения, создание благоприятных условий для реализации прав и полноценного участия в жизни общества, обеспечение социально-экономической поддержки семьи материнства и детства.

Всем им обеспечивается своевременный перерасчет и выплата пенсий и пособий, предоставляются льготы, предусмотренные законодательством.

В районе проживает 645 многодетных семей, в которых воспитывается 1976 несовершеннолетних детей. В 2004 году открыт территориальный центр социального обслуживания населения. Центром проводится работа с многодетными, неполными, неблагополучными семьями, детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 18 до 23 лет, семьями, воспитывающие детей-инвалидов, гражданами пенсионного возраста, путем оказания им своевременной и квалифицированной психологической, юридической, экономической, реабилитационной и иной помощи.

Работает проект по временной занятости детей с ограниченными возможностями: осуществляют деятельность в трудовых мастерских по изготовлению сувенирной продукции, что дает дополнительную прибавку к пенсии; предоставляется 83 вида социально-бытовых услуг пенсионерам по социально-низким ценам; оказывается адресная социальная и гуманитарная помощь; работает тренажерный зал, созданы условия для того, чтобы пожилые граждане, дети с ограниченными возможностями могли вести здоровый образ жизни, следить за красотой своего тела.

86% столичных школьников получают  горячее питание, в том числе  льготное и за счет дотаций  из бюджета. А это, на наш взгляд, большое достижение. Перекус на  ходу или сухой паек негативно  сказываются на здоровье подрастающего  поколения. В городе также открыты 72 школьных кафе, где ребята могут  провести досуг, пообщаться с  друзьями и сверстниками, отметить  праздники.

Информация о работе Детство как предмет социальной защиты в Республике Беларусь