Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:42, курсовая работа
Целью данной работы является анализ основных направлений социальной работы с детьми с девиантным поведением.
Задачи:
1. Определить понятие и виды девиантного поведения.
2. Проанализировать основные причины детского и подросткового девиантного поведения и факторы, способствующие его преодолению.
3. Показать основные способы коррекции девиантного поведения
4. Проанализировать опыт социальной работы с детьми с девиантным поведением в Российской федерации на практических примерах.
Введение 3
Девиация как феномен социального общества. 5
Прафилактика девиантного поведения 13
Социальная работа с детьми с девиантным поведением в Российской федерации 27
Заключение 37
Список используемой литературы 39
Содержание
Введение 3
Девиация
как феномен социального
Прафилактика девиантного поведения 13
Социальная работа с детьми с девиантным поведением в Российской федерации 27
Заключение 37
Список используемой литературы 39
Россия переживает очередную
историческую эпоху, характеризующуюся
кризисами политической и экономической
системы, пересмотром законодательной
базы, реорганизацией системы государственного
самоуправления, социально-экономическим
переустройством. Все эти процессы
не могут не отражаться на психологическом
состоянии людей, их физическом здоровье,
материально-финансовом благополучии,
что приводит к переоценке жизненных
ценностей и установок, изменению
представлений о социально
Особенно остро эти тенденции влияют на подрастающее поколение: на фоне экономической и социальной депривации все большую остроту принимает их приобщение к преступному миру. По данным МВД, в России каждый год подростками совершается 150 тысяч преступлений. Кроме того, отмечается увеличение числа тяжких преступлений и повторных преступлений, совершаемых как отдельными подростками, так и группами несовершеннолетних. В 2005 году не достигшим 18-летнего возраста было инкриминировано 1200 убийств и 3200 разбойных нападений. Причем большинство нарушивших закон подростков оказались воспитанниками детских домов и интернатов, детьми, оставшимися без попечения родителей.
Первопричиной такого увеличения
подростковой преступности является,
прежде всего, нарушение собственных
прав детей и в семье, и в
социуме. Ребенок, который не получает
достаточно тепла, любви и взаимопонимания,
постоянно испытывает чувства беззащитности,
боли, унижения. Волей-неволей он начинает
отстаивать свое право на существование
и нередко — незаконными
В связи со всем вышесказанным изучение причин подростковой девиантности, факторов, способствующих ее преодолению и форм и методов социальной работы с детьми и подростками с девиантным поведением приобретают все большую актуальность.
Объект данной работы - дети с девиантным поведением.
Предметом исследования является прафилактическая работа с детьми с девиантным поведением, проводимая для снижения уровня детской девиантности.
Целью данной работы является анализ основных направлений социальной работы с детьми с девиантным поведением.
Задачи:
1. Определить понятие и виды девиантного поведения.
2. Проанализировать основные
причины детского и
3. Показать основные способы коррекции девиантного поведения
4. Проанализировать опыт социальной работы с детьми с девиантным поведением в Российской федерации на практических примерах.
В работе использовались методы
системного, причинно-следственного
и сравнительного анализа, изучение
практического опыта
Процесс социализации (процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей , необходимых для его успешного функционирования в данном обществе) достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса (статус, определяющий положение человека в обществе). Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение - это различные формы негативного поведения лиц, сфера нравственных пороков, отступление от принципов, норм морали и права [2. C. 78]. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение - это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных проблем и невзгод, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества. Но нас в первую очередь интересует культурно осуждаемые отклонения.
Основные теории девиантного поведения:
1.Биологические теории.
Самые первые теории на сей счет носили биологический характер: некоторые люди плохи от рождения, имеют врожденные личностные изъяны, которые стимулируют их антиобщественное поведение, не дают возможности сдерживать низменные потребности. В конце прошлого века итальянский психолог Чезаре Ломброзо предложил теорию врожденного преступника
Предпринимались попытки
оценить влияние
Однако большинство социологов и психологов не поддерживают идею о том, что тенденция к отклоняющемуся поведению, совершению преступлений коренится в генетике.
Уолтером Гоувом разработана теория половых и возрастных факторов. По наблюдению Гоува, фактически большинство нарушений, включающих серьезный риск или требующих физических сил, совершается молодыми людьми. Число таких преступлений резко снижается после 30 лет. Возраст арестованных за убийства, изнасилования, разбойные нападения чаще всего составляет 18-24 года, на втором месте стоит возрастная группа 13-17 лет, а лишь на третьем месте — 25-30 лет. После 30 лет количество арестованных за такие преступления резко снижается. Как для мужчин, так и для женщин характерно снижение числа правонарушений при переходе от юности к взрослости.[2, С. 212 ]
2. Теория анатомии.
Важное место в объяснении причин девиантного поведения занимает теория аномии (разрегулированности). Эмиль Дюркгейм использовал такой подход в своем классическом исследовании сущности, причин самоубийств. Он считал главной причиной самоубийств явление, названное им аномией. Э. Дюркгейм подчеркивал, что социальные правила играют основную роль в регулировании жизни людей. Нормы управляют их поведением, люди знают, что можно ожидать от других и чего ждут от них. Во время кризисов, войн, радикальных социальных изменений жизненный опыт мало помогает. Люди испытывают состояние запутанности и дезорганизованности. Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентиры — все это способствует девиантному поведению. Хотя теория Э. Дюркгейма и подвергалась критике, его основная мысль о том, что социальная дезорганизация является причиной девиантного поведения, считается общепризнанной.
3.Теория структурной напряжённости.
Теория структурной
4.Теория привязанностей.
Теория привязанностей, дифференцированного общения. Все мы имеем тенденцию проявлять симпатию или даже любить тех, к кому испытываем привязанность. Когда мы сильно привязаны к кому- либо, то стремимся сохранить хорошее мнение о нас. Такая конформность помогает сохранить признательность и уважение к нам, защищает нашу репутацию. Хорошо, если такое окружение — нормальные люди, а если нет? [8. С. 124]
5.Теория стигмации.
Теория стигмации, или наклеивания ярлыков, — это способность влиятельных групп общества ставить клеймо девиантов некоторым социальным или национальным группам (цыгане, лица кавказской национальности) . Если на человеке ставят клеймо девианта, то он начинает себя вести соответствующим образом. Сторонники этой теории различают первичное и вторичное девиантное поведение. Первичное — поведение личности, которое позволяет навесить на человека ярлык преступника. Вторичное — это такое поведение, которое является реакцией на ярлык, Будучи заклейменными как преступники, люди часто сознательно подтверждают это. Ярлык девианта: преступник, алкоголик, проститутка — всегда ограничивает официальные возможности человека. Ему труднее устроиться на работу, установить межличностные отношения. Ярлык преступника оказывает влияние на представление человека о самом себе. Мы часто видим себя такими, какими видят нас другие, и поступаем соответствующим образом.
6. Теория социальной и моральной интеграции.
Ее предложил Эмиль Дюркгейм, сравнивший условия традиционной сельской общины и крупных городов. Если люди много передвигаются, то ослабляются социальные связи, развивается множество состязающихся религий, которые взаимно ослабляют друг друга и т. п. Проблема использования этой теории заключается в поиске надежных индикаторов такой интеграции: оседлость населения, религиозность, благотворительная деятельность. Для каждого общества существуют свои индикаторы. У нас членство в комсомоле и партии были индикаторами социальной интеграции в советское общество. Сейчас крупные изменения в общественной организации заставляют социологов снова искать индикаторы, с помощью которых следует прогнозировать преступность. Пока к их числу можно отнести степень подвижности, оседлости. Уровень религиозности как показатель моральной интеграции в российское общество использовать вряд ли стоит — в стране слишком долго декларировался атеизм. [8, 127]
Виды девиантного
поведения. “Отклоняющимся (девиантным)
поведением называют поведение, в котором
устойчиво проявляются отклонения от
социальных норм. При этом различают
отклонения корыстного, агрессивного
и социально-пассивного типа.” К социальным
отклонениям корыстной направленности
относят правонарушения и проступки, связанные
со стремлением незаконным путем получить
материальную, денежную и имущественную
выгоду (хищение, взятки, кражи, мошенничество
и т.д.).
Социальные отклонения агрессивной ориентации
проявляются в действиях, направленных
против личности (оскорбления, хулиганство.
побои, изнасилование, убийство). социальные
отклонения корыстного и агрессивного
типа могут носить как вербальный (оскорбление
словом), так и невербальный характер (физическое
воздействие).
Отклонения социально-пассивного типа
выражаются в стремлении к отказу от активной
жизнедеятельности, уклонении от своих
гражданских обязанностей, долга, нежелании
решать как личностные, так и социальные
проблемы. К такого рода проявлениям можно
отнести уклонения от работы, учебы, бродяжничество,
употребление алкоголя, наркотиков, токсических
средств, погружающих в мир искусственных
иллюзий и разрушающих психику. Крайнее
проявление социально- пассивной позиции-
самоубийство, суицид.
Особенно большое распространение как
у нас в стране, так и за рубежом получила
такая форма социально-пассивных отклонений
как употребление наркотиков и токсических
средств, что ведет к быстрому и необратимому
разрушению психики и организма. такое
поведение получило на Западе название
- саморазрушающего поведения.
А теперь разберемся с психологическими проблемами у подростков с девиантным поведением. Отклоняющееся поведение является результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, что выражается в различных формах детско-подростковой дезадаптации уже в достаточно раннем возрасте.
Подростковая дезодаптация.
Детско-подростковая дезадаптация
проявляется в затруднениях в
усвоении социальных ролей, учебных программ,
норм и требований социальных институтов
(семьи, школы и т.д.), выполняющих функции
институтов социализации.
В зависимости от природы
и характера дезадаптации выделяют
патогенную, психосоциальную и социальную
дезадаптацию, которые могут быть представлены
как отдельно, так в сложном сочетании.
Патогенная дезадаптация
вызвана отклонениями и паталогиями
психического развития и нервно-психическими
заболеваниями, в основе которых лежат
функционально-органические поражения
центральной нервной системы. В свою очередь
патогенная дезадаптация по степени и
глубине своего проявления может носить
устойчивый, хронический характер (психозы,
эпилепсия, шизофрения, олигофрения и
т.д.), в основе которых серьезные органические
повреждения центральной нервной системы.
Выделяют также более легкие, пограничные
формы нервно-психических расстройств
и отклонений, в частности так называемую
психогенную дезадаптацию, (фобии, тики,
навязчивые дурные привычки), энурез и
т.д.),что может быть вызвано неблагоприятной
социальной, школьной, семейной ситуацией.
В коллективной монографии “ Криминальная мотивация”, вышедшей под редакцией академика В.Н.Кудрявцева в 1986г., бессознательной мотивации преступного поведения посвящена самостоятельная глава, в которой в частности, сделана попытка рассмотреть природу и классифицировать в зависимости от проявления неосознаваемые мотивы, К числу таких мотивов авторы относят следующие:
1. Первая категория
2. Вторая категория
компенсаторский или гиперкомпенсаторский
характер, что прежде всего связано с развивающимся
комплексом неполноценности, неадекватности,
ущемления личности. Последнее нередко
приводит к браваде, необдуманным, рискованным
поступкам, проявлениям физического насилия,
смещения агрессивной реакции на замещающий
объект.