Заключение
Изменения, происходящие сегодня в
нашем обществе, выдвинули целый
ряд проблем, одной из которых
является проблема девиантного поведения.
Причины отклонений в поведении человека
возникают как результат политической,
социально-экономической и экологической
не стабильности общества, усиления влияния
псевдокультуры, изменений в содержании
ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных
семейно-бытовых отношений, отсутствия
контроля за поведением, чрезмерной занятости
родителей.
Обобщенные результаты позволили
сформировать следующие выводы:
1. Что девиантное, или отклоняющееся,
поведение - понятие социально-психологическое,
так как обозначает отклонение от принятых
в данном конкретно-историческом обществе
норм межличностных взаимоотношений:
действий, поступков и высказываний, совершаемых
в рамках психического здоровья.
2. Отклоняющееся поведение как категория
представляет собой взаимодействие с
микросоциальной средой, нарушающее его
развитие и социализацию вследствие отсутствия
адекватного учета средой особенностей
его индивидуальности и проявляющееся
его поведенческим противодействием,
предлагаемым нравственным и правовым
общественным нормативом.
3. В профилактики и преодолении девиантного
поведения необходима правильная диагностика
причин и мотивов поступков, изучение
типичных признаков отклонений, умение
отделить случайные внешние проявления
от существенных изменений в сознании,
чувствах и поведении учащихся точный
диагноз позволяет правильно выбрать
оптимальную методику оказания социальной
помощи детям с девиантныи поведением,
обеспечивающую торможение отрицательных
и усиление положит, тенденций в его поведении.
Проведенное исследование выводит
нас на ряд актуальный проблем, требующих
своего разрешения, в частности, необходимо
более детальное исследование в
предупреждении и профилактике девиаций
подростков в социальной сфере.
Список используемой литературы
- Постановление Правительства РФ от 25.04.1995 N 420 Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением.
- Айхорн А. «Трудный подросток». – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. – с. 304.
- Алфимова М.В., трубников В.И. Психогенетика агрессивности // Психология. – 2000. – с. 112-123.
- Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. – М.: Аспект Пресс, 2001. – с. 378.
- Баенская Е.Р.Ранние этапы аффективного развития в норме и патологии. - первое издание. - М: УРАО, 2001. – с. 88.
- Бандура А., Уолтрес Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 1999.- (Основные направления психологии в классических трудах).
- Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: учеб.-метод. пособие / [М.И. Рожков и др.]; под ред. М.И. Рожкова. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. – с. 239. - (Коррекционная педагогика).
- Гидденс Энтони. Социология: учеб. Пособие – М.: 2008. – с.515
- Диагностика и коррекция социальной дезадаптации подростков: Пособие для психологов, педагогов, психосоциальных и социальных работников / Под ред. С.А. Беличевой. – М., 2000. – с. 287.
- 3мановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. – с. 288.
- Зотова О.И Проблемы отклоняющегося поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. - М.: Наука, - с. 343-365.
- Клейберг. Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное – пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, при участии «Юрайт - М», 2001.- с. 160.
- Клемантович И. Современная семья: структура, специфика, воспитательные возможности / / Воспитание школьников. - 1998. - с. 2-5.
- Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: (Деструктивное поведение в современном мире). – Новосибирск, 1990. – с. 56.
- Крайг Г. Психология развития. - СПб.: Питер, 2002. – с. 992: ил. – (Серия «Мастера психологии»).
- А.И. Кравченко, Социология: учебное пособие для студентов ВУЗов, - Екатеринбург: Деловая книга, 1998г. – с. 65.
- Кудрявцев В.Н. Современные проблемы борьбы с преступностью в России // Вестник Российской академии наук. – 1999. – Т. 69. - №9. – С. 790-797.
- Львова М. В. Социально – психологические особенности профилактики девиантного поведения подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. Ярославль, 2000. - с. 94.
- Москвичев В.В. Социальная работа с несовершеннолетними. Опыт организации социальной службы. - М.: Российский благотворительный фонд «НАН», 2000. – с. 148.
- Немов Р.С. психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – КН. 2: Психология образования. – с. 608.
- Обухова Л. Ф. «Возрастная психология», Москва, Российское педагогическое агентство, 2000 г.
- Основы генетики: Клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г.Издано: 2005, Владос. – с. 367.
- Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: гуминит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – Кн. 2: Процесс воспитания. – 256с.:ил.
- Пережогин ЛО., Девятова О.Е. Дети из социально-неблагополучных семей как объект профилактики злоупотребления ПАВ / / Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними и молодежью. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - М., 2003. – с. 153-154.
- Психология подростка. Учебник. Под редакцией членакорреспондента РАО А.А. Реана - СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. – с. 480. - (Серия «Мэтры психологии»).
- Разработка региональной системы профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодёжью. Управление социально-педагогической поддержки и реабилитации детей. М., 2002 – с. 5-13.
- Ранняя профилактика девиантного поведения детей и подростков / Под ред. А.Б. Фоминой. - М., 2003. - с.115.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. - М., 2003. – Кн.1. – с. 215.
- Российский статистический ежегодник: Статистический сборник / Госкомстат России. – М., 2000. – с. 127.
- Румянцева Т.Г Понятие агрессивности в соовременной зарубежной психологии / / Вопросы психологии. - 1991. - NQ 1. - с. 81-88.
- Рычкова Н.А. Дезадаптивное поведение детей: Диагностика, коррекция, психопрофилактика. Учебно-профилактическое пособие. – М.: «Издательство ГНОМ и Д». 2000. – с. 96
- Фролов С.С. Социология: Учебн.пособие. – М: - 2006
- Хомич В.А. Психология девиантного поведения: Учебн.пособие Ростов-на-Дону - 2006