Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:42, курсовая работа
Целью данной работы является анализ основных направлений социальной работы с детьми с девиантным поведением.
Задачи:
1. Определить понятие и виды девиантного поведения.
2. Проанализировать основные причины детского и подросткового девиантного поведения и факторы, способствующие его преодолению.
3. Показать основные способы коррекции девиантного поведения
4. Проанализировать опыт социальной работы с детьми с девиантным поведением в Российской федерации на практических примерах.
Введение 3
Девиация как феномен социального общества. 5
Прафилактика девиантного поведения 13
Социальная работа с детьми с девиантным поведением в Российской федерации 27
Заключение 37
Список используемой литературы 39
3.Третья категория неосознаваемых
мотивов связана с отсроченным во
времени действием закрепившихся в детстве
по механизму импринтинга
(впечатывания) травматического опыта.
Унижение, несправедливое жестокое
обращение могут оставлять свой отпечаток
в эмоциональной структуре личности и
при определенных условиях порождать
соответствующие формы поведения.
4. Четвертую категорию бессознательных мотивов преступного поведения составляют различные патологические, не исключающие вменяемости, особенности личности, в этих случаях у субъекта возникает сильнейшее стремление совершить поступок, который сам он расценивает как совершенно недопустимый. Такое нарушение влечения может проявляться как в форме безобидного озорства, так и в виде самых жестоких преступлений против личности.
Рост преступности, пьянства и алкоголизма, наркомании и проституции, других нарушений существующей российской действительности заставляют общество, различные социальные институты решать задачи искоренения указанных девиаций не только карающими, но и профилактическими методами.
В профилактической
работе важное значение имеет также
выявление и
исследование совокупности всех причин,
побудительных мотивов, обстоятельств
и действий личности или социальных групп,
составляющих явные или скрытые механизмы
их поведения, не соответствующего принятым
в обществе нормам или правилам.
Для урегулирования проблем с подростками существует целый перечень правовых документов. К ним относятся Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 «Об основных направлениях государственной семейной политики», Федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации «О президентской программе «Дети России» от 18 августа 1994 г.
К одним из основных документов по урегулированию и профилактики девиантного поведения является Постановление Правительства РФ от 25.04.1995 N 420 «Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением». Это положение положение регулирует образовательную, воспитательную и хозяйственно-экономическую деятельность государственных и муниципальных специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным (отклоняющимся от нормы, общественно опасным) поведением.
Очевидно, что добиться сколько-нибудь заметных результатов в решении проблемы девиантного поведения детей и подростков невозможно без организации адекватной профилактической работы. Профилактика девиантного поведения становится одной из важнейших задач современного общества. Это осознает сегодня подавляющее большинство граждан. Вместе с тем разработка и внедрение первичной профилактики девиаций у подростков и молодежи оказываются чрезвычайно затруднены в силу ряда обстоятельств, важнейшими из которых являются следующие:
• Недостаточно ясным продолжает оставаться вопрос о том, к чьей компетенции относится реализация профилактической работы с молодежью.
• По-прежнему неопределенным является вопрос о том, усилиями каких специалистов - педагогов, врачей, психологов - должна вестись профилактическая работа с молодежью.
• Практически отсутствуют научные обоснования программ первичной профилактики отклоняющегося поведения среди молодежи.
• До сих пор в медицине, психологии, педагогике отсутствует системный подход в понимании сущности различных девиаций как явления.
Профилактика отклоняющегося
поведения предполагает систему
общих и специальных
Задачи профилактической деятельности
1. Формирование мотивации
на эффективное социально-
2. Формирование мотивации
на социально-поддерживающее
друзья, значимые другие) легче справляются с проблемами, могут более эффективно преодолевать стрессы.
3. Развитие протективных факторов здорового и социально-эффективного поведения, личностно-средовых ресурсов и поведенческих стратегий у всех категорий населения. Человек, эффективно использующий поведенческие стратегии, имеющий социально-поддерживающее окружение, успешно использующий ко-пинг-ресурсы, оказывается более защищенным перед лицом стрессовых факторов. В этом случае уменьшается вероятность проявления многих видов девиаций, например, употребления химических веществ, суицидальное поведение, агрессивность и др.
4. Формирование знаний
и навыков в области
5. Формирование мотивации на изменение дезадаптивных форм поведения. Подобная работа проводится с группой риска и членами их семей. для того чтобы эти люди захотели изменить свое поведение, необходимо сформировать у них желание, мотивацию на изменение. Решать эту задачу помогают краткосрочные и длительные профилактические мотивационные программы.
6. Изменение дезадаптивных форм поведения на адаптивные. Это - работа с лицами, у которых девиантное поведение уже сформировано. Прежде чем сформируются адаптивные формы поведения, человек проходит длинный, тернистый путь от осознания своих подлинных чувств, преодоления психологических защит, осмысления деструктивности своего поведения до желания изменения дезадаптивных форм поведения на более адаптивные. Он должен понять, что девиация мешает ему нормально жить, разрушает и уничтожает его. для этого необходимо осознать свои реальные чувства, преодолеть те психологические защиты, которые личность выстраивает для ухода от решения проблем, осознать свои поведенческие проявления и захотеть изменить их на более адекватные формы поведения.
7. Формирование и развитие
социально-поддерживающих
8. Поощрение стремления
подростков к изменению
мирование у человека желания уменьшить и прекратить различные проявления этого поведения.
Существуют различные
формы психопрофилактической
Первая форма - организация
социальной среды. В её основе лежат
представления о
В рамках данной модели профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Особое значение имеет политика средств массовой информации. Специальные программы, выступления молодежных кумиров, специально подобранные кинофильмы - все это должно иметь качественно иной уровень, чем тот, что наблюдается в настоящее время.
Работа с молодежной субкультурой
может быть организована в форме
движения «Молодежь против наркотиков»
или одноименной акции с
В рамках данного подхода также предпринимаются попытки создания поддерживающих «зон» и условий, несовместимых с нежелательным поведением. Основным недостатком модели считается отсутствие прямой зависимости между социальными факторами и отклоняющимся поведением. В целом данный подход выглядит достаточно эффективным.
Вторая форма профилактической работы -информирование. Это наиболее привычное для нас направление профилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения ее способности к принятию конструктивных решений.
Для этого обычно широко используется информация, подтвержденная статистическими данными, например о пагубном влиянии наркотиков на здоровье и личность. Нередко информация имеет запугивающий характер. При этом перечисляются негативные последствия употребления наркотиков или описываются драматические судьбы девиантов, их личностная деградация.
Метод действительно увеличивает знания, но плохо влияет на изменение поведения. Само по себе информирование не снижает уровень девиаций. В некоторых же случаях, напротив, раннее знакомство
с девиациями стимулирует усиление интереса к ним. В ряде случаев информация дается несвоевременно: слишком поздно или слишком рано. Например, опыт работы с подростками подсказывает, что беседы по предупреждению наркозависимого поведения должны проводиться не позднее 14 лет. Они не должны содержать подробного описания наркотиков и эффектов, ими производимых. Такие беседы целесообразно направлять на обсуждение последствий девиантного поведения и способов воздержания от него, на выработку активной личностной позиции.
Перспективному развитию
данного подхода может
Третья форма профилактической
работы - активное социальное обучение
социально-важным навыкам, которое
преимущественно реализуется в
различных групповых тренингах.
В настоящее время
1. Тренинг резистентности
(устойчивости) к негативному социальному
влиянию. В ходе тренинга
2. Тренинг аффективно-
3. Тренинг формирования
жизненных навыков. Под
В работе с подростками данные формы представляются наиболее перспективными.
Четвертая форма - организация деятельности, альтернативной девиантному поведению. Эта форма работы связана с представлениями о заместительном эффекте девиантного поведения. Например, аддикция может играть важную роль в личностной динамике - повышение самооценки или интеграция в референтную среду. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее.
Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествия), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).