Девиантное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ основных направлений социальной работы с детьми с девиантным поведением.
Задачи:
1. Определить понятие и виды девиантного поведения.
2. Проанализировать основные причины детского и подросткового девиантного поведения и факторы, способствующие его преодолению.
3. Показать основные способы коррекции девиантного поведения
4. Проанализировать опыт социальной работы с детьми с девиантным поведением в Российской федерации на практических примерах.

Содержание работы

Введение 3
Девиация как феномен социального общества. 5
Прафилактика девиантного поведения 13
Социальная работа с детьми с девиантным поведением в Российской федерации 27
Заключение 37
Список используемой литературы 39

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 74.04 Кб (Скачать файл)

Эта форма реализуется  практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного  отклоняющегося поведения. В семейном воспитании ведущими профилактическими  задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности  любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют  потребности личности через вовлечение ребенка в различные виды активности - спорт, искусство, познание. Если к  подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении  негативных потребностей и занятий.

Пятая форма - организация  здорового образа жизни. Она исходит  из представлений о личной ответственности  за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Умение человека достигать оптимального состояния  и успешно противостоять неблагоприятным  факторам среды считается особенно ценным. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда  и отдыха, общение с природой, исключение излишеств. Такой стиль  основан на экологическом мышлении и существенно зависит от уровня развития общества.

Шестая форма - активизация  личностных ресурсов. Активные занятия  подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в труппах общения  и личностного роста - все это  активизирует личностные ресурсы, в  свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.

Седьмая форма - минимизация  негативных последствий девиантного поведения. данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению.

В различных видах профилактической работы могут использоваться схожие формы и методы. По способу организации  работы выделяют следующие формы  профилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа. В целях предупреждения отклоняющегося поведения используются различные методы психопрофилактической  работы: информирование, групповые  дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики.

В зависимости от используемых методов профилактическая работа может  осуществляться в форме тренингов, образовательных программ (например, школьного спецкурса), психологического консультирования, кризисной помощи (телефон доверия), а также психотерапии пограничных состояний и нервно-психических расстройств.

Первичная, вторичная и  третичная формы профилактики реализуются  за счет специально разработанных программ, которые предполагают решение следующих  основных задач:

• развитие у несовершеннолетних социальной и личной компетенции (обучение навыкам эффектного общения, критического мышления, выработка адекватной самооценки);

• становление навыков  самозащиты (устойчивости к негативному  воздействию социальной среды, в  том числе и групповому давлению);

• предупреждение возникновения  проблемы при взаимодействии с окружающими (развитие навыков самоконтроля).

В зависимости от направленности профилактической работы на категорию  населения можно выделить следующие  стратегии работы:

1. Профилактика, основанная  на работе с группами риска  в медицинских и медико-социальных учреждениях. Создание так называемой сети социально-поддерживающих учреждений.

2. Профилактика, основанная  на работе в школе, создание  сети «здоровых школ», включение  профилактических занятий в учебные  программы всех школ.

3. Профилактика, основанная  на работе с семьей.

4. Профилактика в организованных  общественных группах молодежи  и на рабочих местах.

5. Профилактика с помощью  средств массовой информации.

6. Профилактика, направленная  на группу риска в неорганизованных  коллективах - на территориях,  улицах, с безнадзорными, беспризорными  детьми.

Превентивные программы  подразделяют на две категории:

- личностно-центрированные - воздействие на определенные  характеристики личности (личностные  ресурсы);

- средо-центрированные - воздействие на социальную среду, родителей, учителей, сверстников, терапевтические сообщества.

Наиболее эффективно одновременное  воздействие и на среду и на личность.

В зависимости от времени  воздействия профилактические программы  делятся на три категории:

Постоянно действующие программы - это модель профилактики, действующая  постоянно в каком-то определенном месте, например, на базе определенных школ, где проводятся регулярные профилактические занятия с детьми, подростками, учителями, осуществляется подготовка субспециалистов (лиде-ров-сверстников, лидеров-учителей, психологов, ли-деров-родителей), которые будут продолжать постоянную профилактическую работу.

Систематически действующие  программы предполагают проведение регулярных профилактических мероприятий, рассчитанных на определенный промежуток времени (несколько месяцев, несколько  раз в год и т.д.).

Периодически действующие  программы - это несистематическая  периодическая профилактическая деятельность, проведение мероприятий, заставляющих задуматься о здоровом образе жизни. Они могут оказаться для некоторых  людей поворотным пунктом к началу новой жизни. К такой работе, наряду с профессионалами, целесообразно  привлекать «выздоравливающих зависимых» - людей, имеющих в прошлом опыт употребления психоактивных веществ, поскольку они способны собственным примером убедить людей в преимуществе здорового образа жизни. Обязательным является предварительное обучение этих людей.

Рассмотрим наиболее типичные варианты программ, используемых при  реализации различных направлений  профилактической деятельности. Профилактические программы подразделяются по направлениям работы на когнитивные, аффективные, аффективно-интерперсональные, поведенческие, альтернативные, средовые, общественные, ориентированные на семью и др.

Программы когнитивного обучения получили большую популярность в  ряде стран Европы и Соединенных  Штатах Америки. Они рассчитаны прежде всего на подростков в возрасте от двенадцати до шестнадцати лет и отличаются повышенной эффективностью. Основная цель этих программ заключается в том, чтобы учить детей брать на себя ответственность за собственное поведение, осознавать свои действия.

Программы аффективного обучения и их модификации. Это программы  первичной и вторичной профилактики. Получили распространение во Франции, в Германии, Англии и Голландии. В  их основе лежит представление о  кризисе идентичности, происходящем в подростковом возрасте. В связи с гормональным дисбалансом и происходящими в организме изменениями, подросток находится в состоянии дополнительного стресса и должен адаптироваться к жизни в новых условиях. У него изменяется система эмоционального регулирования. Он становится очень ранимым, болезненно воспринимает окружающую действительность. Цель данных программ - учить детей и подростков регулировать эмоции, осознавать и контролировать их, переводить из одной эмоциональной модальности в другую, не прибегая к формам саморазрушающего поведения.

Программы аффективного и  интерперсонального обучения являются попыткой предупредить у подростков злоупотребление алкоголем и наркотиками путем развития Я-концепции, осознания своих чувств, ощущений, отношений с другими людьми, обучения навыкам принятия решений и коммуникативной компетентности.

Программы поведенческого обучения или поведенческой модификации  широко распространены в Соединенных  Штатах Америки. Они основываются на тренинге поведенческих навыков  с целью повышения у подростков устойчивости к употреблению табака, алкоголя, наркотиков, к включению  в антисоциальные компании. В основе этих программ лежит теория социального  научения А. Бандуры и концепция  поведения риска Р. Джессора. Человек, обученный определенным поведенческим навыкам, чувствует себя компетентным, эффективным, у него повышается самоуважение. Эти программы учат детей осознанно и даже неосознанно отказываться от употребления наркотиков, не принимать неизвестных препаратов, не входить в контакт с незнакомыми людьми.

Программы формирования социальных альтернатив базируются на идее о  том, что позитивная деятельность, альтернативная алкоголизации, наркотизации и т.п. способствует переориентации подростков. Эти программы распространены в Бельгии, во Франции, в России и представляют собой создание социальной действительности, альтернативной наркотической. Сюда могут быть отнесены всевозможные формы занятости молодежи: рискованные виды спорта, путешествия с элементами научно-исследовательской деятельности и др. Программы обладают высокой эффективностью.

Общественные программы  подразумевают воздействие через  средства массовой информации - радио, телевидение, газеты, журналы, плакаты, открытки, лекции, конференции, встречи, книги, фильмы, видеоролики. Цель этих программ - увеличение объема информации о последствиях употребления алкоголя, наркотиков. Они призваны действовать на установки, касающиеся употребления психоактивных веществ, а также социальные и средовые факторы, поддерживающие установки в отношении изменения поведения.

Программы улучшения взаимодействия между учителями и школьниками  включают тренинг учителей с целью  создания социально-поддерживающего  климата в школе, работу с самооценкой и я-концепцией учителя, тренинги личностного контроля и социальных навыков.

Программы, ориентированные  на семью, приобретают все большее  значение в профилактике девиантного поведения у подростков. Выделяют три типа таких программ: тренинг родителей; тренинг социальных навыков у детей; тренинг семейных навыков. к программам такого рода относят и работу по созданию семейных групп самопомощи.

Программы создания групп  социальной поддержки. Если у ребенка  отсутствует социальная среда, способная  поддерживать его, такую среду необходимо создавать искусственно: формировать  группы само- и взаимопомощи (среди  родителей, сверстников, учителей).

Наиболее удобным местом для превентивной работы является школа, где осуществляется систематическое  целенаправленное обучение на протяжении нескольких лет. Типовые, а иногда создаваемые  специально для данной школы профилактические программы в виде курсов обязательных регулярных занятий включаются в  общий учебный план.

Эффективная профилактика должна включать в себя комплекс разнонаправленных  программ, которые, сочетаясь в социально-педагогическом процессе, позволят решать самые разнообразные  проблемы в условиях образовательных  учреждений. Одним из важнейших условий  реализации этих программ должна быть тонкая дифференциация детей в группы для организации профилактической работы, а также наличие в учреждении службы сопровождения, включающей необходимое количество специалистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальная работа с детьми с девиантным поведением в Российской федерации

едеральный закон от 24.06.1999г. № 120-ФЗ “ Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”

В соответствии со ст.2 указанного закона основными задачами по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление  и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и  законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в  социально опасном положении;

выявление и пресечение случаев  вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий .

Статьей 13 Закона предусмотрено, что к специализированным учреждениям  для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации относятся:

1)социально-реабилитационные  центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности  и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной  ситуации;

2) социальные приюты для  детей, обеспечивающих временное  проживание и социальную реабилитацию  несовершеннолетних, оказавшихся в  трудной жизненной ситуации и  нуждающихся в экстренной социальной  социальной помощи государства;

3) центры помощи детям,  оставшимся без попечения родителей,  предназначенные для временного  содержания несовершеннолетних, оставшихся  без попечения родителей или  законных представителей, и оказания  им содействия в дальнейшем  устройстве.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся  в социальной реабилитации, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) принимают участие в  выявлении и устранении причин  и условий, способствующих безнадзорности  и беспризорности несовершеннолетних;

2) оказывают социальную, психологическую и иную помощь  несовершеннолетним, их родителям  в ликвидации трудной жизненной  ситуации, восстановлении социального  статуса несовершеннолетних в  коллективах сверстников по месту  учебы, работы, жительства, содействуют  возвращению несовершеннолетних  в семьи;

3) содержат в установленном  порядке на полном государственном  обеспечении несовершеннолетних, указанных  в п. 2 настоящей статьи, осуществляют  их социальную реабилитацию, защиту  их прав и законных интересов,  организуют медицинское обслуживание  и обучение несовершеннолетних по соответствующим общеобразовательным программам, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности;

Информация о работе Девиантное поведение подростков