Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:42, курсовая работа
Целью данной работы является анализ основных направлений социальной работы с детьми с девиантным поведением.
Задачи:
1. Определить понятие и виды девиантного поведения.
2. Проанализировать основные причины детского и подросткового девиантного поведения и факторы, способствующие его преодолению.
3. Показать основные способы коррекции девиантного поведения
4. Проанализировать опыт социальной работы с детьми с девиантным поведением в Российской федерации на практических примерах.
Введение 3
Девиация как феномен социального общества. 5
Прафилактика девиантного поведения 13
Социальная работа с детьми с девиантным поведением в Российской федерации 27
Заключение 37
Список используемой литературы 39
Эта форма реализуется практически во всех программах оказания помощи в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Родители должны понимать, что они формируют потребности личности через вовлечение ребенка в различные виды активности - спорт, искусство, познание. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.
Пятая форма - организация
здорового образа жизни. Она исходит
из представлений о личной ответственности
за здоровье, гармонию с окружающим
миром и своим организмом. Умение
человека достигать оптимального состояния
и успешно противостоять
Шестая форма - активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в труппах общения и личностного роста - все это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, ее здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.
Седьмая форма - минимизация негативных последствий девиантного поведения. данная форма работы используется в случаях уже сформированного отклоняющегося поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению.
В различных видах
В зависимости от используемых методов профилактическая работа может осуществляться в форме тренингов, образовательных программ (например, школьного спецкурса), психологического консультирования, кризисной помощи (телефон доверия), а также психотерапии пограничных состояний и нервно-психических расстройств.
Первичная, вторичная и третичная формы профилактики реализуются за счет специально разработанных программ, которые предполагают решение следующих основных задач:
• развитие у несовершеннолетних социальной и личной компетенции (обучение навыкам эффектного общения, критического мышления, выработка адекватной самооценки);
• становление навыков самозащиты (устойчивости к негативному воздействию социальной среды, в том числе и групповому давлению);
• предупреждение возникновения проблемы при взаимодействии с окружающими (развитие навыков самоконтроля).
В зависимости от направленности профилактической работы на категорию населения можно выделить следующие стратегии работы:
1. Профилактика, основанная
на работе с группами риска
в медицинских и медико-
2. Профилактика, основанная
на работе в школе, создание
сети «здоровых школ»,
3. Профилактика, основанная на работе с семьей.
4. Профилактика в организованных общественных группах молодежи и на рабочих местах.
5. Профилактика с помощью средств массовой информации.
6. Профилактика, направленная
на группу риска в
Превентивные программы подразделяют на две категории:
- личностно-центрированные - воздействие на определенные характеристики личности (личностные ресурсы);
- средо-центрированные - воздействие на социальную среду, родителей, учителей, сверстников, терапевтические сообщества.
Наиболее эффективно одновременное воздействие и на среду и на личность.
В зависимости от времени воздействия профилактические программы делятся на три категории:
Постоянно действующие программы - это модель профилактики, действующая постоянно в каком-то определенном месте, например, на базе определенных школ, где проводятся регулярные профилактические занятия с детьми, подростками, учителями, осуществляется подготовка субспециалистов (лиде-ров-сверстников, лидеров-учителей, психологов, ли-деров-родителей), которые будут продолжать постоянную профилактическую работу.
Систематически действующие программы предполагают проведение регулярных профилактических мероприятий, рассчитанных на определенный промежуток времени (несколько месяцев, несколько раз в год и т.д.).
Периодически действующие
программы - это несистематическая
периодическая профилактическая деятельность,
проведение мероприятий, заставляющих
задуматься о здоровом образе жизни.
Они могут оказаться для
Рассмотрим наиболее типичные варианты программ, используемых при реализации различных направлений профилактической деятельности. Профилактические программы подразделяются по направлениям работы на когнитивные, аффективные, аффективно-интерперсональные, поведенческие, альтернативные, средовые, общественные, ориентированные на семью и др.
Программы когнитивного обучения получили большую популярность в ряде стран Европы и Соединенных Штатах Америки. Они рассчитаны прежде всего на подростков в возрасте от двенадцати до шестнадцати лет и отличаются повышенной эффективностью. Основная цель этих программ заключается в том, чтобы учить детей брать на себя ответственность за собственное поведение, осознавать свои действия.
Программы аффективного обучения
и их модификации. Это программы
первичной и вторичной
Программы аффективного и интерперсонального обучения являются попыткой предупредить у подростков злоупотребление алкоголем и наркотиками путем развития Я-концепции, осознания своих чувств, ощущений, отношений с другими людьми, обучения навыкам принятия решений и коммуникативной компетентности.
Программы поведенческого обучения или поведенческой модификации широко распространены в Соединенных Штатах Америки. Они основываются на тренинге поведенческих навыков с целью повышения у подростков устойчивости к употреблению табака, алкоголя, наркотиков, к включению в антисоциальные компании. В основе этих программ лежит теория социального научения А. Бандуры и концепция поведения риска Р. Джессора. Человек, обученный определенным поведенческим навыкам, чувствует себя компетентным, эффективным, у него повышается самоуважение. Эти программы учат детей осознанно и даже неосознанно отказываться от употребления наркотиков, не принимать неизвестных препаратов, не входить в контакт с незнакомыми людьми.
Программы формирования социальных альтернатив базируются на идее о том, что позитивная деятельность, альтернативная алкоголизации, наркотизации и т.п. способствует переориентации подростков. Эти программы распространены в Бельгии, во Франции, в России и представляют собой создание социальной действительности, альтернативной наркотической. Сюда могут быть отнесены всевозможные формы занятости молодежи: рискованные виды спорта, путешествия с элементами научно-исследовательской деятельности и др. Программы обладают высокой эффективностью.
Общественные программы
подразумевают воздействие
Программы улучшения взаимодействия между учителями и школьниками включают тренинг учителей с целью создания социально-поддерживающего климата в школе, работу с самооценкой и я-концепцией учителя, тренинги личностного контроля и социальных навыков.
Программы, ориентированные на семью, приобретают все большее значение в профилактике девиантного поведения у подростков. Выделяют три типа таких программ: тренинг родителей; тренинг социальных навыков у детей; тренинг семейных навыков. к программам такого рода относят и работу по созданию семейных групп самопомощи.
Программы создания групп социальной поддержки. Если у ребенка отсутствует социальная среда, способная поддерживать его, такую среду необходимо создавать искусственно: формировать группы само- и взаимопомощи (среди родителей, сверстников, учителей).
Наиболее удобным местом для превентивной работы является школа, где осуществляется систематическое целенаправленное обучение на протяжении нескольких лет. Типовые, а иногда создаваемые специально для данной школы профилактические программы в виде курсов обязательных регулярных занятий включаются в общий учебный план.
Эффективная профилактика должна
включать в себя комплекс разнонаправленных
программ, которые, сочетаясь в социально-
едеральный закон от 24.06.1999г. № 120-ФЗ “ Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”
В соответствии со ст.2 указанного закона основными задачами по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:
предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;
выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий .
Статьей 13 Закона предусмотрено, что к специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации относятся:
1)социально-реабилитационные
центры для несовершеннолетних,
осуществляющие профилактику
2) социальные приюты для
детей, обеспечивающих
3) центры помощи детям,
оставшимся без попечения
Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:
1) принимают участие в
выявлении и устранении причин
и условий, способствующих
2) оказывают социальную,
психологическую и иную помощь
несовершеннолетним, их родителям
в ликвидации трудной
3) содержат в установленном
порядке на полном