Девиантное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 10:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ основных направлений социальной работы с детьми с девиантным поведением.
Задачи:
1. Определить понятие и виды девиантного поведения.
2. Проанализировать основные причины детского и подросткового девиантного поведения и факторы, способствующие его преодолению.
3. Показать основные способы коррекции девиантного поведения
4. Проанализировать опыт социальной работы с детьми с девиантным поведением в Российской федерации на практических примерах.

Содержание работы

Введение 3
Девиация как феномен социального общества. 5
Прафилактика девиантного поведения 13
Социальная работа с детьми с девиантным поведением в Российской федерации 27
Заключение 37
Список используемой литературы 39

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 74.04 Кб (Скачать файл)

4) уведомляют родителей  несовершеннолетних или их законных  представителей о помещении несовершеннолетних  в указанные учреждения;

5) содействуют органам  опеки и попечительства в осуществлении  устройства несовершеннолетних, оставшихся  без попечения родителей или  законных представителей.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

Социально- реабилитационные центры, в структуру которых входят входят приюты, являются наиболее перспективными в общей системе социозащитных детских учреждений, так как позволяют комплексно решать проблемы коррекционно-реабилитационной работы, ориентируя ее как на самого ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, так и на среду, в которой он находится, в том числе и на родную семью. Центр призван помочь не только беспризорным детям, но и тем, которые еще не утратили связи с семьей, другими институтами социализации, ибо спектр услуг, которые получают в нем несовершеннолетние, нуждающиеся в государственной помощи, значительно шире, чем в других социозащитных учреждениях. Центры предоставляют детям различные формы социального обслуживания: круглосуточное пребывание, дневной стационар, помещение в замещающую семью, социальный патронаж.

Статус социально-реабилитационного  центра закреплен в Примерном  положении о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, которое утверждено Постановлением Министерства труда и социального  развития РФ в ноябре 2000г. Согласно действующим нормативам, “социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних открываются  из расчета один на 5-10 тыс. детей, проживающих  в городе (районе). При наличии  в городе (районе) менее 5 тыс. детей  создается один центр.[25]

Будучи одним из звеньев  государственной системы профилактики безнадзорности и социальной реабилитации детей, нуждающихся в защите и  поддержке государства, центры социальной реабилитации несовершеннолетних выполняют  широкие социальные функции.

Защитительная функция. Она  направлена на обеспечение сохранности  жизни детей, их безопасности от внешних  угроз, правовую защиту законных прав и интересов ребенка, оказание ему  экстренной помощи, предусматривает  противодействие разрушению его  физического, психического, нравственного  здоровья в период пребывания в центре.

Профилактическая функция. В сотрудничестве с другими учреждениями, организациями центр ведет работу по раннему выявлению неблагополучных семей, оказывает своевременную помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов, дает рекомендации по оздоровлению условий семейного воспитания, осуществляет квалифицированную правовую, психологическую, а также материальную поддержку, что позволяет предотвратить необратимые процессы отторжения ребенка от родителей, распада семьи как института его социализации.

Социальный патронаж семей, в которые возвращаются либо помещаются выпускники центра, не менее важен  как средство предупреждения рецидива кризисных ситуаций.

Центр ведет работу с семьями  группы риска по предупреждению детской  беспризорности и безнадзорности. Профилактическая работа направлена и на коррекцию  отклонений в поведении и развитии детей, находящихся в неблагополучных  семьях.

Восстановительная функция. Осуществляя меры по оздоровлению условий  жизнедеятельности детей в семье, центр способствует восстановлению социального статуса ребенка, укреплению его связей с основными институтами  социализации, поддерживает усилия семей, проявляющихся готовность к преодолению  своей функциональной несостоятельности.

Коррекционно-развивающая  функция. На основе комплексной диагностики  в центре определяется система мер  медико-социальной, психолого-педагогической работы с детьми, ориентированной  на коррекцию их психического, личностного  развития, восстановление утраченного  или формирование недостающего социального  опыта, а также на возрождение  и развитие важнейших форм жизнедеятельности  детей -игры, познания, труда, общения.

Оздоровительная функция. Центр  предоставляет ребенку при его  поступлении необходимую медицинскую  помощь, в союзе с различными медицинскими учреждениями восстанавливает, укрепляет  адаптационные возможности его  организма, обеспечивает повышение  устойчивости к влиянию многообразных  негативных факторов. Центр осуществляет профилактику заболеваний своих  воспитанников, текущее медицинское  обслуживание, проводит закаливающие процедуры, обеспечивает полноценное  питание, соблюдение санитарно-гигиенических  норм, закрепление навыков здорового  образа жизни.

Компенсаторская функция. Центр ищет пути замещения биологической семьи, если невозможно преодолеть отчуждение от нее ребенка, с тем, чтобы несмотря на утрату кровных связей, он мог получить опыт семейной жизни, воспитываться в семье как естественной среде обитания растущего человека.

Центры социальной реабилитации несовершеннолетних являются компонентом  общей государственной системы  профилактики детской безнадзорности и правонарушений. Указом Президента РФ от 6.09.93г. № 1338, а впоследствии Федеральным законом “ Об основах профилактики правонарушений и беспризорности несовершеннолетних“ от июля 1999года установлено, что государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав составляют комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, специализированные учреждения (службы) органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, органов внутренних дел, службы занятости населения, а также иные органы и учреждения, осуществляющие в пределах своей компетенции меры по профилактике детской безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и защите их прав. От того, как складываются взаимодействие социально-реабилитационных центров с различными структурами этой системы, во многом зависит продуктивность их деятельности.

Взаимодействие социально-реабилитационных центров с соответствующими структурами  осуществляется на основе общности задач, направленных на решение проблем  неблагополучного детства. Общность задач определяет и формы взаимодействия субъектов государственной системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений: взаимная информация о неблагополучных семей и безнадзорных детях, мерах, предпринимаемых разными субъектами для изменения сложившегося положения; совместная деятельность неблагополучных семей и безнадзорных детей, проектирование, создание совместных программ социальной профилактики и социальной реабилитации детей; организация разностороннего влияния на семью и детей с целью снятия или нивелирования их проблем.

Центральная роль координатора действий всей системы в центре и  на местах принадлежит межведомственным комиссиям по делам несовершеннолетних, защите их прав. Постановлением Правительства  РФ от 5.06.94г. № 546 утверждено Положение  о Межведомственной комиссии при  Правительстве РФ. “В 74 регионах России, представивших данные в Межведомственную комиссию, функционируют 2574 комиссии на разных уровнях исполнительной власти. Объектами их внимания являются семьи  группы риска, неблагополучные семьи, учащиеся различных учебных заведений  с девиантным поведением, необучающиеся и неработающие подростки. Информация с мест свидетельствует, что только за один год комиссиями рассмотрено на своих заседаниях около 118,5 тыс. вопросов, в том числе 47% вопросов, касающихся воспитательно - профилактической работы, 25% - защиты прав несовершеннолетних.” [6,с.13-14]

В практике наметились точки  соприкосновения в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и социально реабилитационных центров: КДН и сотрудники центров выявляют неблагополучные семьи, семьи группы риска; КДН анализируют состояние воспитательно-профилактической работы с семьями и детьми на данной территории и предоставляют соответствующую информацию всем участникам системы профилактики детской безнадзорности и правонарушений; КДН и центры совместно с другими субъектами государственной системы профилактики участвуют в проведении широких социальных акций (операция “Подросток”); КДН помогают центрам привлечь различные учреждения к решению проблем материальной поддержки нуждающихся семей и детей (организация бесплатного питания, обеспечение путевками в оздоровительные учреждения, продуктами питания и т.д.); КДН осуществляют привлечение граждан, не выполняющих родительских обязанностей, к административной ответственности, укрепляя тем самым позиции центров в работе с ассоциальными семьями.

Разносторонние связи  складываются у центров с таким  субъектом государственной системы  профилактики детской безнадзорности, как органы опеки и попечительства. В соответствии со ст. 34 Гражданского кодекса РФ и ст. 121 п.2 Семейного  кодекса РФ органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Их основная задача - обеспечение оптимальных  условий для жизни и воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, защита их личных и имущественных прав.

Социально-реабилитационные центры сотрудничают с органами опеки  и попечительства при выявлении  детей, оставшихся без попечения  родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для  жизнедеятельности в семье. Специалисты  центров (психологи, педагоги, медицинские  работники) проводят предварительную  работу с потенциальными усыновителями  и опекунами, тестируют их, не оставляют  без внимания в первые месяцы совместной жизни с детьми. Центры взаимодействуют  с органами опеки и попечительства в случае возбуждения в суде исков, связанных с защитой прав и  охраняемых законом интересов детей.

Одной из старейших структур системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются приемники распределители органов внутренних дел, действующие  сегодня как центры временной  изоляции. Из них дети, не связанные  с криминальной практикой, направляются в социально-реабилитационные центры.

Центры временной изоляции организуют и самостоятельно осуществляют возвращение детей и подростков к месту их постоянного проживания или устройства. В этом случае дети фактически попадают в сферу влияния  социально-реабилитационных учреждений, для которых контакт с сотрудниками центров временной изоляции, их информация о ребенке имеют большое значение для дальнейшей работы по его социальному  возрождению. Это тем более важно, что сегодня подобная информация приобретает новое качество, так  как в бывших приемниках начался  процесс гуманизации содержания детей: вводятся ставки психологов, с детьми работают учителя-предметники.

Среди воспитанников центров  дети, которые находятся в них  стационарно, и те, которые не утратили связи с семьей, но получают в  центре разнообразную социальную, психологическую, педагогическую помощь, интересно проводят свободное время. Годы существования социально-реабилитационных центров позволяют сделать некоторые выводы о составе детей, поступающих в них. Среди возрастных групп преобладают младшие школьники (8-10 лет), за ними следуют подростки, при этом в последнее время возрастает число ребят старшего подросткового возраста. Видимо, это связано и с ростом авторитета центров, которые расширяют сферу услуг, предоставляемых разным категориям детей, и с улучшением их работы по выявлению детей, нуждающихся в социальной поддержке.

Социальный статус большинства  детей крайне тяжел. Они не имели  возможности полноценно освоить  социальную роль члена семьи. Значительная часть детей, находящихся в стационарах  центров, -социальные сироты. Примерно каждый второй ребенок имеет родителей, лишенных родительских прав, по данным разных центров, в них находится только 6-8% детей, у которых родители умерли. Деятельность социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних отнесена к компетенции органов социальной защиты населения, что в дальнейшем было закреплено в Федеральном законе “ О социальном обслуживании населения в Российской Федерации “, распоряжении Правительства РФ от 3.07.96г. № 1063-р и Постановлении Правительства РФ от 13.09.96г. № 1092, утвердившем Положение о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Создание специализированных учреждений реабилитации дезадаптированных детей и подростков изменило ситуацию, при которой наличие беспризорных и безнадзорных детей и подростков изменило ситуацию, при которой наличие беспризорных и безнадзорных детей признавалось, однако не бало определено,какие службы, какие органы управления должны заниматься их судьбой.

В течение года в среднем  сотрудники социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних России работают более чем со 100000 человек; 40 тысяч семей находятся под социальным патронажем, в стационарах проходят реабилитацию более 65 тысяч детей и подростков. Социально-реабилитационные службы при поддержке комиссий по делам несовершеннолетних с участием работников органов опеки, внутренних дел при необходимости решают вопросы о помещении детей, которым не обеспечиваются нормальные условия развития и воспитания в семье, под опеку либо в надлежащее государственное учреждение.

На предотвращение беспризорности, безнадзорности и ассоциального поведения детей и подростков направлена работа каждого из дейстующих социально-реабилитационных центров, но особое значение имеет тот факт, что большинство из них помимо медико-психологической коррекции ребенка восстанавливают его связи с семьей или находят замещающую семью, стараются создать благоприятный социальный фон его дальнейшей жизни.

Значительная часть поступающих  в учреждения детей - это подобранные  на вокзалах и улицах, не имеющие  никаких документов дети с неустановленной  личностью.

Поэтому основной задачей  на первом этапе реабилитации становится восстановление социального статуса  несовершеннолетнего, выявление причин его дезадаптации, так как без достаточно полного социального портрета ребенка невозможна его реабилитация, а в дальнейшем и полное решение его судьбы. Медико-психолого-педагогические консилиумы, создаваемые в учреждениях, поэтапно следят за ходом реабилитации, добиваясь, чтобы за время пребывания в Центре ребенок был максимально адаптирован к жизни.

Информация о работе Девиантное поведение подростков