Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 21:11, курсовая работа
Понятие дискриминации женщин. Классификация дискриминации. Направленность современной социальной политики мирового сообщества: на ликвидацию дискриминации женщин, облегчение их быта, освобождение времени на воспитание детей, продвижение женщин в структуры власти. Истоки социальной дискриминации женщин. Постановление правительства России от 8 января 1996 года "О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации". Особенности социологического подхода к исследованию социальной дискриминации женщин.
Введение…………………………………………………………...………………2
I. Дискриминация, как гендерное неравенство………………………………….6
1.1 Понятие дискриминации………………………...…………………………6
1.2 Социологический подход к проблеме сексизма………………...………11
II. Дискриминационные практики в отношении женщин………….…………20
2.1 Дискриминационные практики в сфере экономики…...………………..20
2.2 Дискриминационные практики в политике…………………….…….....23
2.3 Дискриминационные практики в интимной сфере……………….…….26
Вывод……………………………………………………………………………..36
Список литературы………………………………………………………………38
Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет
Курсовая работа на тему
«Дискриминационные практики в отношении женщин в современном обществе»
Браун Анастасия
Новосибирск, 2012
Содержание:
Введение…………………………………………………………
I. Дискриминация, как гендерное неравенство………………………………….6
1.1 Понятие дискриминации………………………...……………
1.2 Социологический подход к проблеме сексизма………………...………11
II. Дискриминационные практики в отношении женщин………….…………20
2.1 Дискриминационные практики в сфере экономики…...………………..20
2.2 Дискриминационные практики в политике…………………….…….....23
2.3 Дискриминационные практики в интимной сфере……………….…….26
Вывод…………………………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Актуальность
Темой своей курсовой работы я выбрала вопрос о дискриминации женщин, потому как считаю его очень актуальным.??????
статистика
Теоретическая разработанность проблемы.
Тема дискриминации женщин исследовалась многими социологами: Е. И. Козловой, Е:.А. Лукашевой, В.И. Курбатовым, Л.Д. Бойченко, С.Г. Айвазовой и другими.
Е.И. Козлова [13] отмечает, что далеко не всегда, механизмы защиты прав, в том числе прав женщин: суд, прокуратура, государственная инспекция труда и институт Уполномоченного по правам человека, - используют такой рычаг, как роль профсоюзов, правозащитных и женских общественных организаций которые, согласно Закону РФ (1995 г) “Об общественных объединениях” вправе выступать в защиту индивидуальных и коллективных прав и интересов своих членов.
Е:.А. Лукашева [24] считает необходимым отметить становление механизмов организации гендерной экспертизы законодательства в верхней палате Парламента России. Важную роль в организации экспертной оценки законопроектов уже несколько лет играет Комиссия по делам женщин при Совете Федерации РФ.
Поскольку Россия является не только правовым, но и социальным государством (ст.1 и ст.7 Конституции РФ), а в социальном государстве должен существовать баланс льгот, предоставляемых женщинам как социальному слою населения, то это значит, что льготы, предоставляемые в связи с материнством, не должны снижать конкурентоспособность женщин по сравнению с мужчинами в других сферах возможного приложения сил - в труде и в общественно-политической деятельности.
С.В. Поленина [23] подразделяет предоставляемые женщинам льготы, на три категории:
1) льготы в связи с беременностью, родами и кормлением ребёнка;
2) льготы по уходу за ребёнком;
3) прочие льготы.
Первые из названных льгот должны быть полностью сохранены и в условиях рынка. Они должны также включать права в области планирования семьи: право на искусственное оплодотворение, право на контрацепцию, право на искусственное прерывание беременности и др.
Льготы по уходу за ребёнком, по мнению С.В. Полениной [23], должны принадлежать в равной мере и матери и отцу. Это вытекает не только из ст. 19 Конституции РФ, но и из ратифицированной РФ 30 ноября 1997 г. Конвенции МОТ № 156 “О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями".
По-прежнему требуют тщательного внимания вопросы охраны материнства, ночного труда женщин и применения труда женщин на подземных работах. Но это не должно ущемлять в праве на профессиональную ориентацию и праве на профессиональную подготовку; праве на защиту своего достоинства по месту работы российских женщин.
Право на социальную, правовую и экономическую защиту материнства, детства, семьи, должно существовать вместе с правом на отцовство. В признании и реализации для женщин права на охрану здоровья и медицинскую помощь есть свои особенности. В связи с этим Н.М. Воловская [37] считает целесообразным повысить роль женщин в осуществлении права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В.И. Курбатов [27] констатирует, что право на жилище и вопросы создания условий для его осуществления и защиты применительно к отдельным категориям женщин по-прежнему не обеспечивается. Гарантии права наследования и вопросы содержания брачных контрактов по российскому законодательству проработаны недостаточно.
В России женщины составляют более половины населения страны, но С.В. Поленина [23] считает, что они явно недостаточно представлены в органах государственной власти. В Гос. Думе РФ женщин примерно 10%, а в Совете Федерации РФ сегодня вообще нет женщин. Такое положение ненормально и препятствует отражению в законах интересов всех слоев населения, как во внутренней, так и во внешней деятельности государства.
По мнению Л.Д. Бойченко [5] порядок, процедуры и правовые акты в механизме защиты прав женщин не всем известны, т.к в советское время на эти моменты совсем не обращали внимания. Становление системы социального партнерства и использование его механизма при защите прав женщин могло бы во многом помочь.
С точки зрения Л.Д. Бойченко [5] особого внимания заслуживает тема предотвращение насилия в обществе, проблема домашнего насилия. Существует модельное законодательство о насилии в семье. Разработаны Рекомендации ООН, создан Проект закона РФ "О предотвращении насилия в семье", но по-прежнему 30% всех убийств, осуществляемых в России происходит между родственниками и близко знакомыми людьми. Решать данную проблему помогает развитие сети кризисных центров (для женщин, подвергающихся домашнему насилию и для мужчин - виновников домашнего насилия).
С.Г. Айвазова [8] считает необходимым широко обсуждать и внедрять в России вопросы репродуктивных прав, репродуктивной свободы, репродуктивного выбора. Право женщины распоряжаться своим телом не должно подвергаться сомнению ни церковью, ни государственными институтами. Современные формы регулирования рождаемости: аборт и контрацепция не должны рассматриваться как угроза демографической ситуации в России.
Важным элементом социальной политики является государственная политика доходов, состоящая из выплаты пособий и заработной платы, где так же чрезвычайно важны гендерные аспекты. Именно они показывают необходимость совершенствования и регулирования оплаты труда женщин и мужчин.
Уровень заработной платы женщин отстает от уровня зарплаты мужчин в среднем на 30-40%. М.Е. Баскакова [4] утверждает, что это обстоятельство накладывает свой отпечаток и на размеры пенсионных накоплений мужчин и женщин. Если сравнивать пенсионные накопления бездетных мужчин и женщин, имеющих одинаковый уровень образования и одинаковый страховой стаж, то оказывается, что пенсионные накопления женщин составляют 70-77% накоплений мужчин. Пособия и социальные выплаты должны быть гендернонейтральны - т.е., всеми пособиями по уходу за ребенком должны пользоваться оба родителя и т.д. .
С.Г. Айвазова [8] пришла к выводу, что правовая база “женского вопроса" в России устарела, не отвечает современным условиям и требует коренных изменений. Об этом свидетельствует “Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин", недавно принятая Комитетом Государственной Думы по делам женщин, семьи и молодежи.
Концепция предусматривает разработку ряда законодательных актов и мер по их реализации: по охране безопасности труда на производстве и улучшению его условий; по повышению конкурентоспособности женщин на рынке труда; в области личной безопасности и предотвращению насилия и другие. Таким образом, реально сегодня можно говорить о двух рычагах воздействия на положение женщин: прямой компенсации их неблагоприятного положения; мерах по повышению их объективной конкурентоспособности на рынке труда; С.Г. Айвазова [8] считает, что все меры должны быть тщательно дифференцированы по срокам. В пределах минимум года-полутора никакие меры по повышению конкурентоспособности женщин не дадут прямого эффекта. Это время “нулевого цикла" мер по изменению структуры спроса и предложения на рынке труда. На это время непосредственный эффект могут принести лишь меры прямой поддержки: пособия, льготы и т.п. С определенного периода удельный вес этих мер должен меняться. Все меры по изменению ситуации на рынке труда должны исходить из анализа реальных причин относительно низкой конкурентоспособности женщин - бороться с "ветряными мельницами" бессмысленно, а в условиях крайней ограниченности государственных ресурсов - и слишком рискованно для экономики в целом и для общественного престижа любых социальных программ.
Несмотря на то, что как международные, так и национальные законодательные акты исходят из принципа равноправия, на практике женщины не обладают равноправием в общественной жизни и деятельности. Наблюдается ярко выраженное противоречие между новыми потребностями и отсутствием условий в обществе для их удовлетворения: возрастает общественное самосознание женщин, их больше не удовлетворяет навязанный им стереотип социальных ролей, где семья и материнство являются единственными ценностями. Ответом на существующие противоречия и являются женские движения.
Объект – дискриминация, как гендерное неравенство.
Предмет – дискриминация женщин в современном обществе.
Цель – дать описание дискриминации женщин в современном обществе.
Задачи:
Определить понятие дискриминации женщин.
Выявить дискриминационные практики в отношении женщин в сфере экономики.
Выявить дискриминационные практики в отношении женщин в политике.
Выявить дискриминационные практики в отношении женщин в интимной сфере.
Глава 1. ДИСКРИМИНАЦИЯ, КАК ГЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО.
1.1 Понятие дискриминации.
Дискриминация (лат. Discriminatio — различение) — неоправданное различие в правах и обязанностях человека по определённому признаку.
Ограничение прав может быть подкреплено законодательством (правовая, де юре), принятой в стране религией или может основываться исключительно на сложившихся моральных нормах (неофициальная, де факто). В качестве признака может выступать любое значимое отличие человека, например, раса, национальность, гражданство, родство, пол, религиозные убеждения, сексуальная ориентация, возраст, инвалидность, род занятий и тд.
Неотъемлемыми элементами дискриминации являются: «ущемление прав; недопустимые признаки, по которым осуществляется дискриминация, отсутствие разумных и объективных оснований для такого обращения». Ущемление прав не обязательно означает неравное обращение — «бывают обстоятельства, когда равное обращение или неспособность принять во внимание существенные в данной ситуации различия могут фактически привести к неравенству и дискриминации».
Дискриминация - это нарушение принципа равенства по запрещенному признаку. Поэтому понятие дискриминации тесно связано и зависит от понятия равенства. В законодательстве о трудоустройстве применяется два понятия равенства:
а) абстрактное равенство, подразумевающее, что правило должно применяться одинаково ко всем лицам, к которым оно относится, как в случае равенства перед законом. Эта концепция равенства является одним из основополагающих элементов принципа верховенства права.[28] Учитывая эту концепцию, запрещается дискриминация, связанная с применением разных норм или различное применение одной и той же нормы по отношению к лицам, находящимся в одинаковом положении. Эта концепция остается действующей, но она оказалась недостаточной для рассмотрения всех видов дискриминации;
б) конкретное равенство, подразумевающее, что когда норма применяется к разным лицам, следует учитывать конкретные обстоятельства каждого человека. Оказывается, что во многих ситуациях возможна дискриминация, когда норма применяется одинаково по отношению к лицам, находящимся в разных положениях. Когда не учитываются различия, это также может составлять определенную форму дискриминации.
Хотя женщина и выполняет важнейшую для продолжения человеческого рода репродуктивную функцию, но, начиная с первобытного общества, это не давало ей никаких социальных преимуществ. Л.В. Бабаева [3] констатирует, что женские гражданские права вплоть до XX века были ущемлены.
Информация о работе Дискриминационные практики в отношении женщин в современном обществе