Дискриминационные практики в отношении женщин в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Понятие дискриминации женщин. Классификация дискриминации. Направленность современной социальной политики мирового сообщества: на ликвидацию дискриминации женщин, облегчение их быта, освобождение времени на воспитание детей, продвижение женщин в структуры власти. Истоки социальной дискриминации женщин. Постановление правительства России от 8 января 1996 года "О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации". Особенности социологического подхода к исследованию социальной дискриминации женщин.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...………………2
I. Дискриминация, как гендерное неравенство………………………………….6
1.1 Понятие дискриминации………………………...…………………………6
1.2 Социологический подход к проблеме сексизма………………...………11
II. Дискриминационные практики в отношении женщин………….…………20
2.1 Дискриминационные практики в сфере экономики…...………………..20
2.2 Дискриминационные практики в политике…………………….…….....23
2.3 Дискриминационные практики в интимной сфере……………….…….26
Вывод……………………………………………………………………………..36
Список литературы………………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

курсовая2003 ворд (Автосохраненный).doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

Только в 1907 г. закон разрешил женщинам распоряжаться своим заработком. Полное юридическое равноправие женщины получили накануне Второй мировой войны.

Как утверждает Л.Д. Бойченко [5], борьба за социальное равенство с мужчинами шла через отвоевывание женщинами прав на:

труд рядом с мужчиной;

образование (доступ к высшему образованию женщины по лучили лишь в конце XIX в);

участие в выборах.

В 70 - 80-х гг. XX в. движение за равенство мужчин и женщин активизировалось. 1976-1985 годы. ООН объявила периодом "равенства, развития, мира".

Современная социальная политика мирового сообщества направлена на ликвидацию дискриминации женщин, облегчение их быта, освобождение времени на воспитание детей, продвижение женщин в структуры власти. Л.В. Бабаева утверждает, что общество считается недемократичным, если женщины не участвуют в принятии решений. [3] Проходившая в Пекине в 1995 г. IV Всемирная конференция по положению женщины обсуждала вопросы дискриминации женщин, такие, как разные формы насилия. Принятая программа действий направлена на улучшение положения женщин - это:

искоренение нищеты;

ликвидация неравенства в области образования;

доступ к соответствующему медицинскому обслуживанию;

трудоустройство;

охрана и сохранение окружающей среды;

укрепление образа женщины в средствах массовой информации;

содействие правам женщины;

искоренение насилия в отношении женщин.

Конференция (1995) в Копенгагене, в которой участвовала 191 страна, приняла Платформу Действий, направленную на закрепление принципа равенства прав и ответственности женщин и мужчин в семье, на работе.

В крепостной России права и свободы личности были ущемлены.Г. Г. Силласте [25] считает, что в гражданском праве и имущественном наследии приоритет оставался за мужчинами. Семья была основана на авторитаризме. Все семейные вопросы решал глава семьи. Представительницы всех сословий не получали образования. Право женщин на труд было ограничено (без охраны материнства и детства), оплачивался он на 30% ниже мужского. Особенно тяжелым был труд крестьянок.

С отменой крепостного права, а затем с реформой образования в 1864 г. женщины получили право на выбор трудоустройства, доступ к новым профессиям, право на грамотность. Классическое образование получало лишь высшее сословие.

А.А. Денисова [30] утверждает, что формирование гражданского общества, деятельность прогрессивно мыслящей интеллигенции послужили импульсом для развития женского движения и формирования нового типа женщины: экономически независимой, самостоятельной, стремящейся к полезной деятельности, - способствовало распространению идей о равноправии полов, полоролевой функции женщины в государстве, семье.

До 1917 г. в России создавались разнообразные по форме и содержанию союзы, клубы, движения, целью которых провозглашалось повышение роли женщины в обществе, защита ее интересов и прав.

Революция 1917г., первая Конституция утвердили равные права мужчины и женщины во всех сферах жизни - политической, гражданской, трудовой, образовательной, социальной.

Л.В. Бабаева [3] приурочила начало женского движения в России к 1918 году. Был созван Всероссийский съезд женщин (1918 г), созданы женские отделы культурной, воспитательной, организационной работы; начала развиваться женская периодическая печать (журналы "Работница", "Крестьянка"), появились женские странички в центральных и местных газетах, стали издаваться серии книг и брошюр "Библиотечка для женщин".

Жесткий идеологический контроль свернул работу женского движения в 30-е годы. Затем, в течение 50 лет утверждалось, что в стране женских проблем нет. В годы перестройки впервые открыто заговорили об истинном положении женщины. Было принято много законодательных актов и льгот, которые, однако, ситуацию радикальным образом не изменили.

Ряд современных исследователей [17, 5] утверждают, что в настоящее время уровень развития женского движения крайне низок. В качестве позитивных сдвигов можно отметить развитие феминологии, появление среди женщин политических лидеров, возможность независимой оценки истинного положения женщин, привлечение внимания науки, общественности, средств массовой информации к женскому вопросу. Общая цель женского движения сегодня - борьба с явной и скрытой формой дискриминации.

4 марта 1993 г. был принят Указ Президента РФ "О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин", в котором главным признано обеспечение женщинам реального участия в деятельности государственных органов и общественных организаций. Л.В. Бабаева [28] отмечает, что для этого признано необходимым сохранить временную меру правового характера - наличие квот (условно 30% представительства лиц обоего пола в законодательных органах всех уровней Федерации и ее субъектов). Обязательным является также квотирование по половому признаку списков кандидатов в депутаты, выдвигаемых политическими партиями и предвыборными блоками, а также включение норм об установке квот на занятие руководящих должностей лицами обоего пола в органах государственного управления в Закон о государственной службе.

В трудовом законодательстве нет общего принципа равенства, так как было бы трудно соблюдать такой принцип с учетом фактических и юридических прав работодателя.

Дискриминация классифицируется:

- как прямая или косвенная. Суды Сообщества признают, что дискриминация может возникнуть как при применении разных правил к сравнимым ситуациям, так и при применении одного и того же правила к различным ситуациям. Использование такого подхода к дискриминации в законодательстве Сообщества дает возможность реализации равенства как в законе, так и на практике;

- как правовая или неофициальная. Дискриминация де юре (или правовая), закрепленная в законах, и de facto (или неофициальная), укоренившаяся в социальных обычаях. Дискриминация de facto имеет место в ситуациях, когда доминирующая группа пользуется преимуществами по отношению к меньшинству. В отличие от дискриминации де юре, которая может быть уничтожена изменением законов, дискриминацию de facto искоренить не просто. Дискриминация de facto обычно существует долгое время, так как она прочно коренится в обычаях или институтах общества. Дискриминация этнических групп является основным источником политических конфликтов и сецессии (выхода из состава государства).

- по сфере, в которой она проявляется (жилище, занятость, доступ к товарам или услугам и т. д.);

- по признаку (основанию), определяющему страдающую от дискриминации группу (возраст, пол, инвалидность, национальность, сексуальная ориентация, убеждения, экономический или правовой статус и т. д.).

ООН и многие другие международные организации ведут борьбу со всевозможными формами дискриминации. В частности, провозглашены специальные международные дни — Международный день борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин, Международный день мигранта,

Международный день памяти жертв работорговли и её ликвидации, Международный день борьбы за ликвидацию расовой дискриминации.

Одним из проявлений дискриминации является сексизм.

1.2 Социологический подход к проблеме сексизма.

Гендерные стереотипы определяют дискриминационные практики взаимодействия между людьми. Дискриминация по признаку пола, или сексизм, — это ограничение одного пола по сравнению с другим.

В Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин термин дискриминация определяется как: «... любое разграничение, изоляция или запрет, основанные на половых различиях, которые имеют своим результатом или целью ограничить или аннулировать признание, соблюдение или реализацию человеческих прав и фундаментальных свобод женщин... независимо от семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин». Данное определение отражает также и основные механизмы дискриминации мужчин, но признаку пола, поскольку не только женщины, но и мужчины подвергаются жесткой регламентации своей жизни в соответствии с гендерными стереотипами.

Социальная дискриминация женщин означает ограничение или лишение прав по признаку пола (или гендерному признаку) во всех сферах жизни общества: трудовой, социально-экономической, политической, духовной, семейно-бытовой. Социальная дискриминация ведет к снижению социального статуса женщины и является одной из форм насилия над ее личностью, и, следовательно, угрозой для ее безопасности.

На макросоциальном уровне сексизм может закрепляться политикой государства, законодательством, регулирующем различные аспекты организации и оплаты труда, вопросы поддержки материнства и др. Дискриминационные идеи продуцируются средствами массовой информации, а также реализуются в сфере образования, где выделяются специфические мужские и женские школьные предметы, создаются отдельные школы со специальной программой для мальчиков и девочек.

На уровне межгрупповых взаимоотношений сексизм проявляется в механизмах восприятия представителей различного пола, приписывания им определенных черт характера, способностей, интересов, внешности, распределения семейных ролей и др. Несоответствие гендерным стереотипам оценивается негативно, как представителями противоположного пола, так и членами своего.

Межличностные отношения также жестко регламентируются гендерными стереотипами, а, следовательно, включают дискриминационные практики. На индивидуально-личностном уровне сексизм проявляется в негативной самооценке поведения и жизнедеятельности субъекта, когда она не соответствуют гендерным стереотипам. Сексизм может реализоваться в виде самоисполняющихся пророчеств. Все это приводит к снижению самоуважения, возникновению внутриличностных конфликтов.

Синоним понятия дискриминации — «подавление». Подавление человек начинает переживать с самого раннего детства. Первоначально ребенок сталкивается с внешним подавлением. Его оценивают, критикуют, не разрешает вести себя тем или иным способом. Родители могут также давать ребенку негативные словесные послания. Например: «Перестань плакать, мальчики не плачут». «Ты должна быть очень аккуратной девочкой, иначе ты не выйдешь замуж» и т. п. Со временем ребенок усваивает нормы и ценности, соответствующие полотипичному поведению, и эти представления начинают детерминировать его жизнь, определять его восприятие других людей и самого себя. Таким образом, внешнее подавление переходит во внутреннее подавление. Человек начинает оценивать себя в соответствии с усвоенными гендерными стереотипами, внутренне ограничивать себя, неосознанно критиковать. Например, женщина может отрицательно себя чувствовать, если она еще не вышла замуж или не родила детей, а мужчина, если у него неудачно сложилась карьера и он мало зарабатывает. В обратной ситуации женщина и мужчина также будут чувствовать себя дискомфортно, но в меньшей степени.

Следующий этап воспроизводства подавления возникает тогда, когда человек сам становится субъектом дискриминации. Усвоив нормы и ценности, оценивая себя в соответствии с ними, индивид начинает

привносить их в повседневную практику, проявляя сексизм по отношению к другим людям.

Таким образом, механизмы воспроизводства подавления в жизнедеятельности человека включают три этапа: 1) внешнее подавления (проявления сексизма во внешней оценке поведения и деятельности человека), 2) внутреннее подавление (проявление сексизма в самооценке поведения и деятельности), 3) человек, как субъект подавления (проявление сексизма в отношении других людей)

Истоки социальной дискриминации женщин следует искать в глубокой древности. Уже тогда ученые и политики прикрывали неравноправное положение женщины в обществе, ее угнетение и эксплуатацию спорами о том, является ли женщина человеком и имеет ли она душу. Взгляд на женщину как на неполноценное существо нашел свое отражение в теологических и философских трудах древнего мира. Чувство примитивно-грубого мужского превосходства над женщиной Сократ выразил следующими словами: "Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар, и что ты мужчина, а не женщина".

Со времен Сократа прошло почти два с половиной тысячелетия. Но и в наши дни многие государственные и общественные деятели, ученые и в их числе социологи выступают против самого понятия "социальная дискриминация женщины". Его подменяют призывами к борьбе за их равноправие с мужчинами. Но это не одно и то же. Необходимой прелюдией к равноправию полов является преодолевание всех форм ущемления прав и интересов женщин, особенно в сфере труда. Сам термин "социальная дискриминация женщин и девочек" сейчас общепризнан.

Возникает вопрос: каковы пределы равенства полов, может ли оно быть полным? Суть идеи равноправия мужчин и женщин, их равных возможностей, состоит в том, что по своему интеллектуальному и физическому потенциалу женщина ни в чем не уступает мужчине. Для нее не существует принципиально закрытых, недоступных сфер умственного и физического труда. Ни один закон не должен запрещать женщине заниматься тем или иным делом, осваивать ту или иную профессию. Ее святое право - полная свобода личного выбора видов и форм деятельности для ее самореализации. Такая постановка вопроса, разумеется, не означает,  что физиологические особенности женщин не могут ограничивать (иногда - временно) их профессиональные обязанности. Отсюда следует вывод, что равенство полов, не являясь абсолютным, может быть достаточно полным и всесторонним.

При всем плюрализме взглядов на проблему дискриминации женщин нельзя забывать факт исторической значимости: именно Октябрьская революция в России 1917 г. дала толчок к решению ключевого вопроса о равенстве женщины и мужчины во всех сферах жизни, в том числе гражданских и юридических правах, в труде и образовании, в семье.

Но дискриминация "слабого пола" сохранялась и при советском режиме. Партийно-квотная система женского "назначенства" практически освящала ее если не силой закона, то всемогуществом административного приказа. Для женщин была закрыта служба в вооруженных силах и других силовых структурах (за исключением ряда технических или вспомогательных специальностей). Им законодательно был закрыт доступ к "тяжелым" и "вредным" производствам, что полностью исключало свободу личного выбора.

Информация о работе Дискриминационные практики в отношении женщин в современном обществе