Дискриминационные практики в отношении женщин в современном обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Понятие дискриминации женщин. Классификация дискриминации. Направленность современной социальной политики мирового сообщества: на ликвидацию дискриминации женщин, облегчение их быта, освобождение времени на воспитание детей, продвижение женщин в структуры власти. Истоки социальной дискриминации женщин. Постановление правительства России от 8 января 1996 года "О концепции улучшения положения женщин в Российской Федерации". Особенности социологического подхода к исследованию социальной дискриминации женщин.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………...………………2
I. Дискриминация, как гендерное неравенство………………………………….6
1.1 Понятие дискриминации………………………...…………………………6
1.2 Социологический подход к проблеме сексизма………………...………11
II. Дискриминационные практики в отношении женщин………….…………20
2.1 Дискриминационные практики в сфере экономики…...………………..20
2.2 Дискриминационные практики в политике…………………….…….....23
2.3 Дискриминационные практики в интимной сфере……………….…….26
Вывод……………………………………………………………………………..36
Список литературы………………………………………………………………38

Файлы: 1 файл

курсовая2003 ворд (Автосохраненный).doc

— 203.00 Кб (Скачать файл)

Теория конфликта. Мнение Парсонса и Бейлса о половых ролях основывается на убеждении, что члены семьи должны выполнять различную работу. Рэндалл Коллинз высказал противоположную точку зрения. Он считает, что половое неравенство обусловлено конфликтом между господствующей (мужчинами) и зависимой группой (женщинами).

Согласно Коллинзу, первоначальная основа господства мужчин над женщинами состояла в том, что мужчины, будучи крупнее и сильнее женщин, насильственно подчиняли ради получения сексуального удовлетворения. Чтобы узаконить доступ мужчин к женщинам и упрочить свое господство над ними, представители сильного пола получили право на "сексуальную собственность". Существуют различные способы распоряжения этой собственностью. При устойчивости браков сексуальный доступ мужчин к женщинам связан с распределением земли и богатства между членами семьи и обязательно предполагает обмен этими ресурсами. Например, в примитивном обществе женщину можно было обменять на две коровы. Как считает Коллинз, существует своего рода "сексуальный рынок", на котором мужчины и женщины торгуют между собой, стремясь выбрать для себя наиболее подходящего партнера.

Основная идея Коллинза состоит в том, что мера зависимости женщины от мужчины определяется двумя факторам:

1. материальной зависимостью;

2. ценностью женщины как собственности, подлежащей обмену.

Имеет ли женщина богатого отца, который обеспечит ей приданое, или она бедная вдова? Может ли она рожать детей или у нее слишком слабое здоровье? В более совершенных обществах женщинам дозволено владеть богатством; им разрешается учиться и работать вне дома, это несколько увеличивает их стоимость при обмене. Вообще, тенденция к возрастанию экономической зависимости женщин от мужчин означает, что сексуальные отношения могут быть в меньшей мере связаны с браком; в период ухаживания между мужчинами и женщинами могут заключаться краткосрочные соглашения, при этом мужчины и женщины могут извлекать выгоду благодаря своему очарованию или умению развлечь партнера; в обмен они получают сексуальное удовлетворение. Женщины, располагающие собственными материальными средствами, могут претендовать на выбор наиболее привлекательного партнера.

Неомарксистские теории. Некоторые теоретики неомарксизма разделяют точку зрения Коллинза, что основные отношения между полами связаны с господством мужчин и подчинением женщин. Но, по их мнению, корни этого неравенства - в самой структуре капитализма, исключающей свободу сексуального выбора. Хартманн рассматривает сложные связи между капитализмом, патриархатом, в понимании господства мужчин над женщинами, принявшего форму твердой социальной системы, и экономической структурой. Он рассуждает следующим образом: предоставляя женщин более низкий заработок, чем мужчинам, общество поддерживает господство мужчин. Когда женщинам платят меньше за одну и ту же работу, им трудно платить "свою часть" за угощение при встречах с мужчинами или пригласить их куда-нибудь вместе развлечься. Низ кий заработок побуждает женщин выходить замуж. Каждому хочется получить от жизни больше благ, и если женщина не в состоянии сама обеспечить для себя подходящий образ жизни, по логике вещей ей следует найти мужа, который сможет это сделать. Замужние женщины работают на своих мужей, выполняя обязанности по дому. Услуги "рядовой домашней хозяйки" - уборка, приготовление еды, топка печи, забота о детях, стирка, посещение магазинов, прием гостей, шитье, мытье посуды и прочее - стоили бы много тысяч долларов на рынке труда. Женам-домохозяйкам не платят непосредственно за их труд; в значительной мере напоминая рабов в период до гражданской войны, они получали за свою работу пищу, одежду и кров, хотя удел большинства жен в материальном отношении лучше, чем положение рабов. Домашние обязанности ставят женщин в невыгодные условия на рынке труда. Несмотря на использование устройств, облегчающих домашнюю работу, поддержание порядка в доме требует исключительно много времени. Поэтому многие женщины не стремятся работать на полную ставку.

В аналогичной теории, предложенной Бэрроном и Норрисом, утверждается, что подчинение женщин является способом достижения гибкости рынка в условиях капитализма. Они разделяют рынок труда на первичный и вторичный секторы. К первичному сектору относятся сравнительно высокооплачиваемые и стабильные должности; вторичный сектор включает сравнительно низкооплачиваемую работу, отличающуюся повышенной текучестью кадров. Низкооплачиваемую работу, например медицинских сестер, секретарей и парикмахеров, выполняют главным образом женщины; они составляют меньшинство на должностях, входящих в первичный сектор, например руководителя объединения, сенатора или владельца предприятия.

Бэррон и Норрис утверждают, что существуют три основные причины, по которым капиталисты имеют возможность использовать женщин таким образом. Во-первых, женщины - менее надежные работники, ведь они всегда могут "уволиться" по семейным обстоятельствам. Хотя это кажется мифом, но обследования свидетельствуют о том, что большинство женщин вынуждены работать ради поддержания финансовой платежеспособности семьи; эта тенденция сохраняется, несмотря на статистику. Во-вторых, женщины меньше дорожат работой; помимо этого, они постоянно уходят с работы по причине беременности. В-третьих, женщины, выполняющие низкооплачиваемую работу в канцеляриях или сфере обслуживания, лишены организаторских способностей мужчин. Женщины обычно не добивались особого успеха в деле формирования новых коллективных организаций.

Психоаналитическая теория. В данной работе уже упоминалась точка зрения Чодоровой, что гендерные различия могут быть результатом тех образцов идентификации. Которые были усвоены в детстве. Чодорова подробно изложила свою позицию, утверждая, что такой подход в большей мере соответствует действительности, чем объяснения, основанные на половых различиях или анализе образцов сознательной социализации. Она начинает свое рассуждение, подчеркивая тот факт. Что женщины обычно берут на себя основную заботу о ребенке в младенчестве, а, в дальнейшем оказывают главное влияние на социализацию девочек. В детстве и мальчики, и девочки в большей или в меньшей степени отождествляют себя только со своими мамами, что происходит в результате бессознательных процессов. Однако мальчики в большей степени испытывают трудности, связанные с формированием мужск5ого самосознания отдельно от своих матерей; первичное отождествление девочек с мамами почти не нарушается в течение всего детства и даже жизни.

Мальчики испытывают сложные проблемы в процессе приспособления к жизни, поскольку нарушается их первичное отождествление с матерью, но и девочки сталкиваются с собственными проблемами в ходе усвоения сексуальных ролей. Чодорова называет опыт, приобретаемый девочками в школе "псевдовоспитанием". Хотя во многих отношениях с девочками обращаются так же, как и с мальчиками, существует некая скрытая тенденция, которую усваивают девочки: несмотря на то, что хорошие отметки и занятия спортом у девочек поощряются, подразумевается, что эти достижения не должны мешать им быть "женственными" и в будущем стать женами и матерями".

Необходимо проанализировать данные теории: каждая из них имеет определенные достоинства, но ни одна не дает исчерпывающего объяснения всех видов дифференциации сексуальных ролей. Наверное, для социологов, исследующих проблему соотношения сексуальных ролей и неравенства, было бы целесообразно определить типы обществ и ситуаций, которые наилучшим образом объясняет каждая из этих теорий, а затем уже выделить факторы, способствующие формированию системы ценностей каждого общества.

Среди российских исследователей, внесших существенный вклад в изучение данной проблемы, назовем, прежде всего, А. Коллонтай, И. Арманд, обративших внимание на поиски путей достижения фактического равноправия женщин, вопросы брака и семьи, призывавших к созыву международных конференций.

Коллонтай, прежде всего, стремилась доступно объяснить природу неравноправного положения женщины в обществе. Она шла от общих марксистских установок, но старалась как можно полнее адаптировать их к тематике, обозначаемой как "женский вопрос".

Эволюция хозяйственных отношений, возникновение частной собственности и разделение на классы, по словам Коллонтай, сводят на нет роль женщины в производстве. Утрата роли "производительницы" в хозяйстве и есть главная причина женского бесправия. Коллонтай говорит: "Порабощение женщины связано с моментом разделения труда по полу, когда производительный труд выпадает на долю мужчины, а труд подсобный - на долю женщины"95. Это и один из основных тезисов современной концепции "гендера" - тезис о социальном характере разделения труда между полами.

И все же, между концепцией "гендера" и установками Коллонтай существует принципиальное отличие, даже противоречие. Оно заключается в логике идейных конструкций. Для сторонников концепции социальных отношений пола, патриархатная власть есть первооснова сложного сочленения разнообразных неравных отношений в пестром, множественном пространстве противоборства различных социальных сил, где перемены в социальных отношениях между полами происходят в результате столь же сложной перестройки всех разнообразных сфер социального пространства. В нем, в этом пространстве, социальные отношения пола взаимодействуют с другими социальными отношениями - классовыми, национальными, расовыми; взаимодействуют по-разному, но не сводятся к ним.

У Коллонтай же патриархатная власть есть результат отчуждения женщины от коллективного производительного труда, поэтому возвращение женщины в производство означает также и уничтожение основы социального разделения труда между полами. Коллонтай убеждена в том, что власть в обществе является властью единой, неделимой, централизованной, обусловленной определенными классовыми отношениями. "Женский вопрос" - вопрос неклассовый - зависает у нее где-то вне этих отношений и требует своего обоснования. Чтобы сохранить последовательность анализа, Коллонтай включает "женский вопрос" в более общий - социальный контекст, объявляя вслед за основоположниками марксизма, что втягивание женщины в промышленное производство в эпоху капитализма имеет позитивный смысл. Крупное капиталистическое производство якобы наносит непоправимый удар по традиционной семье - этой опоре патриархата. Оно разрушает и экономику семейного производства, и семейный уклад, оно уничтожает и неравные отношения между мужем и женой, выводя женщину из подчиненного состояния, закладывая экономические предпосылки независимости женщины. И поскольку женщина - наемная труженица принадлежит к классу пролетариев, то ее положение в обществе есть положение классовое.

Современная семья встречается с огромными проблемами, которые могут быть разделены на институционные, внутрисемейные и фоновые, непосредственно связанные с особенностями социально-экономической ситуации. Все эти проблемы безусловно взаимосвязаны друг с другом и для смягчения их остроты требуется приоритетность семейной политики государства, а также обеспечение одинаковых прав мужчин и женщин во всех вопросах жизнедеятельности семьи.

В условиях кризиса обостряется конфликт между социальными ролями женщин. Отказ женщины от работы в пользу семьи или безработица существенно снижают совокупный семейный доход. В то же время высокая ее занятость в общественном производстве становится одним из основных факторов снижения рождаемости.

В Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, отмечая значение вклада женщины в благосостояние семьи, подчеркивается, что до сих пор не получило полного признания социальное значение материнства и роли обоих родителей в семье и воспитании детей, ибо это требует совместной ответственности мужчины и женщины, а также всего общества в целом. Для достижения полного равенства между мужчинами и женщинами необходимо изменить традиционную роль как мужчин, так и женщин в обществе и в семье.

Не остается без внимания проблема семьи и в Российской Федерации, где в Конституции (п. 1 ст. 38) сказано: "Материнство и детство, семья находятся под защитой государства". А в п. 2 четко определены роли родителей: "Забота о детях, их воспитании — равное право и обязанность родителей".

Перед женщиной стоит проблема выжить и сохранить семью при создавшейся ситуации. Ошибочно полагать, что в условиях рыночной экономики большинство семей будут проявлять предприимчивость, хотя совершенно четко установлена ориентация на суверенность семьи, опору на собственные силы и самообеспечение, самостоятельность и необходимость женщинам искать выход.

Для сохранения семьи и престижа в ней женщины ООН предлагает новую модель семейных отношений, где главным принципом является создание равных стартовых возможностей для всех членов семьи и, в первую очередь, для женщин. В Конвенции, в статье 5, четко определена сущность этой модели. Государства-участники принимают все соответствующие меры для: изменения социальной и культурной модели поведения мужчин и женщин, искоренения предрассудков и упразднения обычаев и всей прочей практики, которые основаны на идее неполноценности или превосходства одного из полов или стереотипности роли мужчин и женщин.

Семья как социальный институт органически связана с обществом, и поэтому ряд функций непосредственно вытекает из требований самого общества. С другой стороны, семья — это сфера межличностных отношений, где действуют свои законы и свои функции.

Значительную часть этих функций выполняет женщина. Рассмотрим ее роль в рамках важнейших функций более подробно.

Репродуктивная функция — это биологическое воспроизводство общества и одновременно удовлетворение потребностей в детях. Это естественный биологический процесс продолжения жизни, в которой участвуют как женщина, так и мужчина. Деторождение социально обусловлено, поскольку связано не только с семьей, но и обществом. Женщина в выполнении этой функции играет главную роль. Но сама проблема выполнения этой функции за последнее время заметно обострилась. Демографы, психологи, социологи единодушно отмечают, что потребность в семье с большим количеством детей заметно сократилась. Более того, потребность в рождении ребенка все чаще не связывается с созданием полной семьи. Увеличилось количество внебрачно рожденных детей.

Экономическая функция выполняется обоими родителями, если это полная семья, или женщиной при наличии неполной семьи. Воспроизводство рода не означает только выполнение функций деторождения в ее социальном содержании. Необходимо также воспроизводство средств к жизни, реализация потребностей в питании, одежде, жилище и др.

Воспитательная функция, чаще всего выполняемая женщиной, обеспечивает социализацию личности подрастающего поколения, поддержание на определенном уровне культуры общества и удовлетворение индивидуальных потребностей в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации родителей в своих детях.

Хозяйственно-бытовая функция — удовлетворение потребностей в пище, одежде, жилище, восстановлении сил, поддержание здоровья, уход за детьми, совместная деятельность членов семьи по производству предметов потребления и услуг или получение их от отдельных ее членов. Эту функцию практически выполняет женщина, что накладывает отпечаток на ее социальный статус в семье, в основе которого лежит ее подчиненное положение, несмотря на профессиональную подготовку, занятость на общественном производстве.

Функция первичного социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственность и обязательность в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего поколения. Эта функция также выполняется в первую очередь женщинами. Она осуществляет формирование и поддержку правовых и моральных санкций при нарушении норм взаимоотношений между членами семьи.

Досуговая функция — ее главная цель — общение, поддержание гармонии в семье между ее членами. Эта функция предполагает организацию рационального досуга при одновременном социальном контроле, взаимное обогащение.

Информация о работе Дискриминационные практики в отношении женщин в современном обществе