Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 19:55, курсовая работа
Всеобщими методами познания в науке являются индукция и дедукция. Индукция позволяет получать новые научные знания на основе обобщения фактов. Дедукция дает возможность получения научных выводов по законам логики. Индуктивный (эмпирический) метод объясняет прошлое: от фактов – к новым знаниям, от результатов – к причине, от практики – к теории. Дедуктивный (теоретический) метод служит проектированию будущего: от причин – к результатам, от теории – к прогнозам развития организационных систем. Эти методы исследования находят широкое применение в научной и практической деятельности ученых и специалистов.
ВВЕДЕНИЕ
1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВЫХ МЕТОДОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 Понятие и сущность социальной защиты населения
1.2 Формы обеспечения социальной защиты населения
1.3 Финансовые методы обеспечения социальной защиты населения
2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА (СИСТЕМЫ) ФИНАНСИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Правовое обеспечение социальной защиты в области жилищного строительства в Республике Беларусь
2.2 Механизм социальной защиты в области жилищного строительства в Республике Беларусь
2.3 Зарубежный опыт социальной защиты в области жилищного строительства
3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ФИНАНСИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
3.1 Ипотечное кредитование как инструмент финансирования жилищного строительства в Республике Беларусь
3.2 Роль органов государственного управления при формировании механизма ипотечного кредитования населения в Республике Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Основополагающим принципом шведской системы социальной защиты является ее универсальность, то есть охват всех слоев населения. Вторым по важности принципом, характерным для многих европейских «социальных экономик», в наибольшей степени реализованным в Швеции, является принцип социальной солидарности, состоящий в том, что все граждане равным образом и вне зависимости от их социального статуса принимают участие в финансировании системы социальной защиты, внося соразмерный своим доходам вклад. Необходимым элементом в такой системе выступает государство, берущее на себя функции перераспределения социальных благ от обеспеченных к наиболее уязвимым категориям населения. Если принимать в расчет только доход в форме зарплаты (в среднем около 2,5 тыс. долларов в месяц), то 36% населения страны можно было бы отнести к разряду бедных (наивысший показатель в группе промышленно развитых стран мира). Однако после перераспределения совокупного общественного дохода через систему налогов и социальных выплат (1/3 госбюджета уходит на социальные нужды) плюс социальные статьи расходов муниципальных бюджетов и выплаты из пенсионных и иных страховых фондов), в категорию бедных попадает всего лишь 5,6% населения. Сравнимые аналогичные показатели для США составляют соответственно 27 и 17%. Дороговизна подобной системы (уровень налогообложения в Швеции является одним из самых высоких в мире) в полной мере компенсируется высокой степенью социальной защищенности населения, отсутствием шокирующих контрастов между богатством и бедностью, и соответственно, высокой политической и социальной стабильностью.
Южно-европейская модель социальной защиты не имеет четкой организации. Одной из основных проблем социальной политики Италии является историческое для этой страны различие в доходах населения в северных и южных регионах, что отражается статистикой по безработице. По отношению к общему уровню безработицы в Италии (11,3%), уровень безработицы на севере страны составляет около 7,5% (что приближается к среднеевропейским величинам), а для юга - более 20%. Особенно отчетливо это проявляется в той роли, которую в условиях итальянской системы социальной защиты начинают играть некоторые ее виды. Прежде всего, это касается пенсии по инвалидности, которая в экономически слабых регионах помимо своего основного назначения выполняет роль помощи по безработице и социальной помощи. Существенной проблемой итальянской системы социальной защиты является одновременное существование плохо социально-гарантированных секторов в экономике и секторов, в которых в силу различных обстоятельств (например, широкого развития профсоюзного движения - особенно на севере страны) гарантированность социальных услуг более высока. Особенностью итальянской системы социальной защиты является также неудовлетворительная защита от рисков людей, которые в силу различных причин оказались без каких-либо доходов.
Следующей по значимости проблемой является асимметричная структура социальных расходов. Это проявляется, в частности, в том, что наиболее крупную часть социальных расходов составляет пенсионное обеспечение -15,4% в ВВП (при среднеевропейском уровне - 11,9%), тогда как на поддержку семьи, материнства, образования и политику занятости затрачиваются сравнительно незначительные средства (около 0,8%). Проблему значительной доли пенсионеров в общей структуре населения осложняет также неблагоприятное демографическое развитие в стране, средний показатель рождаемости в которой составляет 1,26 ребенка на семью - один из самых низких в Европе [2, с.23].
Таким образом, в настоящее время обеспечение социальной защищенности осуществляется путем использования поддержки социальной инфраструктуры, финансирования оказания услуг в области социальной защиты, компенсации затрат на социальное обеспечение и непосредственных выплат гражданам, которые являются объектами социальной защиты. В практике деятельности развитых государств сложились социально-ориентированные модели социальной защиты, которые характеризуются различными уровнями обеспечения социальной защищенности и соотношением государственных и негосударственных институтов в области социального обеспечения.
2. АНАЛИЗ МЕХАНИЗМА (СИСТЕМЫ) ФИНАНСИРОВАНИЯ ЖИЛИЩНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
2.1 Правовое обеспечение социальной защиты в области жилищного строительства в Республике Беларусь
Одной из актуальных проблем обеспечения социальной защищенности в Республике Беларусь на сегодняшний день является обеспечение населения жильем. Это вызвано в первую очередь значительным разрывом между высоким уровнем стоимости жилищного строительства и уровнем доходов населения.
Жилищное законодательство Республики Беларусь основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Жилищного Кодекса, Декретов и Указов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь и иных актов законодательства Республики Беларусь, регулирующих жилищные отношения.
Основными задачами жилищного законодательства Республики Беларусь являются:
- обеспечение юридических гарантий получения или приобретения жилых помещений гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий;
- обеспечение
свободы граждан и их
- формирование конкуренции работ и услуг на рынке жилья;
- создание условий
свободного осуществления
- правовая защита жилищных и связанных с ними прав и интересов субъектов жилищных отношений.
Объектами жилищных отношений являются жилые помещения.
Субъектами жилищных отношений являются:
- граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства (далее – граждане);
- юридические лица независимо от форм собственности;
- государственные органы.
Жилищный фонд в Республике Беларусь состоит из государственного и частного жилищных фондов.
Государственный жилищный фонд включает:
- республиканский
жилищный фонд – часть
- коммунальный
жилищный фонд – часть
Частный жилищный фонд включает:
- жилищный фонд граждан – часть жилищного фонда, находящуюся в собственности граждан;
- жилищный фонд
юридических лиц
Граждане Республики Беларусь в области жилищных отношений имеют право:
- получать жилое помещение в пользование на условиях и в порядке, установленных Жилищным Кодексом;
- получать земельный участок для индивидуального жилищного строительства;
- осуществлять индивидуальное или коллективное жилищное строительство;
- получать в
установленном
- получать в установленном законодательством Республики Беларусь порядке субсидии на плату за пользование жилым помещением и коммунальные услуги;
- приобретать
жилое помещение в
- пользоваться жилым помещением по договору найма (поднайма) и на иных основаниях, предусмотренных настоящим Кодексом;
- владеть, пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению жилыми помещениями, принадлежащими им на праве собственности, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами Республики Беларусь;
- самостоятельно
выбирать формы и способы
- требовать устранения обстоятельств, препятствующих осуществлению жилищных и связанных с ними прав, а также создающих угрозу здоровью, отдыху и свободному развитию личности, содержанию жилого помещения;
- на судебную защиту своих жилищных и связанных с ними прав и интересов и совершение иных действий, не противоречащих законодательству Республики Беларусь.
Граждане Республики Беларусь в области жилищных отношений обязаны:
- соблюдать требования
законодательства Республики
- не препятствовать осуществлению законных прав и интересов других субъектов жилищных отношений;
- возмещать ущерб, нанесенный
ими жилым помещениям других
граждан и юридических лиц
независимо от форм
- обеспечивать доступ
в занимаемые ими жилые
- соблюдать правила
Согласно законодательству Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь, пользуются правами и исполняют обязанности в области жилищных отношений наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами Республики Беларусь [11].
В период существования СССР решение жилищной проблемы в нашей стране целиком лежало на государстве, и оно на своем уровне изымало часть заработной платы всех работающих, строило и распределяло жилье по очереди, решая, какое количество метров жилья необходимо семье для жизни, труда и отдыха. Зная это, каждый из граждан добивался постановки на очередь, чтобы по истечении 10-15 лет получить так называемое бесплатное жилье.
Однако в настоящее время в нашем обществе все больше людей начинают понимать, что получить квартиру за счет государства с каждым годом становится все проблематичнее.
Национальной жилищной программой, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 мая 1999 года № 640, предусмотрено, что до 2015 г. жилищное строительство будет одним из главных приоритетных направлений экономической политики государства, определяющим социальное и экономическое положение граждан. Улучшение жилищных условий граждан планируется на основе всемерной поддержки активности в сфере строительства жилых домов, обеспечения доступности всех слоев населения к качественному жилью. Это будет реализовываться за счет государственного субсидирования, льготного кредитования, развития правовых, финансово-экономических и хозяйственных механизмов, направленных на привлечение средств населения, предприятий и других источников финансирования [5, с.21].
Формирование и развитие рынка жилья является одним из основных концептуальных положений жилищной политики в условиях перехода к рыночной экономике. Имея собственное жилье, будь оно приватизированное (принадлежавшее ранее государству) или построенное за счет собственных средств, любой гражданин может свободно им распоряжаться, переезжать из одного места в другое с целью приложения своих сил, знаний и таланта с максимальной пользой для себя, а значит, и для общества.
Тенденция увеличения частного жилищного фонда в последние годы приобрела устойчивый характер и сохранится в ближайшей перспективе. Это является достаточно ярким свидетельством того, что в республике на деле реализуется гарантированное ст. 48 Конституции Республики Беларусь право граждан на жилище, которое, в частности, обеспечивается содействием в приобретении жилья. Важное место в становлении и развитии жилищного рынка занимает так называемый первичный рынок жилья. В республике он представлен как непосредственно куплей-продажей вновь построенных и незаселенных квартир, так и долевым участием граждан в жилищном строительстве, а также приобретением новых жилых помещений в составе жилищно-строительных кооперативов (ЖСК), коллективов индивидуальных застройщиков (КИЗ) и молодежных жилищных кооперативов (МЖК), то есть организаций граждан-застройщиков [5, с.24].
В настоящее время жилищная политика в Республике Беларусь реализуется по следующим основным направлениям:
- предоставление бесплатного (социального) жилья гражданам, пользующимся предусмотренными законодательством льготами;
- государственная поддержка граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
- свободный доступ к удовлетворению жилищных потребностей для всех граждан за счет собственных средств.
При регулировании отношений стоимости жилья и доходов населения планируется исходить из положения, соответствующего международным стандартам: стоимость жилого помещения не должна превышать 4-5 годовых доходов среднеобеспеченной семьи при развитой системе кредитования жилищного строительства.
В целях реализации государственной жилищной политики и прав граждан на жилище, в Республике Беларусь принят ряд нормативных актов. В рамках проводимой государственной молодежной политики Указом Президента Республики Беларусь от 17.06.1996 г. № 215 «О первоочередных мерах по реализации государственной молодежной политики в Республике Беларусь» была поручена разработка порядка предоставления льгот при выдаче молодым гражданам и молодым семьям долгосрочных кредитов на приобретение и строительство жилых домов и квартир, обзаведение домашним имуществом, приобретение предметов домашнего обихода длительного пользования, а также компенсации ОАО «АСБ «Беларусбанк» за счет средств бюджета потерь при выдаче им кредитов на льготных условиях [37].
Информация о работе Финансовые методы социальной защиты населения в экономике