Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:52, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть систему социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно поставленной цели в работе решались следующие задачи:
Изучить понятие сиротства и семьи социального риска
Проанализировать права и интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Рассмотреть основные направления государственной семейной политики
Изучить технологию выявления и постановки на учет детей, оставшихся без попечения родителей
Проанализировать формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Рассмотреть государственные учреждения.
ВВЕДЕНИЕ
В современной России особенно остро стоит проблема устройства и воспитания детей, оставшихся без родительского попечения. В лишении, пренебрежении, без опеки остаются сотни тысяч детей в силу различных сложившихся обстоятельств.
В этой связи защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, имеет очень большое значение. Право каждого ребенка жить и воспитываться в семье, закреплено Конвенцией ООН «О правах ребенка», Конституцией и Семейным Кодексом Российской Федерации. Постоянно принимаются нормативные правовые акты, затрагивающие интересы детей, включая федеральные законы, указы Президента, Постановления Правительства РФ.
Основные подходы к решению проблемы сиротства государством уже определены. Прежде всего, это сохранение кровной семьи ребёнка, предотвращение ситуации отказа родителей от детей, и устройство детей, оставшихся без родительского попечения, в новые семьи.
Цель данной работы – рассмотреть систему социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно поставленной цели в работе решались следующие задачи:
Объектом исследования является система социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет – технологии жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В работе использовались следующие методы: сравнительный, анализ статистических материалов, синтез, дедукция, индукции и др.
На современном
этапе развития России общественное
сознание переживает радикальные изменения
в отношении проблем
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И
Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. С возникновением классового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.
Существуют два основных
типа сиротства: Сиротство обыкновенное
(вследствие гибели родителей) и социальное
сиротсво (лишение детей попечения
родителей в силу их нежелания
или невозможности осуществлять
родительские обязанности). На протяжении
веков преобладало сиротсво обыкновенное.
Однако с середины 20в. социальное сиротсво
стало приобретать угрожающие масштабы,
причем рост числа детей, оказавшихся
без попечения при живых
Именно в России в последние годы все больше заставляет о себе знать еще одна разновидность сиротства – скрытое социальное сиротство. Падение уровня жизни, увеличение числа неблагополучных семей привело к тому, что дети зачастую «вытесняются» на улицу, следствием чего является рост безнадзорности.[20 с54]
Одна из главных особенностей
современного положения детей в
России — депривиация, в том числе
социальная, т.е. устойчивая ситуация,
в которой длительно не удовлетворяются
существенные потребности ребенка,
необходимые для его полноценного физического
и психического развития.
Социально-депривирующими факторами
могут выступать не только недостаточность
заботы о детях со стороны государства
и общества, но и особенности жизненной
ситуации ребенка в семье. В докладе Российского
детского фонда «Дети на пороге XXI века»
(2000) отмечено, что сегодня не оправдывает
надежд государственная политика реагирования
на социальные девиации в детской среде.
Не удается приостановить рост числа неблагополучных
семей и детей, оставляемых семьей без
опеки, присмотра, надзора. Сегодня семья
как собственная среда жизнеобеспечения
детей испытывает жесткий прессинг социальных
и экономических проблем.
В современную социальную практику прочно
вошли такие понятия, как ребенок из «неблагополучной
семьи», «из семьи социального риска»,
«крайне социального риска», «тяжелого
медико-социального риска». Хорошо функционирующая
семья — залог благоприятных условий
для воспитания детей и сохранения их
здоровья, выздоровления и реабилитации
при болезни ее членов. «Дисфункция семьи»
приводит к обратным явлениям. В семьях
социального неблагополучия нарушаются
практически все ее основные функции:
репродуктивная, экономическая, воспитательная,
медицинская, психологическая.[1]
В семьях, нездоровых по социально-психологическим
характеристикам, полностью не выполняется
их социальная функция: всестороннее образование
членов семьи, воспитание детей и
других членов семьи, социализация и
профориентация детей, обучение навыкам
поведения в обществе и семье,
воспитание уважения к ценностям
семейной жизни, воспитание приоритета
здоровья, по сравнению с другими
ценностями, передача и закрепление
традиций и привычек здорового образа
жизни. О снижении воспитательного
потенциала современной семьи
С каждым годом возрастает
число неблагополучных, в том
числе и девиантных семей. Это
семьи алкоголиков, наркоманов, правонарушителей
и др. Наряду с общим сокращением
рождаемости происходит рост числа
детей, рожденных вне брака. В
сложной социально-
Нарушение психологической связи между ребенком и родителями приводит к уходу детей из семьи, их невротизации, суицидальным проявлениям, росту безнадзорности детей и влияет на криминализацию подростковой среды.[18 с173]
Фактором, обусловливающим характеристики семей социального риска, является особенность ее структуры (неполные малообеспеченные семьи, наличие в семье инвалидов или хронически больных лиц, нуждающихся в постоянном уходе, наличие лиц, отбывающих уголовное наказание или недавно освободившихся и находящихся в процессе социальной адаптации, а также лиц, входящих в ту или иную группу социального риска). Другим таким фактором является искаженный характер социального взаимодействия между членами семьи (отсутствие общих интересов и целей в общественной жизни и быту, равнодушие и эмоциональное безразличие к другим членам семьи, моральная безответственность, взаимная ненадежность и недоверие, разобщенность и отсутствие взаимопонимания и поддержки, грубость и жестокость по отношению к близким). [12 с 42]
Однако недостаточно обозначить
группы семей, которые в силу своих
демографических, социально-психологических,
экономических и иных характеристик
потенциально оказываются в зоне
риска. Риск социального сиротства в семье
напрямую связан с невыполнением (или
ненадлежащим выполнением) родительских
обязанностей. Эти обязанности перечислены
в Семейном кодексе Российской Федерации;
там же приведены причины, являющиеся
основанием для лишения родительских
прав.
Таким образом, при диагностике риска
социального сиротства в семье перед специалистами
стоит задача – оценить выполнение родителями
своих функций в области физического,
психического, духовного и нравственного
развития детей.
Беременные из семей группы «социального риска». Своевременная социальная помощь беременным женщинам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в связи с неблагоприятными социально-демографическими особенности и обстоятельствами жизни является одним из условий снижения уровня младенческой смертности и отказов родителей от новорожденных, улучшения здоровья детей.
Особую категорию беременных
составляют женщины, склонные к асоциальному
поведению, жестокому или
Приоритетное право на воспитание ребенка в семье закреплено в ст. 54,55,123 Семейного Кодекса РФ. В Комментарии к Семейному Кодексу подчеркивается: "Только в случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети помещаются в соответствующие учреждения (в зависимости от возраста и здоровья) на полное государственное обеспечение. "Выбор той или иной формы устройства ребенка определяется, исходя из интересов ребенка с учетом конкретных обстоятельств утраты родительского попечения".[7]
Постоянная нестабильность и большой разрушительный потенциал, накапливающийся в семьях социального риска, делает судьбу ее представителей драматичной и непредсказуемой и одновременно угрожает стабильности, социальному и нравственному здоровью общества. Это делает необходимой постоянную социальную политику, направленную на укрепление устоев семьи, заботу о совершенствовании брачно-семейных отношений в обществе, подготовку молодежи к будущей семейной жизни.
Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье — одна из важнейших задач социального работника.
Совокупность различных признаков свидетельствующих о насилии над членами семьи, должна стать причиной для серьезного исследования ситуации. Участие в этом исследовании специалиста по социальной работе, психолога, врача, сотрудника органа внутренних дел должно дать объективную картину происходящего и помочь пресечь жестокое обращение с ребенком. Как правило, есть необходимость его немедленного удаления из такой семьи и помещения в учреждение социальной реабилитации — это находится в компетенции местных органов опеки и попечительства.[15 c 217]
Среди неблагоприятных факторов семейного воспитания отмечают такие как неполная семья, аморальный образ жизни родителей, асоциальные антиобщественные взгляды и ориентации родителей, их низкий общеобразовательный уровень, педагогическая несостоятельность семьи, эмоционально-конфликтные отношения в семье. Работа специалистов по социальной работе должна быть направлена на выявление и предупреждение проблем, которые возникают в семьях социального риска.
1.2 Нормативно-правовое
регулирование прав и
Государство вынуждено брать на себя заботу о детях, оставшихся без попечения родителей, затрачивать немалые средства на их содержание, однако главной проблемой в данном случае является социализация детей, как вне семьи, так и в новых семьях (опекунских, приемных). Основное содержание социальной работы с детьми - сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, устройстве, контроле условий их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.
Понятия ребенок оставшийся без попечения родителей и дети, оставшиеся без попечения родителей рассматриваются и используются в теории семейного права Российской Федерации и правоприменительной практике как синонимы.[9]
Основными нормативно-правовыми
актами, регламентирующими защиту прав
и интересов детей-сирот и
Защита прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы опеки и попечительства, которыми являются органы местного самоуправления. Их деятельность регламентируется рядом международных, федеральных и региональных нормативных актов, имеющих целью заботу государства о данной категории детей.
Исходя из главы 2 Федерального Закона № 48-ФЗ от 24.04.2008 года "Об опеке и попечительстве" органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта РФ и они осуществляют свои права и исполняют свои обязанности в соответствии с нормативными правовыми актами, определяющими статус этих органов (п.1 ст.6 указанного закона). Деятельность органов опеки и попечительства осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта РФ. Контроль за деятельностью вышеуказанных органов осуществляет уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти.[9]
Права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в федеральных и региональных законах. Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ внесены существенные изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». В соответствии с этими изменениями дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в области образования, медицинского обеспечения, жилищной сфере и т.д. являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях. Теперь сами субъекты Российской Федерации определяют различные выплаты, дополнительные права и льготы этой категории детей.[11]