Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:52, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть систему социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно поставленной цели в работе решались следующие задачи:
Изучить понятие сиротства и семьи социального риска
Проанализировать права и интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Рассмотреть основные направления государственной семейной политики
Изучить технологию выявления и постановки на учет детей, оставшихся без попечения родителей
Проанализировать формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Рассмотреть государственные учреждения.
Особую и самую большую группу составляют дети, находящиеся под опекой. Опека долгие годы оставалась единственной (кроме усыновления) открытой и на нормативно-правовом уровне благополучной формой устройства детей в семьи: они остаются с близкими людьми (около 90% опекунов - близкие родственники ребенка), в привычной обстановке, учащиеся не меняют школу.[17 c 83]
Требования, предъявляемые к опекунам (попечителям):
1. Совершеннолетие лица, т. е. достижение им 18 лет.
2. Полная гражданская
3.Отсутствие в отношении
При выборе опекуна или попечителя должны учитываться и его личные качества, способность выполнения им данных обязанностей, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке или попечительстве. Для соблюдения последнего правила по возможности стараются учитывать желание самого подопечного. Согласие подопечного с кандидатурой попечителя обязательно и при установлении патронажа.
Опекуны являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечением, не вправе совершать самостоятельно. Обязанности по опеке (попечительству) исполняются безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ на питание, приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря, предметов хозяйственного обихода, личной гигиены, игр, игрушек, книг и предоставляются льготы, установленные Правительством. При этом опекун обязан предоставлять в органы опеки отчет о потраченных средствах. В некоторых случаях утраты попечения родителей (болезнь, длительное отсутствие) опекун может быть назначен параллельно с ними, приходить в семью, забирать ребенка к себе. Опекун обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье. Он вправе требовать по суду возврата ребенка от любых лиц, включая близких родственников, если они удерживают его незаконно. Однако он не имеет права препятствовать общению ребенка с его родными и близкими. Закон предусматривает защиту детей от возможных злоупотреблений со стороны опекунов, в частности, устанавливает ограничение их полномочий и самостоятельности при распоряжении имуществом подопечного. Обычно опекунами становятся близкие родственники подопечного.[17 c 89]
Опекуны и попечители несовершеннолетних
граждан обязаны проживать
Правоотношения между ребенком и опекуном (попечителем) прекращаются при достижении подопечным совершеннолетия.
Ребенок, находящийся под опекой (попечительством) сохраняет право на получение алиментов от родителей, а в случае их смерти - пенсии по потери кормильца. Также ребенок сохраняет свой юридический статус (ребенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей), т.е. он сохраняет право на все дополнительные права и льготы, предоставляемые государством лицам с данным юридическим статусом. [3]
Государство должно осуществлять постоянный надзор за условиями жизни подопечного, за выполнением опекуном своих обязанностей, оказывать помощь опекунам.[3]
Особенности опеки (попечительства):
1. Опека устанавливается
2. На опекаемого ребёнка
3. Менее жёсткие требования к кандидату в опекуны в части дохода, жилищных условий.
4. Ребёнок имеет статус
5. Нет тайны передачи ребёнка под опеку и контакты с кровными родственниками ребёнка возможны.
6. Постоянный контроль и
Основным принципом, на котором
строится весь институт усыновления, является
наилучшее обеспечение при
Особенности усыновления:
1. Позволяет ребёнку чувствовать
себя полноценным членом семьи.
2. Сохраняются все отношения и права наследования, в том числе, по выходу из несовершеннолетнего возраста.
3. Возможность присвоить ребёнку фамилию усыновителя, поменять имя, отчество и, в некоторых случаях, дату рождения.
4. Оформляется дольше, чем опека, т.к. усыновление утверждается гражданским судом.
5. Государство не оказывает
6. Органы опеки осуществляют ежегодный контроль над семьей усыновителей в течение как минимум трех лет после усыновления.
7. Самые жёсткие требования к кандидатам в усыновители, их материальному положению, заработку, жилью по сравнению с другими формами устройства. [9]
При отказе родителей дать согласие, усыновление невозможно. Дача согласия на усыновление - одно из важных личных неимущественных прав родителей, и его нарушение приводит к существенному нарушению их прав, поскольку усыновление ребенка приводит к полному прекращению правовой связи между ним и родителями.
В общественном сознании постепенно укрепляется мысль о том, что ребенка-сироту необходимо, прежде всего, устраивать не в государственное учреждение, а в семьи тех людей, которые могли бы поддержать ребенка, заняться его воспитанием, помочь преодолеть жизненные препятствия.
2.3 Государственные учреждения для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Государственные формы устройства
детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей
Дома ребенка бывают двух типов - общего и специализированного. Дома общего типа принимают детей до 3 лет, а специализированные дома (которые могут располагаться как в отдельном здании, так и занимать часть дома общего типа) принимают детей с различными нарушениями до 4 лет. [18 с 20.]
Дети поступают в дома ребенка в двух основных случаях. Во-первых, это дети, от которых отказались родители, в основном незамужние матери подросткового возраста, которые не желают или не могут оставить ребенка. В большинстве случаев это происходит в роддоме и часто предлагается персоналом роддома. Родители более половины детей, содержащихся в домах ребенка, бросили их или отказались от них. Во-вторых, родители могут принять решение поместить своего ребенка в дом ребенка для диагностики и лечения, когда ребенок страдает тяжелым врожденным или иным заболеванием. В случаях, когда ребенок поступает в дом ребенка по желанию родителей, подписывается контракт, в котором родители указывает срок, который ребенок проведет в доме малютки. Однако нередки случаи, когда в назначенный срок родители не забирают ребенка домой, таким образом, отказываясь от него.
Дети, находящиеся в доме ребенка обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, инвентарем и игрушками в соответствии с утвержденными нормативами. В домах ребенка дети распределяются по группам, существует неизменный распорядок дня, несколько воспитателей работают посменно, текучесть персонала может быть очень высокой. Даже лучшие из домов не могут дать младенцу той любви, привязанности и внимания, которые ему необходимы для нормального развития.[16 c 211]
Выписка детей из дома ребенка производится
при возвращении их в семью, переводе
в детский дом системы
Детские дома и школы-интернаты
предназначаются для детей в
возрасте от 3 до 18 лет, оставшихся без
попечения родителей. Они также
могут служить для временного
размещения - на период до 1 года - детей
из неполных семей, детей безработных,
беженцев, перемещенных лиц, а также
детей, чьи родители стали жертвами
стихийных бедствий и не имеют
определенного места
Различают детские дома для детей дошкольного возраста (3-7 лет), школьного возраста (7-18 лет) и смешанного типа. В детский дом принимаются дети из домов ребенка, от населения, частных лиц (в том числе родителей, родственников), из приемников-распределителей системы МВД.
Основная задача детского дома: создание
детям условий для воспитания
и получения образования, оказание
помощи в выборе профессии, подготовка
их к самостоятельной жизни и
трудовой деятельности. Они обеспечиваются
питанием, одеждой, обувью, инвентарем
по установленным нормам, игрушками,
школьными принадлежностями. Воспитанники
принимают участие в
Школа-интернат - государственное учреждение, которое обеспечивает содержание, обучение, развитие и воспитание детей-сирот школьного возраста, а также детей из семей, имеющих проблемы в развитии или обучении.
Различают несколько типов интернатов:
- интернаты с
- вспомогательные интернаты для
детей с легкой степенью
- интернаты для детей с
В последние годы стали появляться интернаты для одаренных детей, оставшихся без попечения родителей.
Социальный Приют предназначен для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в экстренной социальной помощи.
Вид помощи, оказываемый в приюте, зависит от его типа.
Приют общего типа (открытый приют) основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время своего пребывания в приюте. Состав и возраст детей, находящихся в приюте общего типа, набор предоставляемых (по желанию ребенка) консультацией, определяется организаторами конкретного приюта.[16 с 352]
Приют диагностического типа является местом круглосуточного пребывания ребенка с соответствующими целями. Такой приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, сбегающих из других учреждений. Основной задачей приюта данного типа является диагностика наличной ситуации, в которой находится ребенок, и определение его дальнейшей судьбы. В подобные приюты ребенка чаще всего определяют органы опеки, социальные работники, специалисты интернатов.[16 c 353]
Состав детей, помещенных в приюты, неоднороден по возрасту, полу, умственному и физическому развитию, причинам, приведшим их в это учреждение. Но все они - дети с разрушенной системой социальных связей с искаженными личностными установками, с низким уровнем социальной нормативности, с примитивными потребностями и интересами.
Несовершеннолетнему, оставшемуся
без попечения родителей, предоставляется
полное государственное обеспечение.
Примерное положение о
Первичный медицинский осмотр, лечебно-профилактическая, противоэпидемическая работа в приюте организуется и проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Минздрава России, управления здравоохранения соответствующего региона. Возникновение социальных Приютов для детей и подростков дает шанс значительной части беспризорных детей выжить, адаптироваться в здоровой социальной среде, преодолеть отставание в физическом и психическом развитии. Важным направлением работы центров является организация коррекционно-реабилитационных мероприятий. Чаще всего подобные центры создаются органами социальной защиты населения, а также общественными организациями.