Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:52, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть систему социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно поставленной цели в работе решались следующие задачи:
Изучить понятие сиротства и семьи социального риска
Проанализировать права и интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Рассмотреть основные направления государственной семейной политики
Изучить технологию выявления и постановки на учет детей, оставшихся без попечения родителей
Проанализировать формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Рассмотреть государственные учреждения.
Основным инструментом, позволяющим отслеживать ситуацию в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в регионах является мониторинг.
Воспитание детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей в семье признается
приоритетной формой, наилучшим образом
обеспечивающей интересы ребенка. Оно
может быть прекращено только по основаниям,
предусмотренным
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют право на семейные формы воспитания (усыновление/удочерение, опека (попечительство), приемная семья).
Передача ребенка в приемную семью в возрасте старше 10 лет требует его согласия. Запрещается, как и при усыновлении, разъединять братьев и сестер за исключением случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка.[9]
При невозможности устройства ребенка в семью он передается на воспитание в соответствующее учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Контроль за соблюдением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в процессе воспитания и жизнедеятельности возлагается на Администрацию и органы местного самоуправления.
Одним из наиболее важных и
сложных направлений
Основными нормативно-правовыми
актами, регламентирующими защиту прав
и интересов детей-сирот и
Ст. 5 Закона РФ «Об образовании» устанавливает государственные гарантии прав граждан РФ в области образования, в частности, возможность получения образования независимо от места жительства, социального и имущественного положения. Поэтому отсутствие закрепленного жилья не может являться основанием для отказа в приеме в ОУ, на этом же основании неправомерен отказ со ссылкой на территориальную расположенность детского дома.[2]
В соответствии с Законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа в возрасте до 23 лет имеют право на получение первого и второго начального профессионального образования без взимания платы.[8]
Порядок приема в учреждения среднего профессионального образования также регламентируется Приказом Министерства образования РФ от 09.12.2002 № 4304 «Об утверждении порядка приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального образования (средние специальные учебные заведения». Согласно данному приказу, в образовательные учреждения среднего профессионального образования принимаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие основное общее, среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование. При этом дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из их числа в возрасте до 23 лет имеют право на поступление вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний.[6]
Дети-сироты и дети, оставшиеся
без попечения родителей, получившие
основное общее или среднее (полное)
общее образование, имеют право
на обучение на курсах по подготовке к
поступлению в учреждения среднего
профессионального образования
без взимания платы. В учреждениях
как начального, так и среднего
профессионального образования
иногородним детям-сиротам и
Лица из числа детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, обучающиеся во всех типах
государственных или
Размер стипендии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении.[10]
Детям-сиротам и детям,
оставшимся без попечения родителей,
гарантируются условия
Дети в возрасте до трех лет, оставшиеся без родительского попечения, помещаются в стационарные медицинские учреждения без опекунов только с согласия последних.
Государственные и муниципальные лечебно-профилактические учреждения обеспечивают внеочередное бесплатное медицинское обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, используя различные виды реабилитации.
Детям-сиротам и детям,
оставшимся без попечения родителей,
а также лицам из числа детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения
родителей, предоставляются бесплатные
путевки в детские
Дети-инвалиды, дети с ограниченными физическими и психическими возможностями, оставшиеся без родительского попечения, имеют право на достойное и полноценное участие в жизни общества.[9]
За защитой своих прав и законных интересов дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, органы опеки и попечительства вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды.
В постановлении Правительства РФ «О положении приемной семьи» говорится, что приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Орган опеки и попечительства содействует созданию приемных семей, оказывает приемным родителям необходимую помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания ребенка (детей). Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.[21]
Порядок организации приемной семьи. Приемными родителями (родителем) могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. В ст. 20 Конвенции о правах ребенка, к которой Россия присоединилась в 1990 г., записано, что государства, подписавшие ее, в том числе и Россия, берут на себя обязательство, согласно которому "ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством".
1.3 Основные направления
государственной семейной
Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.[7]
Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического, культурологического развития общества. Семья – уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений.
В настоящее время, согласно Конституции Российской Федерации, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства. На сегодняшний день существует ряд нормативно-правовых актов, направленных на социальную поддержку семьи, материнства, защиту и обеспечение прав детей, решение острых проблем профилактики безнадзорности, правонарушений подростков, развитие системы социального обслуживания семьи и детей: «Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 г.»; Семейный кодекс Российской Федерации; Положение «О приемной семье»; 3акон Российской Федерации «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей» и др.
Основными направлениями семейной политики являются:
Для реализации основных направлений
семейной политики разрабатывается
целый ряд государственных
Основные направления
Значение семьи в общественной жизни определяется такими ее основными социальными функциями, как регулирование отношений между полами и поколениями, рождение детей, передача материальных и духовных ценностей от поколения к поколению, внутрисемейное перераспределение доходов, формирование потребностей и совместное потребление материальных и культурных благ, организация и ведение домашнего хозяйства, личного подсобного хозяйства и семейного производства, восстановление сил и здоровья, уход за малолетними детьми, больными и престарелыми. Семья выполняет функции эмоционального и духовного общения, взаимной поддержки и сотрудничества, удовлетворения сексуальных потребностей и другие.[12 с 9]
Целью семейной политики является благополучие семьи, укрепление и развитие семейного образа жизни.
Политическая значимость государственной
семейной политики социального государства
заключается в том, что она
объединяет интересы всех типов семей
и направлена на формирование благоприятной
социокультурной среды для их
жизнедеятельности и реализации
основных социальных функций, гармонизацию
внутрисемейных отношений, взаимоотношений
семьи, семьи, государства и общества,
на обеспечение необходимых
Одним из принципов семейной политики является профилактическая направленность. Проведение эффективной семейной политики, как одного из направлений социальной политики государства, и будет средством профилактики социального сиротства.
Одной из базовых задач государственной семейной и демографической политики Российской Федерации, определенной в Послании Президента России Федеральному собранию, в Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, является укрепление института семьи, сокращение числа детей, оставшихся без попечения родителей и детей, находящихся в детских домах и интернатах. Необходимым условием решения данной задачи является организация на уровне субъектов Российской Федерации комплексной работы по профилактике социального сиротства, включающей в себя: