Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 20:52, курсовая работа
Цель данной работы – рассмотреть систему социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно поставленной цели в работе решались следующие задачи:
Изучить понятие сиротства и семьи социального риска
Проанализировать права и интересы детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Рассмотреть основные направления государственной семейной политики
Изучить технологию выявления и постановки на учет детей, оставшихся без попечения родителей
Проанализировать формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Рассмотреть государственные учреждения.
В сфере социальной защиты детства ключевой проблемой стало социальное сиротство. Неблагоприятная демографическая ситуация в России усугубляется за счет того, что с каждым годом при общей рождаемости относительно большее количество детей рождается в неблагополучных семьях. Не случайно семейная и демографическая политика, защита прав детей объявлены одним из стратегических приоритетов государственной политики. Основная причина социального сиротства объясняется сложной социально-экономической ситуацией в стране и, как следствие, широким распространением семейного неблагополучия, а также отсутствием механизмов выявления “трудных” семей на ранней стадии, недостаточной профилактикой данной проблемы, нежеланием со стороны местных властей вовремя прийти на помощь семье, оказавшейся в сложной жизненной ситуации. Государство берет на себя ответственность за содержание и воспитание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
2.1 Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей
Порядок выявления и учета детей,
оставшихся без попечения родителей
установлен статьей 122 Семейного Кодекса
РФ, где предусмотрена обязанность
должностных лиц и иных граждан
сообщать органам опеки и попечительства
о ставших им известными случаях
утраты детьми родительского попечения.
Кодекс РФ об административных правонарушениях
предусматривает
После получения информации о детях,
оставшихся без попечения родителей,
органы опеки и попечительства обязаны
в течение трех дней провести первичное
обследование. В ходе обследования
органы опеки и попечительства должны
проверить достоверность
Учет детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на местном, региональном и федеральном уровнях.
При
невозможности устройства ребенка
в семью по месту его фактического
нахождения в течение месяца со дня
установления факта утраты родительского
попечения сведения о нем направляются
в орган исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, на территории которого
проживает ребенок, — в региональный
банк данных. Получив такие сведения,
орган исполнительной власти субъекта
Российской Федерации уже на всей
своей территории принимает в
течение месяца меры по устройству
ребенка в семью. При невозможности
устройства ребенка сведения о нем
направляются в Министерство образования
и науки Российской Федерации, на
которое возложены функции по
осуществлению
Региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Дети, оставшиеся без родительского попечения, передаются органом опеки и попечительства в течение месяца преимущественно на воспитание в семьи. Отдается предпочтение воспитанию детей в условиях семьи (усыновление, удочерение, опека, попечительство, приемная семья и социальный патронат).[14 с 47]
По данным управления
опеки и попечительства, защиты прав
детей Минобрнауки
Семьи опекунов и попечителей, являющихся кровными родственниками детей, оставшихся без попечения родителей, несут основную часть нагрузки по семейному воспитанию детей школьного возраста.
Важными предпосылками для передачи детей на воспитание в приемные семьи является подготовка кандидатов в приемные родители и оказание им своевременной профессиональной помощи и поддержки.
Граждане, желающие принять ребенка на воспитание в свою семью, обращаются к региональным или федеральным операторам, которые формируют банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (органы местного самоуправления, исполнительные органы субъектов Федерации, Министерство образования и науки России).
При этом должны быть представлены следующие документы:
Оператор в 10-дневный срок со дня получения документов рассматривает их по существу и предоставляет гражданину для ознакомления анкеты и фотографии детей, оставшихся без попечения родителей, соответствующих его пожеланиям. Затем в соответствии с пожеланием гражданина оператор выдает ему направление на посещение ребенка.[16 с 129]
Сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, на посещение которого выдано направление одному гражданину, не могут быть одновременно сообщены другому гражданину. Гражданин обязан в установленный для посещения ребенка, оставшегося без попечения родителей, срок проинформировать в письменной форме соответствующего оператора о результатах посещения этот ребенка и принятом им решении.
При отказе гражданина от приема на воспитание в свою семью предложенного ему ребенка он получает направление на посещение другого выбранного им ребенка.
Семейный кодекс Российской
Федерации предусматривает
Дети, оставшиеся без попечения родителей – наиболее незащищенная категория лиц, поскольку (в силу возрастных особенностей или недостающих физических возможностей) они не способны самостоятельно в полной мере защищать свои права и интересы, а малолетние зачастую объективно неспособны принять меры к самосохранению. Своевременное выявление и учет детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, утративших по тем или иным причинам родительское попечение, является необходимой предпосылкой оказания им соответствующей помощи.
Основополагающие
В некоторых областях и крупных
городах созданы специальные
Центры усыновления, в задачи которых
входит оказание помощи гражданам: консультации,
подготовка документов, подбор ребёнка,
медицинское
Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление /удочерение), а при отсутствии такой возможности в соответствующие учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития.[4]
Из всех предусмотренных законом форм семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, приоритетной является усыновление. Суть его заключается в том, что усыновленные дети фактически приравниваются к родным. Законодательством об усыновлении установлено, что оно допускается в отношении несовершеннолетних и только в их интересах с учетом возможностей усыновителя для обеспечения ребенку полноценного физического, психического, духовного и нравственного развития.
Только в прошлом году в Ленинском районе около 30 детей были переданы в приемные семьи, 88 детей усыновлены. Специалисты считают, что сегодня уже можно говорить о позитивных изменениях. По результатам реабилитационной работы, в Новосибирске только за прошедший год из социальных приютов возвращены в семьи 160 детей, 33 ребенка взяты под опеку, 240 - усыновлены, создано 59 новых приемных семей.[13]