Бюджетная политика на федеральном
и региональном уровнях, отраслевые и
региональные программы социально-экономического
развития должны быть согласованы с закрепленными
в Стратегии основными целями и требованиями
государственной гендерной политики.
Деловые и промышленные круги России должны
в полной мере участвовать в осуществлении
мероприятий, связанных с реализацией
Стратегии.
II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГЕНДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ
Глобальная цель стратегии - участие
в политике социального (гендерного)
равенства мужчин и женщин, направленной
на ликвидацию всех форм дискриминации,
обеспечение благосостояния и развитие
для всех и каждого в обществе и семье.
Цель 1. Обеспечение развития человеческого
потенциала.
Задача 1.1. Обеспечение воспроизводства
человеческого потенциала духовно, психически
и физически здорового, что предполагает:
- укрепление института семьи - добровольного союза мужчины и женщины, обеспечивающего социокультурную преемственность поколений, являющегося фактором стабильности и устойчивого развития гражданского общества;
- культивирование со стороны государства и общества материнства и отцовства как высшего проявления человечности и гражданственности, основных гарантов воспроизводства и развития "человеческого капитала";
- признание особого вклада женщин в устойчивое воспроизведение
и развитие людских ресурсов, накопление
и передачу социокультурных ценностей.
- ликвидацию сложившейся гендерной асимметрии в положении мужчин (сверхсмертность, условия занятости в социально-культурных отраслях, права в области родительства и воспитания
детей);
Задача 1.2. Обеспечение устойчивого
саморазвития человеческого потенциала,
что предполагает:
- поддержание принципа равной общественной ценности мужчин и женщин при осуществлении государственной культурной, образовательной и информационной политики;
- реформирование системы образования таким образом, чтобы предоставить каждому человеку, вне зависимости от его пола и возраста, возможность для свободного духовного развития, всесторонне развивать экологическое и информационно-технологическое образование
и просвещение населения, в том числе через
семейные и материнские клубы;
- повышение законодательных, административных и нравственных требований к уровню гендерной культуры в различных сферах политической, производственной и общественной жизни в интересах наиболее
полного раскрытия человеческого потенциала;
- принятие специальных компенсационных мер для привлечения к развитию науки и искусства представителей того пола, чей потенциал слабее используется; предоставление дополнительных (компенсационных) возможностей
для повышения уровня образования женщинам-матерям (1).
Цель 2. Развитие демократии
Задача 2.1. Достижение политического
паритета в реализации равных прав для
мужчин и женщин, а именно:
- обеспечение справедливого распределения правовых возможностей и обязанностей между мужчинами и женщинами во всех сферах жизнедеятельности;
- оказание содействия и поддержки саморазвитию и самоорганизации институтов гражданского общества, деятельность
которых направлена на защиту прав человека
и гражданина, недопущение дискриминации
по признаку пола и обеспечение тендерного
равенства во всех сферах жизнедеятельности;
- создание дополнительных преимуществ для занятия должностей в органах государственного,
муниципального управления и местного
самоуправления для представителей того
пола, роль которого принижена (в настоящее
время - это женщины);
- включение в состав обязательных квалификационных требований к лицам, занимающим государственные должности в системе
государственного и муниципального управления
знаний по гендерной проблеме,
- включение в состав должностных инструкций государственных должностных лиц положения о недопущении гендерной дискриминации при исполнении профессиональных обязанностей.
Цель 3. Содействие устойчивому развитию экономики.
Задача 3.1. Гарантирование базового
уровня качества жизни каждому гражданину
как обязательного компонента устойчивого
развития экономики и демократии:
- обеспечение адаптации всех социальных, профессиональных и возрастных
групп независимо от пола, национальности
и вероисповедания к изменяющимся политическим
и экономическим условиям России с учетом
экономического потенциала, природной,
этнокультурной и религиозной специфики
субъектов Российской Федерации;
- превентивная защита наиболее уязвимых социальных групп, от негативного влияния имущественной и социальной дифференциации;
- создание дополнительных преимуществ для представителей того пола, роль которого искусственно принижается в какой-либо области деятельности или где
они попадают в группы риска в результате
свертывания социальных программ и гарантий,
что приводит к вытеснению представителей
какого-либо пола из целого ряда профессий.
Задача 3.2. Искоренение проявлений экономической
дискриминации по половому признаку, а
именно:
- принятие мер по искоренению причин, порождающих насилие и гендерную дискриминацию, особо выделяя распространение трансграничной торговли женщинами и детьми в целях сексуальной эксплуатации;
- введение специальных мер, направленных на всестороннюю поддержку
материнства, отцовства и детства, обеспечение
компенсационных мер женщинам для восстановления
социального статуса, снижаемого в период
деторождения, а также женщинам или мужчинам,
взявшим на себя функции ухода за детьми
до трех лет.
- введение законодательства об обязательных государственных социальных стандартах в соответствии с требованиями МОТ и других международных организаций.
Основные механизмы
гендерной политики.
- Укрепление демократических институтов, среди которых особое место должны занять институализированные
формы гендерного мониторинга, контроля
и управления, в том числе соответствующие
службы в федеральных и региональных органах
всех ветвей власти, а также специализированные
консультационные и экспертные советы
и комиссии по гендерной политике и/или
по улучшению положения пола, права которого
нарушаются. Эти и другие аналогичные
им структуры должны рассматриваться
как звенья национального механизма по
реализации гендерной стратегии и обладать
необходимыми юрисдикционными полномочиями
для решения возникающих проблем и обеспечения
взаимодействия заинтересованных государственных
органов и неправительственных организаций.
- Введение обязательной государственной гендерной экспертизы всех без исключения социально значимых планов и проектов: государственных,
международных и корпоративных;
- Развитие гендерной статистики, отслеживающей изменения в доходах, доступе к вакансиям, квалифицируемым как профессиональные, технические, административные и управленческие должности, связанные с принятием решений, а также
распределение парламентских мест, занимаемых
женщинами и мужчинами;
- Существенное повышение уровня представительства женщин в органах законодательной и исполнительной власти как на федеральном, так и на местном уровне;
- Разработка и осуществление как общенациональных,
так и
региональных программ борьбы с бедностью
и нищетой с установкой на скорейшее преодоление
крайне опасной тенденции по феминизации
бедности, а, следовательно, детской нищеты
и беспризорности. Эти явления обусловлены
сохраняющейся сегрегацией в трудовой
сфере, при которой в отраслях с традиционно
сложившейся преимущественной занятостью
женщин уровень оплаты труда всех работников,
независимо от пола, на 30-50 процентов ниже,
чем в отраслях, ориентированных на преимущественно
мужскую занятость. В наиболее незащищенном
положении находятся одинокие родители,
среди которых женщины составляют подавляющую
часть (94,6%), родители, имеющие малолетних
детей и детей-инвалидов, жены военнослужащих,
проживающие в военных городках, женщины
старших возрастов.
- Координация усилий государства и гражданского общества по введению и усилению гендерного контроля за процессом социальных и экономических изменений в интересах создания более справедливого социального и экономического порядка внутри страны и преодоления
демографического кризиса;
- Принятие эффективных мер по поддержке гендерного саморазвития с использованием индекса человеческого развития, рекомендованного Программой Развития ООН (UNDP) и позволяющего определить меру содействия этому процессу в России со
стороны мирового сообщества на основании
сопоставления жизненных ожиданий женщин
и мужчин, их достижений в сфере образования
и доходов;
- Разработка и введение индикаторов, имеющих нормативную природу, но учитывающих менталитет населения, включая в их число
индикаторы установок, средств и ресурсов,
процесса и участия, а также индикаторы
развития, фиксирующие промежуточные
и окончательные результаты осуществления
государственной гендерной политики;
- Широкое использование в процессе стратегического планирования
и прогнозирования системных показателей
качества жизни, фиксирующих уровень гендерного
партнерства, экологической и демографической
устойчивости, а также все позитивные
и негативные изменения в сфере здравоохранения,
образования и занятости, которые могут
измеряться количественными и качественными
индикаторами.
- Выделение финансовых и иных ресурсов на образование и профессиональную подготовку представителей коренных народов, их общин и семей в целях расширения возможностей самореализации для женщин и мужчин
в интересах справедливого развития на
национальном уровне.
III. ГЕНДЕРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ
СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
(измерение, прогнозирование, планирование)
Для реализации гендерной стратегии
требуется периодическое проведение
научных исследований, включающих социологический
мониторинг, использование методов моделирования
и прогнозирования, с целью изучения самоорганизационных
и социокультурных социальных процессов,
выявления гендерной дискриминации и
причин ее порождения, а также разработки
предложений по гармонизации гендерных
отношений. Это требует введения гендерных
критериев применительно ко всем секторам
и направлениям государственной политики,
так как основывается на системном транссекторальном
подходе к стратегическому планированию
и прогнозированию. Соответственно с этим
подходом определяются приоритеты и направления
собственно гендерной политики и стратегии,
в рамках которой они формулируются.
Универсальный характер Стратегии
определяется особенностями средне-
и долгосрочного планирования в
сфере государственной политики, частного
предпринимательства и международного
экономического сотрудничества. Каждый
из этих типов планирования имеет отчетливо
выраженное гендерное измерение, так как поддается
количественной и качественной оценке
на всех этапах - от прогноза, анализа альтернатив,
замысла и выработки плана действий до
экспертной оценки каждого из этапов реализации
проекта.
Гендерное измерение позволяет
отслеживать на уровне государственной
статистики конструктивные и деструктивные
тенденции в развитии гендерных отношений
и в распределении собственности. На основе
гендерной экспертизы, которая должна
рассматриваться как необходимое звено
планирования и управления, государство
получает возможность корректировать
планы и программы в соответствии с целями
Стратегии или создавать необходимые
условия и предпосылки для подобной коррекции.
Гендерное измерение государственной
политики делает возможным:
- осуществление государственного контроля с участием неправительственных организаций за соблюдением равных прав мужчин
и женщин во всех сферах трудовой деятельности,
управления и распределения дохода;
- коррекцию государственной политики в каждом из ее секторов на федеральном и региональном уровнях и совершенствование законодательной системы в интересах установления и
поддержания гендерного равенства;
- развитие международного сотрудничества с целью обмена опытом в сфере развития гендерной демократии и осуществления совместных проектов в этой области.
1. Гендерно ориентированная
экономическая политика и социально ответственный
бизнес
В странах с переходной экономикой
качественно изменяется роль государства.
С одной стороны, оно существенно
сужает сферу своего влияния, отказываясь
от этатистских и "командных" методов
управления и контроля. При этом
расширяются возможности для самоуправления
и все более важной становится роль предпринимателей,
которым удалось создать, сохранить и
развить свой бизнес в крайне неблагоприятных
условиях. С другой стороны, именно на
государство и формирующееся гражданское
общество тем самым возлагается значительная
доля ответственности за преодоление
не только традиционных, но и новых форм
неравенства, связанного с половой принадлежностью
и проявляющегося, преимущественно, во
владении собственностью и в доходах,
искусственном принижении cтатуса женщин
в сфере занятости и в их массовом вытеснении
из наиболее престижных и высокодоходных
сфер деятельности.
Эффективность управления в области
государственной экономической
политики определяется степенью поддержки,
которая оказывается с его стороны
саморазвитию в области экономики, учитывающему
гендерные различия и предупреждающему
появление таких негативных явлений, как
дискриминация по половому признаку в
сфере занятости, производства и распределения
доходов.
Одним из основных направлений государственной
гендерной политики в экономической области
должна стать выработка новой концепции
занятости, которая отвечает следующим
требованиям:
- во-первых, базируется на анализе
баланса трудовых ресурсов с учетом гендерной
специфики отдельных регионов и секторов
производства, а также данных мониторинга
безработицы (как регистрируемой, так
и не регистрируемой) в указанных регионах
и секторах;
- во-вторых, призвана оптимизировать
методы реструктуризации экономики в
интересах снижения безработицы и преодоления
гендерной асимметрии на рынке труда,
связанной, в частности, с доминирующей
феминизацией занятости в наименее престижных
областях производства;
- в-третьих, направлена на поддержание
высокого уровня экономической активности
женской рабочей силы в государственном
и частном секторах производства (важной
предпосылкой укрепления позиций женщин
на рынке труда служат сложившиеся установки
и опыт трудовой деятельности, приобретенные
ими в условиях ведения плановых методов
хозяйствования, готовность к профессиональной
переподготовке и пожизненному обучению).
Показателями высокой гендерной
хозяйственной культуры российского
общества должны стать: