Гендерная стратегия в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 14:49, реферат

Описание работы

На современном историческом этапе самым актуальным становится обеспечение перехода России к устойчивому социальному развитию, что требует формирования новой социальной стратегии, сбалансированной в трех направлениях: экономико-экологическом, организационно-политическом и социокультурном.
Социальная стратегия, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации, предполагает включение гендерной компоненты, так как в соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации "мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации", а социальные отношения между мужчинами и женщинами выступают ныне как одна из главных проблемных парадигм XXI века.

Содержание работы

Введение
I. Общие положения
II. Цели и задачи государственной гендерной политики
III. Гендерный потенциал социального развития (измерение, прогнозирование, планирование)
1. Гендерно ориентированная экономическая политика и социально ответственный бизнес
2. Гендерный подход к планированию в сфере социальной политики
3. Гендерные проблемы в области здравоохранении и перспективы их решения
4. Гендерные требования к информационной политике
5. Гендерные критерии развития культуры, науки и образования
IV. Перспективы осуществления гендерной стратегии

Файлы: 1 файл

Гендер.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

Бюджетная политика на федеральном и региональном уровнях, отраслевые и региональные программы социально-экономического развития должны быть согласованы с закрепленными в Стратегии основными целями и требованиями государственной гендерной политики. Деловые и промышленные круги России должны в полной мере участвовать в осуществлении мероприятий, связанных с реализацией Стратегии.

 

 

 

 

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ  ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГЕНДЕРНОЙ ПОЛИТИКИ

Глобальная цель стратегии - участие  в политике социального (гендерного) равенства мужчин и женщин, направленной на ликвидацию всех форм дискриминации, обеспечение благосостояния и развитие для всех и каждого в обществе и семье.

Цель 1. Обеспечение развития человеческого потенциала.

Задача 1.1. Обеспечение воспроизводства человеческого потенциала духовно, психически и физически здорового, что предполагает:

  • укрепление института семьи - добровольного союза мужчины и женщины, обеспечивающего социокультурную преемственность поколений, являющегося фактором стабильности и устойчивого развития гражданского общества;
  • культивирование со стороны государства и общества материнства и отцовства как высшего проявления человечности и гражданственности, основных гарантов воспроизводства и развития "человеческого капитала";
  • признание особого вклада женщин в устойчивое воспроизведение и развитие людских ресурсов, накопление и передачу социокультурных ценностей.
  • ликвидацию сложившейся гендерной асимметрии в положении мужчин (сверхсмертность, условия занятости в социально-культурных отраслях, права в области родительства и воспитания детей);

Задача 1.2. Обеспечение устойчивого саморазвития человеческого потенциала, что предполагает:

  • поддержание принципа равной общественной ценности мужчин и женщин при осуществлении государственной культурной, образовательной и информационной политики;
  • реформирование системы образования таким образом, чтобы предоставить каждому человеку, вне зависимости от его пола и возраста, возможность для свободного духовного развития, всесторонне развивать экологическое и информационно-технологическое образование и просвещение населения, в том числе через семейные и материнские клубы;
  • повышение законодательных, административных и нравственных требований к уровню гендерной культуры в различных сферах политической, производственной и общественной жизни в интересах наиболее полного раскрытия человеческого потенциала;
  • принятие специальных компенсационных мер для привлечения к развитию науки и искусства представителей того пола, чей потенциал слабее используется; предоставление дополнительных (компенсационных) возможностей для повышения уровня образования женщинам-матерям (1).

Цель 2. Развитие демократии

Задача 2.1.  Достижение политического паритета в реализации равных прав для мужчин и женщин, а именно:

  • обеспечение справедливого распределения правовых возможностей и обязанностей между мужчинами и женщинами во всех сферах жизнедеятельности;
  • оказание содействия и поддержки саморазвитию и самоорганизации институтов гражданского общества, деятельность которых направлена на защиту прав человека и гражданина, недопущение дискриминации по признаку пола и обеспечение тендерного равенства во всех сферах жизнедеятельности;
  • создание дополнительных преимуществ для занятия должностей в органах государственного, муниципального управления и местного самоуправления для представителей того пола, роль которого принижена (в настоящее время - это женщины);
  • включение в состав обязательных квалификационных требований к лицам, занимающим государственные должности в системе государственного и муниципального управления знаний по гендерной проблеме,
  • включение в состав должностных инструкций государственных должностных лиц положения о недопущении гендерной дискриминации при исполнении профессиональных обязанностей.

Цель 3. Содействие устойчивому развитию экономики.

Задача 3.1. Гарантирование базового уровня качества жизни каждому гражданину как обязательного компонента устойчивого развития экономики и демократии:

  • обеспечение адаптации всех социальных, профессиональных и возрастных групп независимо от пола, национальности и вероисповедания к изменяющимся политическим и экономическим условиям России с учетом экономического потенциала, природной, этнокультурной и религиозной специфики субъектов Российской Федерации;
  • превентивная защита наиболее уязвимых социальных групп, от негативного влияния имущественной и социальной дифференциации;
  • создание дополнительных преимуществ для представителей того пола, роль которого искусственно принижается в какой-либо области деятельности или где они попадают в группы риска в результате свертывания социальных программ и гарантий, что приводит к вытеснению представителей какого-либо пола из целого ряда профессий.

Задача 3.2. Искоренение проявлений экономической дискриминации по половому признаку, а именно:

  • принятие мер по искоренению причин, порождающих насилие и гендерную дискриминацию, особо выделяя распространение трансграничной торговли женщинами и детьми в целях сексуальной эксплуатации;
  • введение специальных мер, направленных на всестороннюю поддержку материнства, отцовства и детства, обеспечение компенсационных мер женщинам для восстановления социального статуса, снижаемого в период деторождения, а также женщинам или мужчинам, взявшим на себя функции ухода за детьми до трех лет.
  • введение законодательства об обязательных государственных социальных стандартах в соответствии с требованиями МОТ и других международных организаций.

Основные механизмы  гендерной политики.

  1. Укрепление демократических институтов, среди которых особое место должны занять институализированные формы гендерного мониторинга, контроля и управления, в том числе соответствующие службы в федеральных и региональных органах всех ветвей власти, а также специализированные консультационные и экспертные советы и комиссии по гендерной политике и/или по улучшению положения пола, права которого нарушаются. Эти и другие аналогичные им структуры должны рассматриваться как звенья национального механизма по реализации гендерной стратегии и обладать необходимыми юрисдикционными полномочиями для решения возникающих проблем и обеспечения взаимодействия заинтересованных государственных органов и неправительственных организаций.
  2. Введение обязательной государственной гендерной экспертизы всех без исключения социально значимых планов и проектов: государственных, международных и корпоративных;
  3. Развитие гендерной статистики, отслеживающей изменения в доходах, доступе к вакансиям, квалифицируемым как профессиональные, технические, административные и управленческие должности, связанные с принятием решений, а также распределение парламентских мест, занимаемых женщинами и мужчинами;
  4. Существенное повышение уровня представительства женщин в органах законодательной и исполнительной власти как на федеральном, так и на местном уровне;
  5. Разработка и осуществление как общенациональных, так и 
    региональных программ борьбы с бедностью и нищетой с установкой на скорейшее преодоление крайне опасной тенденции по феминизации бедности, а, следовательно, детской нищеты и беспризорности. Эти явления обусловлены сохраняющейся сегрегацией в трудовой сфере, при которой в отраслях с традиционно сложившейся преимущественной занятостью женщин уровень оплаты труда всех работников, независимо от пола, на 30-50 процентов ниже, чем в отраслях, ориентированных на преимущественно мужскую занятость. В наиболее незащищенном положении находятся одинокие родители, среди которых женщины составляют подавляющую часть (94,6%), родители, имеющие малолетних детей и детей-инвалидов, жены военнослужащих, проживающие в военных городках, женщины старших возрастов.
  6. Координация усилий государства и гражданского общества по введению и усилению гендерного контроля за процессом социальных и экономических изменений в интересах создания более справедливого социального и экономического порядка внутри страны и преодоления демографического кризиса;
  7. Принятие эффективных мер по поддержке гендерного саморазвития с использованием индекса человеческого развития, рекомендованного Программой Развития ООН (UNDP) и позволяющего определить меру содействия этому процессу в России со стороны мирового сообщества на основании сопоставления жизненных ожиданий женщин и мужчин, их достижений в сфере образования и доходов;
  8. Разработка и введение индикаторов, имеющих нормативную природу, но учитывающих менталитет населения, включая в их число индикаторы установок, средств и ресурсов, процесса и участия, а также индикаторы развития, фиксирующие промежуточные и окончательные результаты осуществления государственной гендерной политики;
  9. Широкое использование в процессе стратегического планирования и прогнозирования системных показателей качества жизни, фиксирующих уровень гендерного партнерства, экологической и демографической устойчивости, а также все позитивные и негативные изменения в сфере здравоохранения, образования и занятости, которые могут измеряться количественными и качественными индикаторами.
  10. Выделение финансовых и иных ресурсов на образование и профессиональную подготовку представителей коренных народов, их общин и семей в целях расширения возможностей самореализации для женщин и мужчин в интересах справедливого развития на национальном уровне.

 

 

 

 

 

III. ГЕНДЕРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ  СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ  
(измерение, прогнозирование, планирование)

Для реализации гендерной стратегии  требуется периодическое проведение научных исследований, включающих социологический мониторинг, использование методов моделирования и прогнозирования, с целью изучения самоорганизационных и социокультурных социальных процессов, выявления гендерной дискриминации и причин ее порождения, а также разработки предложений по гармонизации гендерных отношений. Это требует введения гендерных критериев применительно ко всем секторам и направлениям государственной политики, так как основывается на системном транссекторальном подходе к стратегическому планированию и прогнозированию. Соответственно с этим подходом определяются приоритеты и направления собственно гендерной политики и стратегии, в рамках которой они формулируются.

Универсальный характер Стратегии  определяется особенностями средне- и долгосрочного планирования в сфере государственной политики, частного предпринимательства и международного экономического сотрудничества. Каждый из этих типов планирования имеет отчетливо выраженное гендерное измерение, так как поддается количественной и качественной оценке на всех этапах - от прогноза, анализа альтернатив, замысла и выработки плана действий до экспертной оценки каждого из этапов реализации проекта.

Гендерное измерение позволяет  отслеживать на уровне государственной  статистики конструктивные и деструктивные тенденции в развитии гендерных отношений и в распределении собственности. На основе гендерной экспертизы, которая должна рассматриваться как необходимое звено планирования и управления, государство получает возможность корректировать планы и программы в соответствии с целями Стратегии или создавать необходимые условия и предпосылки для подобной коррекции.

Гендерное измерение государственной  политики делает возможным:

  • осуществление государственного контроля с участием неправительственных организаций за соблюдением равных прав мужчин и женщин во всех сферах трудовой деятельности, управления и распределения дохода;
  • коррекцию государственной политики в каждом из ее секторов на федеральном и региональном уровнях и совершенствование законодательной системы в интересах установления и поддержания гендерного равенства;
  • развитие международного сотрудничества с целью обмена опытом в сфере развития гендерной демократии и осуществления совместных проектов в этой области.

1. Гендерно ориентированная  экономическая политика и социально ответственный бизнес

В странах с переходной экономикой качественно изменяется роль государства. С одной стороны, оно существенно  сужает сферу своего влияния, отказываясь  от этатистских и "командных" методов  управления и контроля. При этом расширяются возможности для самоуправления и все более важной становится роль предпринимателей, которым удалось создать, сохранить и развить свой бизнес в крайне неблагоприятных условиях. С другой стороны, именно на государство и формирующееся гражданское общество тем самым возлагается значительная доля ответственности за преодоление не только традиционных, но и новых форм неравенства, связанного с половой принадлежностью и проявляющегося, преимущественно, во владении собственностью и в доходах, искусственном принижении cтатуса женщин в сфере занятости и в их массовом вытеснении из наиболее престижных и высокодоходных сфер деятельности.

Эффективность управления в области  государственной экономической  политики определяется степенью поддержки, которая оказывается с его стороны саморазвитию в области экономики, учитывающему гендерные различия и предупреждающему появление таких негативных явлений, как дискриминация по половому признаку в сфере занятости, производства и распределения доходов.

Одним из основных направлений государственной гендерной политики в экономической области должна стать выработка новой концепции занятости, которая отвечает следующим требованиям:

  • во-первых, базируется на анализе баланса трудовых ресурсов с учетом гендерной специфики отдельных регионов и секторов производства, а также данных мониторинга безработицы (как регистрируемой, так и не регистрируемой) в указанных регионах и секторах;
  • во-вторых, призвана оптимизировать методы реструктуризации экономики в интересах снижения безработицы и преодоления гендерной асимметрии на рынке труда, связанной, в частности, с доминирующей феминизацией занятости в наименее престижных областях производства;
  • в-третьих, направлена на поддержание высокого уровня экономической активности женской рабочей силы в государственном и частном секторах производства (важной предпосылкой укрепления позиций женщин на рынке труда служат сложившиеся установки и опыт трудовой деятельности, приобретенные ими в условиях ведения плановых методов хозяйствования, готовность к профессиональной переподготовке и пожизненному обучению).

Показателями высокой гендерной  хозяйственной культуры российского  общества должны стать:

Информация о работе Гендерная стратегия в Российской Федерации