Гендерная стратегия предусматривает,
что мужчины и женщины не только должны
адаптироваться к изменениям, но и стать
главными действующими лицами в современном
обществе, которое определяется в Кельнской
Хартии как общество знания. Это требует
усилий по преодолению возникающего в
постсоветский период разрыва между теми,
кто сумел адаптироваться к изменяющимся
условиям жизни, и теми, кто может быть
исключён из активной жизни на долгое
время. Образование, подготовка и переподготовка
оказывают сегодня все большее влияние
на шансы молодежи и людей среднего поколения
добиться личного успеха и профессионального
роста.
Стратегия направлена на совершенствование
системы образования, которая должна:
- содействовать развитию и повышению престижности неофициального и неформального образования и самообразования;
- обеспечивать право граждан независимо от их пола на совмещение обучения с работой и семейной жизнью;
Залог осуществимости столь масштабных
целей - солидарная ответственность
государства в лице федеральных
и местных органов законодательной
и исполнительной власти, заинтересованных
министерств и ведомств, а также социальных
партнёров государства - институтов гражданского
общества и органов самоуправления, представителей
бизнеса, неправительственных организаций
и, в первую очередь, самих граждан.
Среди основных направлений культурной
и образовательной политики, ориентированной
на поддержание и развитие гендерной демократии,
следует выделить:
- Целевое увеличение инвестиций в человеческий капитал, которые по значимости не уступают инвестициям в экономическое развитие страны и, более того, должны
рассматриваться как важнейшая предпосылка
экономической модернизации на перспективу
и условие долгосрочного стратегического
планирования, осуществляемого на основе
принципа гендерного равенства;
- Разработку гендерной составляющей стратегического прогноза
развития России;
- Обеспечение равных возможностей и постоянного доступа к непрерывному образованию для всех граждан независимо от их возраста и пола, места проживания и социального положения;
- Разработку эффективных методов преподавания на всех уровнях
системы образования и воспитания для
преодоления существующих гендерных различий;
- Расширение сфер деятельности, в которых ценится не только базовое образование, но и стремление к непрерывному повышению компетенции через систему неофициального и неформального
обучения(10);
- Содействие развитию современных информационных технологий дистанционного обучения для расширения возможностей получения качественного образования по месту жительства;
- Содействие развитию гендерных исследований, имеющих теоретическую и научно-практическую значимость для развития гендерного равенства;
- Поддержку деятельности государственных и негосударственных научно-исследовательских и экспертных центров, в функции
которых входит междисциплинарное изучение
гендерных отношений и осуществление
мониторинга в различных этнических, конфессиональных
и социальных средах, подготовка и проведение
гендерных экспертиз в области политической,
законотворческой, экономической, социальной
и образовательной деятельности, а также
перевод иноязычных текстов и популяризация
результатов научных исследований по
тематике гендерного равенства;
- Разработку и введение специализированных курсов и гендерных образовательных программ на всех уровнях
образовательной системы - от дошкольного
воспитания до среднего, высшего и последипломного
образования, а также поддержку уже существующих
курсов по гендерной проблематике и распространение
имеющегося опыта.
- Введение гендерной составляющей в образовательные
стандарты средней школы, образовательные
стандарты всех специальностей в системе
высшего и профессионального образования,
а также в учебные планы повышения квалификации
госслужащих, специалистов органов исполнительной
власти, депутатов всех уровней;
- Создание учебно-методического объединения по гендерной экспертизе учебной литературы, профессиональной переподготовке педагогических кадров, а также учебно-методической базы для преподавания основ гендерных знаний (учебников, учебных пособий для всех звеньев
образовательного процесса.
IV. ПЕРСПЕКТИВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГЕНДЕРНОЙ
СТРАТЕГИИ
Государственная гендерная стратегия
должна рассматриваться как стратегия
осуществления целей и задач,
закрепленных в Конституции Российской
Федерации и в ратифицированных Российской
Федерацией важнейших международных документах,
в которых зафиксированы принципы гендерного
равенства. Среди этих документов - Конвенция
о ликвидации всех форм дискриминации
в отношении женщин, Декларация и Программа
действий Всемирной Конференции по правам
человека, Декларация и Платформа действий
Всемирной Конференции по улучшению положения
женщин, Итоговые документы Генеральной
Ассамблеи ООН (Нью-Йорк, 2000 г.).
Реализация положений Стратегии
предполагает разработку планов действий
на федеральном, региональном и отраслевом
уровнях, а также разработку и реализацию
мер государственной поддержки научных,
образовательных и иных проектов в области
гендерной политики. Конкретизация положений
настоящего документа применительно к
отдельным сферам деятельности общества
и государства и особенностям проведения
государственной политики по различным
субъектам Российской Федерации может
быть осуществлена при разработке программ
развития субъектов Российской Федерации.
Осуществление Стратегии должно быть
обеспечено обоснованным финансированием.
В число приоритетных задач на период
до 2004 г. (первый этап) входят:
- Разработка Национального плана действий по осуществлению Стратегии на период до 2010-2015 гг. (в рамках Национального плана будут уточнены дальнейшие
этапы осуществления Стратегии и определены
пилотные проекты для каждого из этапов);
- Подготовка пакета предложений по перспективному плану законотворческой деятельности в области гендерной политики;
- Проведение гендерной экспертизы отраслевых стратегий, концепций
и доктрин и подготовка предложений по
коррекции осуществляемых планов;
- Создание организационных структур на федеральном уровне, имеющих необходимые полномочия для координации работы в рамках осуществления Стратегии;
Разработка и проведение информационной
кампании по популяризации идей.
Ссылки:
- (1) Компенсационные меры обоснованы тем, что женщины в период вынашивания, рождения и выкармливания грудных детей, осуществляя социально полезную функцию
для общества в целом,
отстают от остальных
женщин и мужчин в образовательном
и профессиональном
плане.
- (2) В Российской Федерации в интересах улучшения охраны труда работающих граждан в рамках Федеральной целевой программы улучшения условий и охраны труда
на 1998-2000 годы разработан
Перечень тяжелых работ
и работ с вредными или
опасными условиями
труда, при выполнении
которых запрещается
применение труда женщин.
При подготовке Перечня
принимался во внимание
фактор современного
состояния экономики
и положения женщин
на рынке труда с тем,
чтобы его введение
в действие не вызвало
массового высвобождения.
- (3) В новом Трудовом кодексе Российской Федерации учтены соответствующие положения Конвенции МОТ № 156.
- (4) По сравнению с 1999 г. произошло заметное снижение
удельного веса малоимущих
женщин и мужчин. По
данным выборочного
обследования бюджетов
домашних хозяйств,
проведенного Госкомстатом
России, удельный вес
малоимущих женщин с
располагаемыми ресурсами
ниже величины прожиточного
минимума в 1998 г. составлял 33,6%,
в 1999 г. - 46,5%, в 2000 г. - 36,5%;
у мужчин этот показатель
составлял соответственно 36,2; 48,4; 38,2.
По прогнозным оценкам
к 2004 году доля населения
с доходами ниже прожиточного
минимума должна составить 21-22%.
- (5) По продолжительности жизни (60-65
лет: 59 лет у мужчин и 72
года у женщин) Россия
занимает 32 место в мире.
- (6) В России в возрасте до 50 лет насчитывается одинаковое число мужчин и женщин, однако среди лиц 60 лет и старше женщины составляют 69,1 %, а среди лиц старше 70 лет - 75,8 %.
Разрыв в численности
пожилых мужчин и женщин
увеличивается в зависимости
от возраста и места
жительства: в сельской
местности он может
достигать соотношения
1:10.
- (7) Меморандум Комиссии ЕС по учёбе через всю жизнь (Брюссель, 30 октября 2000 г.).
- (8) Стратегия, направленная на обеспечение права "учиться через всю жизнь" в последнее время обозначается в документах ЕС термином "лайфлонг" (во всей жизни), что акцентирует внимание на временном аспекте данной стратегии, т.е. на постоянно или периодически возобновляемом
характере обучения.
Как отмечается в Меморандуме
Комиссии ЕС по учёбе
через всю жизнь, этот "вновь
введённый термин обогащает
картину, акцентируя
внимание на размах
учёбы, которая осуществляется
во всём диапазоне нашей
жизни, на любом её поприще".
- (9) Кельнская Хартия "Цели и задачи пожизненного обучения" (пересмотренный вариант от 15 июня 1999 года).
- (10) В Меморандуме Комиссии ЕС по учёбе через всю жизнь даются следующие дефиниции трех основных типов целенаправленной образовательной деятельности:
- Официальная
учёба "проходит
в учреждениях образования
и подготовки и ведёт
к признаваемым дипломам
и квалификациям".
- Неофициальная
учёба "проводится
бок о бок с основной
системой образования
и подготовки и обычно
ведёт к официальным
сертификатам. Неофициальная
учёба проводится на
рабочем месте и через
мероприятия организаций
и группировок гражданского
общества (таких, как
молодёжные организации,
профсоюзы и политические
партии). Она также может
проводиться организациями
и службами, созданными
для дополнения официальной
системы (такими, как:
художественные, музыкальные
и спортивные классы,
частные репетиторы
для подготовки к экзаменам)".
- Неформальная
учеба - "естественное
сопровождение повседневной
жизни. В отличие от
официальной и неофициальной
учёбы, неформальная
учёба необязательно
является целенаправленной
и поэтому не может как
следует признаваться
как вклад в знания и
умения даже самими
людьми".
Литература и источники:
1.Гендерная
стратегия Российской Федерации,
Москва 2002г
2.Википедия
3.Сайт gender.ru