Гендерная стратегия в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 14:49, реферат

Описание работы

На современном историческом этапе самым актуальным становится обеспечение перехода России к устойчивому социальному развитию, что требует формирования новой социальной стратегии, сбалансированной в трех направлениях: экономико-экологическом, организационно-политическом и социокультурном.
Социальная стратегия, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации, предполагает включение гендерной компоненты, так как в соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации "мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации", а социальные отношения между мужчинами и женщинами выступают ныне как одна из главных проблемных парадигм XXI века.

Содержание работы

Введение
I. Общие положения
II. Цели и задачи государственной гендерной политики
III. Гендерный потенциал социального развития (измерение, прогнозирование, планирование)
1. Гендерно ориентированная экономическая политика и социально ответственный бизнес
2. Гендерный подход к планированию в сфере социальной политики
3. Гендерные проблемы в области здравоохранении и перспективы их решения
4. Гендерные требования к информационной политике
5. Гендерные критерии развития культуры, науки и образования
IV. Перспективы осуществления гендерной стратегии

Файлы: 1 файл

Гендер.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

Гендерная стратегия предусматривает, что мужчины и женщины не только должны адаптироваться к изменениям, но и стать главными действующими лицами в современном обществе, которое определяется в Кельнской Хартии как общество знания. Это требует усилий по преодолению возникающего в постсоветский период разрыва между теми, кто сумел адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, и теми, кто может быть исключён из активной жизни на долгое время. Образование, подготовка и переподготовка оказывают сегодня все большее влияние на шансы молодежи и людей среднего поколения добиться личного успеха и профессионального роста.

Стратегия направлена на совершенствование  системы образования, которая должна:

  • содействовать развитию и повышению престижности неофициального и неформального образования и самообразования;
  • обеспечивать право граждан независимо от их пола на совмещение обучения с работой и семейной жизнью;

Залог осуществимости столь масштабных целей - солидарная ответственность  государства в лице федеральных  и местных органов законодательной  и исполнительной власти, заинтересованных министерств и ведомств, а также социальных партнёров государства - институтов гражданского общества и органов самоуправления, представителей бизнеса, неправительственных организаций и, в первую очередь, самих граждан.

Среди основных направлений культурной и образовательной политики, ориентированной на поддержание и развитие гендерной демократии, следует выделить:

  • Целевое увеличение инвестиций в человеческий капитал, которые по значимости не уступают инвестициям в экономическое развитие страны и, более того, должны рассматриваться как важнейшая предпосылка экономической модернизации на перспективу и условие долгосрочного стратегического планирования, осуществляемого на основе принципа гендерного равенства;
  • Разработку гендерной составляющей стратегического прогноза развития России;
  • Обеспечение равных возможностей и постоянного доступа к непрерывному образованию для всех граждан независимо от их возраста и пола, места проживания и социального положения;
  • Разработку эффективных методов преподавания на всех уровнях системы образования и воспитания для преодоления существующих гендерных различий;
  • Расширение сфер деятельности, в которых ценится не только базовое образование, но и стремление к непрерывному повышению компетенции через систему неофициального и неформального обучения(10);
  • Содействие развитию современных информационных технологий дистанционного обучения для расширения возможностей получения качественного образования по месту жительства;
  • Содействие развитию гендерных исследований, имеющих теоретическую и научно-практическую значимость для развития гендерного равенства;
  • Поддержку деятельности государственных и негосударственных научно-исследовательских и экспертных центров, в функции которых входит междисциплинарное изучение гендерных отношений и осуществление мониторинга в различных этнических, конфессиональных и социальных средах, подготовка и проведение гендерных экспертиз в области политической, законотворческой, экономической, социальной и образовательной деятельности, а также перевод иноязычных текстов и популяризация результатов научных исследований по тематике гендерного равенства;
  • Разработку и введение специализированных курсов и гендерных образовательных программ на всех уровнях образовательной системы - от дошкольного воспитания до среднего, высшего и последипломного образования, а также поддержку уже существующих курсов по гендерной проблематике и распространение имеющегося опыта.
  • Введение гендерной составляющей в образовательные стандарты средней школы, образовательные стандарты всех специальностей в системе высшего и профессионального образования, а также в учебные планы повышения квалификации госслужащих, специалистов органов исполнительной власти, депутатов всех уровней;
  • Создание учебно-методического объединения по гендерной экспертизе учебной литературы, профессиональной переподготовке педагогических кадров, а также учебно-методической базы для преподавания основ гендерных знаний (учебников, учебных пособий для всех звеньев образовательного процесса.

 

 

 

 

 

IV. ПЕРСПЕКТИВЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГЕНДЕРНОЙ СТРАТЕГИИ

Государственная гендерная стратегия  должна рассматриваться как стратегия  осуществления целей и задач, закрепленных в Конституции Российской Федерации и в ратифицированных Российской Федерацией важнейших международных документах, в которых зафиксированы принципы гендерного равенства. Среди этих документов - Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Декларация и Программа действий Всемирной Конференции по правам человека, Декларация и Платформа действий Всемирной Конференции по улучшению положения женщин, Итоговые документы Генеральной Ассамблеи ООН (Нью-Йорк, 2000 г.).

Реализация положений Стратегии  предполагает разработку планов действий на федеральном, региональном и отраслевом уровнях, а также разработку и реализацию мер государственной поддержки научных, образовательных и иных проектов в области гендерной политики. Конкретизация положений настоящего документа применительно к отдельным сферам деятельности общества и государства и особенностям проведения государственной политики по различным субъектам Российской Федерации может быть осуществлена при разработке программ развития субъектов Российской Федерации. Осуществление Стратегии должно быть обеспечено обоснованным финансированием.

В число приоритетных задач на период до 2004 г. (первый этап) входят:

  • Разработка Национального плана действий по осуществлению Стратегии на период до 2010-2015 гг. (в рамках Национального плана будут уточнены дальнейшие этапы осуществления Стратегии и определены пилотные проекты для каждого из этапов);
  • Подготовка пакета предложений по перспективному плану законотворческой деятельности в области гендерной политики;
  • Проведение гендерной экспертизы отраслевых стратегий, концепций и доктрин и подготовка предложений по коррекции осуществляемых планов;
  • Создание организационных структур на федеральном уровне, имеющих необходимые полномочия для координации работы в рамках осуществления Стратегии;

Разработка и проведение информационной кампании по популяризации идей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ссылки:

  • (1) Компенсационные меры обоснованы тем, что женщины в период вынашивания, рождения и выкармливания грудных детей, осуществляя социально полезную функцию для общества в целом, отстают от остальных женщин и мужчин в образовательном и профессиональном плане.
  • (2) В Российской Федерации в интересах улучшения охраны труда работающих граждан в рамках Федеральной целевой программы улучшения условий и охраны труда на 1998-2000 годы разработан Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин. При подготовке Перечня принимался во внимание фактор современного состояния экономики и положения женщин на рынке труда с тем, чтобы его введение в действие не вызвало массового высвобождения.
  • (3) В новом Трудовом кодексе Российской Федерации учтены соответствующие положения Конвенции МОТ 156.
  • (4) По сравнению с 1999 г. произошло заметное снижение удельного веса малоимущих женщин и мужчин. По данным выборочного обследования бюджетов домашних хозяйств, проведенного Госкомстатом России, удельный вес малоимущих женщин с располагаемыми ресурсами ниже величины прожиточного минимума в 1998 г. составлял 33,6%, в 1999 г. - 46,5%, в 2000 г. - 36,5%; у мужчин этот показатель составлял соответственно 36,2; 48,4; 38,2. По прогнозным оценкам к 2004 году доля населения с доходами ниже прожиточного минимума должна составить 21-22%.
  • (5) По продолжительности жизни (60-65 лет: 59 лет у мужчин и 72 года у женщин) Россия занимает 32 место в мире.
  • (6) В России в возрасте до 50 лет насчитывается одинаковое число мужчин и женщин, однако среди лиц 60 лет и старше женщины составляют 69,1 %, а среди лиц старше 70 лет - 75,8 %. Разрыв в численности пожилых мужчин и женщин увеличивается в зависимости от возраста и места жительства: в сельской местности он может достигать соотношения 1:10.
  • (7) Меморандум Комиссии ЕС по учёбе через всю жизнь (Брюссель, 30 октября 2000 г.).
  • (8) Стратегия, направленная на обеспечение права "учиться через всю жизнь" в последнее время обозначается в документах ЕС термином "лайфлонг" (во всей жизни), что акцентирует внимание на временном аспекте данной стратегии, т.е. на постоянно или периодически возобновляемом характере обучения. Как отмечается в Меморандуме Комиссии ЕС по учёбе через всю жизнь, этот "вновь введённый термин обогащает картину, акцентируя внимание на размах учёбы, которая осуществляется во всём диапазоне нашей жизни, на любом её поприще".
  • (9) Кельнская Хартия "Цели и задачи пожизненного обучения" (пересмотренный вариант от 15 июня 1999 года).
  • (10) В Меморандуме Комиссии ЕС по учёбе через всю жизнь даются следующие дефиниции трех основных типов целенаправленной образовательной деятельности:
    1. Официальная учёба "проходит в учреждениях образования и подготовки и ведёт к признаваемым дипломам и квалификациям".
    2. Неофициальная учёба "проводится бок о бок с основной системой образования и подготовки и обычно ведёт к официальным сертификатам. Неофициальная учёба проводится на рабочем месте и через мероприятия организаций и группировок гражданского общества (таких, как молодёжные организации, профсоюзы и политические партии). Она также может проводиться организациями и службами, созданными для дополнения официальной системы (такими, как: художественные, музыкальные и спортивные классы, частные репетиторы для подготовки к экзаменам)".
    3. Неформальная учеба - "естественное сопровождение повседневной жизни. В отличие от официальной и неофициальной учёбы, неформальная учёба необязательно является целенаправленной и поэтому не может как следует признаваться как вклад в знания и умения даже самими людьми".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература и источники:

1.Гендерная  стратегия Российской Федерации,  Москва 2002г

2.Википедия

3.Сайт gender.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Гендерная стратегия в Российской Федерации