- Выравнивание уровня оплаты труда между отраслями и снижение различий в характере и оплате труда между женщинами и мужчинами с безусловным
соблюдением требования равной оплаты
за равный труд;
- Изменения в сторону гендерного равенства процентной доли принадлежащей женщинам и мужчинам или контролируемой ими собственности с учетом экономического положения регионов, их этнокультурной специфики и
характерных для них национальных укладов
жизни;
- Повышение уровня занятости на основании принципов гендерного равенства;
- Снижение уровня и масштабов безработицы с установкой на полное искоренение таких явлений, как очаговая или массовая безработица, имеющая
в большинстве случаев признаки гендерной
дискриминации;
- Улучшение условий труда с учетом гендерной специфики и применения гибкого подхода к высвобождению женщин с тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда (2). Такое высвобождение
предполагает строгое соблюдение работодателями
обязательных стандартов в вопросах охраны
здоровья мужчин и женщин и становится
возможным при согласовании перечня запрещенных
работ с женскими неправительственными
организациями;
- Разработка и осуществление федеральных и региональных государственных программ развития малого предпринимательства с обязательным выделением мер по развитию женского и семейного предпринимательства с организацией
бизнес-инкубаторов;
- Совершенствование консультативных и кредитных служб, специализирующихся в области мелкого и среднего предпринимательства, а также в области целевой поддержки женщин-предпринимателей;
- Создание условий для трудовой деятельности и успешной
карьеры лицам с семейными обязанностями
с принятием особых мер по защите материнства
и укрепления равенства между мужчиной
и женщиной (3);
- Развитие межгосударственных и национальных
инфраструктур для поддержки малого и
среднего предпринимательства, в том числе
женского и семейного.
Кардинальное изменение доминирующей
направленности государственной экономической
политики с учетом ее гендерного измерения
позволит "очеловечить" бизнес в
России, придав ему характер социально ориентированного
предпринимательства.
К основным характеристикам социально
ориентированного предпринимательства
относятся:
- Усиление гуманитарной мотивации трудовой деятельности и самого бизнеса, что содействует переориентации
крупного и среднего предпринимательства
на поиск долгосрочных стратегий развития,
в рамках которых оправданными с экономической
точки зрения становятся инвестиции в
"человеческий капитал". Этот "гуманитарный
поворот" свидетельствует о зрелости
рыночных отношений и укреплении позиций
правового государства. Он является основой
для согласования национальных (государственных)
и корпоративных интересов, что обеспечивает
как эффективность государственной экономической
политики, так и защиту частного капитала,
а также привлекательность инвестиций.
При этом в современной России трудовая
деятельность и социально ответственный
бизнес, связанные с инвестициями в образование,
здравоохранение, бытовое обслуживание
и социальные технологии, характерны,
по преимуществу, для женщин, работающих
по найму, и для женского предпринимательства;
- Распространение и развитие укрепляющего институт семьи семейного бизнеса,наиболее перспективного
в эпоху глобальной информатизации. Информационные
технологии открывают возможность создания
широкой сети рабочих мест "на дому"
со свободным графиком работы и новыми
формами разделения труда, а также повышают
конкурентоспособность так называемых
"виртуальных семейных фирм", ориентированных
на солидарность поколений, поскольку
в их деятельности могут принять участие
все члены семьи, независимо от пола и
возраста;
- Вытеснение "силовых" и "командных" методов решения проблем в сфере управления бизнесом экономическими методами с развитием социального партнерства и духа взаимопомощи.
Основными препятствиями на пути к
гендерной справедливости в сфере
трудовой занятости и бизнеса
являются:
- Очевидная (полностью подтверждаемая статистикой) дискриминация женщин на разных этапах приватизации, что предопределило неравные стартовые возможности и сделало
заведомо неконкурентоспособным бизнес
подавляющего большинства женщин-предпринимателей;
- Отсутствие компенсационных механизмов и отлаженной системы государственной поддержки женского предпринимательства, а также целевых инвестиций в его развитие.
- Криминализация бизнеса эпохи первичного накопления, которая способствовала бурному развитию "теневой экономики", превратив крупный и, частично, средний бизнес в современной России в чисто "мужское занятие";
- Низкий уровень безопасности малого и среднего предпринимательства,
защиты от рэкета, что также ставит мужчин
и женщин в заведомо неравные условия;
- Неразвитость механизмов финансирования, кредитования и инвестиционной поддержки малого и среднего бизнеса, в том числе женского предпринимательства;
- Забюрократизированность в работе органов, регламентирующих деятельность субъектов предпринимательства и связанные с этим чрезмерная усложненность и противоречивость нормативно-правовой базы;
- Несовершенство процедур регистрации предприятий и организаций, лицензирования предпринимательской
деятельности и согласования проектной
документации создаваемых предприятий,
что связано с отсутствием обязательной
гендерной экспертизы.
Если собственно рыночные отношения
не могут преодолеть эти препятствия
и служить универсальным регулятором
экономически эффективного и справедливого
в гендерном отношении порядка, то такую
функцию в соответствии с конституционно
закрепленным принципом социального государства
призвана выполнять гендерно ориентированная
экономическая политика государства.
2. Гендерный подход к планированию
в сфере социальной политики
От того, насколько ответственно
и оперативно реагирует государство
и гражданское общество на динамику
изменений в сфере гендерных
отношений, предупреждая возникновение
и распространение негативных тенденций
и стимулируя развитие гендерной солидарности,
непосредственно зависят качество и уровень
жизни населения России, политическая
и социальная стабильность, доверие народа
к власти и престиж нашей страны в глазах
мирового сообщества.
Эффективность государственной политики
и степень ее социальной ответственности
во многом предопределена характером
и объемом долгосрочных инвестиций
в "человеческий капитал", который
складывается из востребованных обществом
личных способностей, знаний и навыков.
Основу этого капитала составляют духовное,
психическое и физическое здоровье женщин
и мужчин, а важнейшую роль в его воспроизводстве
играет рождение и воспитание детей. Это
делает приоритетными функциями государственной
политики защиту материнства и детства,
повышение социального статуса женщины-матери,
совмещающей свои семейные обязанности
с работой, образованием, общественной
деятельностью и гражданской активностью.
Роль Стратегии многократно
возрастает в период масштабного
и единовременного политического
и экономического реформирования, которое
не должно быть сопряжено с потерями социальных
гарантий и завоеваний, с ущемлением прав
женщин и детей. Именно эти категории населения
требуют особого внимания и адресной защиты
в условиях высокой социальной динамики,
что исключительно важно при определении
основных ориентиров и приоритетов государственной
политики. Переход на адресный принцип
оказания социальной поддержки положительно
сказался на динамике гендерных показателей
уровня жизни и социального развития в
современной России (4), но он не может решить
все возникающие проблемы.
Стратегия направлена на расширение
системной государственной поддержки
уязвимых групп в интересах гендерного
равенства. Ее реализация позволит:
- Сохранить доверие к курсу социально ответственных реформ, на всех этапах разработки и осуществления которых необходимо учитывать цели и задачи государственной
гендерной политики;
- Инвентаризировать на основании результатов гендерной экспертизы проекты и программы, не отвечающие этим требованиям с установкой на минимизацию социальных рисков и возможного ущерба, связанного с пренебрежением гендерной специфики при принятии
решений;
- Устранить или существенно снизить деструктивные с точки зрения гендерной справедливости последствия, сопряженные с переходом от тотального государственного вмешательства в сферу производства, распределения и потребления к развитию рыночных
отношений, стимулированию самоуправления
и содействию саморазвитию.
В число задач Стратегии также
входит:
- Поддержка со стороны государства процесса становления и развития негосударственной социальной инфраструктуры, основанной на принципах самоорганизации
и гендерной справедливости;
- Вытеснение нерациональных структур производства и потребления с пропагандой системы ценностей, поощряющей рациональный образ жизни и структуры потребления, для чего необходимы совместные усилия органов исполнительной и законодательной
власти, потребителей и производителей.
Особое внимание при этом следует уделять
значительной роли женщин и домашних хозяйств,
выступающих в качестве потребителей,
а также потенциальному воздействию их
совокупной покупательной способности
на экономику;
- Повышение статуса и престижности неоплачиваемой работы по дому и уходу за детьми, стимулирование изменения ролевых функций в сторону более равномерного участия мужчин и женщин в выполнении этих обязанностей;
- Повышение доли семейного бюджета, предназначенной
для получения или повышения образования,
обеспечения и улучшение медицинского
обслуживания;
- Стимулирование накоплений личных страховых средств в интересах семьи и передаче семьям жилищных субсидий, гарантирующих необходимое (достаточное) количество и
качество потребляемых благ, что усилит
здоровую конкуренцию между государственными
и частными учреждениями, предоставляющими
социальные услуги;
- Создание экономических предпосылок для постепенного перехода на подушевое финансирование социальных услуг с введением
личных страховых и накопительных счетов
в интересах гендерного равенства;
- Увеличение процента кредитов, финансовой помощи и услуг из государственных и негосударственных источников, приходящихся на женщин и мужчин;
- Увеличение числа женщин в местных организациях,
в том числе женщин, занимающих в них высшие
руководящие должности;
- Восстановление социально-защитной роли государства по отношению к работникам с ребенком в возрасте до 1,5 лет в части режимов работы (ночные, сверхурочные, командировки, правила
увольнения и трудоустройства) с соблюдением
этих прав для отцов, воспитавших ребенка
без матери;
- Увеличение льгот по подоходному налогу (стандартные вычеты на детей) для работников, в семьях которых душевой доход ниже прожиточного минимума (величина необлагаемого
налогом дохода во всех случаях должна
быть не ниже установленной законом минимальной
заработной платы в экономике);
- Введение государственных мер поддержки женщин, оказавшихся в сложной ситуации по не зависящим от них причинам (например, включение
в профессиональную деятельность после
отпуска по уходу за ребенком и т.п.);
- Защита прав женщин в неформальном секторе экономики, где особенно отчетливо проявляется дискриминация и насилие над женщинами.
- Расширение участия женщин на местном уровне в программах
подготовки кадров или сетевых организациях
по сравнению с мужчинами.
Особого внимания заслуживает глубинная связь гендерного и геронтологического
аспектов социальной политики. Это
обусловлено тем, что специфика демографической
ситуации в России заключается:
- в убыстряющемся "старении общества" и заметном снижении средней продолжительности жизни (5);
- в очевидной тенденции, проявляющейся в увеличении доли женщин среди населения
старше трудоспособного возраста (6).
Проблема заключается в том,
чтобы в рамках единой стратегии
долгосрочного развития соединить
трудно соединимое: обеспечить динамичное
развитие стареющего общества. Среди ожидаемых
существенных социальных последствий
"старения общества" выделяются:
- качественное изменение социальных ролей с перспективой исчезновения гендерной асимметрии в ряде сфер деятельности и занятости, значительно более активного
участия и представительства женщин в
политической деятельности;
- изменение структуры занятости за счет увеличения числа работающих граждан старше трудоспособного возраста (основную долю в этой половозрастной группе составляют женщины) при одновременном
сокращении лиц трудоспособного возраста;
- адаптационное совершенствование пенсионного законодательства и, в частности, изменение пенсионного возраста в сторону большей вариативности (посредством увеличения пенсионного порога и/или введения гибкой системы выхода
на пенсию с правом прерывать и возобновлять
трудовую деятельность по желанию, что
служит условием более равномерного сочетания
семейных и профессиональных обязанностей);
- распространение пожизненного образования и обучения, что связано, в частности, с
необходимостью адаптироваться к новым
тенденциям в сфере разделения труда и
совершенствованием информационно-коммуникативных
технологий (см. соотв. разделы Стратегии).
3. Гендерные проблемы
в области здравоохранения и
перспективы их решения
Основная проблема в области
здравоохранения - обеспечение охраны
здоровья женщин и мужчин в течение
всего жизненного цикла. При этом
особое внимание обращается на опасные
тенденции, которые вызваны социальными
причинами и имеют серьезные
медицинские последствия:
- падение рождаемости на фоне высокого уровня смертности;
- понижение эффективности системы медицинского обслуживания, что серьезно ограничивает доступ женщин и мужчин к медицинским услугам;
- большое количество абортов, которые, несмотря на некоторое сокращение, остаются
одним из средств регулирования деторождения;
- рост гинекологических заболеваний и беременности девочек в подростковом возрасте;
- распространение наркомании и алкоголизма среди молодежи;
- распространения ВИЧ/СПИДа (до 90% вновь зарегистрированных ВИЧ-инфицированных
являются внутривенными потребителями
наркотиков) и других заболеваний, передающихся
половым путем;
- ухудшение качества жизни и состояния здоровья беременных женщин, что приводит к резкому сокращению нормальных родов;
- высокий уровень материнской и младенческой смертности.
Реализация Стратегии в области
здравоохранения должна осуществляться
в рамках действующих государственных
программ:
- Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, которая ежегодно утверждается
Правительством Российской Федерации
и обеспечивает гражданам России, независимо
от пола, равный доступ к диагностированию,
получению медицинской и социальной помощи;
- Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)", в рамках которой действует
подпрограмма "Неотложные меры по предупреждению
распространения в Российской Федерации
заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита
человека (Анти-ВИЧ/СПИД)".
Одно из основных направлений гендерно
ориентированной социальной политики
- охрана здоровья населения и, прежде
всего, повышение продолжительности
здоровой (активной) жизни и репродуктивного
здоровья женщин и мужчин. Значимость
этой проблемы многократно возрастает
в связи с резким падением рождаемости
в России и высоким уровнем смертности.
Положения Стратегии по вопросам, связанным
с осуществлением мер в этой области, полностью
совпадают с Концепцией охраны репродуктивного
здоровья населения России на 2000-2004 годы
и Планом мероприятий по ее реализации
(Концепция утверждена межведомственной
коллегией Минздрава РФ, Минобразования
РФ, Минтруда и социального развития РФ,
протокол №7 от 11.04.2000 г.).
4. Гендерные требования
к информационной политике
Государственная гендерная стратегия
исходит при определении системы требований
к информационной политике Российской
Федерации из положений Окинавской хартии
глобального информационного общества,
принятой на саммите "Большой восьмерки"
22 июля 2000 г., Концепции формирования и
развития единого информационного пространства
России и соответствующих государственных
информационных ресурсов (Одобрена решением
Президента Российской Федерации 23 ноября
1995 г.), Доктрины информационной безопасности
Российской Федерации (разработана Советом
безопасности в 1999г.) и Федеральной целевой
программы "Электронная Россия на 2002-2010
годы: планируемые действия, обоснование
их необходимости, предполагаемые затраты
и ожидаемый эффект в социальной и экономической
сферах".
Внедрение информационных технологий
способно качественно изменить характер
социальных отношений, существенно расширить
диапазон возможных способов самореализации
для женщин и мужчин, отдающих время и
силы воспитанию детей и выполняющих неоплачиваемую
работу по дому.