Гендерная стратегия в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 14:49, реферат

Описание работы

На современном историческом этапе самым актуальным становится обеспечение перехода России к устойчивому социальному развитию, что требует формирования новой социальной стратегии, сбалансированной в трех направлениях: экономико-экологическом, организационно-политическом и социокультурном.
Социальная стратегия, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации, предполагает включение гендерной компоненты, так как в соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации "мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации", а социальные отношения между мужчинами и женщинами выступают ныне как одна из главных проблемных парадигм XXI века.

Содержание работы

Введение
I. Общие положения
II. Цели и задачи государственной гендерной политики
III. Гендерный потенциал социального развития (измерение, прогнозирование, планирование)
1. Гендерно ориентированная экономическая политика и социально ответственный бизнес
2. Гендерный подход к планированию в сфере социальной политики
3. Гендерные проблемы в области здравоохранении и перспективы их решения
4. Гендерные требования к информационной политике
5. Гендерные критерии развития культуры, науки и образования
IV. Перспективы осуществления гендерной стратегии

Файлы: 1 файл

Гендер.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)
  • Выравнивание уровня оплаты труда между отраслями и снижение различий в характере и оплате труда между женщинами и мужчинами с безусловным соблюдением требования равной оплаты за равный труд;
  • Изменения в сторону гендерного равенства процентной доли принадлежащей женщинам и мужчинам или контролируемой ими собственности с учетом экономического положения регионов, их этнокультурной специфики и характерных для них национальных укладов жизни;
  • Повышение уровня занятости на основании принципов гендерного равенства;
  • Снижение уровня и масштабов безработицы с установкой на полное искоренение таких явлений, как очаговая или массовая безработица, имеющая в большинстве случаев признаки гендерной дискриминации;
  • Улучшение условий труда с учетом гендерной специфики и применения гибкого подхода к высвобождению женщин с тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда (2). Такое высвобождение предполагает строгое соблюдение работодателями обязательных стандартов в вопросах охраны здоровья мужчин и женщин и становится возможным при согласовании перечня запрещенных работ с женскими неправительственными организациями;
  • Разработка и осуществление федеральных и региональных государственных программ развития малого предпринимательства с обязательным выделением мер по развитию женского и семейного предпринимательства с организацией бизнес-инкубаторов;
  • Совершенствование консультативных и кредитных служб, специализирующихся в области мелкого и среднего предпринимательства, а также в области целевой поддержки женщин-предпринимателей;
  • Создание условий для трудовой деятельности и успешной карьеры лицам с семейными обязанностями с принятием особых мер по защите материнства и укрепления равенства между мужчиной и женщиной (3);
  • Развитие межгосударственных и национальных инфраструктур для поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе женского и семейного.

Кардинальное изменение доминирующей направленности государственной экономической  политики с учетом ее гендерного измерения позволит "очеловечить" бизнес в России, придав ему характер социально ориентированного предпринимательства.

К основным характеристикам социально  ориентированного предпринимательства  относятся:

  • Усиление гуманитарной мотивации трудовой деятельности и самого бизнеса, что содействует переориентации крупного и среднего предпринимательства на поиск долгосрочных стратегий развития, в рамках которых оправданными с экономической точки зрения становятся инвестиции в "человеческий капитал". Этот "гуманитарный поворот" свидетельствует о зрелости рыночных отношений и укреплении позиций правового государства. Он является основой для согласования национальных (государственных) и корпоративных интересов, что обеспечивает как эффективность государственной экономической политики, так и защиту частного капитала, а также привлекательность инвестиций. При этом в современной России трудовая деятельность и социально ответственный бизнес, связанные с инвестициями в образование, здравоохранение, бытовое обслуживание и социальные технологии, характерны, по преимуществу, для женщин, работающих по найму, и для женского предпринимательства;
  • Распространение и развитие укрепляющего институт семьи семейного бизнеса,наиболее перспективного в эпоху глобальной информатизации. Информационные технологии открывают возможность создания широкой сети рабочих мест "на дому" со свободным графиком работы и новыми формами разделения труда, а также повышают конкурентоспособность так называемых "виртуальных семейных фирм", ориентированных на солидарность поколений, поскольку в их деятельности могут принять участие все члены семьи, независимо от пола и возраста;
  • Вытеснение "силовых" и "командных" методов решения проблем в сфере управления бизнесом экономическими методами с развитием социального партнерства и духа взаимопомощи.

Основными препятствиями на пути к  гендерной справедливости в сфере  трудовой занятости и бизнеса  являются:

  • Очевидная (полностью подтверждаемая статистикой) дискриминация женщин на разных этапах приватизации, что предопределило неравные стартовые возможности и сделало заведомо неконкурентоспособным бизнес подавляющего большинства женщин-предпринимателей;
  • Отсутствие компенсационных механизмов и отлаженной системы государственной поддержки женского предпринимательства, а также целевых инвестиций в его развитие.
  • Криминализация бизнеса эпохи первичного накопления, которая способствовала бурному развитию "теневой экономики", превратив крупный и, частично, средний бизнес в современной России в чисто "мужское занятие";
  • Низкий уровень безопасности малого и среднего предпринимательства, защиты от рэкета, что также ставит мужчин и женщин в заведомо неравные условия;
  • Неразвитость механизмов финансирования, кредитования и инвестиционной поддержки малого и среднего бизнеса, в том числе женского предпринимательства;
  • Забюрократизированность в работе органов, регламентирующих деятельность субъектов предпринимательства и связанные с этим чрезмерная усложненность и противоречивость нормативно-правовой базы;
  • Несовершенство процедур регистрации предприятий и организаций, лицензирования предпринимательской деятельности и согласования проектной документации создаваемых предприятий, что связано с отсутствием обязательной гендерной экспертизы.

Если собственно рыночные отношения  не могут преодолеть эти препятствия и служить универсальным регулятором экономически эффективного и справедливого в гендерном отношении порядка, то такую функцию в соответствии с конституционно закрепленным принципом социального государства призвана выполнять гендерно ориентированная экономическая политика государства.

2. Гендерный подход к планированию  в сфере социальной политики

От того, насколько ответственно и оперативно реагирует государство  и гражданское общество на динамику изменений в сфере гендерных  отношений, предупреждая возникновение и распространение негативных тенденций и стимулируя развитие гендерной солидарности, непосредственно зависят качество и уровень жизни населения России, политическая и социальная стабильность, доверие народа к власти и престиж нашей страны в глазах мирового сообщества.

Эффективность государственной политики и степень ее социальной ответственности  во многом предопределена характером и объемом долгосрочных инвестиций в "человеческий капитал", который  складывается из востребованных обществом  личных способностей, знаний и навыков. Основу этого капитала составляют духовное, психическое и физическое здоровье женщин и мужчин, а важнейшую роль в его воспроизводстве играет рождение и воспитание детей. Это делает приоритетными функциями государственной политики защиту материнства и детства, повышение социального статуса женщины-матери, совмещающей свои семейные обязанности с работой, образованием, общественной деятельностью и гражданской активностью.

Роль Стратегии многократно  возрастает в период масштабного  и единовременного политического и экономического реформирования, которое не должно быть сопряжено с потерями социальных гарантий и завоеваний, с ущемлением прав женщин и детей. Именно эти категории населения требуют особого внимания и адресной защиты в условиях высокой социальной динамики, что исключительно важно при определении основных ориентиров и приоритетов государственной политики. Переход на адресный принцип оказания социальной поддержки положительно сказался на динамике гендерных показателей уровня жизни и социального развития в современной России (4), но он не может решить все возникающие проблемы.

Стратегия направлена на расширение системной государственной поддержки уязвимых групп в интересах гендерного равенства. Ее реализация позволит:

  • Сохранить доверие к курсу социально ответственных реформ, на всех этапах разработки и осуществления которых необходимо учитывать цели и задачи государственной гендерной политики;
  • Инвентаризировать на основании результатов гендерной экспертизы проекты и программы, не отвечающие этим требованиям с установкой на минимизацию социальных рисков и возможного ущерба, связанного с пренебрежением гендерной специфики при принятии решений;
  • Устранить или существенно снизить деструктивные с точки зрения гендерной справедливости последствия, сопряженные с переходом от тотального государственного вмешательства в сферу производства, распределения и потребления к развитию рыночных отношений, стимулированию самоуправления и содействию саморазвитию.

В число задач Стратегии также  входит:

  • Поддержка со стороны государства процесса становления и развития негосударственной социальной инфраструктуры, основанной на принципах самоорганизации и гендерной справедливости;
  • Вытеснение нерациональных структур производства и потребления с пропагандой системы ценностей, поощряющей рациональный образ жизни и структуры потребления, для чего необходимы совместные усилия органов исполнительной и законодательной власти, потребителей и производителей. Особое внимание при этом следует уделять значительной роли женщин и домашних хозяйств, выступающих в качестве потребителей, а также потенциальному воздействию их совокупной покупательной способности на экономику;
  • Повышение статуса и престижности неоплачиваемой работы по дому и уходу за детьми, стимулирование изменения ролевых функций в сторону более равномерного участия мужчин и женщин в выполнении этих обязанностей;
  • Повышение доли семейного бюджета, предназначенной для получения или повышения образования, обеспечения и улучшение медицинского обслуживания;
  • Стимулирование накоплений личных страховых средств в интересах семьи и передаче семьям жилищных субсидий, гарантирующих необходимое (достаточное) количество и качество потребляемых благ, что усилит здоровую конкуренцию между государственными и частными учреждениями, предоставляющими социальные услуги;
  • Создание экономических предпосылок для постепенного перехода на подушевое финансирование социальных услуг с введением личных страховых и накопительных счетов в интересах гендерного равенства;
  • Увеличение процента кредитов, финансовой помощи и услуг из государственных и негосударственных источников, приходящихся на женщин и мужчин;
  • Увеличение числа женщин в местных организациях, в том числе женщин, занимающих в них высшие руководящие должности;
  • Восстановление социально-защитной роли государства по отношению к работникам с ребенком в возрасте до 1,5 лет в части режимов работы (ночные, сверхурочные, командировки, правила увольнения и трудоустройства) с соблюдением этих прав для отцов, воспитавших ребенка без матери;
  • Увеличение льгот по подоходному налогу (стандартные вычеты на детей) для работников, в семьях которых душевой доход ниже прожиточного минимума (величина необлагаемого налогом дохода во всех случаях должна быть не ниже установленной законом минимальной заработной платы в экономике);
  • Введение государственных мер поддержки женщин, оказавшихся в сложной ситуации по не зависящим от них причинам (например, включение в профессиональную деятельность после отпуска по уходу за ребенком и т.п.);
  • Защита прав женщин в неформальном секторе экономики, где особенно отчетливо проявляется дискриминация и насилие над женщинами.
  • Расширение участия женщин на местном уровне в программах подготовки кадров или сетевых организациях по сравнению с мужчинами.

Особого внимания заслуживает глубинная связь гендерного и геронтологического аспектов социальной политики. Это обусловлено тем, что специфика демографической ситуации в России заключается:

  • в убыстряющемся "старении общества" и заметном снижении средней продолжительности жизни (5);
  • в очевидной тенденции, проявляющейся в увеличении доли женщин среди населения старше трудоспособного возраста (6).

Проблема заключается в том, чтобы в рамках единой стратегии  долгосрочного развития соединить  трудно соединимое: обеспечить динамичное развитие стареющего общества. Среди ожидаемых существенных социальных последствий "старения общества" выделяются:

  • качественное изменение социальных ролей с перспективой исчезновения гендерной асимметрии в ряде сфер деятельности и занятости, значительно более активного участия и представительства женщин в политической деятельности;
  • изменение структуры занятости за счет увеличения числа работающих граждан старше трудоспособного возраста (основную долю в этой половозрастной группе составляют женщины) при одновременном сокращении лиц трудоспособного возраста;
  • адаптационное совершенствование пенсионного законодательства и, в частности, изменение пенсионного возраста в сторону большей вариативности (посредством увеличения пенсионного порога и/или введения гибкой системы выхода на пенсию с правом прерывать и возобновлять трудовую деятельность по желанию, что служит условием более равномерного сочетания семейных и профессиональных обязанностей);
  • распространение пожизненного образования и обучения, что связано, в частности, с необходимостью адаптироваться к новым тенденциям в сфере разделения труда и совершенствованием информационно-коммуникативных технологий (см. соотв. разделы Стратегии).

3. Гендерные проблемы  в области здравоохранения и  перспективы их решения

Основная проблема в области  здравоохранения - обеспечение охраны здоровья женщин и мужчин в течение  всего жизненного цикла. При этом особое внимание обращается на опасные  тенденции, которые вызваны социальными  причинами и имеют серьезные  медицинские последствия:

  • падение рождаемости на фоне высокого уровня смертности;
  • понижение эффективности системы медицинского обслуживания, что серьезно ограничивает доступ женщин и мужчин к медицинским услугам;
  • большое количество абортов, которые, несмотря на некоторое сокращение, остаются одним из средств регулирования деторождения;
  • рост гинекологических заболеваний и беременности девочек в подростковом возрасте;
  • распространение наркомании и алкоголизма среди молодежи;
  • распространения ВИЧ/СПИДа (до 90% вновь зарегистрированных ВИЧ-инфицированных являются внутривенными потребителями наркотиков) и других заболеваний, передающихся половым путем;
  • ухудшение качества жизни и состояния здоровья беременных женщин, что приводит к резкому сокращению нормальных родов;
  • высокий уровень материнской и младенческой смертности.

Реализация Стратегии в области  здравоохранения должна осуществляться в рамках действующих государственных  программ:

  • Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, которая ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации и обеспечивает гражданам России, независимо от пола, равный доступ к диагностированию, получению медицинской и социальной помощи;
  • Федеральной целевой программы "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)", в рамках которой действует подпрограмма "Неотложные меры по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (Анти-ВИЧ/СПИД)".

Одно из основных направлений гендерно ориентированной социальной политики - охрана здоровья населения и, прежде всего, повышение продолжительности  здоровой (активной) жизни и репродуктивного  здоровья женщин и мужчин. Значимость этой проблемы многократно возрастает в связи с резким падением рождаемости в России и высоким уровнем смертности. Положения Стратегии по вопросам, связанным с осуществлением мер в этой области, полностью совпадают с Концепцией охраны репродуктивного здоровья населения России на 2000-2004 годы и Планом мероприятий по ее реализации (Концепция утверждена межведомственной коллегией Минздрава РФ, Минобразования РФ, Минтруда и социального развития РФ, протокол №7 от 11.04.2000 г.).

4. Гендерные требования  к информационной политике

Государственная гендерная стратегия исходит при определении системы требований к информационной политике Российской Федерации из положений Окинавской хартии глобального информационного общества, принятой на саммите "Большой восьмерки" 22 июля 2000 г., Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов (Одобрена решением Президента Российской Федерации 23 ноября 1995 г.), Доктрины информационной безопасности Российской Федерации (разработана Советом безопасности в 1999г.) и Федеральной целевой программы "Электронная Россия на 2002-2010 годы: планируемые действия, обоснование их необходимости, предполагаемые затраты и ожидаемый эффект в социальной и экономической сферах".

Внедрение информационных технологий способно качественно изменить характер социальных отношений, существенно расширить диапазон возможных способов самореализации для женщин и мужчин, отдающих время и силы воспитанию детей и выполняющих неоплачиваемую работу по дому.

Информация о работе Гендерная стратегия в Российской Федерации