Гендерная стратегия в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 14:49, реферат

Описание работы

На современном историческом этапе самым актуальным становится обеспечение перехода России к устойчивому социальному развитию, что требует формирования новой социальной стратегии, сбалансированной в трех направлениях: экономико-экологическом, организационно-политическом и социокультурном.
Социальная стратегия, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации, предполагает включение гендерной компоненты, так как в соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации "мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации", а социальные отношения между мужчинами и женщинами выступают ныне как одна из главных проблемных парадигм XXI века.

Содержание работы

Введение
I. Общие положения
II. Цели и задачи государственной гендерной политики
III. Гендерный потенциал социального развития (измерение, прогнозирование, планирование)
1. Гендерно ориентированная экономическая политика и социально ответственный бизнес
2. Гендерный подход к планированию в сфере социальной политики
3. Гендерные проблемы в области здравоохранении и перспективы их решения
4. Гендерные требования к информационной политике
5. Гендерные критерии развития культуры, науки и образования
IV. Перспективы осуществления гендерной стратегии

Файлы: 1 файл

Гендер.doc

— 221.50 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем, именно с развитием  информационных технологий связано  обострение многих острых и трудно разрешимых социальных проблем. Среди  проблем, которые требуют принятия неотложных мер в рамках осуществления  государственной гендерной стратегии, следует выделить две проблемы - "информационного неравенства" и "информационной пассивности". Проблема так называемого "информационного неравенства", возникающего внутри общества, усугубляет другие проявления социального неравенства и существенно усиливает связанную с этим тенденцию по дальнейшей социальной атомизации и поляризации. Суть информационного неравенства заключается в том, что происходит заметное вытеснение из активной социальной и политической жизни целых социальных групп, представители которых не могут позволить себе доступ к платным телевизионным каналам и компьютерным сетям, приобретение необходимого оборудования и, в частности, цифровой интерактивной техники.

При этом по мере развития "информационной демократии" (например, прямого участия  в принятии политических решений), усиления контроля за соблюдением авторских прав и лицензионным использованием мультимедийных продуктов все большая часть населения будет подвергаться подобной информационной дискриминации, имеющей явно избирательный характер с точки зрения гендерной статистики. К "информационно изолированным" группам относятся, как правило, женщины, родители-одиночки, люди с низким уровнем доходов, пенсионеры и безработные, а также жители отдаленных от центров районов и сельской местности, лишенные доступа к информационным сетям и современным средствам коммуникации.

Развитие информационного общества в России создает необходимую  социально-экономическую базу для  обеспечения устойчивого саморазвития человеческого потенциала и способно повлиять на всю систему общепринятых представлений. Это предполагает:

  • обеспечение условий для активного развития российской информационной инфраструктуры, участия России в процессах создания и использования глобальных информационных сетей и систем; ее гармоничного включения в мировое интеллектуальное информационное пространство в целях обеспечения духовного обновления России, сохранения и укрепления нравственных ценностей общества, культурного и научного потенциала страны;
  • обеспечение равноправного вхождения граждан России в глобальное информационное сообщество на основе соблюдения прав человека, в том числе гендерных прав и гарантий конфиденциальности любой охраняемой законом информации, имеющейся в информационных системах;
  • обеспечение доступности социально значимой информации для каждого человека, независимо от его пола, образовательного статуса, социального имущественного положения, что предполагает развитие общедоступных информационных сетей, обеспечивающих гарантированный, быстрый и безопасный доступ к соответствующим банкам информации.

Информационное общество, благодаря  развитию электронных средств массовой информации и распространению новейших сетевых технологий, многократно  увеличивает возможности человеческого  интеллекта, сводя на нет традиционные и, зачастую, откровенно дискриминационные по своей природе представления о реестре высоко престижных ("чисто мужских"), и непрестижных ("чисто женских") сфер деятельности и профессий.

Информационная политика в экономической  сфере направлена на создание информационно-технологических условий для вхождения России в международный рынок. С этой целью необходимо развитие единого общенационального информационного пространства в интересах эффективной гендерной адаптации всех групп населения на рынках труда, оптимального использования людских ресурсов и расширения инвестиций в "человеческий капитал" с учетом гендерных особенностей", в том числе:

  • государственная поддержка деятельности российских предприятий по продвижению их продукции на зарубежный информационный рынок, стимулирование использования преимуществ новых информационных технологий для рационального управления экономикой и технологического перевооружения промышленности на основе создания наукоемких технологий, направленных на установление справедливых гендерных отношений на производстве и в сфере потребления;
  • создание и совершенствование информационных систем, обеспечивающих сетевой доступ в сельских и отдаленных от центра районов;
  • удовлетворение растущего спроса на специалистов в области информационных технологий; обеспечение равной доступности для мужчин и женщин непрерывного пожизненного обучения информационным технологиям и новым профессиям, включая дистанционные формы образования, а также создание равных условий для их деятельности по приумножению достижений отечественной науки и техники;
  • создание дополнительных возможностей, необходимых для беспрепятственного предоставления социальным группам, пользующимся меньшей социальной защищенностью (многодетные семьи, одинокие матери, пожилые граждане, лица с ограниченной трудоспособностью) широкого спектра бесплатных услуг в области коммуникаций, включая образовательные услуги и доступ к информации через открытые для широкой публики учреждения;
  • совершенствование на основе информационных технологий новых форм семейной занятости, расширяющих возможность для оптимального сочетания трудовой деятельности и свободного времени, которое женщины и мужчины должны уделять воспитанию детей и совместному ведению домашнего хозяйства;
  • стимулирование представителей среднего и крупного бизнеса к предоставлению новых форм занятости на дому с применением сетевых информационных технологий;
  • расширение возможностей использования ресурсных центров для стимулирования электронной торговли посредством консультирования в целях ведения семейного бизнеса и содействия малому предпринимательству по использованию информационных технологий и расширению их доступа к новым рынкам.

Устойчивость информационного  общества, основанного на эффективном  партнерстве и сотрудничестве, определяется уровнем политической культуры населения и, в частности, признанием таких демократических ценностей как гендерный паритет и высокая толерантность, уважение к особенностям других людей и свободный от гендерной дискриминации обмен знаниями.

Стратегическое планирование и  прогнозирование в сфере развития информационных и коммуникационных технологий должно учитывать гендерную специфику общества, поскольку внедрение этих технологий способно качественно изменить характер социальных отношений вплоть до возникновения новых социальных отношений между полами (гендерное социальное конструирование) и инверсий ролевых функций в процессе возрастной социализации, а также повлиять на всю систему общепринятых представлений.

В этих целях предлагается разработка системы мер, стимулирующих:

  • объединение усилий государственных органов, частного сектора, международных и национальных неправительственных организаций, деятельность которых направлена на решение гендерных проблем, в целях улучшения национальной информационной и коммуникационной инфраструктуры на основе партнерских отношений;
  • создание социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функционирования российских учреждений культуры, вырабатывающих цивилизованные формы и способы формирования в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным интересам страны, воспитания патриотизма и гражданской ответственности за ее судьбу, а также информационных форм общественного контроля за состоянием этих процессов;
  • обеспечение эффективных информационных механизмов общественного контроля и гендерной экспертизы со стороны общественных организаций за реализацией гендерно сбалансированной политики со стороны органов государственной власти;
  • поощрение производства современной информационно-содержательной продукции по популяризации идей гендерного равенства и справедливости.

Особого внимания заслуживает поддержка социальных инициатив журналистов и представителей медиа-бизнеса о повышении ответственности и доверия потребителей к средствам массовой информации и электронным рынкам, включая кодексы поведения, программы подтверждения информационной безопасности и надежности.

В разработке государственной политики, направленной на становление и развитие информационного общества, особо  важным является неоднозначное воздействие  информационных и, в частности, сетевых технологий на взаимоотношения между различными социальными группами, а также государственными органами и гражданским обществом в целом, на образ жизни и национальный уклад, выбор и смену стратегий долгосрочного развития. В этих целях следует обеспечить:

  • повышение эффективности государственного управления и регулирования, а также местного самоуправления в сфере информационной и социальной политики за счет внедрения и массового распространения информационных технологий и создания нормативных и иных технологических предпосылок для развития гражданского общества на основе обеспечения принципов гендерного равенства и свободного доступа к информации;
  • создание нормативной базы, обеспечивающей развитие информационного общества на принципах социальной и гендерной справедливости;
  • оперативное предоставление информационных услуг в режиме реального времени в целях развития гендерной демократии;
  • разработка и внедрение эффективных механизмов защиты личной жизни потребителя информации при обеспечении ее свободного обращения и доступа;
  • разработка и развитие современных методов гендерного мониторинга, а также информационных технологий в целях государственного управления гендерной политикой;
  • осуществление государством мер по недопущению манипулирования информацией (дезинформации, сокрытия или искажения информации), разрушения общенациональных культурных и духовных ценностей, пропаганды образцов массовой культуры, основанных на культе насилия и проституции;
  • разработка специальных мер по предотвращению вытеснения российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и усиления зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур, разрушающих социокультурное пространство России.

5. Гендерные критерии  развития культуры, науки и образования

Исторически сложившееся культурное многообразие - одна из важнейших особенностей Российской Федерации, ее многочисленных регионов, каждый из которых имеет  свою этнокультурную самобытность. Именно эта уникальная особенность российского общества и многовековой опыт созидательного межкультурного взаимодействия в границах единого государства может в настоящее время рассматриваться как основа для политического сближения современной России с Европейским Союзом, как дополнительный, но важный фактор дальнейшей экономической и культурной интеграции нашей страны в мировое сообщество.

При этом следует исходить из того, что ключевой задачей для народов  и правительств Единой Европы на современном этапе является смена многих устоявшихся политических парадигм, культурных стереотипов и образовательных стратегий. Европейский Союз проходит важную фазу становления нового для Западной Европы типа межгосударственной интеграции - фазу перехода от традиционной установки на относительно автономное развитие национальных государств к признанию ценностей федерализма и полиэтнизма на фоне значительного повышения уровня общей гендерной культуры.

В силу этих причин совпадают многие цели культурной и образовательной политики России и Европейского Союза: и там, и здесь во главу угла ставятся ликвидация уродливых проявлений социального и, в частности, гендерного неравенства, искоренение насилия, а также адаптация мужчин и женщин к постоянно изменяющимся политическим реалиям и реформам. Нас объединяет стремление "жить уверенно при культурном, этническом и лингвистическом многообразии"(7). При этом образование рассматривается не только как ключ к эффективному решению всего комплекса этих проблем в XXI-ом веке, но и как эффективный механизм, дающий людям возможность самим планировать свою жизнь на принципах активного гражданства и привлекательности труда.

Выделение адаптационного гендерного аспекта в сфере российской культурной и образовательной политики предполагает перемещение акцента в стратегическом планировании и прогнозировании на модель гендерно ориентированного базового инепрерывного образования, которое часто определяется посредством понятий"пожизненное обучение" и "учёба через всю жизнь"(8). Во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры" (Париж, 9 октября 1998 г.) специально выделяется положение о том, что в процессе выработки и осуществления гендерной стратегии в области научных исследований и высшего образования "необходимо продолжать усилия, направленные на искоренение всех стереотипов, обусловленных признаком пола, учет гендерных аспектов во всех дисциплинах и расширение участия женщин на всех ступенях и во всех дисциплинах, где они недопредставлены, обеспечив, в частности, их более активное участие в процессе принятия решений".

Принципы и целевые установки  пожизненного обучения были выработаны и зафиксированы в Кельнской Хартии(9), принятой в 1999 г. на саммите "Группой восьми" и ставшей руководящим документом при разработке национальных образовательных стратегий стран "Большой восьмерки". По определению, данному в этой хартии, "вызов, с которым в настоящее время сталкиваются все страны, состоит в том, как стать обществом пожизненного обучения и обеспечить его гражданам возможность овладения соответствующими знаниями, профессиональными навыками и квалификацией, которые потребуются им в следующем столетии".

Расширение базового и развитие непрерывного образования предполагает повышение требований к региональным аспектам проводимой политики, поскольку без учета местного уклада народной жизни, этнокультурной и конфессиональной специфики регионов невозможно обеспечить равный доступ к национальному культурному наследию. Кроме того, пожизненное обучение не должно препятствовать укреплению семейных союзов и взаимных обязательств между членами семьи. Напротив, оно само становится фактором местного или регионального возрождения, поскольку требует развития сетевых программ и стратегий, обеспечивающих максимально полный охват рассосредоточенного и изолированного населения, доступность обучения и переподготовки по месту жительства и постоянной работы. Этой цели должна способствовать и соответствующая государственная информационная политика (см. раздел III/3 настоящей Стратегии).

Информация о работе Гендерная стратегия в Российской Федерации