Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 14:49, реферат
На современном историческом этапе самым актуальным становится обеспечение перехода России к устойчивому социальному развитию, что требует формирования новой социальной стратегии, сбалансированной в трех направлениях: экономико-экологическом, организационно-политическом и социокультурном.
Социальная стратегия, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации, предполагает включение гендерной компоненты, так как в соответствии со ст. 19 Конституции Российской Федерации "мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации", а социальные отношения между мужчинами и женщинами выступают ныне как одна из главных проблемных парадигм XXI века.
Введение
I. Общие положения
II. Цели и задачи государственной гендерной политики
III. Гендерный потенциал социального развития (измерение, прогнозирование, планирование)
1. Гендерно ориентированная экономическая политика и социально ответственный бизнес
2. Гендерный подход к планированию в сфере социальной политики
3. Гендерные проблемы в области здравоохранении и перспективы их решения
4. Гендерные требования к информационной политике
5. Гендерные критерии развития культуры, науки и образования
IV. Перспективы осуществления гендерной стратегии
Вместе с тем, именно с развитием
информационных технологий связано
обострение многих острых и трудно
разрешимых социальных проблем. Среди
проблем, которые требуют принятия
неотложных мер в рамках осуществления
государственной гендерной
При этом по мере развития "информационной демократии" (например, прямого участия в принятии политических решений), усиления контроля за соблюдением авторских прав и лицензионным использованием мультимедийных продуктов все большая часть населения будет подвергаться подобной информационной дискриминации, имеющей явно избирательный характер с точки зрения гендерной статистики. К "информационно изолированным" группам относятся, как правило, женщины, родители-одиночки, люди с низким уровнем доходов, пенсионеры и безработные, а также жители отдаленных от центров районов и сельской местности, лишенные доступа к информационным сетям и современным средствам коммуникации.
Развитие информационного
Информационное общество, благодаря
развитию электронных средств массовой
информации и распространению новейших
сетевых технологий, многократно
увеличивает возможности
Информационная политика в экономической сфере направлена на создание информационно-технологических условий для вхождения России в международный рынок. С этой целью необходимо развитие единого общенационального информационного пространства в интересах эффективной гендерной адаптации всех групп населения на рынках труда, оптимального использования людских ресурсов и расширения инвестиций в "человеческий капитал" с учетом гендерных особенностей", в том числе:
Устойчивость информационного общества, основанного на эффективном партнерстве и сотрудничестве, определяется уровнем политической культуры населения и, в частности, признанием таких демократических ценностей как гендерный паритет и высокая толерантность, уважение к особенностям других людей и свободный от гендерной дискриминации обмен знаниями.
Стратегическое планирование и прогнозирование в сфере развития информационных и коммуникационных технологий должно учитывать гендерную специфику общества, поскольку внедрение этих технологий способно качественно изменить характер социальных отношений вплоть до возникновения новых социальных отношений между полами (гендерное социальное конструирование) и инверсий ролевых функций в процессе возрастной социализации, а также повлиять на всю систему общепринятых представлений.
В этих целях предлагается разработка системы мер, стимулирующих:
Особого внимания заслуживает поддержка социальных инициатив журналистов и представителей медиа-бизнеса о повышении ответственности и доверия потребителей к средствам массовой информации и электронным рынкам, включая кодексы поведения, программы подтверждения информационной безопасности и надежности.
В разработке государственной политики, направленной на становление и развитие информационного общества, особо важным является неоднозначное воздействие информационных и, в частности, сетевых технологий на взаимоотношения между различными социальными группами, а также государственными органами и гражданским обществом в целом, на образ жизни и национальный уклад, выбор и смену стратегий долгосрочного развития. В этих целях следует обеспечить:
5. Гендерные критерии развития культуры, науки и образования
Исторически сложившееся культурное многообразие - одна из важнейших особенностей Российской Федерации, ее многочисленных регионов, каждый из которых имеет свою этнокультурную самобытность. Именно эта уникальная особенность российского общества и многовековой опыт созидательного межкультурного взаимодействия в границах единого государства может в настоящее время рассматриваться как основа для политического сближения современной России с Европейским Союзом, как дополнительный, но важный фактор дальнейшей экономической и культурной интеграции нашей страны в мировое сообщество.
При этом следует исходить из того, что ключевой задачей для народов и правительств Единой Европы на современном этапе является смена многих устоявшихся политических парадигм, культурных стереотипов и образовательных стратегий. Европейский Союз проходит важную фазу становления нового для Западной Европы типа межгосударственной интеграции - фазу перехода от традиционной установки на относительно автономное развитие национальных государств к признанию ценностей федерализма и полиэтнизма на фоне значительного повышения уровня общей гендерной культуры.
В силу этих причин совпадают многие цели культурной и образовательной политики России и Европейского Союза: и там, и здесь во главу угла ставятся ликвидация уродливых проявлений социального и, в частности, гендерного неравенства, искоренение насилия, а также адаптация мужчин и женщин к постоянно изменяющимся политическим реалиям и реформам. Нас объединяет стремление "жить уверенно при культурном, этническом и лингвистическом многообразии"(7). При этом образование рассматривается не только как ключ к эффективному решению всего комплекса этих проблем в XXI-ом веке, но и как эффективный механизм, дающий людям возможность самим планировать свою жизнь на принципах активного гражданства и привлекательности труда.
Выделение адаптационного гендерного аспекта в сфере российской культурной и образовательной политики предполагает перемещение акцента в стратегическом планировании и прогнозировании на модель гендерно ориентированного базового инепрерывного образования, которое часто определяется посредством понятий"пожизненное обучение" и "учёба через всю жизнь"(8). Во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры" (Париж, 9 октября 1998 г.) специально выделяется положение о том, что в процессе выработки и осуществления гендерной стратегии в области научных исследований и высшего образования "необходимо продолжать усилия, направленные на искоренение всех стереотипов, обусловленных признаком пола, учет гендерных аспектов во всех дисциплинах и расширение участия женщин на всех ступенях и во всех дисциплинах, где они недопредставлены, обеспечив, в частности, их более активное участие в процессе принятия решений".
Принципы и целевые установки пожизненного обучения были выработаны и зафиксированы в Кельнской Хартии(9), принятой в 1999 г. на саммите "Группой восьми" и ставшей руководящим документом при разработке национальных образовательных стратегий стран "Большой восьмерки". По определению, данному в этой хартии, "вызов, с которым в настоящее время сталкиваются все страны, состоит в том, как стать обществом пожизненного обучения и обеспечить его гражданам возможность овладения соответствующими знаниями, профессиональными навыками и квалификацией, которые потребуются им в следующем столетии".
Расширение базового и развитие непрерывного образования предполагает повышение требований к региональным аспектам проводимой политики, поскольку без учета местного уклада народной жизни, этнокультурной и конфессиональной специфики регионов невозможно обеспечить равный доступ к национальному культурному наследию. Кроме того, пожизненное обучение не должно препятствовать укреплению семейных союзов и взаимных обязательств между членами семьи. Напротив, оно само становится фактором местного или регионального возрождения, поскольку требует развития сетевых программ и стратегий, обеспечивающих максимально полный охват рассосредоточенного и изолированного населения, доступность обучения и переподготовки по месту жительства и постоянной работы. Этой цели должна способствовать и соответствующая государственная информационная политика (см. раздел III/3 настоящей Стратегии).
Информация о работе Гендерная стратегия в Российской Федерации